12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борисова Лариса Васильевна73
Россия, Свердловская обл., Артемовский
Материал размещён в группе «географы»
2

Урок «Путешествие в поисках клада капитана Врунгеля - обобщения по теме «Гидросфера»»



Методическая разработка урока на конкурс « МОЙ УРОК»

БОРИСОВА ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВНА

учитель географии

МБОУ «СОШ № 9»,

высшая квалификационная категория.


 

Методическая разработка урока

«Путешествие в поисках клада капитана Врунгеля »

 

Итоговый урок обобщения по теме «Гидросфера»
6 класс.

Цель урока: Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме «Гидросфера», обобщить материал как систему знаний.

Задачи:

Обучающие:

Обобщить и систематизировать полученные знания, умения по теме «Гидросфера», подвести итог изучению темы.

Закрепить знания по теме «Мировой океан и его части», «Воды суши», знания карты.

Развивающие:

Активизировать процесс мышления у учащихся.

Развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы.

Научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности.

Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.

Развивать интеллектуальные способности.

Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

Воспитательные:

Формировать у учащихся географическую культуру.

Содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира.

Осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

Оборудование:

Физическая карта полушарий,

Атласы для 6 класса.

Карта воображаемого путешествия.

Контуры географических объектов на карточках

Фотографии, рисунки объектов гидросферы.

Квалификационный тест юного моряка.

Ответы теста (таблица).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Технология: ИКТ

Фамилия, Имя учащегося

задания теста

Общее кол-во баллов

Итоговая оценка за тест

1

2

3

4

5

               

У каждого ученика листок с ручкой.

Дидактические материалы, изготовленные учителем (задания для конкурсов).

Мультимедийный проектор, компьютер.

Мультимедиа ресурсы: собственная разработка компьютерной презентации – урока.

Тип урока: Контроль знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования.

Форма урока: урок – игра.

Используемые педагогические технологии: коллективные способы обучения, проблемное обучение, информационные технологии обучения.

Продолжительность урока – 45 минут.

Подготовительный этап урока - игры:

Класс делится на 5 групп (команды). Составляются списки каждой группы. Команды выполняют задания, участвуют в конкурсах.

Задания устные и письменные, если задание одно для всех. За каждое задание каждой группе выставляются баллы. Если у команды нет ответа, то отвечает другая, получает один дополнительный балл за каждый верный ответ. В подготовке ответов участвуют все члены команды.

Итоги соревнования подводятся по таблице, где учитываются все баллы, полученные в ходе игры. Для проведения игры нужно учитывать возможности класса, можно использовать не все задания. В конце урока все учащиеся получают оценку в журнал.

На доске заполняется таблица для проведения игры.

Раунд

Команда № 1

Команда № 2

Команда № 3

Команда № 4

Команда № 5

1

         

2

         

3

         

4

         

5

         

6

         

Сумма баллов

         

Структура урока:

Организационный момент, постановка целей и задач урока, психологический настрой .

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия.

Обобщение и систематизация знаний и способов действий учащихся. / 30 мин.

Физкультминутка .

Подведение итогов занятия.

Рефлексия .

Домашнее задание.

Оформление класса: на доске тема и план урока, плакаты, эпиграф урока.

Плакаты «Вода – это жизнь», «Самое ценное на Земле – вода»

ХОД УРОКА.

Эпиграф к уроку. "Вода ты просто необходима для жизни, ты и есть жизнь…ты величайшее в мире богатство".

Сент-Экзюпери.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1.Организационный момент, постановка целей и задач урока, психологический настрой .

Приветствие, отметка присутствующих. Объяснение цели и задач урока, психологический настрой ( Слайд № 4).

Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, Нас оно торопит в класс, Ждёт урок ребят сейчас.

Урок сегодня о важном на свете! Урок путешествия о воде. Итак, в путешествие вас приглашаю, Всем удачи я желаю!

 

 

 

 Создание эмоционального фона ,  психологический настрой на урок

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Подготовка к основному этапу урока, установка на урок.

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но, какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот вспомнила я слова поэта А.Т.Твардовского: ( Слайд №5)

Есть два разряда путешествий, Один – пускаться с места вдаль, Другой сидеть себе на месте, И карту атласа листать.

