Рабочая программ для 6 класса. Учебник «Физическая культура» под редакцией Т.Ю. Петрова. Ю.А. Копылова
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897), на основании Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края, программы Т.Ю. Петрова. Ю.А. Копылова и др. «Физическая культура» (программа 5-9 классы), Москва, «Вентана-Граф» 2012г. и обеспечена учебным комплексом для учащихся Петрова Т.Ю., Ю.А. Копылова и др. «Учебник для 5-7 классов».
Конкретизация целей основного общего образования с учетом специфики физической культуры
Целью предмета «Физическая культура» в основной школе является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учебный предмет «Физическая культура» в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
- Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
В соответствии с Примерной программой по физической культуре в основной школе на предметную область «Физическая культура» выделяется 105 ч. (3 часа в неделю). В рабочей программе количество часов, отведенных на каждый раздел программы пропорционально увеличено за счет введения третьего часа.
Из-за отсутствия условий для изучения программного материала "Лыжная подготовка", часы, отведенные на этот раздел отданы на усиление раздела "Легкая атлетика" и "Спортивные игры". Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
Курс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у школьников представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление с основными положениями науки в области физической культуры. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенций учащихся в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на формирование физической культуры, общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, а также на личностное развитие и формирование учебной самостоятельности школьников (умения учиться). Особенностью программы учебного предмета «Физическая культура», согласно ФГОС является выделение основных образовательных направлений для каждой ступени обучения (личностные, метапредметные и предметные). Основными направлениями являются:
- формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание основ умений учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах развития индивидуальной личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, а также в области саморегуляции своего организма (телесных, интеллектуальных и психофизических особенностей) для повышения качества жизни.
Программа и учебники для обучающихся 5-7 классов подготовлены в соответствии с материалами ФГОС ООО и концепцией физического воспитания, что позволяет реализовать все заложенные в них требования. В процессе освоения учебного материала данной области достигается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его в окружающем мире, социокультурном пространстве, адаптации в образовательной среде. Программа ориентирована на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В учебниках учтены гигиенические требования СанПиН Минздравсоцразвития РФ, требования ст.3 ФЗ «О благополучии населения Российской Федерации» в сфере образования и Конституции РФ, гарантирующие право каждого на образование «общедоступность, бесплатность и качество основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях». Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы. Общая цель обучения учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Курс учебного предмета «Физическая культура» реализует познавательную и социокультурную цели.
1. Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре.
2. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий, как показателя физической культуры человека.
В соответствии с целью учебного предмета «Физическая культура» формулируются задачи учебного предмета:
- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
- совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью
- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
- расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
- формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования.
Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума образования по физической культуре» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовкой школьников.
Программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья учащихся 5-х классов. К таким факторам относятся:
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья учащихся;
• формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек и навыков здорового образа жизни;
• особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью.
В процессе занятий по образовательной программе учебного предмета «Физическая культура» будет реализовано:
- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
- совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных занятиях;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;
- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушений здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
- расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
- формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования.
Материал программы направлен на реализацию приоритетных задач образования — формирование всестороннего гармоничного развития личности при образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование, а также развитие основных двигательных (физических) жизненно важных качеств — гибкости, ловкости, быстроты движений, мышечной силы и выносливости. Учебный материал позволяет сформировать у школьников научно обоснованное отношение к окружающему миру, с опорой на предметные, метапредметные результаты и личностные требования. Принципы, лежащие в основе построения программы:
1) личностно-ориентированные: двигательного развития, творчества, психологической комфортности;
2) культурно-ориентированные: целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности, «овладения основами физической культуры»;
3) деятельностно-ориентированные: двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности младшего школьника.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается в 6 классе из расчёта 3 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 102 часа один год обучения (по 3 часа в неделю).
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения физической культуры
Программа и учебники для учащихся 6 классов разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, предъявляющим следующие требования к основным образовательным программам основного общего образования.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества: участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
- угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
- овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
- расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
5. Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре (4 часа)
История физической культуры
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Физическая культура (основные понятия)
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Физическая культура человека
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Физическое совершенствование (98 часов)
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе уроков).
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Комплексы упражнений физкультминуток и физкультпауз.
Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.
Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленности.
Гимнастика с основами акробатики (15 час)
Организующие команды и приемы:
- построение и перестроение на месте;
- перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением;
- перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием;
Акробатические упражнения и комбинации:
- кувырок вперед и назад;
- стойка на лопатках.
Акробатическая комбинация (мальчики и девочки):
и.п. основная стойка. Упор присев-кувырок вперед в упор присев-перекат назад-стойка на лопатках-сед с прямыми ногами-наклон впередруками достать носки-упор присев-кувырок вперед-и.п.
Ритмическая гимнастика (девочки)
- стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки:
Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100 cм)
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)
- передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики)
- висы согнувшись, висы прогнувшись.
- подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях:
девочки: (упражнения на разновысоких брусьях) Вис на верхней жерди-вис присев на нижней жерди-вис лежа на нижней жерди-вис на верхней жерди-соскок.
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
Прикладно-ориентированные упражнения:
- лазанье по канату (мальчики);
- лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и спиной к стенке (девочки);
- приземление на точность и сохранение равновесия;
- преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Развитие гибкости
- наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
- упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты);
- комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба.
- комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
- упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
- преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
- броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с места и разбега;
- разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
- прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
- подтягивание в висе и отжимание в упоре;
- подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
- отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
- поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
- метание набивного мяча из различных исходных положений;
- комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
Легкая атлетика (52 часов)
Беговые упражнения:
- бег на короткие дистанции: от 10 до 15 м;
- ускорение с высокого старта;
бег с ускорением от 30 до 40 м;
скоростной бег до 40 м;
на результат 60 м;
- высокий старт;
- бег в равномерном темпе от 10 до 12 минут;
- кроссовый бег; бег на 1000м.
- варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
- прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»;
- прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча:
- метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены;
- метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность;
- метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень;
- броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди.
Прикладно-ориентированная подготовка(в процессе уроков)
Прикладно-ориентированные упражнения:
- передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности;
- преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Легкая атлетика:
Развитие выносливости
- бег с максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода;
- бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.
Развитие силы
- прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);
- запрыгивание с последующим спрыгиванием;
- комплексы упражнений с набивными мячами.
Развитие быстроты
- бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;
- повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);
- прыжки через скакалку в максимальном темпе;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Спортивные игры (39 часов)
Баскетбол (24 часа)
- стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- остановка двумя шагами и прыжком;
- повороты без мяча и с мячом;
- комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
- ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости;
- ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
- передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
- передача мяча одной рукой от плеча на месте;
- передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
- броски одной и двумя руками с места и в движении(после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м
- штрафной бросок;
- вырывание и выбивание мяча;
- игра по правилам.
Волейбол(14 часов)
- стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
- прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
- прием и передача мяча сверху двумя руками;
- нижняя прямая подача;
- игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Развитие быстроты
- ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания и т.д.);
- выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
- челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед);
- прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости
- повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха.
Развитие координации движений
- броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени;
- бег с «тенью» (повторение движений партнера);
- бег по гимнастической скамейке;
- броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).
Развитие силы
многоскоки; прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперед, в приседе).
