Статья «Из опыта работы учителя истории»
МБОУ Монастырщинская средняя школа имени А.И. Колдунова
Из опыта работы учителя истории
Прохоренковой Елены Ивановны
2019 год
Изучение курса истории средних веков в 6 классе вызывает определённые трудности у учащихся: это и большой объём материала, и порой излишне академический текст, не совсем понятный школьникам. Отличается большим объёмом и параграф «средневековые университеты»
На протяжение ряда лет я изучаю этот материал с помощью некогда популярной песенки «Из вагантов», больше известной нам, как «Песенка студента» Давида Тухманова в исполнении Игоря Иванова или Максима Леонидова. Получается весело и познавательно, ведь в содержании этой шуточной песенки есть ответы на все вопросы, поставленные в конце параграфа.
Заранее даю задание послушать песню и распечатать текст. Так как возможность распечатать есть не у каждого ученика, несколько экземпляров даю ребятам на уроке, чтобы ознакомились с текстом. Сначала слушаем песню полностью, ребятам нравится мелодия, у них сразу поднимается настроение. Затем слушаем каждый куплет отдельно и отвечаем на вопросы.
Во французской стороне, на чужой планете
Предстоит учиться мне в университете.
До чего ж тоскую я –не сказать словами,
Плачьте ж милые друзья горькими слезами.
На прощание пожмём мы друг другу руки
И покинет отчий дом мученик науки.
Вот стою, держу весло, через миг отчалю,
Сердце бедное свело скорбью и печалью.
Вопросы: где находились университеты? Хотелось ли молодым людям учиться? Все ли могли учиться в университетах? Как добирались до дальних мест? Почему весло, почему по рекам?
Тихо плещется вода-голубая лента
Вспоминайте иногда вашего студента
Много зим и много лет прожили мы вместе,
Сохранив святой обет верности и чести,
Ну, так будьте же всегда живы и здоровы,
Верю, день придёт, когда свидимся мы снова.
Вопросы: как долго продолжалась учёба в университете? Какие качества ценила в те времена молодёжь?
Всех вас вместе соберу, если на чужбине
Я случайно не помру от своей латыни.
Если не сведут с ума римляне и греки,
Сочинившие тома для библиотеки.
Если те профессора, что студентов учат
Горемыку-школяра насмерть не замучат,
Если насмерть не упьюсь на хмельной пирушке,
Обязательно вернусь к вам друзья-подружки…
Вопросы: какие предметы и на каком языке изучали студенты? Почему на латыни? В каком объёме изучались предметы? Какие развлечения были у средневековых студентов?
Теперь осталось рассмотреть иллюстрации в учебнике, и материал в лёгкой и доступной форме надолго запомнится учащимся.
Аладышева Татьяна Петровна