12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна92283
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»
19

Рабочая адаптированная программа по ручному труду для 3 класса

государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

 

 

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

«___» ___________ 2018г.

Протокол № _____

_____________________________

Согласовано на методсовете

«___» ___________ 2018г.

Протокол № _____

зам. дир. по УР

Ветохина И.В.

Утверждена педсоветом школы-интерната № 1

«___» ___________ 2018г.

Протокол № _____

Утверждена директором школы-интерната № 1

«___» ___________ 2018г.

Приказ № _____

Маликова Н.А.

 

 


 


 

 

 

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ

3 КЛАСС


 

на 2018– 2019 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.

 

 

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»

Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся, воспитанию положительных навыков и привычек.

Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: -воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе; - уважение к людям труда; - получение элементарных знаний по видам труда. Задачи: - формирование трудовых качеств; - обучение доступным приемам труда; - развитие самостоятельности в труде; - привитие интереса к труду; - формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы. Тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год, что составляет 1 учебный час в неделю. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 3 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, автор Л.А.Кузнецова «Технология. Ручной труд», Москва «Просвещение», 2018. Форма организации образовательного процесса: основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

творческий метод;

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»

Предметные результаты

Минимальный уровень:

- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

- знание видов трудовых работ;

- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

- составление стандартного плана работы по пунктам;

- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;

-выполнение несложного ремонта одежды)

Достаточный уровень:

- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

- знание видов художественных ремесел;

- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;

- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Личностные результаты

Ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, т

Развитие мыслительной деятельности;

Формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

Формирование способности к эмоциональному вос­приятию учебного материала

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 3 класса:

- технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

- санитарно-гигиенические требования.

- самостоятельно ориентироваться в задании;

-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;

- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоя¬тельно;

- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

- анализировать свое изделие и изделие товарища;

- ориентироваться в пространстве;

- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание курса

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

Практические работы

Экскурсия в природу с целью сбора природного мате­риала.

Изготовление по образцу жирафа из кукурузных почат­ков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготов­ление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ

Практические работы

Экскурсия в слесарную мастерскую.

Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным мате­риалом.

Изготовление по образцу и контурному рисунку стили­зованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изде­лия по показу приемов работы учителем.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Изготовление по замыслу объемных изделий из различ­ных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной кон­фигурации.

Изготовление елочных игрушек.

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги кар­навальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырь­ком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Рабо­та выполняется по показу учителя. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

Изготовление обложки для проездного билета.

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапа­нов, с завязками.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы

Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражне­ния на полосе тонкого картона по готовым проколам.

Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкла­дышем. Оформление концов закладки кисточками.

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бума­ги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых сре­зов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Изготовление по образцу подушечки-прихватки по са­мостоятельно составленной выкройке из нескольких сложен­ных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком) РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)

Практические работы

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Раз­метка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеи­вание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учите­лем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольно­го полотенца и т. д.

Учебно - методическое обеспечение.

- учебник 3 класс «Технология. Ручной труд» Л.А. Кузнецова (Москва "Просвещение" 2018г.)

- методические рекомендации «Ручной труд» Л.А.Кузнецова ( Москва "Просвещение" 2018г.)

- В.В. Выганов "Оригами"( Москва, 2002)

- И.М. Петрова "Объемная аппликация"

- З.А. Богатеева "Чудесные поделки из бумаги"

- С.А. Хворостухина "Оригинальные поделки для дома"

- Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)

- Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" ( Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г).

 

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность обучающихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

9

       

1

Вводный урок. Закрепление учебного материала первого и вторых классов.

 

1

Знать правила поведения работы на уроках ручного труда.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы.

Применять на практике правила работы на уроках ручного труда.

Беседа

2

Экскурсия в природу «Сбор природного материала»

 

1

Знать правила заготовки природных материалов.

Воспитание и развитие социально значимых личностных качеств;

Сбор природного материала.

Беседа.

3

Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

 

1

Уметь работать по образцу.

Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Изготовление по образцу жирафа

Практическая работа

4

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

 

1

Уметь работать с природными материалами.

Выполнять правила безопасного

поведения в школе.

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха.

Практическая работа

5

Окантовка картона полосками бумаги, листом.

 

1

Уметь самостоятельно ориентироваться в задании.

Адекватно воспринимать оценку

учителя.

Самостоятельно работать по образцу.

Практическая работа

6

Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы.

 

1

Уметь сравнивать образец с натуральным объектом.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Изготовление по образцу подложек

Практическая работа

7

Экскурсия в слесарную мастерскую.

 

1

Знать правила безопасности в слесарной мастерской.

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

ТБ в слесарной мастерской

Фронтальный опрос

8

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб.

 

1

Уметь подбирать материалы и инструменты.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Работа по образцу

Практическая работа

9

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок птиц.

 

1

Уметь придерживаться плана при выполнении изделия.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Работа по образцу.

Практическая работа.

 

2 четверть

 

7

       

1

Изготовление по замыслу объемных изделий из различных природных материалов.

 

1

Ориентироваться при выполнении плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Изготовление объемных изделий из различных природных материалов.

Практическая работа

2

Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок.

 

1

Знать правила ТБ при работе с конструктором.

Выполнять правила безопасного

поведения в школе.

Работа с металлическим конструктором.

Практическая работа

3

Сборка по образцу лопатки из большого квадрата.

 

1

Знать приемы соединения деталей

Адекватно воспринимать оценку

учителя.

Работа по образцу.

Практическая работа

4

Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки.

