Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса (УМК Е.А. Быстровой)
33
Аннотация
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897,в соответствии с локальным актом лицея «Положение о рабочей программе учителя, работающего по ФГОС второго поколения», на основе программы к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2010.
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство постижения и обретения социокультурных ценностей, формированиядуховнонравственного мира человека, приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы. Русский язык также является основой интеллектуального, духовного и эстетического развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества ХХI века. Как учебная дисциплина, русский язык имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
• освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
• осознание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;
• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готов ности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебнонаучной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
• усвоение системы знаний о русском языке;
• формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. В программе дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования и перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
В соответствии с учебным планом лицея на изучение предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 6 часов в неделю, 210 часов в год (35 рабочих недель), из них 175 часов (5 часов в неделю) - в соответствии с региональным базисным учебным планом и 35 часов (1 час в неделю) из вариативной части. Дополнительные часы отводятся на изучение языковых норм (орфоэпических, грамматических, лексических), увеличено количество часов на изучение раздела «Лексикология», а также на уроки развития речи и итоговое повторение в конце года.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
· формулировать проблему,
· выдвигать аргументы,
· строить логическую цепь рассуждения,
· находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
· осуществлять библиографический поиск,
· извлекать необходимую информацию из различных источников;
· определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
· применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др;
Регулятивные универсальные учебные действия
· ставить и адекватно формулировать цель деятельности,
· планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
· осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения языка в школе.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста
Содержание учебного предмета «Русский язык»
5-й класс (210 ч.)
Русский язык — национальный язык русского народа (1 ч.)
Речь. Речевое общение. Речевая деятельность (20 ч.)
Язык и речь. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная.
Речь диалогическая и монологическая. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевой этикет.
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста. Способы развития темы в тексте. Последовательная и парал лельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Абзац — структурносмысловая часть текста. План текста.
Функциональносмысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их строение, смысловые и языковые особенности. Сочетание разных типов речи в тексте.
Изобразительновыразительные средства языка в тексте. Сравнение
Синтаксис и пунктуация (28 ч.)
Синтаксис — раздел грамматики. Пунктуация — раздел правописания.
Словосочетание, его признаки.
Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Предложение, его признаки. Средства оформления предложения: интонация, ее функ ции, логическое ударение.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения.
Распространенное и нераспространенное предложение.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения. Предложения с однородными членами. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Предложения с обращением. Интонация, пунктуация предложений с обращением. Предложения с вводными словами. Предложения с обращением.
Интонация, пунктуация предложений с обращением. Предложения с вводными сло вами. Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными словами. Предложения с прямой речью. Интонация, пунктуация предложений с прямой речью. Простое и сложное предложение.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (25 ч.)
Фонетика — раздел лингвистики. Звук — единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.
Выразительные средства фонетики.
Слог. Слог — единица слова.
Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков. Графика — раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Соотношение звука и буквы.
Орфография — раздел правописания. Правописание гласных в корне слова Правописание согласных в корне слова
Лексика (18 ч.)
Лексикология — раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования (краткое, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы.
Омонимы — омографы, омофоны, омоформы. Синонимы. Лексическая сочетаемость слова. Антонимы.
Словари синонимов, антонимов
Переносное значение слова в основе художественных тропов. Основные виды тропов (эпитет, метафора, олицетворение)
Морфемика. Словообразование. Орфография (23 ч.)
Морфемика — раздел лингвистики. Морфема — минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова. Окончание — формообразующая морфема. Корень. Однокоренные слова.
Правописание корней. Приставка, суффикс — слово образующие морфемы. Чередование звуков в морфе мах. Морфемный анализ слов. Словообразование — раздел языкознания. Производящая основа. Слово образующие морфемы. Основные способы образования слов. Словообразовательный анализ слов. Основные выразительные средства морфемики и словообразования
Морфология. (1 ч.)
Морфология как раздел грамматики (1 ч). Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи
Имя существительное как часть речи(25 ч.). Общее грамматическое значение предметности.
Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные нарицательные и собственные. Прописная буква в собствен ных именах. Использование кавычек в названиях книг, газет, журналов и др. Род имен существительных.
Имена существительные мужского рода. Имена существительные женского рода. Род имен существительных с ь на конце. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Число имен существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Склонение имен существительных. Три основных типа склонения. Падежные оконча ния 1, 2 и 3го склонения, их правописание.
Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные.
Правописание наиболее употребительных суффиксов существительных: -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-).
Правописание не с именами существительными
Имя прилагательное как часть речи(21 ч.). Общее грамматическое значение признака предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.
Разряды имен прилагательных по значению. Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Характерные признаки качественных имен прилагательных.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание окончаний имен прилагательных.
Имена прилагательные полные и краткие. Изменение кратких прилагательных по родам и числам. Образование и право писание кратких прилагательных, чередование звуков при образовании кратких прилагательных. Роль и место кратких прилагательных в предложении.
Степени сравнения качественных имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени. Чередование согласных звуков при образо вании сравнительной степени прилагательных с суффиксом -е и превосходной степени с суффиксом -айш.
Словообразование и правописание имен прилагательных. Правописание н и нн в суф фиксах прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц. Правописание не с прилагательными. Правописание сложных при лагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки цветов
Глагол как часть речи(34 ч.). Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предло жении.Правописание не с глаголами.
Инфинитив (неопределенная форма глагола).
Правописание -тся и -ться в глаголах. Вид глагола. Значение и при знаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар.
Переходные и непереходные глаголы. Винительный падеж существительных без предлога при переходных глаголах. Косвенные падежи существительных с предлогами и без предлогов при переходных глаголах. Возвратные глаголы. Наклонения глагола: изъяви тельное, условное (сослагательное), повелительное.
Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Значение и употребление в речи.
Спряжение глагола.
Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных).
Повторение изученного в 5 классе (14 часов)Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5»
г. Железногорска Курской области
Рассмотрено на заседании МО ________/Н.Г.Киселева/ ФИО Протокол № 1 от «25» августа 2016 г. |
Согласовано на научно-методическом совете ________ / М. А. Соболева / Протокол № 1 от «26» августа 2016 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказ № 1-277 от «01» сентября 2016 г. Директор лицея № 5 ____________ / Н.И. Агеева / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
основного общего образования
для 5 класса
(базовый уровень)
на 2016 - 2017 учебный год
Составитель: учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Киселева Наталия Геннадиевна
г. Железногорск
2016 г.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»,5 класс, 210 часов, 6 часов в неделю
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|||||
по плану |
по факту |
||||||
|
Русский язык — национальный язык русскогонарода |
||||||
|
Язык и речь (§ 1) |
||||||
|
(Рр-1). Обучающее выборочное изложение |
||||||
|
Речь и речевое общение (§ 2) |
||||||
|
Речь устная и письменная (§ 3) |
||||||
|
Речь книжная и разговорная (§ 4) |
||||||
|
Речь диалогическая и монологическая (§ 5) |
||||||
|
Речевой этикет (§ 6) |
||||||
|
(Рр-2) Подробное изложение. |
||||||
|
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (§ 7) |
||||||
|
Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста (§ 8) |
