Конспект урока по профориентации для начальной школы «Путешествие в мир профессий: оператор БПЛА»
Цель: познакомить учащихся с профессией оператора БПЛА, сформировать представление о её значимости в современном мире и развить интерес к технологиям с помощью игровых и практических заданий.
Задачи:
Образовательные: дать базовые знания о профессии оператора БПЛА и сферах применения дронов; познакомить с правилами безопасности при работе с беспилотниками.
Развивающие: развивать критическое мышление через анализ примеров использования БПЛА; стимулировать творческое воображение при проектировании «дрона будущего».
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к технологиям; формировать уважение к профессиям, связанным с инновациями.
Планируемые УУД:
Личностные: развитие познавательного интереса к техническим профессиям; формирование мотивации к обучению через игровые формы работы.
Регулятивные: умение следовать инструкциям при выполнении практических заданий, развитие самоконтроля во время симуляции управления дроном.
Познавательные: поиск и анализ информации о профессии оператора БПЛА; умение устанавливать причинно-следственные связи (например, «Почему дроны используют в спасательных операциях?»).
Коммуникативные: участие в групповом обсуждении, аргументация своего мнения; совместное выполнение заданий (работа в парах/группах).
Целевая аудитория: 3 – 4 класс (9 – 11 лет).
Оборудование: игрушечный дрон или его изображение; квадрокоптеры Пионер базовый, Пионер мини; видеоролик о применении БПЛА; карточки с профессиями (повар, машинист, фотограф и др.); бумага, цветные карандаши для творческого задания; конусы/маркеры для полосы препятствий (имитация управления); «трасса» из бумажных облаков и препятствий (картонных деревьев); аудиозаписи звуков, связанных с разными профессиями.
Ход урока
1. Организационный момент (5 минут)
Приветствие: «Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в мир профессий будущего!
- Для начала предлагаю вам поиграть, я буду включать аудиозаписи звуков, связанных с разными профессиями, ваша задача: отгадать название профессии.
Игра-разминка «Угадай профессию по звуку»:
Жужжание машинки, звук ножниц → Парикмахер
Сирена скорой помощи → Врач/Водитель скорой помощи
Стук клавиатуры → Программист/Офисный работник
Шипение масла на сковороде → Повар
Гудок поезда → Машинист
Лай собаки и шум воды → Грумер/Ветеринар
Скрип мела по доске → Учитель
Шум взлетающего самолета → Пилот/стюардесса
Тиканье часов → Часовщик
Звук молотка → Столяр/Кузнец
Звук полёта квадрокоптера → ?
- Затрудняетесь ответить. А готовы узнать, кто управляет летающими роботами? Тогда вперёд!
2. Основная часть (35 минут)
2.1. Знакомство с профессией (10 минут)
Беседа:
- Что такое БПЛА? (Рассматривание картинок некоторых видов БАС, показ квадрокоптеров Пионер Базовый и Пионер Мини).
- Это беспилотные летательные аппараты.
- Как вы думаете, где их можно использовать? (Ответы обучающихся)
Просмотр видеоролика (отрывок) о применении БПЛА.
(https://yandex.ru/video/preview/1693537497506076261)
Дополнения педагога:
1. Военное дело
Разведка и наблюдение: мониторинг территории, обнаружение целей, корректировка огня.
Ударные операции: некоторые БПЛА оснащены ракетами.
РЭБ (радиоэлектронная борьба): подавление сигналов противника.
Доставка грузов: снабжение войск в зонах боевых действий.
2. Гражданские сферы
Сельское хозяйство: опрыскивание полей удобрениями и пестицидами; мониторинг состояния посевов с помощью мультиспектральных камер; анализ засух или заболоченности территорий;
Экология и охрана природы: наблюдение за животными и предотвращение браконьерства; контроль за вырубкой лесов, загрязнением водоёмов и воздуха; мониторинг последствий стихийных бедствий (пожары, наводнения).
Логистика и доставка: доставка медикаментов, продуктов или документов в отдалённые районы; транспортировка небольших грузов.
Строительство и инфраструктура: инспекция ЛЭП, трубопроводов, мостов и вышек сотовой связи; 3D-картография местности для проектирования объектов; наблюдение за ходом строительных работ.
Кино, медиа и реклама: аэросъемка для фильмов, рекламных роликов, клипов; прямые трансляции мероприятий с воздуха (соревнования, концерты).
Спасательные операции: поиск людей в горах, лесах или зонах ЧС (лавины, землетрясения); доставка спасательных средств (жилетов, аптечек) тонущим или заблокированным людям.
Наука и исследования: изучение вулканов, ледников и атмосферы; археологическая разведка труднодоступных мест; метеорология: запуск дронов в зоны ураганов для сбора данных.
3. Коммерческое применение
Недвижимость: съёмка объектов для презентаций.
Туризм: виртуальные экскурсии и панорамные видео.
Ритейл: инвентаризация складов с помощью дронов-сканеров.
Спорт: съёмка экстремальных видов спорта (сноуборд, серфинг).
