Пути повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в колледже

4
0
Материал опубликован 29 October 2020 в группе

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОЛЛЕДЖЕ

Одной из основных проблем изучения иностранного языка в системе среднего профессионального образования неязыкового профиля является формализм в преподавании и учении.

Решение этой задачи должно быть комплексным, требующим пересмотра ряда учебно-методических и организационно-методических аспектов обучения с учетом достигнутого как в практическом опыте, так и в научно-теоретических исследованиях.

В условиях ограниченного учебного времени языковой материал не всегда запоминается достаточно прочно, что затрудняет формирование у учащихся внутренней потребности к изучению языка.

Как показывает опыт работы с учащимися 1-х курсов, зачастую выпускники 9-х классов, поступившие в колледж, не владеют необходимым языковым и фактическим знанием учебного материала. Наша цель - заинтересовать учащихся посредством использования на уроках современных инновационных технологий, а главное, установить контакт с учащимися, помочь им преодолеть возможный психологический барьер, который не позволяет выявить истинный уровень коммуникативной компетенции. Естественность созданной коммуникативной ситуации, подбор учебного материала, форм и методов обучения в соответствии с уровнем обучаемости учащихся - залог успеха учебного процесса.

Обучение иноязычному высказыванию предусматривает обучение не только отдельным словам и грамматическим структурам, а в частности, формирование мыслительного воспроизведения, т.е. необходимо научить учащихся думать на иностранном языке.

Сложность решения этой проблемы в том, что, с одной стороны, нужно добиться от учащихся автоматизма воспроизведения речи, а с другой - развивать творческий аспект речевой деятельности.

Мыслительная деятельность иноязычного говорения возможна в условиях ситуации, обусловленной наличием мотива коммуникации. Именно мотивы, которыми руководствуются учащиеся при овладении любым предметом, в том числе и иностранным языком, определяют их отношение к выполняемой деятельности на уроке. Побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности: отношения иерархии мотивов…на самой вершине иерархии – мотивы познавательные и эстетические[1, с. 150]

Главным объектом интереса для подростков становятся не академические знания, а сама жизнь. Фактором их развития является собственная активность в различных формах социальных взаимодействий и общения. И нам, педагогам, важно не упустить этот момент появления первых попыток профессионального самоопределения учащихся, более серьезного размышления о будущем.

Возрастные особенности личности подростков усложняют задачу управления их поведением и деятельностью на уроках иностранного языка. В связи с тем, что подростки трудно переносят состояние бездействия, вялый, замедленный темп урока иностранного языка является абсолютно недопустимым. Для установления делового и эмоционального контакта с учащимися необходимо проявлять заботу об удовлетворении потребности каждого учащегося в самоутверждении.

В особой атмосфере урока нуждаются группы нового набора, поскольку на первом курсе проходит их адаптация к учебному процессу в колледже. Без преувеличения можно сказать, что независимо от темперамента, все они эмоционально травмируемы, склонны проявлять агрессивно-защитный тип поведения, бравируют недостатками, впадают в амбиции и т.д.

Следует отметить, что на сдержанность подростков положительно влияет повышенная умственная активность, мотив интереса и мотив последующего контроля в спокойной благоприятной обстановке. Манера преподавателя осуществлять контроль и применяемые формы контроля могут стимулировать или, наоборот, подавлять активность учащихся. Подчеркивание недостатков, фиксация внимания на ошибках и т.д. порождают страх, нежелание активно участвовать в работе, блокируют мотивацию. Поэтому прежде всего следует сделать акцент на позитивной стороне ответа «то, что ты рассказал, очень важно и т.д.», а уже потом деликатно указать на недостатки, обязательно показав, как их легко можно исправить.

Огромную побудительную силу в учебной деятельности имеет переживание успеха – самое главное подкрепление мотивов изучения иностранного языка. Поэтому предметом особого внимания преподавателя на каждом уроке должно быть обеспечение этого успеха и его соответствующее поощрение.