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Тема |
Основное содержание по теме |
Характеристика |
||||||||||||||
деятельности учащихся |
||||||||||||||||
Раздел 1. Знания о физической культуре (3 ч) |
||||||||||||||||
Современные Олимпийские игры |
Возрождение Олимпийских |
Объяснять цель возрождения |
||||||||||||||
игр в конце XIX — начале XX |
Олимпийских игр; |
|||||||||||||||
в. Деятельность Пьера де |
понимать и раскрывать принципы |
|||||||||||||||
Кубертена по возрождению |
олимпизма; |
|||||||||||||||
Олимпийских игр. Принципы |
определять значение принципов |
|||||||||||||||
олимпизма. Идеалы и |
олимпизма для жизни обычного |
|||||||||||||||
символика Олимпийских игр: |
человека; |
|||||||||||||||
логотип, флаг, девиз, клятва, |
описывать роль П. де Кубертена в |
|||||||||||||||
олимпийский огонь, |
возрождении Олимпийских игр; |
|||||||||||||||
церемонии открытия и |
объяснять смысл символики |
|||||||||||||||
закрытия Олимпийских игр, |
Олимпийских игр; |
|||||||||||||||
олимпийские медали |
описывать главные ритуалы |
|||||||||||||||
Олимпийских игр |
||||||||||||||||
Зарождение олимпийского |
Начало истории олимпийского |
Пересказывать тексты о |
||||||||||||||
движения в России |
движения |
возникновении олимпийского |
||||||||||||||
в нашей стране. Общественные |
движения в России; называть |
|||||||||||||||
деятели, стоящие у истоков |
имена людей, участвовавших |
|||||||||||||||
олимпийского движения |
в становлении олимпийского |
|||||||||||||||
в России. Первые |
движения |
|||||||||||||||
отечественные олимпийские |
в нашей стране |
|||||||||||||||
чемпионы. Основание |
||||||||||||||||
Российского олимпийского |
||||||||||||||||
комитета |
||||||||||||||||
Раздел 2. Организация здорового образа жизни (2 ч) |
||||||||||||||||
Правильный режим дня |
Понятие «здоровый образ |
Раскрывать понятие «здоровый |
||||||||||||||
жизни», показатели здорового |
образ жизни»; выявлять основные |
|||||||||||||||
образа жизни. Распорядок дня |
показатели здорового образа |
|||||||||||||||
жизни в собственном распорядке |
||||||||||||||||
дня; |
||||||||||||||||
самостоятельно корректировать и |
||||||||||||||||
поддерживать правильный режим |
||||||||||||||||
дня |
||||||||||||||||
Раздел 3. Планирование занятий физической культурой (3 ч) |
||||||||||||||||
Определение собственного типа телосложения |
Типы телосложения. |
Сравнивать группы людей с |
||||||||||||||
Особенности людей |
разным типом телосложения по |
|||||||||||||||
с разным типом телосложения. |
строению тела |
|||||||||||||||
Предпочтительные виды |
(в том числе с помощью |
|||||||||||||||
спорта для людей |
иллюстраций в учебнике), |
|||||||||||||||
с разным типом телосложения |
особенностям рекомендуемой |
|||||||||||||||
физической нагрузки и рациона |
||||||||||||||||
питания; |
||||||||||||||||
обосновывать предпочтительное |
||||||||||||||||
использование видов спорта для |
||||||||||||||||
людей с разным типом |
||||||||||||||||
телосложения; |
||||||||||||||||
определять свой тип |
||||||||||||||||
телосложения по внешним |
||||||||||||||||
физическим признакам |
||||||||||||||||
Оценка собственной физическойподготовленности |
Тесты для оценки уровня |
Оценивать развитие собственных |
||||||||||||||
развития мышечной силы, |
основных двигательных качеств с |
|||||||||||||||
быстроты, выносливости. |
помощью предложенных тестов; |
|||||||||||||||
Оценка уровня развития силы, |
сравнивать индивидуальный |
|||||||||||||||
быстроты, выносливости, |
уровень развития мышечной |
|||||||||||||||
гибкости, координации |
силы, быстроты, выносливости, |
|||||||||||||||
движений |
гибкости, координации движений |
|||||||||||||||
с возрастными стандартами |
||||||||||||||||
Раздел 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность (4 ч) |
||||||||||||||||
Развитие двигательных качеств |
Способы и средства развития |
Называть способы и средства |
||||||||||||||
мышечной силы. Комплексы |
развития мышечной силы, |
|||||||||||||||
упражнений для развития |
гибкости, быстроты, |
|||||||||||||||
мышечной силы. Правила |
выносливости, координации |
|||||||||||||||
выполнения упражнений для |
движений; составлять и |
|||||||||||||||
развития гибкости. |
выполнять комплексы |
|||||||||||||||
Упражнения для тренировки |
упражнений для необходимой |
|||||||||||||||
гибкости. Способы и средства |
