Программа внеурочной деятельности школьников «Маленькими шагами к победам и достижениям» (6 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Маленькими шагами к победам и достижениЯм»
2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Уровень образования (класс) – основное общее , 6 клаcc
Количество часов – 102
Классный руководитель:
Программа разработана на основе методического пособия для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011; Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОСов начального и основного общего образования в формате «интенсивов» (Основание: письмо министерства образования и науки от 27.09.2012. № 47-14800/12-14)
Содержание программы
Пояснительная записка
При определении содержания программы школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
Нормативно-правовой и документальной основой данной программы являются Закон «Об образовании», ФГОС ООО, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Программа духовно – нравственного развития и воспитания на ступени основного образования МБОУ Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко. Программа воспитания и социализации личности школьников МБОУ №6 им. И.Т. Сидоренко.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников. Предусмотренные программой занятия проводятся в группе, состоящей из учащихся одного класса.
Программа является модульной и состоит из 5 автономных модулей общим объемом 102 ч., содержание которых предлагается ученикам шестых классов для коллективного освоения крупными блоками — «интенсивами» (сборы, слеты, школы актива, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т.п.).
Программа содержит в себе исключительно интенсивы внеурочной деятельности, поэтому является комплексной, т.е. содержит в себе все направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Формы организации занятий:
Часы общения;
разнообразные творческие работы и исследовательская деятельность школьников;
ролевая игра;
беседы;
КВН, соревнования, конкурсы, викторины;
интеллектуальные марафоны;
эстафеты творческих дел;
праздничные массовые мероприятия;
экскурсии, походы;
сборы, слеты, фестивали.
Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности пятиклассников и направлен на решение своих педагогических задач.
Формы контроля: выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др. формы как итог реализации каждого модуля.
Цель и задачи программы
Цель программы: воспитание и социализация личности учащегося основной школы – воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способногов соответствии с личными интересами и способностями планироватьсвою настоящую и будущую деятельность в социуме.
Основные задачи программы:
Развитие духовно-нравственной культуры учащегося;
Развитие гражданской культуры учащегося;
Развитие культуры самоидентификации учащегося.
Развитие культуры учебной и трудовой деятельности учащегося.
Развитие культуры здорового образа жизни учащегося.
Развитие культуры поведения учащегося.
Развитие экологической культуры учащегося.
Развитие эстетической культуры учащегося
- воспитывать детей в духе гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- способствовать развитию нравственных чувств и этического сознания;
- воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;
- способствовать формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к прекрасному, сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях.
III. Тематическое планирование c определением основных видов деятельности обучающихся.
№ | Направления, виды и формы внеурочной деятельности | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | |||
Всего | аудиторные | внеаудиторные | ||||