У меня в коробочке очень важная награда – орден ВРУНГЕЛЯ. Кто сегодня отвечает, тот его и получает. В конце урока награды сосчитаем, Победителя узнаем.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад.

Мне сегодня хочется пригласить всех в путешествие. Но, какое же путешествие может быть в середине учебного года?

Я предлагаю вам, отправится в необычное путешествие, мы поплывём искать клад Капитана Врунгеля, который был спрятан на одном из островов в океане. А отыскать его смогут только любознательные, отважные и хорошо подготовленные мореплаватели. Я думаю, что при изучении темы «Гидросфера», вы получили достаточно хорошие знания. А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и мы се­годня отправляемся тоже в сказочное путешествие.

Капитаном корабля буду я, а вы — юнгами. Согласны?

На палубе нашего корабля пять кают, рас­полагайтесь удобнее. Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий, сигнализировать мне в случае затруднений, следить за дисциплиной, чтобы все работали, и, конечно, быть примером во всём.

 

Давайте вспомним правила работы в команде

Правила работы в команде

Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.

Работаем в командах, которые между собой существенно не отличаются.

Стараемся, чтобы все члены команды достигли успеха.

Мы здесь для того, чтобы взаимно помогать друг другу.

Чтобы чему-то научиться, мы должны сотрудничать.

А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок.

В командах возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Перед нами находится карта, т.е путь к заветному кладу. Будет много препятствий на нашем пути. Вы готовы отправиться в путь? Итак, юные искатели приключений, в путь!

Урок сегодня о важном на свете!

Урок путешествия о воде.

Итак, в путешествие вас приглашаю

Всем удачи я желаю!

У меня в коробочке очень важная награда – орден ВРУНГЕЛЯ.

Кто сегодня отвечает, тот его и получает

В конце урока награды сосчитаем

Победителя узнаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команды получают карты путешествия, рассматривают, знакомятся с ней, и знакомятся с орденом ВРУНГЕЛЯ.

Слушают правила работы в группе, выбирают старшего в команде.

Команды берутся за руки и улыбаются друг другу.

Ш. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.

остров «ШКОЛЬНЫЙ»

РАЗМИНКА.

1. Итак, мы находимся на острове «ШКОЛЬНЫЙ»( Слайд № 6)

Чтобы наш корабль начал своё плавание я должна убедиться в ваших знаниях. Поэтому предлагаю провести РАЗМИНКУ ( задаются по очереди вопросы командам). ( Слайд №7,8)

1.Гидросферу изучали, На вопросы отвечали. Вода – минерал, вода – аш-два-о, Вода во вселенной превыше всего. Позвольте вас спросить тогда: В каком состоянии бывает вода?

2. Вода в гидросфере подвижна, То жидкость она, то лёд. Может в пар она превратиться Или в глубины Земли просочиться Так что же такое круговорот?

3. Знаете вы четыре океана? Я прошу их так расположить, Начать нужно с великана, И самым маленьким завершить.

4. Моря есть разные на свете Я хочу спросить о цвете. Кто в них краски растирал ?

Морям названия необычные давал? Назовите моря.

5. Бутылочная почта В океане плывёт. Назовите почтальона, Который её к берегу несёт?

Всем:

Солёность разную имеет вода Постоянной она остаётся у дна. А там, где в океан впадает река Почему солёность меньше всегда?

Морская вода горька, солона. Ею напиться нельзя никогда. В детстве мучит всех вопрос: А кто же соль в море принёс?

Молодцы, можно отправляться в плавание.

Отгадывают загадки

Успешно справившиеся команды награж­даются «орденом Врунгеля», получая 1 балл за каждый верный ответ. Награждение проходит после каждого задания).

2. Задание « ЛОТО»

2. Задание « ЛОТО»

Молодцы, можно отправляться в плавание. И вот мы уже плывем через МОРЕ НАЗВАНИЙ, но здесь очень сильное течение, здесь сильные волны. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и ...карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте. ( Слайд №9)

Необходимо правильно определить географические объекты.