||||||
|
Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием. |
||||||
|
Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте (§ 8) |
||||||
|
План текста (§ 9) |
||||||
|
(Рр – 3). Сочинение «Мой четвероногий друг» |
||||||
|
Типы речи (§ 10) Повествование(§ 11) |
||||||
|
Описание. Сравнение (§ 12) |
||||||
|
Рассуждение (§ 13) |
||||||
|
Сочетание разных типов речи (§ 14) |
||||||
|
(Рр — 4). Подготовка к написанию контрольного подробного изложения № 1. |
||||||
|
(Рр — 5). Написание контрольного подробного изложения № 1. |
||||||
|
Синтаксис и пунктуация (§ 15) |
||||||
|
Словосочетание (§ 16) |
||||||
|
Словосочетание. Разбор словосочетания (§ 16) |
||||||
|
(Рр-6). Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» |
||||||
|
Предложение и его признаки §17) |
||||||
|
Интонация (§ 18) |
||||||
|
Логическое ударение (§ 19) |
||||||
|
Виды предложений по цели высказывания(§ 20) Виды предложений по эмоциональной окраске (§ 21) |
||||||
|
(Рр-7). Сжатое изложение «Тетрадки под дождем» |
||||||
|
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения (§ 22) |
||||||
|
Тире между подлежащим и сказуемым (§ 23) |
||||||
|
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (§ 24) |
||||||
|
Определение (§ 25) |
||||||
|
(Рр-8). Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н. Бакшеевой «Иней» |
||||||
|
(Рр-9). Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н. Бакшеевой «Иней» |
||||||
|
Дополнение (§ 26) |
||||||
|
Обстоятельство (§ 27) |
||||||
|
Предложения с однородными членами (§ 28) |
||||||
|
Обобщающее слово при однородных членах предложения (§29) |
||||||
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 |
||||||
|
Предложения с обращениями (§30) |
||||||
|
Предложения с вводными словами (§ 31) |
||||||
|
Предложения с прямой речью (§ 32) |
||||||
|
Предложения с прямой речью (§ 32) |
||||||
|
Синтаксический разбор простого предложения (§ 33) |
||||||
|
(Рр-10) Обучающее изложение от другого лица |
||||||
|
Простое и сложное предложение (§ 34) |
||||||
|
Простое и сложное предложение(§ 34) |
||||||
|
Фонетика. Звук – единица языка (§ 35-36) |
||||||
|
Звуки и буквы. Фонетическая транскрипция (§ 37-38) |
||||||
|
(Рр-11) Обучающее изложение от третьего лица «Журавли» |
||||||
|
Отличие гласных и согласных звуков (§ 39) |
||||||
|
Согласные звонкие и глухие (§ 40) Согласные твердые и мягкие (§ 41) |
||||||
|
Обозначение мягкости согласных.Правописание ь (§ 42) |
||||||
|
Позиционные чередования гласных (§ 43) |
||||||
|
(Рр- 12) Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица |
||||||
|
(Рр- 13) Написание контрольного изложения № 2 от третьего лица |
||||||
|
Слог. Ударение (§44—45) |
||||||
|
Орфоэпия (§ 46) Произношение гласных звуков (§ 47) |
||||||
|
Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных (§ 48) |
||||||
|
Произношение сочетаний согласных звуков (§ 48) |
||||||
|
Выразительные средства фонетики (§ 49) |
||||||
|
Повторение и обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия» |
||||||
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Фонетика. Орфоэпия» |
||||||
|
Графика — раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв (§ 50—51) |
||||||
|
Орфография. Правописание гласных в корне слова(§ 52—53) |
||||||
|
Правописание непроверяемых гласных в корне слова(§ 53) |
||||||
|
Буквы о – ё после шипящих в корне слова (§ 53) |
||||||
|
(Рр-14) Сочинение по картине А.Н. Семёнова «Как прекрасен этот мир» |
||||||
|
Правописание согласных в корне слова(§ 54) |
||||||
|
Правописание удвоенных согласных в корне слова(§54) |
||||||
|
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография» |
||||||
|
Проверочная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография» |
||||||
|
Слово и его значения (§55) Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья (§ 56—57) |
||||||
|
Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья (§ 56—57) |
||||||
|
Однозначные и многозначные слова (§ 58) |
||||||
|
Прямое и переносное значение слов (§ 59) |
||||||
|
Омонимы (§60) |
||||||
|
