Конспект занятия «Путешествие в город мастеров»
Тема: «Путешествие в город мастеров»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, художественная литература.
Программные задачи:
Образовательная область «Коммуникация»: формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Закреплять умение детей самостоятельно рассуждать.
Развивать построение высказывания, помогать детям более точно, характеризовать объект, ситуацию; продолжать развивать содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах, событиях.
Образовательная область «Художественная литература»: продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора»: Развитие интереса к народным традициям и обычаям.
Образовательная область «Художественное творчество»: Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида. Закреплять умение создавать композиции на деревянной доске. Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движения руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Развивать умение видеть красоту созданного изображения в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположений линий и пятен. Развивать представления о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись. Продолжать развивать декоративное творчество детей. Развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей.
Предварительная работа с детьми: рассматривание изделий и иллюстраций с городецкой росписью. Чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, загадок; слушание народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рисование элементов городецкой росписи (розаны, купавки, ромашки, бубенчики, кони, птицы).
Словарная работа: ярмарка, купцы, туесок.
Оборудование: поделки, игрушки, иллюстрации русского народно-прикладного искусства, доски, кисти, краски, баночки с водой, кисточки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а поможет нам в этом волшебная карусель!
«Закрутили, завертели
Колесо у карусели.
Еле-еле, еле-еле,
А потом, потом, потом.
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите
Карусель остановите».
Воспитатель: Ребята, а куда это мы попали?! Да ведь это же Ярмарка! (Звучит музыка «Ярмарка»). Посмотрите, какой товар у купцов на прилавках.
1 и 2 купец: Мы ребята удалые,
Мы ребята озорные,
Всех на ярмарку зовем.
Мы игрушки продаем!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что здесь продают, какой товар?
1 купец: У дедушки Якова
Товара всякого.
Налетайте, покупайте,
Что за роспись, угадайте?
Воспитатель: Мы с ребятами знаем и угадаем.
- Ребята посмотрите, какие работы народных мастеров вы узнали?
Дети: Мы узнали дымковскую барышню, дымковского петуха, индюка.
Воспитатель: Молодцы! Кто может рассказать стихотворение о Дымковских расписных игрушках.
1 ребенок: Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
Воспитатель: Хорошо. Еще, какую роспись вы узнали? Назовите предметы, украшенные хохломской росписью.
Дети: Ложки, кружки, чашки, шкатулки.
Воспитатель: Расскажите, кто знает стихотворение о Хохломе.
Хохломская роспись, алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы!
Рощи, перелески, шелковые всплески,
Солнечно-медовой золотой листвы!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие предметы украшенные росписью вы не назвали?
Дети: Городецкие доски, городецкий конь
Воспитатель: Молодцы! Кто может рассказать стихотворение о Городце.
3 ребенок: Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось,
Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась!
Воспитатель: Ребята, а что если нам купить доски у дедушки Якова и подарить их своим близким.
1 купец: Ой, ребята. А досок то на всех не хватит!
Воспитатель: Что же нам делать?
2 купец: Не переживайте, я вам помогу!
Вот дощечечка – доска
Деревянная краса!
Доски вы мои купите
Разукрасьте, распишите!
Будет сюрприз-умиление,
Родным, друзьям на удивление!
Воспитатель: Вот спасибо тебе купец, выручил ты нас!
2 купец: За то, что вы купили все доски. Вот вам туесок, но откроете его в конце своего путешествия.
Воспитатель: Ребята, а мы сейчас пройдем в мастерскую. Распишем доски городецкими узорами и подарим их своим родным.
- Купцы, может, вы тоже пойдете с нами.
Купцы: Конечно, пойдем!
Воспитатель: Ребята пройдите на места.
- Ребята, а вы ничего не почувствовали? А мне показалось, что вы превратились в настоящих городецких мастеров.
- Мастера художники сначала рисуют крупные элементы кистью потолще, а затем мелкие тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой ждут, чтобы краска высохла.
- Не зря в народе есть пословица, «Каков мастер, такова и работа». Мастер старается сделать свою работу, аккуратно, красиво.
- А чтобы вам легче было расписывать доски, я приготовила технологические карточки- подсказки, которые вам подскажут последовательность выполнения работы.
- Давайте вспомним, какие цвета используют городецкие мастера?
Дети: Они используют красный, розовый, синий, голубой, зеленый, черный, белый.
Воспитатель: Какими элементами они расписывают свои изделия?
Дети: Розы, розаны, купавки, ромашки, бутоны, листики.
Воспитатель: Назовите этапы выполнения росписи.
Дети: Первый этап рисования – подмалёвка. Она выполняется кистью № 4, оттенком основного цвета.
Воспитатель: Как получить оттенок?
Дети: Нужно на палитре смешать основной цвет с белилами, получим оттенок.
Воспитатель: Следующий этап.
Дети: Второй этап – тенёвка. Она выполняется кистью № 2, основным цветом. Последний этап – оживка. Она выполняется кистью № 1, белым и чёрным цветом.
Воспитатель: Молодцы.
- А чтобы мастерам лучше работалось, нужно немного размяться.
Физкультминутка: «Красные цветы».
Эти красные цветы
Распускают лепестки.
Ветерок, чуть дышит
Лепестки колышет.
Эти красные цветы
Закрывают лепестки
Воспитатель: «Умелые руки не знают скуки». Мастера уже приступают к работе. Чтобы работы получились яркими, красивыми, выполняйте аккуратно, не торопитесь «Поспешишь – людей насмешишь».
Воспитатель: Хочу напомнить вам правила работы с гуашью и кистью:
- не нажимать с большой силой на кисть;
- не тереть ею бумагу, поверхность которой от этого разрушается;
- следить, чтобы на кисти всегда была краска, не работать сухой кистью;
- для получения оттенка, краски нужно смешать на палитре, при этом важно промывать кисть после каждой краски, чтобы не испачкать другую;
- нельзя грязной кистью макать в банку с краской, особенно после темной краски в светлую; особенно бережного обращения требуют белила;
- промывать кисть в банке с водой надо вращательными движениями, не ударяя кистью о дно банки;
- нельзя оставлять кисть в банке с водой; от этого конец кисти может деформироваться, и кистью неудобно будет работать;
- для удаления лишней воды с кисти нужно пользоваться тряпочкой.
(Самостоятельная работа детей). Звучит музыка спокойная, во время работы детей.
Воспитатель: Ребята – мастера, заканчивайте работы. Кто не успел, закончит в свободное время.
Дети выставляют свои доски на обозрение.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что у нас получилось, и оценим результаты нашего труда.
- Мастер Дима, как называется роспись, которой вы украшали доски?
- Мастер Илья, какими элементами ты расписывал свою доску?
- Мастер Яна, какие кисти ты использовала?
- Что вам особенно запомнилось в нашем путешествии?
Ответы детей.
Воспитатель: Мне ваши работы все понравились. У всех получились работы яркие, оригинальные, все ребята справились с заданием и стали настоящими мастерами. Теперь, вы подарите свои доски вашим близким - в знак вашей благодарности и уважения к ним.
Ребенок: Любовались гости чудом.
Громко восхищалися,
Городецкой красотой
Сраженные осталися.
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Воспитатель: Ребята, теперь нам нужно возвращаться в детский сад. Превращаемся в мальчиков и девочек.
- Ребята, а мы ведь про туесок забыли! Что же там?
Угощения.
- Угощайтесь и прощайтесь!!!
Дети: ДО СВИДАНИЯ!