Рабочая адаптированная основная образовательная программа по рисованию для 2 класса

10
2
Материал опубликован 20 September 2017 в группе

 

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "РИСОВАНИЕ"

2 КЛАСС

на 2017 – 2018 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» . Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 2 класса.

 Цель: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

Задачи:

способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;

находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство

и различие;

содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

 исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;

развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»

Предметные результаты

Минимальный уровень:

- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);

- различать и знать названия цветов;

- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Достаточный уровень:

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;

- умение ориентироваться в пространстве листа;

- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности.

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- умение ориентироваться в пространстве листа;

- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.

Личностные результаты

• осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;

• формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

• развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

• умение обращаться за помощью, принимать помощь;

• умение организовать своё рабочее место;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

• формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);

• формирование мотивации к творческому труду;

• формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.

 

 

Содержание программы

Декоративное рисование

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев помогают в формировании у учащихся эстетического вкуса.

Задачи по декоративному рисованию на 2 класс

Учить детей проводить от руки прямые линии (верти­кальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основ­ные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; состав­лять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить исполь­зовать в узорах красный, жёлтый, зелёный, синий, корич­невый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование с натуры

Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

Задачи уроков рисования с натуры во 2 классе

Учить детей правильно размещать изображение на ли­сте бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; раз­вивать умения замечать и передавать в рисунке квадрат­ную и прямоугольную формы отдельных предметов; со­блюдать пространственные отношения предметов и обо­значать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, вы­являя характерные детали путём расчленения относитель­но сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Рисование на темы

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. Во 2 классе задача тематического рисования сво­дится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют ёлочные игруш­ки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам.

Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке ка­кую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учи­тель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

Задачи по уроков рисования на темы во 2 классе

Учить детей передавать в рисунке основную форму зна­комых предметов; развивать умения объединять эти пред­меты в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

Беседы об изобразительном искусстве

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

Во 2 классе занятия ограничиваются рассматрива­нием изделий народных мастеров (преимущественно игру­шек), репродукций художественных произведений, а так­же разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображённые предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недо­статков произношения.

Задачи бесед об изобразительном искусстве во 2 классе

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц, изображённых на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.

Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллю­страции художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебе­дева, Е. Рачёва, Б. Чарушина и др.).

 Учебно - методическое обеспечение.

1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с

2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975. 3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007. 4. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.


 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

9

       

1

Рисование с натуры овощей и фруктов.

5.09

1

Уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги. Знать основные цвета.

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;

Рисование цветными карандашами овощей и фруктов с натуры.

Практическая работа.

2

Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).

12.09

1

Знать названия съедобных грибов, название ядовитого гриба: мухомор.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Рисование с натуры грибов.

Практическая работа.

3

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

19.09

1

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

Работа с красками.

Практическая работа.

4

Самостоятельное составление узора в полосе.

26.09

1

Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Рисование узора в полосе цветными карандашами.

Практическая работа.

5

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.

3.10

1

Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.

умение организовать своё рабочее место;

Рисование узора в квадрате из веточек с листочками цветными карандашами.

Практическая работа.

6

Рисование узора для коврика.

10.10

1

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

Рисование узора для коврика акварельными красками.

Практическая работа.

7

Рисование на тему «Деревья осенью».

17.10

1

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);

Рисование акварельными красками "Деревья осенью"

Практическая работа.

8

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике.

24.10

1

Уметь рисовать прямоугольник и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Правильно чередовать цвета.

формирование мотивации к творческому труду;

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике цветными карандашами.

Практическая работа.

9

Рисование узора в круге.

31.10

1

Уметь обводить по шаблону круг, называть и различать цвета, закрашивать детали рисунка, соблюдая контур.

формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Рисование узора в круге акварельными красками.

Практическая работа.

 

2 четверть

 

7

 

 

   

1

Знакомство с народными промыслами (городецкая роспись). Декоративное рисование орнамента в круге.

14.11

1

Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине).

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;

Беседа "Городецкая роспись". Рисование декоративного орнамента в круге.

Практическая работа.