Подростки довольно критично относятся к содержанию своей иноязычной речи, и ее вынужденная примитивность, ставящая их в смешное положение перед однокурсниками, отрицательно сказывается на отношение к предмету.

Трудности и неудачи в обучении иностранному языку главным образом обусловлены тем, что часто учебное общение осуществляется в психологически фальшивой ситуации: ограничение и внешняя регламентация тематики, несовпадение привычного диапазона речи на родном и иностранном языках, а главное, отсутствие личностных переживаний, несовпадение содержание речи и действительных намерений и мыслей учащихся, неестественность обмена репликами – все это превращает общение на уроке иностранного языка в определенную игру и не имеет отношения к настоящему общению. Учащиеся быстро разочаровываются в такого рода деятельности. Зато, все методические находки преподавателя, а именно: организация общения, связанного с жизнью, ставящаго задачи, требующие от учащихся выявления своей жизненной позиции – встречают у учащихся большой отклик и энтузиазм.

Известно, какой большой методический выигрыш сулит использование ИКТ и других современных технологий. Однако, их применение требует особой осторожности и изобретательности от преподавателя. Не все учащиеся усваивают учебный материал. Преподаватель зачастую довольствуется тем, что материал усвоен небольшой частью группы – в основном хорошими учащимися.

Это приводит к тому, что в одной и той же группе, у одного и того же преподавателя одни учащиеся не любят иностранный язык и все выполняют плохо – говорят, читают, понимают преподавателя; другие (их меньшинство) любят этот предмет и хорошо успевают в нем.

Цель же преподавателя в том, чтобы добиться требуемого уровня знаний, навыков и умений у всех учащихся.

Являясь участником общения, преподаватель служит образцом речевого и неречевого поведения в конкретной коммуникативной ситуации. Более простая по содержанию (на эту жертву стоит пойти), но более эмоциональная и, главное, естественно включенная в реальную ситуацию иноязычная речь преподавателя будет способствовать как закреплению необходимых речевых умений и навыков учащихся, так и созданию у них установки на активное пользование иностранным языком.

Вопрос о мотивации учения является достаточно сложным. Прежде всего важно создать общую мотивацию изучения иностранного языка, показав его значение как важного компонента образования, а также его роль как средства контактов с другими людьми из разных стран. Однако общей мотивации недостаточно для постоянного поддержания активности. Важно, чтобы вся учебная деятельность была мотивированной. Поэтому, организуя тот или иной вид работы, преподаватель прежде всего должен показать, как это важно и интересно.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся как можно шире использовали приобретенные знания английского языка в любом удобном случае, в любой подходящей ситуации. Я советую учащимся также думать на английском языке.

Например, я говорю им: «Когда вы идете по улице или едете в автобусе, будьте наблюдательны, обращайте внимание на вывески, объявления, билборды, надписи внутри салона автобуса. Постоянно задавайте себе вопрос: «А как бы я перевел это на английский язык?». Одним из способов мотивации является соревнование на лучший перевод. Учащиеся переводят также названия кинофильмов, слова песен, комиксов и др.

Как показывает опыт, на повышение мотивации изучения иностранного языка, большое влияние оказывает действие следующих факторов: личность преподавателя, его профессионализм и нравственные качества, его умение создать благоприятный психологический климат; чувство удовлетворения, испытываемое учащимся при выполнении учебной деятельности; новизна содержания, форм и приемов работы; осознание учащимися общественной и личной значимости предмета.



Список литературы

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М: Политиздат, 1975. - 304 с.

Маркова А.К. и др. Мотивация учения и её воспитание у школьников/ Орлов А.Б. Фридман Л.М.- М: Педагогика, 2003.- 65 с.

Юрченкова Д. Мотивы и антимотивы при изучении иностранного языка // Иностранный язык в школе. - 1998 - № 4. С. 42-46.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.