Синонимы (§ 61) |
||||||
|
(Рр-15) Сжатое изложение. |
||||||
|
Антонимы (§ 62) |
||||||
|
Исконно русские и заимствованные слова |
||||||
|
Лексика ограниченного употребления |
||||||
|
Устаревшие слова |
||||||
|
Фразеология |
||||||
|
Повторение по теме «Лексика» |
||||||
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 по теме "Лексика" |
||||||
|
Анализ результатов контрольного диктанта. Эпитет (§ 63) |
||||||
|
Метафора ( 63) Олицетворение (§ 63) |
||||||
|
(Рр-16) Подготовка к сочинению по картине. Сочинение по картине И. Шишкина «Перед грозой» |
||||||
|
(Рр-17) Сочинение по картине И. Шишкина «Перед грозой» |
||||||
|
Морфема — значимая часть слова (§ 1). Окончание и основа слова (§ 2) |
||||||
|
Окончание и основа слова (§ 2) |
||||||
|
Корень (§ 3) |
||||||
|
(Рр-18) Обучающее изложение |
||||||
|
Суффикс (§ 4) |
||||||
|
Приставка (§ 5) |
||||||
|
Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков (§ 6) |
||||||
|
Чередование гласных е//и в корне (§ 6) |
||||||
|
Чередование звуков о//а в корне слова (§ 6) |
||||||
|
Правописание корней с чередованием -раст- //-ращ- // -рос- (§ 6) |
||||||
|
Правописание корней с чередованиями (§ 6) |
||||||
|
Правописание приставок (§ 7) |
||||||
|
Правописание приставок на -з, -с (§ 7) |
||||||
|
Буквы ы—и в корне после приставок (§ 8) |
||||||
|
Приставки пре- и при- (§ 9) |
||||||
|
Приставки пре- и при- (§ 9) |
||||||
|
Буквы и иы после ц (§ 10) |
||||||
|
Способы образования слов (§ 11) |
||||||
|
(Рр-19). Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» |
||||||
|
Способы образования слов. Сложение (§ 11) |
||||||
|
Морфемный разбор слова (§ 12) |
||||||
|
Повторение по теме «Морфемика. Словообразование» |
||||||
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 по теме «Правописание корней. |
||||||
|
Анализ диктанта. Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи (§ 13) Самостоятельные и служебные части речи (§ 14) |
||||||
|
Имя существительное как часть речи (§ 15) |
||||||
|
(Рр-20) Подготовка к сочинению по картине. |
||||||
|
(Рр-21) Контрольное сочинение № 1 по картине А.А.Пластова «Первый снег» |
||||||
|
Правописание суффиксов существительных-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) (§ 16) |
||||||
|
Правописание суффиксов существительных-ек-, -ик- (§ 17) |
||||||
|
Правописание не с именем существительным (§ 18) |
||||||
|
Постоянные морфологические признаки имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные (§ 19) |
||||||
|
(Рр-22) Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С. Петрова-Водкина |
||||||
|
Имена существительные нарицательные и собственные (§ 20) |
||||||
|
Род имен существительных (§ 21) Ь после шипящих на конце имен существительных (§ 21) |
||||||
|
(Рр-23). Описание комнаты |
||||||
|
Имена существительные общего рода (§ 22) |
||||||
|
Род несклоняемых имен существительных (§ 23) |
||||||
|
Склонение имен существительных (§ 24) |
||||||
|
Разносклоняемые имена существительные (§ 24) |
||||||
|
Непостоянные признаки имени существительного. Число имен существительных (§ 25) |
||||||
|
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (§ 26) |
||||||
|
Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц (§ 26) |
||||||
|
Морфологический разбор имени существительного (§ 27) |
||||||
|
(Рр-24) Сочинение-описание памятника архитектуры |
||||||
|
Синтаксическая роль имени существительного. Имя существительное как член прдложения. |
||||||
|
Культура речи. Правильное употребление имени существительного.Орфоэпические, грамматические нормы. |
||||||
|
Культура речи. Правильное употребление имени существительного.Лексические нормы. |
||||||
|
Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». Тестовые задания |
||||||
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5по теме «Существительное» |
||||||
|
Имя прилагательное как часть речи (§ 28) |
||||||
|
(Рр-25). Сочинение-описание внешности человека |
||||||
|
Имена прилагательные качественные и относительные (§ 29) |
||||||
|
Притяжательные имена прилагательные (§ 29) |
||||||
|