тренировки двигательных качеств; |
|||||||||||||||
развития быстроты. |
подбирать режим тренировочной |
|||||||||||||||
Упражнения для развития |
нагрузки в соответствии с |
|||||||||||||||
быстроты. Комплекс |
индивидуальными особенностями |
|||||||||||||||
упражнений для развития |
организма и текущим |
|||||||||||||||
координации движений. |
функциональным состоянием; |
|||||||||||||||
Значение выносливости для |
организовывать вместе со |
|||||||||||||||
здоровья человека. Способы и |
сверстниками тренировки и |
|||||||||||||||
средства развития |
состязания для сравнения степени |
|||||||||||||||
выносливости. Комплекс |
развития разных двигательных |
|||||||||||||||
упражнений для тренировки |
качеств |
|||||||||||||||
выносливости |
||||||||||||||||
Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность (90 ч) |
||||||||||||||||
Гимнастика с основами акробатики (15 ч) |
Организующие команды и |
Знать и соблюдать правила |
||||||||||||||
приёмы (повторение ранее |
техники безопасности при |
|||||||||||||||
изученного материала). |
выполнении акробатических |
|||||||||||||||
Акробатические упражнения |
упражнений и упражнений на |
|||||||||||||||
(кувырок назад в группировке |
спортивных снарядах; |
|||||||||||||||
в упор присев, кувырок назад в |
описывать технику кувырков в |
|||||||||||||||
полушпагат — девушки, два |
упор присев и в полушпагат, |
|||||||||||||||
кувырка вперёд в упор присев, |
прыжков через гимнастического |
|||||||||||||||
«мост» из положения стоя). |
козла; |
|||||||||||||||
Упражнения и комбинации на |
анализировать технику кувырков |
|||||||||||||||
спортивных снарядах ( прыжок |
своих сверстников и выявлять |
|||||||||||||||
на гимнастического козла с |
ошибки; различать и выполнять |
|||||||||||||||
последующим спрыгиванием, |
строевые приёмы и команды; |
|||||||||||||||
вис лёжа, вис присев, сгибание |
выполнять акробатические |
|||||||||||||||
и разгибание рук в висе ), |
упражнения, упражнения и |
|||||||||||||||
ходьба по гимнастической |
комбинации на гимнастическом |
|||||||||||||||
скамейке и бревну) |
коне, гимнастическом козле, |
|||||||||||||||
гимнастической перекладине, |
||||||||||||||||
гимнастической скамейке, |
||||||||||||||||
гимнастическом бревне |
||||||||||||||||
Лёгкая атлетика (26 ч) |
Беговые упражнения (бег на |
Знать и соблюдать правила |
||||||||||||||
короткие дистанции 10–60 м, |
техники безопасности при |
|||||||||||||||
на выносливость |
выполнении беговых и |
|||||||||||||||
на дистанцию до 1500 м, |
прыжковых упражнений, метаний |
|||||||||||||||
эстафеты). Прыжковые |
малого мяча; |
|||||||||||||||
упражнения (прыжок в длину |
описывать технику прыжка в |
|||||||||||||||
с разбега способом «согнув |
длину способом «согнув ноги»; |
|||||||||||||||
ноги», прыжок |
выполнять беговые и прыжковые |
|||||||||||||||
в высоту способом |
упражнения, метания малого |
|||||||||||||||
«перешагивание»). Метание |
мяча; |
|||||||||||||||
малого мяча на дальность с |
бегать на дистанцию 60 м с |
|||||||||||||||
разбега |
максимальной скоростью и 1500 м |
|||||||||||||||
на время; |
||||||||||||||||
метать малый мяч на дальность и |
||||||||||||||||
на точность; |
||||||||||||||||
включать прыжки в длину с |
||||||||||||||||
разбега, бег на короткие |
||||||||||||||||
дистанции и бег на выносливость |
||||||||||||||||
в индивидуальный комплекс |
||||||||||||||||
занятий физической культурой |
||||||||||||||||
Спортивные игры (39 ч) |
Баскетбол. Техника игры |
Соблюдать правила техники |
||||||||||||||
( стойки и перемещения, |
безопасности во время игры |
|||||||||||||||
передача ловля мяча, |
в баскетбол |
|||||||||||||||
ведение мяча, ведение |
знать и объяснять другим |
|||||||||||||||
мяча с изменением |
школьникам правила игры в |
|||||||||||||||
направления, броски мяча |
баскетбол, способы передач, |
|||||||||||||||
по кольцу) . Правила игры |
способы остановки и ведения |
|||||||||||||||
в баскетбол. |
мяча, основные технические |
|||||||||||||||
Подвижные игры с |
ошибки; |
|||||||||||||||
элементами спортивных |
развивать знания, навыки и |
|||||||||||||||
игр. |
умения игры в баскетбол; |
|||||||||||||||
организовывать игры в |
||||||||||||||||
баскетбол со сверстниками и |
||||||||||||||||
участвовать в этих играх. |
||||||||||||||||
Лёгкая атлетика (26ч) |
Беговые упражнения (бег на |