1. Духовно-нравственное направление. «Добро в мыслях, чувствах и поступках» | 25 | 11 | 14 | Знать традиций своей семьи и гимназии, бережно относиться к ним Иметь ценностное и творческое отношение к учебному труду Иметь элементарные представления о различных профессиях Использовать первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми Участвовать в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности Проявлять ценностное отношение к природе Применять личный опыт участия в экологических инициативах, проектах Проявлять неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации Показывать уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим Выполнять правила поведения в общественных местах | ||
1.1. | Классный час «В единстве наша сила». | 1 | 1 | |||
1.2. | Мероприятия в рамках краевой акции «День безопасности и «Внимание-дети!» | 1 | 1 | 1 | ||
1.3. | Экскурсия «Памятные места г.Усть-Лабинска». | 2 | 1 | 1 | ||
1.4. | Историко-познавательная экспедиция «Знай свой край родной». | 3 | 1 | 3 | ||
1.5. | Творческий проект «Люди, которыми славится Кубань ». | 2 | 1 | 1 | ||
1.6. | Заочное путешествие по городам- героям России. | 2 | 1 | 1 | ||
1.7. | Творческий проект «Культура Кубани в лицах». | 2 | 1 | 1 | ||
1.8. | Экскурсия в Краеведческий музей. | 3 | - | 3 | ||
1.9. | Акция «Ветераны войны живут рядом». | 3 | - | 3 | ||
1.10. | Конкурс сочинений «Патриоты России». | 1 | - | 1 | ||
1.11. | День рождения Краснодарского края. | 1 | 1 | - | ||
1.12. | Мы пишем историю нашей школы. | 2 | 1 | 1 | ||
1.13. | Классный час «Полет человека в космические дали». | 1 | 1 | |||
1.14. | Беседа об уважительном отношении к старшим. | 1 | 1 | - | ||
2. Общеинтеллектуальное направление. «От моих проектов к будущей профессии». | 19 | 8 | 11 | Проявлять потребность к познанию, к общему интеллектуальному развитию Использовать полученные умения и навыки проектной деятельности Осуществлять поиск и сбор информации определенной тематики Уметь работать со справочной и энциклопедической литературой Сотрудничать с одноклассниками Работать в парах и группах Подводить итог проделанной работе Анализировать выполненную деятельность с точки зрения первоначально поставленных задач Проявлять любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера | ||
2.1. | Интеллектуальная викторина «Знаете ли вы...?» | 1 | 1 | |||
2.2. | Экскурсия по промышленным предприятиям г. Усть-Лабинска. | 2 | - | 2 | ||
2.3. | Творческий проект «История моего города». | 2 | 1 | 1 | ||
2.4. | Конкурс стихов о героизме солдат ВОВ. | 1 | - | 1 | ||
2.5. | Создание и просмотр презентаций о великих научных открытиях. | 2 | 1 | 1 | ||
2.6. | Знакомство с профессиями. | 1 | 1 | |||
2.7 . | Дистанционное обучение ЮНИОР | 1 | 1 | |||
2.8. | Проект - презентация «История родного края: казачество». | 2 | 1 | 1 | ||
2.9. | Викторина «Кубань – родина моя. | 1 | 1 | - | ||
2.10. | Участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Британский бульдог», «Кит». | 3 | 3 | |||
2.11. | Литературная викторина «Любимые герои книг». | 1 | 1 | |||
2.12. | Посещение литературной гостиной в районной детской библиотеке. | 2 | 2 | |||
3. Общекультурное направление. «Как прекрасен этот мир!» | 14 | 3 | 11 | Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого Понимать позицию другого, выраженную в явном и Неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей Работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения Предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться Соблюдать правила и нормы, принятые в обществе | ||
3.1. | Участие в кинофестивале «Земля отцов - моя земля!» | 3 | 3 | |||
3.2. | Литературные посиделки «Есть в осени свое очарованье». | 2 | 1 | 1 | ||
3.3. | Посещение станции юннатов | 1 | - | 1 | ||
3.4. | Концерты, спектакли, музыкальные конкурсы. | 3 | - | 3 | ||
