Занятие «Путешествие в страну «Отгадай-ка»»
Вершино-Тейский центр дополнительного образования –
филиал Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Аскизский районный центр дополнительного образования
Методическая разработка
«Путешествие в страну «Отгадай-ка».
(Игра - путешествие)
Автор
Сизько Валентина Михайловна,
педагог дополнительного образования,
педагогический стаж 28 лет,
первая квалификационная категория
Пояснительная записка
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста и поэтому делает упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы). Это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.
Данное мероприятие позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамматики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Учащиеся могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Материал, подобранный для игры, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также даёт понятие о русском языке, как о строгой, чётко организованной системе.
Форма проведения занятия (игра – путешествие), по сравнению с традиционной, позволяет поддерживать высокий уровень познавательного интереса и самостоятельную умственную активность учащихся 10-11 лет.
Данная разработка может быть использована в практике педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов и русского языка с необходимыми корректировками.
Цель и задачи
Цель: Создать условия для повышения интеллектуального и культурного уровня обучающихся, расширение кругозора.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о русском языке; формировать культуру речевого общения.
2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать интеллект, память, внимание, воображение.
3. Повышать интерес к изучению предмета; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Методы: словесные, наглядно-иллюстративные, наблюдения, метод активизации познавательной деятельности, самостоятельная работа, работа в группе, проблемная ситуация.
Использование данных методов работы способствует активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
Используемые технологии:
Информационно-компьютерная;
Здоровье сберегающая;
Личностно-ориентированная;
Обучение в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, заранее подготовленные задания, карточки с письменным заданием для команд, призы победителям и участникам игры.
Условия игры: 2 команды по 6 человек.
Этапы игры:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Основная часть
Игра «Составь слово».
Игра «Слово рассыпалось».
Игра «Удивительный квадрат».
Игра «Найдите слово в слове».
Игра «Отгадай ребусы».
Игра «Буква заблудилась».
Игра «Спрятанные слова».
Игра «Путаница».
«Заполнить кроссворд».
Подведение итогов.
Рефлексия.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
-Дорогие ребята, я надеюсь, что сегодня вы меня поддержите и будете усердно трудиться!
Актуализация знаний
-Чем же мы сегодня займемся? На этот вопрос вам поможет ответить стихотворение А. Ерошина «Игра в словечки»
Не только дети
Любят прятки,
Играть умеют и слова:
Заря —
Упрятана в ЗАРЯдке,
А в риСОВАльщике — Сова.
К словам прислушайся немножко:
В дОСАде
Спряталась оса.
На дне луКОШКА
Дремлет кошка,
А в паЛИСАднике —
Лиса.
Из гРЕЧКИ
Вытекают речки,
В ЛЕЩИне
Плещутся лещи.
Овечки прячутся
В слОВЕЧКИ.
А дальше…
Дальше сам ищи!
(ответы учащихся)
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну под названием «Отгадай-ка». Но не волнуйтесь! Путешествие будет веселым, интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовила для вас. Я знаю, что здесь собрались настоящие ценители русского языка. Желаю вам удачи и победы! А победителей ждут призы. Итак, начинаем!
Основная часть.
- Вы должны сегодня вспомнить игры со словами, которые встречались на предыдущих занятиях: ребусы, кроссворды, анаграммы, метаграммы и т.д.
1) Игра «Составь слово»
Составь слова из следующих букв:
а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п, т, а
б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с
г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р
- Это задание очень легкое, поэтому с ним вы справитесь быстро!
(Выполнение задания и подведение итогов)
2) Игра «Слово рассыпалось» (Новое слово, составленное из всех букв данного, называется его анаграммой. Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, образуют блок анаграмм.)
- Вам необходимо отгадать загадку, состоящую из двух частей. Из ответа на первую часть загадки вы легко составите слово, которое будет являться отгадкой на вторую часть.
Я кусаюсь, я летаю,
летом всем надоедаю.
Буквы переставь – и я
Стану частью корабля.
(комар – корма)
Я река с известными мостами,
Город есть на мне – музеев тьма.
Стоит буквы поменять местами –
В дивный город превращусь сама.
(Нева – Вена)
Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
Консервы, джемы, маринад
Во мне обычно все хранят.
(кабан – банка)
(Выполнение задания и подведение итогов)
3) Игра «Удивительный квадрат» (слово «краб нужно записать по горизонтали и вертикали)
- Впиши буквы в клетки квадрата так, чтобы по вертикальным и горизонтальным рядам можно было прочитать слова, обозначающие:
Обитатели морского дна. (Краб)
Душистый цветок. (Роза)
Часть света. (Азия)
Музыкальный инструмент. (Баян)
1 2 3 4
2
3
4
(Выполнение задания и подведение итогов)
4) Игра «Найдите слово в слове» (буквы могут быть использованы ровно столько раз, сколько встретились в исходном слове: например, буква О – 2 раза, буква Л – 2 раз).
- В данном слове нужно найти другие слова – существительные.
Человеколюбие (человек, чело, век, лоб, кол, блок, веки и т.д.)
- В этом конкурсе побеждает команда, нашедшая большее количество слов!
