12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83299
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Занятие внеурочной деятельности «Чудо шахматы»

Тема: "Путешествие в шахматную страну"

Цель: Научить   детей осуществлять шахматную рокировку; формировать умения ориентироваться на шахматной доске, проводить элементарные комбинации; закрепить шахматных терминов.

Задачи:

1. Предметная: расширять кругозор;, пополнять знания о шахматах; обогащать словарный запас учащихся; работать над развитием речи.

2. Метапредметная: активизировать мыслительную деятельность; тренировать логическое мышление, память, внимание.

3. Коммуникативная: вырабатывать у ребенка выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.

Ход занятия.


Этап урока

Содержание урока

1.Шахматная разминка

- Мы с вами встретились вновь, для того чтобы продолжать изучать волшебный мир шахмат. Что такое шахматы? (высказывания детей).

- Шахматы- это шахматная доска, где разворачиваются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур.

Составьте из слов цитату, выражение о шахматах.

Слова- шахматы, гимнастика, это, мозга, для.

(" Шахматы- это гимнастика для ума.")

-Как вы понимаете это выражение.(развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать).

Задание 1. Игра «Волшебный мешочек»

- В качестве разминки предлагаю сыграть в «Волшебный мешочек». Цель игры: проверить, знаете ли вы фигуры на ощупь. Те фигуры, которые вы отгадаете, будем ставить в одну сторону, а не отгаданные – в другую. (Повторяются названия и свойства всех не отгаданных фигур)

- Молодцы!

Задание 2. Игра «Куча мала».

- Перед нами шахматные доски.

- Как называют друг друга игроки? (противники, а можно партнёры) Предлагаю вам  разбиться на пары, игра называется «Куча мала».

- Перед нами шахматная коробка с фигурами, чья пара быстрее расставит фигуры на поле.

(работа в парах; каждая пара расставляет фигуры на свою шахматную доску из общей кучи).

2. Актуализация знаний. Погружение в  тему.

-Для определения темы и задач урока, вам надо отгадать ребус.

 - Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?

-Правильно, это термин РОКИРОВКА.

-Кто знает, что обозначает этот термин?

-Какая же цель сегодня стоит перед нами?  (Узнать, что обозначает термин «Шахматная рокировка»).

-Послушайте историю, которая произошла однажды в шахматном королевстве.

- Итак, в одно прекрасное раннее утро Белый Король, проснувшись, сладко зевнул, потянулся и, нехотя поднявшись со своей мягкой пуховой постели, выглянул в окно. Неожиданно лицо его исказилось страхом, губы задрожали, а из глаз закапали слезы.
- Проспал! Все свое королевство проспал! - в отчаянии прошептал Король.
Даже если вы совсем недавно научились играть в шахматы, все равно вы легко поймете чувства бедного Короля. До мата остался один шаг. Под самыми окнами дворца уже ходит вооруженная до зубов вражеская Ладья, а в отдалении, готовые к штурму, ждут последнего сигнала Черный Ферзь и вторая Ладья. А в самом центре, нагло ухмыляясь и мысленно уже победивший, стоит Черный Король. Уж он-то не проспал свою удачу!

 -Можно ли помочь Белому Королю? Как? (Позвать на помощь другую фигуру, отступить).

-А еще, Белому Королю можно посоветовать сделать рокировку.

    - Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?

 -Какие цели стоят перед нами?

3.Изучение нового материала.

- Представьте себе шахматный город и бедного Белого Короля, которому угрожает опасность. Его Величество надо беречь от неприятностей. Для этого придумали специальную королевскую защиту – Шахматную Рокировку! Для чего делается рокировка?

Рокировка делается для защиты своего короля (для его безопасности).

-В рокировке участвуют одна из ладей и король.

- Рокировка считается одним ходом. Вы знаете, что за один ход перемещается только одна шахматная фигура. Но один раз в партии делается исключение, когда могут передвинуться сразу две фигуры: ладья и король. Чтобы не запутаться, принято сначала переместить короля, а уж потом передвигать ладью. (Демонстрация приема шахматной рокировки).