Рассказ о профессии:
— Ребята, представьте, что у вас есть волшебная летающая машина, которая может подняться высоко в небо, облететь весь город и даже снять видео с высоты птичьего полёта! Знаете, как она называется? Это дрон, или БПЛА маленький, но очень умный летающий робот. А человек, который им управляет, называется оператор БПЛА. Давайте узнаем, чем же он занимается!
Оператор дрона — как капитан корабля, только в небе! С помощью пульта или планшета он управляет полётом дрона, чтобы выполнять разные важные задания. Например, снимать красивые видео для фильмов или мультфильмов,
помогать спасателям искать людей в лесу или после землетрясений, считать животных в заповеднике или следить, чтобы реки не загрязнялись, работать на ферме: с высоты дрон видит, где растут самые спелые ягоды или где нужно полить растения.
- Это сложно? Работа оператором БПЛА требует технических навыков, стрессоустойчивости и ответственности, чтобы им стать, нужно учиться! Необходимо знать:
Математику – чтобы рассчитать, сколько летит дрон и как не столкнуться с препятствиями.
Информатику – ведь часто дронами управляют через компьютерные программы.
Географию – чтобы понимать, над какой местностью он летает.
- А это безопасно?
- Конечно! Операторы всегда соблюдают правила:
- Не запускают дроны рядом с аэропортами, ЛЭП или людьми.
- Учатся управлять аккуратно, чтобы не напугать птиц или животных.
Соблюдение техники безопасности является обязательным условием для предотвращения аварий, травм и юридических последствий.
Основные задачи оператора БПЛА:
- Управление дроном, настройка оборудования.
- Планирование маршрутов, анализ данных с датчиков.
- Соблюдение законов и правил безопасности.
БПЛА – это не только высокотехнологичный инструмент, но и источник удивительных возможностей. Вот лишь некоторые интересные факты о них:
1. Первый дрон взлетел в XIX веке
Прототип беспилотника создал австрийский инженер Вернер фон Сименс в 1870-х годах — это был воздушный шар с бомбой, управляемый по проводам. А в 1916 году британцы разработали радиоуправляемый самолёт «Aerial Target» для тренировки зенитчиков.
Доставка пиццы и лекарств
2. В 2016 году Domino’s Pizza доставила первую пиццу дроном в Новую Зеландию. В Руанде дроны Zipline ежедневно доставляют кровь и вакцины в отдалённые деревни, спасая тысячи жизней.
3. Дрон-рекордсмен
Самый большой серийный дрон — китайский T30 для сельского хозяйства. Он весит 260 кг и может опрыскивать 16 га полей за час. Самый маленький — «RoboBee» размером с насекомого (весит 0,1 грамма).
4. Шоу тысячи дронов
В 2018 году на зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане 1218 дронов с LED-подсветкой синхронно изобразили в небе олимпийские кольца и белого голубя. Рекорд по количеству участников — 5274 дрона (Китай, 2022 год).
5. Дроны-пчелы
Ученые создали робопчёл для опыления растений. Например, проект «RoboBee» от Гарварда имитирует работу настоящих пчел, что критически важно из-за их вымирания.
6. Дроны-пожарные
В Калифорнии дроны «C-Astral» с инфракрасными камерами отслеживают распространение лесных пожаров, а беспилотники «DJI Matrice» сбрасывают огнетушащие гранаты.
Если вам нравятся технологии и приключения, эта профессия, оператор БПЛА, для вас! Кто знает, может, когда вы вырастете, вы станете оператором дронов и будете исследовать вулканы, снимать кино или спасать целые леса!
А теперь вопрос: «Куда бы вы отправили свой дрон, если бы он у вас был?» (Ответы учащихся)
2.2. Творческое задание (15 минут)
- Нарисуйте дрона-помощника и подпишите, для чего он нужен (например, «Дрон-пожарный» или «Дрон-исследователь»).
Практическая работа.
Выставка рисунков: дети показывают свои работы и объясняют идеи.
2.3. Практическое задание «Управляй дроном!» (10 минут)
Симуляция полета:
На полу раскладывают «трассу» из бумажных облаков и препятствий (картонных деревьев). Дети по очереди «управляют» игрушечным дроном, ведя его по маршруту.
3. Закрепление (4 минуты)
Рефлексия:
- Что вам больше всего понравилось?
- Хотели бы вы продолжить обучение в этой области? Какие темы или навыки вас особенно заинтересовали?
- Какие задачи оператора БПЛА показались самыми важными?
- Кем бы вы хотели стать: оператором дрона или тем, кому помогает дрон? Почему?
4. Домашнее задание (1 минута)
1. Рассказать родителям о профессии оператора БПЛА.
2. Нарисовать дрон своей мечты и подписать, для какой профессии он будет полезен.
3. Создать памятку «5 правил безопасного полёта дрона».
Теперь вы знаете, что дроны — это не просто игрушки, а помощники в самых разных делах. Кто знает, может, через 10 лет один из вас станет крутым оператором дронов!
Использованные источники:
Горбачёва Марина Юрьевна
Дроздова Елена Анатольевна