«Путешествие в мир профессий: оператор БПЛА»

11
2
Материал опубликован 11 April в группе

Конспект урока по профориентации для начальной школы «Путешествие в мир профессий: оператор БПЛА»

Цель: познакомить учащихся с профессией оператора БПЛА, сформировать представление о её значимости в современном мире и развить интерес к технологиям с помощью игровых и практических заданий.

Задачи:

Образовательные: дать базовые знания о профессии оператора БПЛА и сферах применения дронов; познакомить с правилами безопасности при работе с беспилотниками.

Развивающие: развивать критическое мышление через анализ примеров использования БПЛА; стимулировать творческое воображение при проектировании «дрона будущего».

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к технологиям; формировать уважение к профессиям, связанным с инновациями.

Планируемые УУД:

Личностные: развитие познавательного интереса к техническим профессиям; формирование мотивации к обучению через игровые формы работы.

Регулятивные: умение следовать инструкциям при выполнении практических заданий, развитие самоконтроля во время симуляции управления дроном.

Познавательные: поиск и анализ информации о профессии оператора БПЛА; умение устанавливать причинно-следственные связи (например, «Почему дроны используют в спасательных операциях?»).

Коммуникативные: участие в групповом обсуждении, аргументация своего мнения; совместное выполнение заданий (работа в парах/группах).

Целевая аудитория: 3 – 4 класс (9 – 11 лет).

Оборудование: игрушечный дрон или его изображение; квадрокоптеры Пионер базовый, Пионер мини; видеоролик о применении БПЛА; карточки с профессиями (повар, машинист, фотограф и др.); бумага, цветные карандаши для творческого задания; конусы/маркеры для полосы препятствий (имитация управления); «трасса» из бумажных облаков и препятствий (картонных деревьев); аудиозаписи звуков, связанных с разными профессиями.

Ход урока

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие: «Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в мир профессий будущего!

- Для начала предлагаю вам поиграть, я буду включать аудиозаписи звуков, связанных с разными профессиями, ваша задача: отгадать название профессии.

Игра-разминка «Угадай профессию по звуку»:

Жужжание машинки, звук ножниц → Парикмахер

Сирена скорой помощи → Врач/Водитель скорой помощи

Стук клавиатуры → Программист/Офисный работник

Шипение масла на сковороде → Повар

Гудок поезда → Машинист

Лай собаки и шум воды → Грумер/Ветеринар

Скрип мела по доске → Учитель

Шум взлетающего самолета → Пилот/стюардесса

Тиканье часов → Часовщик

Звук молотка → Столяр/Кузнец

Звук полёта квадрокоптера → ?

- Затрудняетесь ответить. А готовы узнать, кто управляет летающими роботами? Тогда вперёд!

2. Основная часть (35 минут)

2.1. Знакомство с профессией (10 минут)

Беседа:

- Что такое БПЛА? (Рассматривание картинок некоторых видов БАС, показ квадрокоптеров Пионер Базовый и Пионер Мини).

- Это беспилотные летательные аппараты.

- Как вы думаете, где их можно использовать? (Ответы обучающихся)

Просмотр видеоролика (отрывок) о применении БПЛА. 

(https://yandex.ru/video/preview/1693537497506076261)  

Дополнения педагога:

1. Военное дело

Разведка и наблюдение: мониторинг территории, обнаружение целей, корректировка огня.

Ударные операции: некоторые БПЛА оснащены ракетами.

РЭБ (радиоэлектронная борьба): подавление сигналов противника.

Доставка грузов: снабжение войск в зонах боевых действий.

2. Гражданские сферы

Сельское хозяйство: опрыскивание полей удобрениями и пестицидами; мониторинг состояния посевов с помощью мультиспектральных камер; анализ засух или заболоченности территорий;

Экология и охрана природы: наблюдение за животными и предотвращение браконьерства; контроль за вырубкой лесов, загрязнением водоёмов и воздуха; мониторинг последствий стихийных бедствий (пожары, наводнения).

Логистика и доставка: доставка медикаментов, продуктов или документов в отдалённые районы; транспортировка небольших грузов.

Строительство и инфраструктура: инспекция ЛЭП, трубопроводов, мостов и вышек сотовой связи; 3D-картография местности для проектирования объектов; наблюдение за ходом строительных работ.

Кино, медиа и реклама: аэросъемка для фильмов, рекламных роликов, клипов; прямые трансляции мероприятий с воздуха (соревнования, концерты).

Спасательные операции: поиск людей в горах, лесах или зонах ЧС (лавины, землетрясения); доставка спасательных средств (жилетов, аптечек) тонущим или заблокированным людям.

Наука и исследования: изучение вулканов, ледников и атмосферы; археологическая разведка труднодоступных мест; метеорология: запуск дронов в зоны ураганов для сбора данных.

3. Коммерческое применение

Недвижимость: съёмка объектов для презентаций.

Туризм: виртуальные экскурсии и панорамные видео.

Ритейл: инвентаризация складов с помощью дронов-сканеров.

Спорт: съёмка экстремальных видов спорта (сноуборд, серфинг).