3.5. | Посещение историко-краеведческого музея им. Фелицина | 3 | - | 3 | ||
3.6. | Проведение классного праздника «Широкая масленица». | 2 | 1 | 1 | ||
4. Спортивно-оздоровительное направление. «В здоровом теле - здоровый дух» | 22 | 5 | 17 | Вести активный здоровый образ жизни Самостоятельно планировать режим дня Использовать в своем поведении правила вежливости и этикета Выполнять правила личной гигиены Элементарно оценивать состояние окружающей среды и своего здоровья Использовать меры по профилактике заболеваний Работать с научно-популярной литературой Применять в повседневной жизни: правила поведения на дороге, в лесу, у водоема; правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома или на улице; действия в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания; правила рационального питания; правила личной гигиены; основные элементы здорового образа жизни (режим дня, учебного труда, активного отдыха, использование физических упражнений, отказ от вредных привычек); правила экологической культуры Использовать знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека | ||
4.1. | Беседы о здоровом образе жизни | 1 | 1 | |||
4.2. | День здоровья. | 3 | 3 | |||
4.3. | Спортивные соревнования «А, ну-ка, парни!» | 2 | 2 | |||
4.4. | Посещение спортивных объектов города и лечебно-оздоровительных учреждений. | 2 | 2 | |||
4.5. | Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам. | 1 | 1 | |||
4.6. | Эстафеты, спортивные соревнования, игры. | 3 | 3 | |||
4.7. | Спортивные соревнования «Быстрее, выше, сильнее». | 2 | 2 | |||
4.8. | Экскурсия «Природа – источник здоровья». | 1 | 1 | |||
4.9. | Классный час «Олимпийскими дорогами к победам» | 1 | 1 | |||
4.10. | Акция: «Школа – территория свободная от табака!» | 1 | 1 | |||
4.11. | Соревнования по баскетболу среди учащихся 6-х классов. | 3 | 3 | |||
4.12. | Создание и просмотр презентаций по теме «Игры народов мира». | 2 | 1 | 1 | ||
5. Социальное направление. «Жить и гордиться своей судьбой». | 22 | 12 | 10 | Соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах Объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели Строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру Не допускать оскорбления Пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов Признавать свои плохие поступки и отвечать за них Использовать трудовые навыки для блага обществ Работать в коллективе и в группе | ||
5.1. | Всекубанская акция «День безопасности» | 2 | 1 | 1 | ||
5.2. | Закон на защите детства. | 1 | 1 | |||
5.3. | «Виват, учителя!» - праздничный концерт и поздравления в адрес учителей. | 2 | 1 | 1 | ||
5.4. | Мероприятия, посвященные Дню матери. | 2 | 1 | 1 | ||
5.5. | «Есть такая профессия – Родину защищать!» | 1 | 1 | |||
5.6. | Вечер встречи выпускников. | 2 | 1 | 1 | ||
5.7. | «Друг вокруг: правила толерантного поведения». | 1 | 1 | |||
5.8. | День птиц. (01/04) | 1 | 1 | |||
5.9. | Экологическая акция «Украсим свою школу цветами». | 1 | 1 | |||
5.10. | «Я и моя будущая профессия». | 1 | 1 | |||
5.11. | Общешкольный праздник «Новый год». | 3 | - | 3 | ||
5.12. | Акция к Дню пожилых людей «С добром в душе». | 1 | 1 | |||
5.13. | Беседа «Доброта спасет мир». | 1 | 1 | |||
5.14. | Акция «Чистый город». | 1 | 1 | |||
5.15. | Создание и просмотр презентаций по теме «Моя милая мама». | 1 | 1 | |||
5.16. | Безопасность на каникулах. | 1 | 1 | |||
Итого: | 102 | 39 | 63 |
V. Предполагаемые результаты реализации модульной программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; и логике и правилах проведения научного исследования; о правилах поведения в природе.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру).
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт взятия на себя ответственности за других людей.
