Рабочая адаптированная основная образовательная программа по рисованию для 2 класса
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "РИСОВАНИЕ"
2 КЛАСС
на 2017 – 2018 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» . Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 2 класса.
Цель: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство
и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Достаточный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности.
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.
Личностные результаты
• осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
• формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
• развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
• умение обращаться за помощью, принимать помощь;
• умение организовать своё рабочее место;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
• формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);
• формирование мотивации к творческому труду;
• формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание программы
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев помогают в формировании у учащихся эстетического вкуса.
Задачи по декоративному рисованию на 2 класс
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Задачи уроков рисования с натуры во 2 классе
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путём расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. Во 2 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют ёлочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Задачи по уроков рисования на темы во 2 классе
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
Во 2 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображённые предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Задачи бесед об изобразительном искусстве во 2 классе
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц, изображённых на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачёва, Б. Чарушина и др.).
Учебно - методическое обеспечение.
1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с
2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975. 3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007. 4. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
1 четверть |
9 |
||||||
1 |
Рисование с натуры овощей и фруктов. |
5.09 |
1 |
Уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги. Знать основные цвета. |
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; |
Рисование цветными карандашами овощей и фруктов с натуры. |
Практическая работа. |
2 |
Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор). |
12.09 |
1 |
Знать названия съедобных грибов, название ядовитого гриба: мухомор. |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; |
Рисование с натуры грибов. |
Практическая работа. |
3 |
Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). |
19.09 |
1 |
Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. |
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; |
Работа с красками. |
Практическая работа. |
4 |
Самостоятельное составление узора в полосе. |
26.09 |
1 |
Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей. |
умение обращаться за помощью, принимать помощь; |
Рисование узора в полосе цветными карандашами. |
Практическая работа. |
5 |
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками. |
3.10 |
1 |
Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. |
умение организовать своё рабочее место; |
Рисование узора в квадрате из веточек с листочками цветными карандашами. |
Практическая работа. |
6 |
Рисование узора для коврика. |
10.10 |
1 |
Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; |
Рисование узора для коврика акварельными красками. |
Практическая работа. |
7 |
Рисование на тему «Деревья осенью». |
17.10 |
1 |
Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. |
формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно); |
Рисование акварельными красками "Деревья осенью" |
Практическая работа. |
8 |
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике. |
24.10 |
1 |
Уметь рисовать прямоугольник и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Правильно чередовать цвета. |
формирование мотивации к творческому труду; |
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике цветными карандашами. |
Практическая работа. |
9 |
Рисование узора в круге. |
31.10 |
1 |
Уметь обводить по шаблону круг, называть и различать цвета, закрашивать детали рисунка, соблюдая контур. |
формирование бережного отношения к материальным ценностям. |
Рисование узора в круге акварельными красками. |
Практическая работа. |
2 четверть |
7 |
|
|||||
1 |
Знакомство с народными промыслами (городецкая роспись). Декоративное рисование орнамента в круге. |
14.11 |
1 |
Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине). |
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; |
Беседа "Городецкая роспись". Рисование декоративного орнамента в круге. |
Практическая работа. |
2 |
Узор из веточек ели в квадрате (на осевых линиях). |
21.11 |
1 |
Знать правила построения узора. |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; |
Рисование узора из веточек ели в квадрате цветными карандашами. |
