Рабочая программа по биологии в 10 классе по УМК И.Н. Пономаревой
Планируемые результаты
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Содержание предмета
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):
Использование различных методов при изучении биологических объектов.
Техника микроскопирования.
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Изучение движения цитоплазмы.
Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.
Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
Выделение ДНК.
Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.
Составление элементарных схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
Составление и анализ родословных человека.
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Описание фенотипа.
Сравнение видов по морфологическому критерию.
Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
Методы измерения факторов среды обитания.
Изучение экологических адаптаций человека.
Составление пищевых цепей.
Изучение и описание экосистем своей местности.
Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
Оценка антропогенных изменений в природе.
Тематический план с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы
№ | Разделы, темы | Количество часов рабочей программы по классам | ||
10 класс | 11 класс | |||
Биология как комплекс наук о живой природе | 6 | |||
Структурные и функциональные основы жизни | 29 | |||
| 35 | |||
Теория эволюции | 20 | |||
Развитие жизни на Земле | 13 | |||
Организмы и окружающая среда | 25 | |||
Итоговое повторение и обобщение | 4 | 4 | ||
68ч. | 68ч. |
Учебно-тематический план 10 класс
№ | Наименование разделов и тем | ВВсегочасов | В том числе, час. | |||
Теория | Практика, лабораторные работы | Экскурсии | Контроль | |||
1. | Биология как комплекс наук о живой природе | 6 | 5 | 1 | ||
2. | Организмы и окружающая среда | 25 | 19 | Лр – 3 Пр – 1 | 2 | |
3. | Теория эволюции | 20 | 17 | Лр – 2 | 1 | |
4. | Развитие жизни на Земле | 13 | 12 | 1 | ||
5. | Итоговое повторение и обобщение | 4 | 2 | 1 | 1 |
Тематическое планирование по биологии 10 класс (68 ч.)
№ урока | Тема урока | Кол - во часов | Элементы содержания | Вид контроля |
Раздел Биология как комплекс наук о живой природе – 6 ч. | ||||
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. | 1 | Предмет, содержание и структура биологии. Связь биологии с другими науками. Современные направления в биологии. | ||
Методы научного познания, используемые в биологии. | 1 | Методы познания живой природы: описательный, исторический, наблюдение, эксперимент, моделирование. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формирование естественнонаучной картины мира. | ||
Роль биологии в формировании современной научной картины мира. | 1 | Роль биологии в формировании современной научной картины мира. | ||
Практическое значение биологических знаний. | 1 | Достижения современной биологии. Роль биологии в практической деятельности людей. Роль биологии в будущем. | ||
Биологические системы как предмет изучения биологии. | 1 | Понятие «биологические системы». Отличительные признаки биологических систем: единство хим. состава, обмен веществ и энергии, размножение, рост и развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость, дискретность. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. Биологические системы разного уровня сложности. | ||
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Биология как комплекс наук о живой природе» | 1 | Контрольный тест по теме «Биология как комплекс наук о живой природе» | ||
Раздел Организмы и окружающая среда – 25 ч. | ||||
Экологические факторы и их влияние на организм. | 1 | Среда- источник веществ, энергии, информации. Среды жизни. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Взаимодействие факторов среды. | ||
Приспособления организмов к действию экологических факторов. | 1 | Ключевые понятия: пределы выносливости, ограничивающий фактор.Интенсивность действия фактора. Ограничивающее и оптимальное воздействие фактора среды. Ключевые понятия: биологические ритмы, фотопериодизм. Влияние света на живые организмы. Адаптивные особенности организмов: короткодневные и длиннодневные растения. | ||
Лабораторная работа №1«Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов». | 1 | Лабораторная работа №1 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов». | ||