2

Узор из веточек ели в квадрате (на осевых линиях).

21.11

1

Знать правила построения узора.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Рисование узора из веточек ели в квадрате цветными карандашами.

Практическая работа.

3

Рисование с натуры веточки ели.

28.11

1

Знать правила построения узора на листе бумаги.

развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

Рисование с натуры веточки ели цветными карандашами.

Практическая работа.

4

Рисование с натуры праздничных флажков.

5.12

1

Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

 

Рисование праздничных флажков.

Практическая работа.

5

Рисование с натуры елочных украшений.

12.12

1

Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

Рисование с натуры елочных украшений разной формы акварельными красками.

Практическая работа.

6

Веточка с елочными игрушками

19.12

1

Уметь рисовать предметы округлой формы.

формирование мотивации к творческому труду;

Рисование веточки ели с игрушками.

Практическая работа.

7

Рисование поздравительной открытки "С Новым годом!"

26.12

1

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

 

Рисование поздравительной открытки "С Новым годом!"

Практическая работа.

 

3 четверть

 

10

 

 

   

1

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

16.01

1

Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии.

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;

Рисование с натуры зимних вещей.

Практическая работа.

2

Рисование на тему: "Снеговик".

23.01

1

Знать характерные признаки изображаемого.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Рисование снеговика по образцу.

Практическая работа.

3

Рисование с натуры рамки для картины.

30.01

1

Уметь обводить по шаблону прямоугольник.

развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

 

Рисование рамки с натуры для картины.

Практическая работа.

4

Рисование с натуры игрушки рыбки.

6.02

1

Уметь видеть и выделять существенные признаки предмета.

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

 

Рисование с натуры игрушки рыбки.

Практическая работа.

5

Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей».

13.02

1

Уметь передавать строение и форму предмета, взаимное расположение частей.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

Рисование по образцу.

Практическая работа.

6

Рисование с натуры портфеля.

20.02

1

Проводить от руки прямые линии вертикально и горизонтально.

формирование мотивации к творческому труду;

 

Рисование с натуры портфеля.

Практическая работа.

7

Знакомство с Полхов - Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.

27.02

1

Знать название народного промысла: Полхов-Майдан.

формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);

Рисование узора в полосе.

Практическая работа.

8

Декоративное рисование узора для косынки треугольной формы.

6.03

1

Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в треугольнике, использовать осевые линии.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

 

рисование узора для косынки треугольной формы.

Практическая работа.

9

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!»

13.03

1

Уметь выполнять построение предмета треугольной формы.

формирование бережного отношения к материальным ценностям.

 

Рисование дорожного знака "Впереди опасность!"

Практическая работа.

10

Рисование узора в круге - расписная тарелка.

20.03

1

Знать правила построения узора в круге.

Выполнять правила безопасного

поведения в школе.

Рисование узора в круге (расписная тарелка)

Практическая работа.

 

4 четверть

 

8

 

 

   

1

Рисование с натуры башенки из элементов строительного конструктора.

3.04

1

Уметь передавать в рисунке расположение кубиков, прямоугольных брусков, треугольных призм в постройке.

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;

 

Практическая работа.

2

Рисование на тему:"12 апреля - День космонавтики".

10.04

1

Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

 

Практическая работа.

3

Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

17.04

1

Уметь делить полосу на прямоугольники при помощи мерки.

развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

 

Практическая работа.

4

Декоративное оформление открытки «ракета»

24.04

1

Уметь работать по образцу.

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

 

Практическая работа.

5

Рисование узора в полосе.

8.05

1

Знать правила построения узора в полосе.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

 

Практическая работа.

6

Рисование узора в круге.

15.05

1

Знать правила построения узора в круге.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

 

Практическая работа.

7

Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам (народные сказки).

22.05

1

Знать названия весенних цветов.

формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);

 

Практическая работа.

8

Рисование весенних цветов.

29.05

1

Уметь рисовать акварельными красками.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

На следующий год 2 класс. Спасибо!

20 September 2017

На следующий год 2 класс. Спасибо!

20 September 2017

Похожие публикации