Я буду к карте старших по команде приглашать. И прошу вас без подсказки - выйти вот указка. Атласы вас попрошу открыть, По карте полушарий будем плыть.

 

Благодаря вашим знаниям мы справились и определили названия, которые перепутались.

  Капитаны команд получают карточки с географическими объектами и показывают на карте полушарий, за каждый правильно показанный объект получает 1 балл.

В это время остальные члены команды определяют по контурам карт названия географических объектов, используя атласы

( Для проверки выполнения задания вывешивается лист с правильными ответами , и показывается слайд с пра­вильными ответами названий географических объектов.

Успешно справившиеся команды награж­даются «орденом Врунгеля», получая 1 балл за каждый верный ответ.

3. Задание « ВЫСТАВКА КАРТИН».

Поиски клада продолжаются, и мы зашли в «ПРОЛИВ ХУДОЖНИКОВ». Я думаю, что именно здесь мы сможем приобрести сувениры на память о нашем путешествии. Так и есть, мы попали с вами на великолепную выставку картин, которые можно приобрести, но только в том случае, если вы правильно дадите им определения. Вывешиваются фотографии объектов гидросферы.

( Слайд №12).

Учащимся необходимо узнать, что изображено на фотографиях, и дать опре­деление этих объектов. На «продажу» выставлены «картины»:

«Си­бирские болота» (болото); «Закат на озере» (озеро); «Речные поро­ги» (пороги); «Речка Тихоня» (река); «Горное чудо» (водопад) и другие).

За правильные ответы учащиеся поощряются «орденами Врун­геля».

Задание «ПОЧТА»

Карта восстановлена, можем плыть дальше. Но на ко­рабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, а он называется БЕРЕГ СВЯЗИСТОВ. (Слайд №13)

Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жите­лей-связистов накопилось много корреспонденции, и они соглас­ны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем ра­зобрать им почту. Юнги, за работу!

«Кореспонденция»: болото, река, водохранилище, архипелаг, ледник, цунами, старицы, Средиземное море, родник, залив. « Почтовые ящики»: Мировой океан» и «Воды суши».

МИРОВОЙ ОКЕАН

ВОДЫ СУШИ

Средиземное море,

залив,

архипелаг,

цунами

болото,

водохранилище

река,

родник,

ледник,

старицы.

Каждая команда получает по два «почтовых ящичка» и по 10 «писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам. «Кореспонденция» — это таблички, на которых написаны географи­ческие названия водных объектов. Учащимся необходимо правильно опреде­лить принадлежность географического объекта. Для проверки вывешиваются правильные ответы и показывается. Слайд №14)

Физкультминутка

Да, плавание - это нелегкое дело, и мы должны отдохнуть. Выполним упражнения физкультминутки.

Тихо плещется вода, 
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) 
В небе тучки, как овечки, 
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) 
Мы из речки вылезаем, 
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) 
А теперь глубокий вдох. 
И садимся на песок. (Дети садятся.) 

Выполняют упражнения разминки

5. Задание «Порт «Речной»

Экипаж внимание! У нас «ВНЕПЛАНОВАЯ ОСТАНОВКА» мы попали в руки к пиратам, которые тоже ищут клад, но другой. Они прислали нам «черную метку». На ней написано, что нас отпустят при условии, если мы ответим на ряд вопросов. Для нашего спасения придётся потрудиться всем командам.(Слайд №15).

Вопросы: (Слайд №16).

Что такое «гидросфера»?

Что такое «течение»?

Что такое «солёность»?

Назовите составные части Мирового океана?

В результате чего возникают волны?

Для чего необходимо охранять подземные воды?

Какие озёра встречаются у нас на планете?

Чем питаются реки?

Какими свойствами обладает океаническая вода?

Назовите основные загрязнители гидросферы.

Молодцы, юнги, благодаря вашим знаниям пираты нас отпустили.

Команды отвечают по очереди, дают определения терминам и понятиям.

у каждой по 2 вопроса.

А также обсуждают решения и формулируют выводы.

 

Отдохнув и размявшись, мы продолжаем путешествие, нам предстоит обо­гнуть ПОЛУОСТРОВ УСПЕХА. (Слайд №17). Чтобы правильно сманеврировать, я дол­жна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Пред­лагаю вам пройти квалификационный тест юного моряка.