- Почувствовав опасность, Король подходит к своей Ладье и приказывает: «Спрячь меня!» Ладья послушно перепрыгивает через Короля и закрывает его. Главное, чтобы Королю с Ладьёй ничего не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым они собираются пойти.

- Рокироваться король может с любой из ладей того же цвета, но при этом фигуры переместятся на разное количество полей. Рокировка бывает «в короткую сторону» и «в длинную сторону». В книгах это ещё называют рокировкой в сторону королевского фланга и рокировкой в сторону ферзевого фланга.

4.Физминутка

Руки вверх по вертикали

Вверх по диагонали

В стороны по горизонтали

Вниз по диагонали

Вниз по вертикали

-Как вы думаете, что мы сейчас изображали? (Движение фигур по шахматному полю).

5. Изучение правил шахматной рокировки

-Прежде чем делать рокировку, вам нужно запомнить четыре основных правила.

-.Правило первое. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур.

- Правило второе. Для обеих фигур это ход должен быть первым в партии.

- Правило  третье. До и после рокировки король не должен находиться под шахом.

- Правило четвёртое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля.(Демонстрация приема шахматной рокировки)

6.Решение практических задач.

   - Посмотрите внимательно на шахматную доску. Белому Королю угрожает опасность. В какую сторону ему лучше рокироваться?

- А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если в начале игры Вашему королю угрожает опасность, вы можете применить шахматную рокировку. (Педагог осуществляет наблюдение за игрой, оказывает консультативную помощь.).

-Отгадайте загадки.

Король

На шапке - пика острая,
Завидна моя роль:
Всех выше, выше ростом я
Конечно, я: (Король)

Ферзи.

Стоим рядом с королём,
Но не путать со Слоном,
И с ладьёй сравнить нельзя
Суперсильного:Ферзя.

Слоны.

Очень трудно ошибиться:
Шапка острая на нас
Стоим рядом (не садимся!)
И с ферзём и королём.

Кони.

Мы ушасты и гривасты,
Смело скачем сквозь огонь
Ну, отгадывай, не хвастай:
Да конечно это :( Конь).

Ладья.

Вот внимательно гляди, 
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски - (Ладьи)
Мы стоим как башенки.

(отгадав загадку, учащиеся одевают шапочки с изображением отгаданной фигуры).

- Предлагаю выйти в коридор, где  мы поиграем в «живые» шахматы. (В коридоре на полу разложено  поле с разметкой шахматной доски,  учащиеся занимают места согласно своей шахматной фигуре).

-Для чего нужны буквы и цифры на шахматном поле?

-Я буду называть поле и фигуру, вы берете фигуру и встаете на заданное поле и слушаете задание:

-белый король-е1 и белая ладья-а1 рокировка В каких случаях рокировка не делается?

-белый король-е2 и черный слон б3 объявить королю шах;

-белый король с1 и белый ферзь е1, черный конь ф4 походить конем так, чтобы королю объявить шах, а ферзь оказался под срубом. Одним ходом.

7. Проверь себя

Запиши ответ цифрой:

А) Через сколько полей прыгает король при рокировке в короткую сторону? Через _______.

Б) Через сколько полей прыгает король при рокировке в длинную сторону? Через _______.

В) Сколько фигур участвует в рокировке? ____.

    2. Согласен ли ты, что… Ответ запиши словом «да» или «нет».

        а) Рокировка- это одновременный  ход короля и ладьи._______

        б) Ферзь, слон и конь могут рокировать.____________

        в) При рокировке белый король прыгает с белого поля на белое. ____

        г) При рокировке ладья перепрыгивает через короля._______

        д) Белые могут рокировать, если король сделал всего один ход.______

        е) Если королю объявлен шах, то можно  сделать рокировку._______

        ж) Можно рокировать, если между королём и ладьёй стоит слон.____ 


8. Итог урока. Рефлексия

    Продолжите фразы:

   -  Я узнал… 

    - Я научился…

    - Удалось ли нам достичь поставленные цели?

    - Что помогло вам в достижение успеха?

Список используемой литературы:

  1. Аллаяров Ильнур Рафаилевич «Шахматная доска» Инфоурок
  2. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999


Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.