Практическая работа. |
3 |
Рисование с натуры веточки ели. |
28.11 |
1 |
Знать правила построения узора на листе бумаги. |
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; |
Рисование с натуры веточки ели цветными карандашами. |
Практическая работа. |
4 |
Рисование с натуры праздничных флажков. |
5.12 |
1 |
Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету. |
умение обращаться за помощью, принимать помощь;
|
Рисование праздничных флажков. |
Практическая работа. |
5 |
Рисование с натуры елочных украшений. |
12.12 |
1 |
Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; |
Рисование с натуры елочных украшений разной формы акварельными красками. |
Практическая работа. |
6 |
Веточка с елочными игрушками |
19.12 |
1 |
Уметь рисовать предметы округлой формы. |
формирование мотивации к творческому труду; |
Рисование веточки ели с игрушками. |
Практическая работа. |
7 |
Рисование поздравительной открытки "С Новым годом!" |
26.12 |
1 |
Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
|
Рисование поздравительной открытки "С Новым годом!" |
Практическая работа. |
3 четверть |
10 |
|
|||||
1 |
Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). |
16.01 |
1 |
Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии. |
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; |
Рисование с натуры зимних вещей. |
Практическая работа. |
2 |
Рисование на тему: "Снеговик". |
23.01 |
1 |
Знать характерные признаки изображаемого. |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; |
Рисование снеговика по образцу. |
Практическая работа. |
3 |
Рисование с натуры рамки для картины. |
30.01 |
1 |
Уметь обводить по шаблону прямоугольник. |
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
|
Рисование рамки с натуры для картины. |
Практическая работа. |
4 |
Рисование с натуры игрушки рыбки. |
6.02 |
1 |
Уметь видеть и выделять существенные признаки предмета. |
умение обращаться за помощью, принимать помощь;
|
Рисование с натуры игрушки рыбки. |
Практическая работа. |
5 |
Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей». |
13.02 |
1 |
Уметь передавать строение и форму предмета, взаимное расположение частей. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; |
Рисование по образцу. |
Практическая работа. |
6 |
Рисование с натуры портфеля. |
20.02 |
1 |
Проводить от руки прямые линии вертикально и горизонтально. |
формирование мотивации к творческому труду;
|
Рисование с натуры портфеля. |
Практическая работа. |
7 |
Знакомство с Полхов - Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе. |
27.02 |
1 |
Знать название народного промысла: Полхов-Майдан. |
формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно); |
Рисование узора в полосе. |
Практическая работа. |
8 |
Декоративное рисование узора для косынки треугольной формы. |
6.03 |
1 |
Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в треугольнике, использовать осевые линии. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
|
рисование узора для косынки треугольной формы. |
Практическая работа. |
9 |
Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!» |
13.03 |
1 |
Уметь выполнять построение предмета треугольной формы. |
формирование бережного отношения к материальным ценностям.
|
Рисование дорожного знака "Впереди опасность!" |
Практическая работа. |
10 |
Рисование узора в круге - расписная тарелка. |
20.03 |
1 |
Знать правила построения узора в круге. |
Выполнять правила безопасного поведения в школе. |
Рисование узора в круге (расписная тарелка) |
Практическая работа. |
4 четверть |
8 |
|
|||||
1 |
Рисование с натуры башенки из элементов строительного конструктора. |
3.04 |
1 |
Уметь передавать в рисунке расположение кубиков, прямоугольных брусков, треугольных призм в постройке. |
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; |
Практическая работа. |
|
2 |
Рисование на тему:"12 апреля - День космонавтики". |
10.04 |
1 |
Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе. |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; |
Практическая работа. |
|
3 |
Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров. |
17.04 |
1 |
Уметь делить полосу на прямоугольники при помощи мерки. |
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; |
Практическая работа. |
|
4 |
Декоративное оформление открытки «ракета» |
24.04 |
1 |
Уметь работать по образцу. |
умение обращаться за помощью, принимать помощь; |
Практическая работа. |
|
5 |
Рисование узора в полосе. |
8.05 |
1 |
Знать правила построения узора в полосе. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; |
Практическая работа. |
|
6 |
Рисование узора в круге. |
15.05 |
1 |
Знать правила построения узора в круге. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; |
Практическая работа. |
|
7 |
Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам (народные сказки). |
22.05 |
1 |
Знать названия весенних цветов. |
формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно); |
Практическая работа. |
|
8 |
Рисование весенних цветов. |
29.05 |
1 |
Уметь рисовать акварельными красками. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; |
Чепелева Татьяна Александровна
Чепелева Татьяна Александровна