Статья «Из опыта работы объединения "Вкусные истории"»
Из опыта работы объединения "Вкусные истории" педагога дополнительного образования
ГБОУ школы № 565 Кировского района Санкт-Петербурга
Карачковой Татьяна Алексеевны
На базе нашей школы с сентября 2017 года открыто новое объединение дополнительного образования – «Вкусные истории». Объединение ориентировано на молодежь с нарушениями развития в возрасте 18-25 лет. Оно направлено на обучение ведению домашнего хозяйства, что является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря данным занятиям реализуется возможность участия учащихся в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно-бытовыми навыками не только снижает зависимость учащегося от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Работа строится по следующим направлениям: здоровое питание, этикет за столом, хранение продуктов и готовых блюд, рецепты и консервация.
Объём материала программы рассчитан на два года обучения и состоит из 360 часов. В первый год обучения осваивается 180 часов, и во второй год – 180 часов. Содержание программы составлено с учетом специфики работы со взрослыми с интеллектуальными нарушениями.
Открыто 2 группы по 5 учащихся в каждой. Работает 2 педагога дополнительного образования. Занятия проходят ежедневно, утром и вечером.
В основном это наши бывшие ученики, те, которые закончили с свое время нашу школу. К обучению приглашались все желающие без предварительного отбора, если нет медицинских показаний, группы у нас разновозрастные. Главным условием набора было желание участвовать в деятельности объединения.
Занятия проходят в специально оборудованном помещении, оснащенном социально-бытовой комнатой (кухней) и отдельным входом, где установлен 2-х камерный холодильник, электрическая плита, посуда, разнообразная кухонная бытовая техника.
Обязательным условием работы в объединении является создание на занятиях благоприятного психологического микроклимата. Здесь уютно каждому, как в семье, создается атмосфера любви, уважения, где ценят независимо от успехов обучения и физических данных.
День в объединении начинается с совместного чаепития. Мы включаем магнитофон, под любимые мелодии и песни обсуждаем наши планы, дела, рассказываем о своих насущных проблемах, делимся своими впечатлениями, обсуждаем кто чем занимался в выходные дни, кто куда ходил, что видел и т.д., даем советы друг другу, высказываем свое мнение на тот или иной вопрос. Затем плавно переходим к занятиям.
Первоначально в работе объединения уделялось безопасному обращению с бытовыми приборами, затем начались занятия по приготовлению блюд. В содержание программы входят также темы по этикету – правильной сервировке стола, правильного поведения в различных общественных местах, дома, в гостях, за столом. Пожалуй, одна из излюбленных тем обучающихся – это сервировка стола. Они делают это очень красиво и эстетично. С огромным удовольствием накрывают и сервируют праздничный стол, когда приходят родители на наши совместные мероприятия и мастер классы.
Мы регулярно проводим мастер-классы для родителей, показываем наши успехи и достижения. Ребята с большой радостью делятся своими успехами и мастерством приготовления различных элементарных блюд. Так, например, очень интересно прошла у нас Масленичная неделя. На праздник Масленицы приглашали родителей и каждый из ребят показывал и демонстрировал свои успехи в выпекании блинов, а затем за общим столом ели их с радостью и аппетитом.
Мы создали свою книгу рецептов и назвали ее «Копилка вкусностей», где собираем лучшие семейные рецепты тех или иных блюд. Дети и родители с огромным удовольствием делятся с нами секретами рецептов их семей. Почти все рецепты мы пробуем приготовить и потом оцениваем блюдо.
Сделать простые и сложные бутерброды, заварить правильно чай, сделать яичницу или омлет – это сможет сделать уже каждый из ребят самостоятельно. С небольшой помощью взрослого ребята приготовят лаваш с начинкой, сварят любую кашу, несложный суп. Ребята не забывают, при этом мыть за собой посуду и кухонный стол, т.е. учим их самостоятельно обслуживать себя, готовить и за собой убирать.