Материально-техническое обеспечение программы
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
№ п/п | Наименования объектов и | Необходимое количество | Примечания, методический комментарий |
1 | Художественная, справочная, научно-познавательная литература, имеющаяся в школьной библиотеке | 26 |
2. Печатные пособия
№ п/п | Наименования объектов и | Необходимое количество | Примечания, методический комментарий |
1. | - плакаты, иллюстрирующие правила поведения, процессы в живой природе и др. - портреты поэтов, писателей, ученых - иллюстрации к различным произведениям | 20 |
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
№ п/п | Наименования объектов и | Необходимое количество | Примечания, методический комментарий |
1 2 | Аудиозаписи. Видеофильмы. | 1 1 | |
2 | 1 | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие программе |
4. Технические средства обучения (средства ИКТ)
№ п/п | Наименования объектов и | Необходимое количество | Примечания, методический комментарий |
1 | Мультимедийный проектор | 1 | Оборудование получено в рамках ФГОС II поколения |
2 | 1 | Оборудование получено в рамках ФГОС II поколения |
Календарно-тематическое планирование
программы интенсива
«Маленькими шагами к победам и достижениЯм»
Сентябрь
дата | Модуль | Содержание работы | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1.09 | Духовно-нравственное направление. | Единый классный час «В единстве наша сила!» (всероссийский урок мира) | 1 | 1 | |
4.09 | Спортивно-оздоровительное направление. | День здоровья. | 3 | 3 | |
4.09-30.09 | Социальное направление. | Экологическая акция «Украсим свою школу цветами». | 1 | 1 | |
4.09-11.09 | Общекультурное направление. | Участие в кинофестивале «Земля отцов - моя земля!» | 3 | 3 | |
10.09 | Спортивно-оздоровительное направление. | Беседы о здоровом образе жизни | 1 | 1 | |
17.09 | Общеинтеллектуальное направление. | Викторина «Кубань – родина моя. | 1 | 1 | |
8.09-18.09 | Общеинтеллектуальное направление. | Дистанционное обучение ЮНИОР | 1 | 1 | |
25.09 | Спортивно-оздоровительное направление. | Классный час «Олимпийскими дорогами к победам» | 1 | 1 | |
30.09 | Общеинтеллектуальное направление. | Мы – граждане России» | 1 | 1 |
Октябрь
дата | Модуль | Содержание работы | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
2.10 | Общекультурное направление. | «Виват, учителя!» - праздничный концерт и поздравления в адрес учителей. | 1 | 1 | |
15.10 | Духовно-нравственное направление. | Беседа об уважительном отношении к старшим. | 1 | 1 | |
22.10 | Общекультурное направление. | Создание и просмотр презентаций о великих научных открытиях. | 1 | 1 | |
1.10 | Общеинтеллектуальное направление. | Историко-познавательная экспедиция «Знай свой край родной». | 3 | 3 | |
8.10 | Общекультурное направление. | Литературные посиделки «Есть в осени свое очарованье». | 1 | 1 | |
15.10 | Общеинтеллектуальное направление. | Мы пишем историю нашей школы. | 1 | 1 | |
23.10 | Спортивно-оздоровительное направление. | Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам. | 1 | 1 | |
26.10 | Духовно-нравственное направление. | Акция к Дню пожилых людей «С добром в душе». | 1 | 1 | |
30.10 | Спортивно-оздоровительное направление. | Акция: «Школа – территория свободная от табака!» | 1 | 1 |
Ноябрь
дата | Модуль | Содержание работы | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
12.11. | Общеинтеллектуальное направление. | Посещение литературной гостиной в районной детской библиотеке. | 2 | 2 | |
12.11. | Общекультурное направление. | Посещение станции юннатов | 1 | - | 1 |
12.11. - 25.11. | Общеинтеллектуальное направление. | Участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Британский бульдог», «Кит» | 3 | 3 | - |
26.11. | Социальное направление. | Мероприятия, посвященные Дню матери. | 2 | 1 | 1 |
27.11. | Духовно-нравственное направление. | Беседа об уважительном отношении к старшим. | 1 | 1 | - |
Декабрь
дата | Модуль | Содержание работы | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