(Выполнение задания и подведение итогов)
5)Игра «Отгадай ребусы» (команды получают одинаковые ребусы, оценивается скорость выполнения и точность)
(Выполнение задания и подведение итогов)
Физминутка. (Видео «Супер физкультминутка для урока» – Приложение № 1)
- Вы на славу потрудились, а теперь давайте отдохнем! Повторяйте все движения за героем веселого видео.
6) Игра «Буква заблудилась». (Это замечательное стихотворение – речевая игра поможет Вам развивать фонематический слух детей.)
- Ваша задача: найти букву-озорницу и записать правильное слово
А. ШИБАЕВ. БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ. ШУТКА
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница —
Очень странные дела
Начали твориться…
(1 команда)
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно врачей.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
Сели в ложку — и айда!
По реке туда-сюда!
Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном».
Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.
(2 команда)
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка.
Загремел весенний гном,
Тучи на небе кругом.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Лежит лентяй на раскладушке,
грызет, похрустывая, пушки.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
Жучка будку не доела,
Неохота, надоело.
У вратаря большой улов:
Влетело в сетку пять волов.
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки.
(Выполнение задания и подведение итогов)
7) Игра «Спрятанные слова». (Для каждой команды раздаются карточки)
- Поставить вместо черточек: в первом столбике согласные буквы, а во втором столбике гласные буквы.
_о_ _ а (кошка) п _ т _ х (петух)
_ о_ а_ а_ (собака) _т к _ (утка)
_о _ о _ а (корова) в _ р _ н _ (ворона)
(Выполнение задания и подведение итогов)
8) Игра «Путаница». (Для каждой команды раздаются карточки)
- Подобрать к существительным подходящие глаголы
(Выполнение задания и подведение итогов)
9) «Заполнить кроссворд»
- Записать по горизонтали слова, которые являются продолжением устойчивого выражения.
(Выполнение задания и подведение итогов)
Подведение итогов .
Вот закончена игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился?
Кто в путешествии отличился?
Жюри объявляет итоги, вручает дипломы.
V. Рефлексия.
- Я надеюсь, что наши команды останутся друзьями и будут рады видеть друг друга также как герои музыкального клипа «У друзей нет выходных!» (Приложение № 2). А наши гости еще раз придут к нам в гости.
Музыкальный клип «У друзей нет выходных!»
- Наше занятие закончилось, я желаю вам добра, мира, солнца и тепла!
Список литературы
Андреева, Л.П. Как игры помогают изучать русский язык / Л.П. Андреева // Начальная школа. - 2011. - № 4. - С. 79 - 80.
Кириллина, Ю.В. Как сделать интересными уроки русского языка / Ю.В. Кириллина // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 6. - С. 38 - 41.
Петрановская, Л.В. Игры на уроках русского языка. /Л.В. Петрановская. - М.: Просвещение, 2008. - 120с.
Сидорова, С.А. Игры в загадки / С.А. Сидорова // Начальная школа. - 2010. - № 10. - С. 44 - 48.
Приложение №3. Карточки с заданиями.
1) Игра «Составь слово»
Составь слова из следующих букв:
а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п, т, а
б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с
г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р
2) Игра «Слово рассыпалось»
- Вам необходимо отгадать загадку, состоящую из двух частей. Из ответа на первую часть загадки вы легко составите слово, которое будет являться отгадкой на вторую часть.
Я кусаюсь, я летаю,
летом всем надоедаю.
Буквы переставь – и я
Стану частью корабля.
Я река с известными мостами,
Город есть на мне – музеев тьма.
Стоит буквы поменять местами –
В дивный город превращусь сама.
Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
Консервы, джемы, маринад
Во мне обычно все хранят.
3) Игра «Удивительный квадрат»
- Впиши буквы в клетки квадрата так, чтобы по вертикальным и горизонтальным рядам можно было прочитать слова, обозначающие:
Обитатели морского дна. (Краб)
Душистый цветок. (Роза)
Часть света. (Азия)
Музыкальный инструмент. (Баян)
1 2 3 4
2
3
4) Игра «Найдите слово в слове» (буквы могут быть использованы ровно столько раз, сколько встретились в исходном слове: например, буква О – 2 раза, буква Л – 2 раз).
- В данном слове нужно найти другие слова – существительные.
Человеколюбие
5) Игра «Отгадай ребусы»
6) Игра «Буква заблудилась».
- Ваша задача: найти букву-озорницу и записать правильное слово
(1 команда)
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно врачей.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
Сели в ложку — и айда!
По реке туда-сюда!
Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном».
Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.
(2 команда)
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка.
Загремел весенний гном,
Тучи на небе кругом.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Лежит лентяй на раскладушке,
грызет, похрустывая, пушки.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
Жучка будку не доела,
Неохота, надоело.
У вратаря большой улов:
Влетело в сетку пять волов.
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки.
7) Игра «Спрятанные слова».
- Поставить вместо черточек: в первом столбике согласные буквы, а во втором столбике гласные буквы.
_о_ _ а п _ т _ х
_ о_ а_ а_ _т к _
_о _ о _ а в _ р _ н _
8) Игра «Путаница» - подобрать к существительным соответствующие глаголы
9)«Заполни кроссворд»