В основном родители заинтересованы, чтобы их ребенок посещал занятия и был вовлечен в общественную деятельность. т.к. хотят видеть своего ребенка всесторонне развитой личностью. Родители порой сами вовлекаются в жизнь нашего объединения, участвуют в совместных мероприятиях. Так, например, родители приняли активное участие в украшении помещения нашего объединения, сделали совместные со своими детьми новогодние поделки. Мы организовывали Новогодний концерт, где ребята пели, танцевали, шутили и веселились, после чего продолжили свой праздник за новогодним столом. Учащиеся сами готовили различные блюда, делали бутерброды и затем совместно с родителями угощались и принимали поздравления.
Конечно, ребятам не все удается и не все у них получается. Порой, даже с большим трудом приходится им усвоить и повторить за взрослым то или иное действие. Но они стараются. Мы повторяем и пробуем еще и еще.
«Мы разные, мы равные» - это наш девиз.
Каждый обучающийся имеет возможность не только получить определенные навыки и умения в трудовой деятельности, но и проявить свои таланты, свои интересы и увлечения. В своей работе широко использую и творческие их возможности, ребята постоянно участвуем во всевозможных школьных конкурсах, районных и городских мероприятиях, занимают призовые места.
Наша группа проводит много досуговых и праздничных мероприятий, в том числе совместно с родителями. На постоянной основе у нас проходят выставки рисунков Алины Фокиной. Это талантливая девочка безупречно владеет техникой раскрашивания, подбирает для этого уникальные цветовые гаммы. В последнее время она увлеклась техникой скрапбукинг. Ее работы участвуют и побеждают в районных и городских конкурсах. Даниил Немерад увлекается автомобилями, правилами дорожного движения. Он знает большинство марок автомобилей, недавно принял участие в городском конкурсе рисунка дорожных знаков. Сейчас мы вместе с ним ждем решение жюри, и надеемся, что жюри оценит старания нашего Даниила.
Наша группа ведет «Летопись нашей жизни», там мы фиксируем интересные моменты нашей жизни. Каждый может всегда посмотреть, перелистать ее, окунуться в воспоминания и еще раз вспомнить свои достижения.
Мы, педагоги, уделяем большое внимание моральному облику обучающихся,- приобщению их к добру, красоте, терпимости, открытости и дружелюбию, прививаем общечеловеческие ценности, проводим регулярные беседы воспитательного характера. Сколько новой и интересной информации о жизни и культуре нашего города, нашей страны и стран ближнего зарубежья, нравственных уроков получают наши дети от педагогов, своих сверстников и их родителей на проводимых мероприятиях!
Главная моя задача в работе объединения – это создание атмосферы доверия и условий развития личности. Для ребят занятия в объединении – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, получение элементарных хозяйственно - бытовых знаний и навыков, уверенности в своих силах и воспитание чувства собственного достоинства. И эта положительная динамика работы уже видна. Жизнь ребят и их родителей становится более наполненной, радостной и интересной.
Хочется отметить и трудности, проблемы, которые на данный момент считаем актуальными в дополнительном образовании взрослых с ограниченными возможностями здоровья:
1. Финансирование. Наше объединение существует полностью за счет добровольной спонсорской помощи родителей.
2. Сохранение контингента. Так как это уже выпускники школы для, то они имеют право не ходить на занятия, так как это не является уже обязательным.
3. Небольшое количество ставок в образовательном учреждении для занятий со взрослыми. Отсюда и малая методическая помощь в создании программ для взрослых с ОВЗ и работе в целом. В основном программы составляются для детей, а взрослых уже в расчёт не берут.
4. Взрослые с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, которые уже закончили школу и выпустились, все же нуждаются в психологическом сопровождении и помощи социальных педагогов. Поэтому возникает потребность в специалистах для работы не только с детьми с ОВЗ, но и со взрослыми с ОВЗ. Решение этой проблемы мы видим в необходимости предусмотреть должность в штате дефектолога, педагога-психолога, социального педагога для выпускников с ОВЗ, получающих дополнительное образование, а также их родителей. Родители таких выпускников также нуждаются в помощи психологов и социальных работников.