Занятие внеурочной деятельности «Путешествие в шахматную страну»
Занятие внеурочной деятельности «Чудо шахматы»
Тема: "Путешествие в шахматную страну"
Цель: Научить детей осуществлять шахматную рокировку; формировать умения ориентироваться на шахматной доске, проводить элементарные комбинации; закрепить шахматных терминов.
Задачи:
1. Предметная: расширять кругозор;, пополнять знания о шахматах; обогащать словарный запас учащихся; работать над развитием речи.
2. Метапредметная: активизировать мыслительную деятельность; тренировать логическое мышление, память, внимание.
3. Коммуникативная: вырабатывать у ребенка выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.
Ход занятия.
Этап урока | Содержание урока |
1.Шахматная разминка | - Мы с вами встретились вновь, для того чтобы продолжать изучать волшебный мир шахмат. Что такое шахматы? (высказывания детей). - Шахматы- это шахматная доска, где разворачиваются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур. Составьте из слов цитату, выражение о шахматах. Слова- шахматы, гимнастика, это, мозга, для. (" Шахматы- это гимнастика для ума.") -Как вы понимаете это выражение.(развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать). Задание 1. Игра «Волшебный мешочек» - В качестве разминки предлагаю сыграть в «Волшебный мешочек». Цель игры: проверить, знаете ли вы фигуры на ощупь. Те фигуры, которые вы отгадаете, будем ставить в одну сторону, а не отгаданные – в другую. (Повторяются названия и свойства всех не отгаданных фигур) - Молодцы! Задание 2. Игра «Куча мала». - Перед нами шахматные доски. - Как называют друг друга игроки? (противники, а можно партнёры) Предлагаю вам разбиться на пары, игра называется «Куча мала». - Перед нами шахматная коробка с фигурами, чья пара быстрее расставит фигуры на поле. (работа в парах; каждая пара расставляет фигуры на свою шахматную доску из общей кучи). |
2. Актуализация знаний. Погружение в тему. | -Для определения темы и задач урока, вам надо отгадать ребус. - Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? -Правильно, это термин РОКИРОВКА. -Кто знает, что обозначает этот термин? -Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная рокировка»). -Послушайте историю, которая произошла однажды в шахматном королевстве. - Итак, в одно прекрасное раннее утро Белый Король, проснувшись, сладко зевнул, потянулся и, нехотя поднявшись со своей мягкой пуховой постели, выглянул в окно. Неожиданно лицо его исказилось страхом, губы задрожали, а из глаз закапали слезы. -Можно ли помочь Белому Королю? Как? (Позвать на помощь другую фигуру, отступить). -А еще, Белому Королю можно посоветовать сделать рокировку. - Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»? -Какие цели стоят перед нами? |
3.Изучение нового материала. | - Представьте себе шахматный город и бедного Белого Короля, которому угрожает опасность. Его Величество надо беречь от неприятностей. Для этого придумали специальную королевскую защиту – Шахматную Рокировку! Для чего делается рокировка? Рокировка делается для защиты своего короля (для его безопасности). -В рокировке участвуют одна из ладей и король. - Рокировка считается одним ходом. Вы знаете, что за один ход перемещается только одна шахматная фигура. Но один раз в партии делается исключение, когда могут передвинуться сразу две фигуры: ладья и король. Чтобы не запутаться, принято сначала переместить короля, а уж потом передвигать ладью. (Демонстрация приема шахматной рокировки). - Почувствовав опасность, Король подходит к своей Ладье и приказывает: «Спрячь меня!» Ладья послушно перепрыгивает через Короля и закрывает его. Главное, чтобы Королю с Ладьёй ничего не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым они собираются пойти. - Рокироваться король может с любой из ладей того же цвета, но при этом фигуры переместятся на разное количество полей. Рокировка бывает «в короткую сторону» и «в длинную сторону». В книгах это ещё называют рокировкой в сторону королевского фланга и рокировкой в сторону ферзевого фланга. |
4.Физминутка | Руки вверх по вертикали Вверх по диагонали В стороны по горизонтали Вниз по диагонали Вниз по вертикали -Как вы думаете, что мы сейчас изображали? (Движение фигур по шахматному полю). |
5. Изучение правил шахматной рокировки | -Прежде чем делать рокировку, вам нужно запомнить четыре основных правила. -.Правило первое. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур. - Правило второе. Для обеих фигур это ход должен быть первым в партии. - Правило третье. До и после рокировки король не должен находиться под шахом. - Правило четвёртое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля.(Демонстрация приема шахматной рокировки) |
6.Решение практических задач. | - Посмотрите внимательно на шахматную доску. Белому Королю угрожает опасность. В какую сторону ему лучше рокироваться? - А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если в начале игры Вашему королю угрожает опасность, вы можете применить шахматную рокировку. (Педагог осуществляет наблюдение за игрой, оказывает консультативную помощь.). -Отгадайте загадки. Король На шапке - пика острая, Ферзи. Стоим рядом с королём, Слоны. Очень трудно ошибиться: Кони. Мы ушасты и гривасты, Ладья. Вот внимательно гляди, (отгадав загадку, учащиеся одевают шапочки с изображением отгаданной фигуры). - Предлагаю выйти в коридор, где мы поиграем в «живые» шахматы. (В коридоре на полу разложено поле с разметкой шахматной доски, учащиеся занимают места согласно своей шахматной фигуре). -Для чего нужны буквы и цифры на шахматном поле? -Я буду называть поле и фигуру, вы берете фигуру и встаете на заданное поле и слушаете задание: -белый король-е1 и белая ладья-а1 рокировка В каких случаях рокировка не делается? -белый король-е2 и черный слон б3 объявить королю шах; -белый король с1 и белый ферзь е1, черный конь ф4 походить конем так, чтобы королю объявить шах, а ферзь оказался под срубом. Одним ходом. |
7. Проверь себя | Запиши ответ цифрой: А) Через сколько полей прыгает король при рокировке в короткую сторону? Через _______. Б) Через сколько полей прыгает король при рокировке в длинную сторону? Через _______. В) Сколько фигур участвует в рокировке? ____. 2. Согласен ли ты, что… Ответ запиши словом «да» или «нет». а) Рокировка- это одновременный ход короля и ладьи._______ б) Ферзь, слон и конь могут рокировать.____________ в) При рокировке белый король прыгает с белого поля на белое. ____ г) При рокировке ладья перепрыгивает через короля._______ д) Белые могут рокировать, если король сделал всего один ход.______ е) Если королю объявлен шах, то можно сделать рокировку._______ ж) Можно рокировать, если между королём и ладьёй стоит слон.____ |
8. Итог урока. Рефлексия | Продолжите фразы: - Я узнал… - Я научился… |
- Удалось ли нам достичь поставленные цели? - Что помогло вам в достижение успеха? |
Список используемой литературы:
- Аллаяров Ильнур Рафаилевич «Шахматная доска» Инфоурок
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999