Согласование имени прилагательного с именами существительными (§ 30) |
||||||
|
Имена прилагательные полные и краткие (§ 31) Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую (§ 31) |
||||||
|
Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного(§ 32) |
||||||
|
Превосходная степень имени прилагательного(§ 32) |
||||||
|
Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования имен прилагательных. Правописание -н- и-нн- в прилагательных (§ 33) |
||||||
|
Правописание -н- и-нн- в прилагательных (§ 33) |
||||||
|
Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными (§33) |
||||||
|
Правописание не с прилагательными (§33) |
||||||
|
Правописание имен прилагательных (§ 33) |
||||||
|
Морфологический разбор имени прилагательного (§ 34) |
||||||
|
(Рр-26). Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» |
||||||
|
Синтаксическая роль имени прилагательного. Имя прилагательное как член предложения. |
||||||
|
Культура речи. Правильное употребление имени прилагательного.Орфоэпические, грамматические. |
||||||
|
Культура речи. Правильное употребление имени прилагательного.Лексические нормы. |
||||||
|
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи» |
||||||
|
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи» |
||||||
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 6 по теме «Прилагательное» |
||||||
|
Анализ результатов контрольного диктанта. Глагол как часть речи (§ 35) |
||||||
|
Правописание не с глаголами (§ 36) |
||||||
|
Правописание не с глаголами(§ 36) |
||||||
|
Инфинитив (§ 37) |
||||||
|
Правописание –тсяи –тьсяв глаголах (§ 38) |
||||||
|
Правописание –тсяи –тьсяв глаголах (§ 38) |
||||||
|
(Рр-27) Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения № 2 |
||||||
|
(Рр-28) Написание контрольного сочинения-рассуждения |
||||||
|
Вид глагола (§ 39) |
||||||
|
Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-) (§ 39) |
||||||
|
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». |
||||||
|
Переходные и непереходные глаголы (§ 40) |
||||||
|
Возвратные глаголы (§ 41) |
||||||
|
Наклонения глагола. Условное наклонение глагола (§ 42) |
||||||
|
Повелительное наклонение глагола (§ 42) |
||||||
|
Правописание глаголов в повелительном наклонении. |
||||||
|
Изъявительное наклонение глагола. Времена глагола (§ 42—43) |
||||||
|
(Рр-29) Сочинение «Что было бы, если бы…» (письмо с фронта) |
||||||
|
Настоящее время глагола (§ 43) |
||||||
|
Прошедшее время глагола (§ 43) |
||||||
|
Будущее время глагола (§ 43) |
||||||
|
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». |
||||||
|
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». |
||||||
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 7 по теме «Глагол» |
||||||
|
Анализ результатов контрольного диктанта. Спряжение глагола (§ 44) |
||||||
|
Спряжение глагола (§ 44) |
||||||
|
Разноспрягаемые глаголы (§ 44) |
||||||
|
Безличные глаголы (§ 45) |
||||||
|
Безличные глаголы (§ 45) |
||||||
|
Морфологический разбор глагола (§ 46) |
||||||
|
Синтаксическая роль глагола. Глагол как член предложения. |
||||||
|
Культура речи. Правильное употребление глагола.Орфоэпические, грамматические нормы. |
||||||
|
Культура речи. Правильное употребление глагола.Лексические нормы. |
||||||
|
(Рр-30)Изложение с цитированием стихотворных строк |
||||||
|
Повторение изученного в 5 классе Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. |
||||||
|
Повторение изученного в 5 классе. Лексика. |
||||||
|
Повторение изученного в 5 классе. Морфемика. Словообразование |
||||||
|
Повторение изученного в 5 классе. Морфология. |
||||||
|
Повторение изученного в 5 классе. Морфология. |
||||||
|
Повторение изученного в 5 классе. Морфология. |
||||||
|
Повторение изученного в 5 классе. Синтаксис. Пунктуация. |
||||||
|
Повторение изученного в 5 классе. Синтаксис. Пунктуация. |
||||||
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам года № 8 |
||||||
|
Анализ контрольного диктанта. Орфография. Пунктуация. |
||||||
|
Повторение по теме «Орфография. Пунктуация» |
||||||
|
Резервные часы |
||||||
|
Резервные часы |
||||||
|
Резервные часы |