Статья «Из опыта работы учителя истории»

2
1
Материал опубликован 17 January 2020

МБОУ Монастырщинская средняя школа имени А.И. Колдунова











Из опыта работы учителя истории

Прохоренковой Елены Ивановны

































2019 год

t1579211654aa.jpg



Изучение курса истории средних веков в 6 классе вызывает определённые трудности у учащихся: это и большой объём материала, и порой излишне академический текст, не совсем понятный школьникам. Отличается большим объёмом и параграф «средневековые университеты»

На протяжение ряда лет я изучаю этот материал с помощью некогда популярной песенки «Из вагантов», больше известной нам, как «Песенка студента» Давида Тухманова в исполнении Игоря Иванова или Максима Леонидова. Получается весело и познавательно, ведь в содержании этой шуточной песенки есть ответы на все вопросы, поставленные в конце параграфа.

Заранее даю задание послушать песню и распечатать текст. Так как возможность распечатать есть не у каждого ученика, несколько экземпляров даю ребятам на уроке, чтобы ознакомились с текстом. Сначала слушаем песню полностью, ребятам нравится мелодия, у них сразу поднимается настроение. Затем слушаем каждый куплет отдельно и отвечаем на вопросы.

Во французской стороне, на чужой планете

Предстоит учиться мне в университете.

До чего ж тоскую я –не сказать словами,

Плачьте ж милые друзья горькими слезами.

На прощание пожмём мы друг другу руки

И покинет отчий дом мученик науки.

Вот стою, держу весло, через миг отчалю,

Сердце бедное свело скорбью и печалью.

Вопросы: где находились университеты? Хотелось ли молодым людям учиться? Все ли могли учиться в университетах? Как добирались до дальних мест? Почему весло, почему по рекам?

Тихо плещется вода-голубая лента

Вспоминайте иногда вашего студента

Много зим и много лет прожили мы вместе,

Сохранив святой обет верности и чести,

Ну, так будьте же всегда живы и здоровы,

Верю, день придёт, когда свидимся мы снова.

Вопросы: как долго продолжалась учёба в университете? Какие качества ценила в те времена молодёжь?

Всех вас вместе соберу, если на чужбине

Я случайно не помру от своей латыни.

Если не сведут с ума римляне и греки,

Сочинившие тома для библиотеки.

Если те профессора, что студентов учат

Горемыку-школяра насмерть не замучат,

Если насмерть не упьюсь на хмельной пирушке,

Обязательно вернусь к вам друзья-подружки…

Вопросы: какие предметы и на каком языке изучали студенты? Почему на латыни? В каком объёме изучались предметы? Какие развлечения были у средневековых студентов?

Теперь осталось рассмотреть иллюстрации в учебнике, и материал в лёгкой и доступной форме надолго запомнится учащимся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вы не указали учебник, по которому занимаетесь. Параграфа под таким названием как "средневековые университеты" в учебнике Ведюшкина В. А., Уколовой В. И. нет, в учебнике Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского нет, в учебнике М.Ю. Брандта нет. Конечно, на уроке можно частично использовать лирику Франсуа Вийона, в том числе и его стихи "Прощание со Швабией" в переводе Льва Гинзбурга, но заменить содержание темы "Образование и философия" одним стихотворением нельзя. Спасибо! Благодаря Вам, Елена Ивановна, я ещё раз прочла отдельные стихи ваганов. Последние строки из "Прощания со Швабией" Вот и всё! Прости-прощай, разлюбезный швабский край! Захотел твой житель увидать науки свет!.. Здравствуй, университет, мудрости обитель! Здравствуй, разума чертог! Пусть вступлю на твой порог с видом удрученным, но пройдет ученья срок, – стану сам ученым. Мыслью сделаюсь крылат в гордых этих стенах, чтоб отрыть заветный клад знаний драгоценных!

17 January 2020