Знать и соблюдать правила |
||||||||||||||
короткие дистанции 10–60 м, |
техники безопасности при |
|||||||||||||||
на выносливость |
выполнении беговых и |
|||||||||||||||
на дистанцию до 1500 м, |
прыжковых упражнений, метаний |
|||||||||||||||
эстафеты). Прыжковые |
малого мяча; |
|||||||||||||||
упражнения (прыжок в длину |
описывать технику прыжка в |
|||||||||||||||
с разбега способом «согнув |
длину способом «согнув ноги»; |
|||||||||||||||
ноги», прыжок |
выполнять беговые и прыжковые |
|||||||||||||||
в высоту способом |
упражнения, метания малого |
|||||||||||||||
«перешагивание»). Метание |
мяча; |
|||||||||||||||
малого мяча на дальность с |
бегать на дистанцию 60 м с |
|||||||||||||||
разбега |
максимальной скоростью и 1500 м |
|||||||||||||||
на время; |
||||||||||||||||
метать малый мяч на дальность и |
||||||||||||||||
на точность; |
||||||||||||||||
включать прыжки в длину с |
||||||||||||||||
разбега, бег на короткие |
||||||||||||||||
дистанции и бег на выносливость. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
К физкультурному оборудованию предъявляются специальные гигиенические, педагогические и эстетические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания учащихся.
Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям школьников. Его количество определяется из расчёта активного участия всех учащихся в процессе занятий. Оборудование должно соответствовать требованиям ФГОС и СанПиН 2.4.2.2821—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Важнейшее требование — безопасность спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Для выполнения требований безопасности необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Все спортивные снаряды и инвентарь проверяются учителем физической культуры перед уроком.
Объекты и средства материально-технического обеспечения: бревно напольное (3 м), козёл гимнастический, перекладина гимнастическая (пристеночная), стенка гимнастическая, скамейки гимнастические жёсткие (4 м, 2 м), комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты), мячи (набивные 1 кг и 2 кг, малые теннисные, малые мягкие, баскетбольные, волейбольные, футбольные), палки гимнастические, скакалки детские, маты гимнастические, акробатическая дорожка, коврики (гимнастические, массажные), кегли, обручи пластиковые детские, планка для прыжков в высоту, стойки для прыжков в высоту, флажки (разметочные с опорой, стартовые), лента финишная, дорожка разметочная резиновая для прыжков, рулетка измерительная, набор инструментов для подготовки прыжковых ям, щит баскетбольный тренировочный, сетка для переноса и хранения мячей, жилетки игровые с номерами, волейбольные стойки универсальные, сетка волейбольная, оборудование для игры в настольный теннис (стол, сетка, ракетки, мячи), шахматы, шашки, контейнер с комплектом игрового инвентаря, станок хореографический, палатки туристические, аптечка.
Также необходимо вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря.
8. Планируемые результаты изучения физической культуры.
Учебный раздел "Знания о физической культуре"
Ученик научится:
планировать режим дня, характеризовать его основное содержание и правила планирования.
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
Учебный раздел "Способы двигательной (физкультурной деятельности)
Ученик научится:
проводить самостоятельные занятия по физической культуре.
Ученик получит возможность научиться:
вести дневник самонаблюдения и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
Учебный раздел "Гимнастика с основами акробатики"
Ученик научится:
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические 'комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
Ученик получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учѐтом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
Учебный раздел "Легкая атлетика"
Ученик научится:
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять метания различных снарядов с места и в движении, на дальность и в цель.
Ученик получит возможность научиться:
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Учебный раздел "Спортивные игры"
Ученик научится:
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Система оценки планируемых результатов.
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умения ми, навыками).
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.