 

1

Уметь анализировать свое изделие и изделие товарища.

Воспитание и развитие социально значимых личностных качеств;

Работа по образцу.

Практическая работа

5

Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок.

 

1

Уметь делать отчет о последовательности изготовления изделия.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

Работа с металлическим конструктором.

Практическая работа

6

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги.

 

1

Уметь подбирать материалы и инструменты.

Формирование способности к эмоциональному вос­приятию учебного материала

Изготовление карнавальных полумасок и масок

Практическая работа

7

Изготовление елочных игрушек.

 

1

Уметь осуществлять необходимые контрольные действия.

Осознание себя как ученика

Изготовление ёлочных игрушек.

Практическая работа

 

3 четверть

 

10

       

1

Сборка стола по образцу.

 

1

самостоятельно ориентироваться в задании

Развитие мыслительной деятельности.

Работа с металлическим конструктором.

Практическая работа

2

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке.

 

1

сравнивать образец с натуральным объектом

Адекватно воспринимать оценку

учителя.

Работа с линейкой

Практическая работа

3

Изготовление обложки для проездного билета.

 

1

составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Изготовление обложки для проездного билета

Практическая работа

4

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

 

1

подбирать материалы и инструменты

Воспитание и развитие социально значимых личностных качеств.

Работа по образцу.

Практическая работа

5

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.

 

1

делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов.

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Изготовление по образцу папки для тетрадей.

Практическая работа

6

Ознакомление с косым обметочным стежком.

 

1

анализировать свое изделие и изделие товарища

Осознание себя как ученика

ТБ при работе с иглой.

Практическая работа

7

Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.

 

1

осуществлять необходимые контрольные действия;

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Работа с текстильным матераилом.

Практическая работа

8

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

 

1

делать отчет о последовательности изготовления изделия

Адекватно воспринимать оценку

учителя.

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы.

Практическая работа

9

Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц.

 

1

 

Формирование способности к эмоциональному вос­приятию учебного материала

Изготовление кармашка из клеенки.

Практическая работа

10

Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком.

 

1

делать отчет о последовательности изготовления изделия

Адекватно воспринимать оценку

учителя.

Обметывание боковых срезов кармашка.

Практическая работа

 

4 четверть

 

9

       

1

Изготовление открытых коробок из тонкого картона.

 

1

самостоятельно ориентироваться в задании

Развитие мыслительной деятельности.

Изготовление открытых коробок.

Практическая работа

2

Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке.

 

1

сравнивать образец с натуральным объектом

Осознание себя как ученика

Работа по образцу

Практическая работа

3

Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги.

 

1

составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя

Формирование способности к эмоциональному вос­приятию учебного материала.

Склеивание коробок двумя способами.

Практическая работа

4

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку.

 

1

анализировать свое изделие и изделие товарища

Адекватно воспринимать оценку

учителя.

Составление по образцам рисунка на листе бумаги в клетку.

Практическая работа

5-6

Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками.

 

2

делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Вышивание рисунка.

Практическая работа

7

Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками.

 

1

подбирать материалы и инструменты

Воспитание и развитие социально значимых личностных качеств.

Работа с металлическим конструктором.

Практическая работа

8

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака.

 

1

сравнивать образец с натуральным объектом

Осознание себя как ученика.

Сборка по техническому рисунку дорожного знака.

Практическая работа

9

Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины.

 

1

самостоятельно ориентироваться в задании

Адекватно воспринимать оценку

учителя.

Работа по образцу.

Практическая работа

Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (5)

Ирина Анатольевна, 11.08.18 в 22:22 4Ответить Пожаловаться
Спасибо. Нашла кое-что для себя. Понравилось, что включена экскурсия в мастерскую. Речь идет о школьной мастерской? А в девочковую технологию пойдете? Занимаемся мы с продленочными детьми, детки 1-4 класс. И выясняется, что у них старших братьев-сестер нет, родители своими впечатлениями о школе не делились и ребята представляют, что до выпуска из школы будут с Татьяной Николаевной из бумаги чудеса делать. Когда я им рассказала про мастерские, она даже не поверили. (младшая школа в другом блоке). Пришлось договариваться с учителями технологии и вести детей на экскурсию.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 12.08.18 в 09:34 2Ответить Пожаловаться
У нас обязательно для "началки" проводят экскурсии в школьные мастерские. Смотрят с "открытым ртом"! И мечтают быстрее туда пойти что-то делать, как старшеклассники.

Отредактировано 12-08-2018 09:34

Ирина Анатольевна, 12.08.18 в 09:41 2Ответить Пожаловаться
У нас вообще двое умудрились спрятаться, чтобы когда все уйдут, освоить инструменты. Хорошо, что я детей посчитала, прежде чем идти. Группу поделили пополам, так эти двое и со второй половиной пошли, очевидно, будут самыми лучшими учениками по технологии.
Артеменко Елена Николаевна, 12.08.18 в 17:27 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание к работе, Ирина Анатольевна! Экскурсии проводятся во все мастерские, которые у нас есть (столярные, швейные), некоторые мальчики с удовольствием ходят на швейное дело.
Елена Гаврииловна Гончарова, 21.08.18 в 23:35 0Ответить Пожаловаться
У нас согласно программы обязательно каждый год ученики ходят на экскурсию в школьные мастерские: швейные, столярные и слесарную. Внимательно слушают, а потом задают много вопросов, стараются потрогать руками работы, а потом бурно обсуждают новый материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.