Рассказ о профессии:

— Ребята, представьте, что у вас есть волшебная летающая машина, которая может подняться высоко в небо, облететь весь город и даже снять видео с высоты птичьего полёта! Знаете, как она называется? Это дрон, или БПЛА маленький, но очень умный летающий робот. А человек, который им управляет, называется оператор БПЛА. Давайте узнаем, чем же он занимается!

Оператор дрона — как капитан корабля, только в небе! С помощью пульта или планшета он управляет полётом дрона, чтобы выполнять разные важные задания. Например, снимать красивые видео для фильмов или мультфильмов,

помогать спасателям искать людей в лесу или после землетрясений, считать животных в заповеднике или следить, чтобы реки не загрязнялись, работать на ферме: с высоты дрон видит, где растут самые спелые ягоды или где нужно полить растения.

- Это сложно? Работа оператором БПЛА требует технических навыков, стрессоустойчивости и ответственности, чтобы им стать, нужно учиться! Необходимо знать:

Математику – чтобы рассчитать, сколько летит дрон и как не столкнуться с препятствиями.

Информатику – ведь часто дронами управляют через компьютерные программы.

Географию – чтобы понимать, над какой местностью он летает.

- А это безопасно?

- Конечно! Операторы всегда соблюдают правила:

- Не запускают дроны рядом с аэропортами, ЛЭП или людьми.

- Учатся управлять аккуратно, чтобы не напугать птиц или животных.

Соблюдение техники безопасности является обязательным условием для предотвращения аварий, травм и юридических последствий.

Основные задачи оператора БПЛА:

- Управление дроном, настройка оборудования.

- Планирование маршрутов, анализ данных с датчиков.

- Соблюдение законов и правил безопасности.

БПЛА – это не только высокотехнологичный инструмент, но и источник удивительных возможностей. Вот лишь некоторые интересные факты о них:

1. Первый дрон взлетел в XIX веке

Прототип беспилотника создал австрийский инженер Вернер фон Сименс в 1870-х годах — это был воздушный шар с бомбой, управляемый по проводам. А в 1916 году британцы разработали радиоуправляемый самолёт «Aerial Target» для тренировки зенитчиков.

Доставка пиццы и лекарств

2. В 2016 году Domino’s Pizza доставила первую пиццу дроном в Новую Зеландию. В Руанде дроны Zipline ежедневно доставляют кровь и вакцины в отдалённые деревни, спасая тысячи жизней.

3. Дрон-рекордсмен

Самый большой серийный дрон — китайский T30 для сельского хозяйства. Он весит 260 кг и может опрыскивать 16 га полей за час. Самый маленький — «RoboBee» размером с насекомого (весит 0,1 грамма).

4. Шоу тысячи дронов

В 2018 году на зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане 1218 дронов с LED-подсветкой синхронно изобразили в небе олимпийские кольца и белого голубя. Рекорд по количеству участников — 5274 дрона (Китай, 2022 год).

5. Дроны-пчелы

Ученые создали робопчёл для опыления растений. Например, проект «RoboBee» от Гарварда имитирует работу настоящих пчел, что критически важно из-за их вымирания.

6. Дроны-пожарные

В Калифорнии дроны «C-Astral» с инфракрасными камерами отслеживают распространение лесных пожаров, а беспилотники «DJI Matrice» сбрасывают огнетушащие гранаты.

Если вам нравятся технологии и приключения, эта профессия, оператор БПЛА, для вас! Кто знает, может, когда вы вырастете, вы станете оператором дронов и будете исследовать вулканы, снимать кино или спасать целые леса!

А теперь вопрос: «Куда бы вы отправили свой дрон, если бы он у вас был?» (Ответы учащихся)

2.2. Творческое задание (15 минут)

- Нарисуйте дрона-помощника и подпишите, для чего он нужен (например, «Дрон-пожарный» или «Дрон-исследователь»).

Практическая работа.

Выставка рисунков: дети показывают свои работы и объясняют идеи.

2.3. Практическое задание «Управляй дроном!» (10 минут)

Симуляция полета:

На полу раскладывают «трассу» из бумажных облаков и препятствий (картонных деревьев). Дети по очереди «управляют» игрушечным дроном, ведя его по маршруту.

3. Закрепление (4 минуты)

Рефлексия:

- Что вам больше всего понравилось?

- Хотели бы вы продолжить обучение в этой области? Какие темы или навыки вас особенно заинтересовали?

- Какие задачи оператора БПЛА показались самыми важными?

- Кем бы вы хотели стать: оператором дрона или тем, кому помогает дрон? Почему?

4. Домашнее задание (1 минута)

1. Рассказать родителям о профессии оператора БПЛА.

2. Нарисовать дрон своей мечты и подписать, для какой профессии он будет полезен.

3. Создать памятку «5 правил безопасного полёта дрона».

Теперь вы знаете, что дроны — это не просто игрушки, а помощники в самых разных делах. Кто знает, может, через 10 лет один из вас станет крутым оператором дронов!

Использованные источники:

https://dzen.ru/a/ZbyzMgRtUhOxQXQT

Комментарии

Интересно! Увлекательно! Полезно! Благодарю за помощь коллегам, Елена Анатольевна!

3
12 April

А Вы, Марина Юрьевна, как всегда очень внимательны к коллегам и никогда не скупитесь на похвалу! Спасибо Вам огромное!!!

1
12 April