03.12. | Спортивно-оздоровительное направление. | Посещение спортивных объектов города и лечебно-оздоровительных учреждений. | 2 | - | 2 |
04.12. | Спортивно-оздоровительное направление. | Спортивные соревнования «Быстрее, выше, сильнее». | 2 | - | 2 |
10.12. | Спортивно-оздоровительное направление. | Создание и просмотр презентаций по теме «Игры народов мира». | 2 | 1 | 1 |
17.12. | Духовно-нравственное направление. | Творческий проект «Люди, которыми славится Кубань». | 2 | 1 | 1 |
23.12. | Социальное направление. | Безопасность на каникулах. | 1 | 1 | - |
24.12. | Социальное направление. | Общешкольный праздник «Новый год». | 3 | - | 3 |
Январь
дата | Модуль | Содержание работы | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
12.01 | Социальное направление | Всекубанская акция «День безопасности» | 2 | 1 | 1 |
18.01 | Общеинтеллектуальное направление | Интеллектуальная викторина «Знаете ли вы...?» | 1 | 1 | |
22.01 | Спортивно-оздоровительное направление | Соревнования по баскетболу среди учащихся 6-х классов. | 3 | 3 | |
25.01 | Общеинтеллектуальное направление | Литературная викторина «Любимые герои книг». | 1 | 1 | |
30.01 | Духовно-нравственное направление | Мероприятия в рамках краевой акции «День безопасности и «Внимание-дети!» | 1 | 1 | 1 |
Февраль
дата | Модуль | Содержание работы | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
5.02 | Социальное направление | Вечер встречи выпускников | 2 | 1 | 1 |
8.02 | Духовно-нравственное направление | Акция «Ветераны войны живут рядом» | 3 | - | 3 |
11.02 | Духовно-нравственное направление | Конкурс сочинений «Патриоты России» | 1 | - | 1 |
19.02 | Спортивно-оздоровительное | Спортивные соревнования «А, ну-ка, парни!» | 2 | 2 | |
22.02 | Социальное направление. | «Есть такая профессия – Родину защищать!» | 1 | 1 | |
29.02 | Социальное направление | Закон на защите детства | 1 | 1 |
Март
дата | Модуль | Содержание работы | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1.03 | Социальное направление. | Беседа «Доброта спасет мир». | 1 | 1 | |
4.03 | Социальное направление. | «Друг вокруг: правила толерантного поведения». | 1 | 1 | |
7.03 | Социальное направление. | Создание и просмотр презентаций по теме «Моя милая мама». | 1 | 1 | |
11.03 | Общекультурное направление. | Проведение классного праздника «Широкая масленица». | 2 | 1 | 1 |
14.03 | Духовно-нравственное направление | Заочное путешествие по городам - героям России. | 2 | 1 | 1 |
17.03 | Социальное направление. | «Я и моя будущая профессия». | 1 | 1 | |
22.03 | Общеинтеллектуальное направление. | Экскурсия по промышленным предприятиям г. Усть-Лабинска. | 2 | - | 2 |
Апрель
дата | Модуль | Содержание работы | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1.04 | Социально направление | День птиц. (01/04) | 1 | 1 | |
7.04 | Спортивно-оздоровительное направление. | Эстафеты, спортивные соревнования, игры. | 3 | 3 | |
12.04 | Духовно-нравственное направление | Классный час «Полет человека в космические дали». | 1 | 1 | |
15.04 | Общеинтеллектуальное направление. | Знакомство с профессиями. | 1 | 1 | |
22.04 | Социальное направление | Акция «Чистый город». | 1 | 1 | |
25.04 | Духовно-нравственное направление | Экскурсия в Краеведческий музей. | 3 | - | 3 |
29.04 | Общеинтеллектуальное направление. | Творческий проект «История моего города». | 2 | 1 | 1 |
Май
дата | Модуль | Содержание работы | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
4.05 | Общеинтеллектуальное направление. | Конкурс стихов о героизме солдат ВОВ. | 1 | - | 1 |
6.05 | Общекультурное направление. | Концерт ко Дню Победы | 3 | - | 3 |
13.05 | Духовно-нравственное направление | Экскурсия «Памятные места г.Усть-Лабинска». | 2 | 1 | 1 |
17.05 | Духовно-нравственное направление | Творческий проект «Культура Кубани в лицах». | 2 | 1 | 1 |
21.05 | Спортивно-оздоровительное направление. | Экскурсия «Природа – источник здоровья». | 1 | 1 | |
23.05 | Общеинтеллектуальное направление. | Проект - презентация «История родного края: казачество». | 2 | 1 | 1 |