Вопросы теста на листе. Всего в тесте 5 вопросов, за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл (максимум 5 баллов). Для проверки вывешивается лист с критериями оценок:

5 ответов – «5»,

4 ответа – «4»,

3 ответа – «3»,

2 и менее - «2» и показывается (Слайд № 18) с правильными ответами.

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ

в

г

в

а

б

Квалификационный тест юного моряка.

1. Большая часть гидросферы находится:

а) в подземных водах в) в Мировом океане б) в ледниках г) поверхностных водах суши

2. Выберите правильный ответ: а) перемещение тёплых вод от экватора к полюсам, а холодных – от полюсов к экватору б) процесс возвращения в Мировой океан через осадки испарившейся с его поверхности воды. в) постоянный переход воды из жидкого состояния в твёрдое и газообразное и наоборот г) непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан.

3.Из-за ветра в Мировом океане возникают:

а) волны и цунами б) цунами и течения в) течения и волны

4. У горных рек по сравнению с равнинными скорость течения: а) выше б) такая же в) ниже

5. Если подземные воды находятся между двумя водоупорными пластами, то это воды: а) грунтовые б) межпластовые

Учащиеся осуществляют самоконтроль по ключу, ученики сверяют свои ответы с данными таблицы ключа, заполняют таблицу, а старший юнга выставляет оценки.

 

Итак, Юнги вот уже мы и приплыли к ОСТРОВУ «ПОБЕДА» где зарыт клад капитана Врунгеля. Теперь мы знаем название острова и можем най­ти клад. А вот и сам клад – воздушный шар (достать, откуда – нибудь).

Вы удивлены? Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель приготовил для нас такой подарок — воздушный шар? (Слайд №19).

Правильно, так как следующая тема, «АТМОСФЕРА»- воздушная оболочка земли.

Учащиеся отвечают, что шар воздушный, нужен нам для путешествия по теме «Атмосфера» - это оболочка, которую теперь они будут изу­чать

IV. Подведение итогов урока: (Слайд №20).

Молодцы, ребята. Мы завершили путешествие и нашли клад.

Давайте подсчитаем, сколько баллов набрала каждая команда, оценим вклад каждого участника нашего путешествия и поздравим победителей.

Мы играли, отвечали Гидросферу повторяли. А сейчас медали посчитаем И, оценки получаем.

Я знала, всё у вас получится,

Географию мы с вами будем знать. Всем учащимся, принявших участие В журнал поставлю «хорошо» и « пять».

Подводит итоги игры, поощряются команды, получив­шие наибольшее количество «орденов капитана Врунгеля», и са­мые активные учащиеся.

 

V. Рефлексия

Ребята, а теперь мне бы хотелось, чтобы вы подвели итог нашей работе на уроке, отвечая по схеме: (Слайд №21).

 

П (плюсы)

Понравился ли тебе урок?

 

М (минусы)

Не понравился урок, было много непонятного, вызвало скуку?

 

И (интересно)

Урок вызвал интерес, любопытство?

 
 

 

Отвечают на вопросы, обсуждают свои впечатления от урока.

VI. Домашнее задание

Составить кроссворд ( не менее 10 слов), чайнворд, ребусы по теме «Гидросфера» (Слайд №20).

Закончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно и дружно трудились, И, на уроке вы не ленились.

И, в заключение хочу сказать, Что лучше географии предмета не сыскать, Мир географии огромен, Стремитесь вы его всегда познать.

( Слайд № 22

Спасибо, урок окончен.

(Слайд №23).

Записывают домашнее задание


 

Список литературы:

1. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6–8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.

2. Сиротин В.И., Сиротин И.В. Школьная география в вопросах, ответах и заданиях. 6–10 классы: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2000.

3. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.


 


«Путешествие в поисках клада капитана Врунгеля » 6 класс
PPT / 1.21 Мб

Приложение к «Путешествие в поисках клада капитана Врунгеля
DOC / 1.39 Мб

Аннотация и вывод по уроку Путешествие в поисках клада
DOCX / 19.66 Кб

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.