Биогеоценоз. Экосистема. | 1 | Понятие биогеоценоз и экосистема. Учение о биогеоценозе и экосистеме. Структура биогеоценоза: биотоп, биоценоз. Функциональные группы организмов: продуценты, консументы, редуценты. Свойства биогеоценоза. Пространственная и морфологическая структура биогеоценоза. | ||
Биогеоценоз. Экосистема. | 1 | |||
Разнообразие экосистем. | 1 | Особенности наземных и водных экосистем. | ||
Лабораторная работа №2 «Изучение и описание экосистем своей местности». | 1 | Лабораторная работа №2 «Изучение и описание экосистем своей местности». | ||
Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. | 1 | Типы биоценотических связей: взаимополезные (симбиоз, мутуализм), полезнонейтральные (комменсализм, нахлебничество, квартиранство) , полезновредные (хищничество, паразитизм, полупаразитизм) взаимовредные ( антагонизм, конкуренция). | ||
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. | 1 | Трофическая структура биогеоценоза. Пищевые связи, цепи питания: пастбищные и разложения Направление потока веществ и энергии в пищевой цепи. Функциональные группы организмов. Составление схем пищевых цепей. | ||
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. | 1 | Правило экологической пирамиды. Типы экологических пирамид: биомассы, численности, энергии. Составление экологических пирамид. | ||
Лабораторная работа №3 «Составление пищевых цепей». | 1 | Лабораторная работа №3 «Составление пищевых цепей». | ||
Устойчивость и динамика экосистем. | 1 | Механизм саморегуляции. Свойства биогеоценоза, обеспечивающие его устойчивость. Понятия: сукцессия, климакс. Изменения сообщества в ходе сукцессий. Виды сукцессий: первичная, вторичная. Учение климакса. | ||
Агроценозы, их особенности. | 1 | Понятие: агробиоценоз. Примеры агроценозов: поля, огороды, парки, сады. Отличия агроценоза от естественных биогеоценозов. Значение. | ||
Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. | 1 | Антропогенное влияние на экосистемы. Факторы, вызывающие экологический кризис. Сохранение биоразнообразия. | ||
Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы. | 1 | Причины, значение, виды сохранения биоразнообразия. | ||
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Биогеоценозы. Экосистемы». | 1 | Контрольный тест по теме «Биогеоценозы. Экосистемы». | ||
Структура биосферы. | 1 | Биосфера -глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живого вещества в биосфере. | ||
Закономерности существования биосферы. | 1 | Особенности и функции живого вещества: газовая, энергетическая, концентрационная, деструктивная и средообразующая. | ||
Закономерности существования биосферы. | 1 | Биомасса. Распределение биомассы по земному шару, продуктивность биомассы. | ||
Круговороты веществ в биосфере. | 1 | Биосфера как биосистема. Функциональные компоненты биосферы: продуценты, консументы, редуценты. Движущая сила и компоненты круговорота. | ||
Круговороты веществ в биосфере. | 1 | Круговорот веществ - обязательное условие существования биосферы. Биохимические циклы углерода и азота. Роль бактерий в осуществлении круговорота азота. Процессы нитрификации и денитрификации. | ||
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. | 1 | Последствия деятельности человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, сведение лесов, эрозия почв. Пути решения экологических проблем. | ||
Практическая работа №1 «Оценка антропогенных изменений в природе». | 1 | Практическая работа №1 «Оценка антропогенных изменений в природе». | ||
30. | Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук. | 1 | Влияние человека на биосферу. Проблема сохранения устойчивого развития биосферы. Понятие о ноосфере. Этапы и способы воздействия человека на биосферу. Условия сохранения биосферы. | |
31. | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Организмы и окружающая среда». | 1 | Контрольный тест по теме «Организмы и окружающая среда» | |
Раздел Теория эволюции – 20 ч. | ||||
32. | Развитие эволюционных идей. | 1 | Креационизм. Научные и религиозные представления об эволюции. Значение работ К. Линнея. Система органического мира. Идея о постоянстве видов. | |
33. | Развитие эволюционных идей. | 1 | Первая эволюционная теория Ламарка. Его заслуги и заблуждения. | |
34. | Эволюционная теория Ч. Дарвина. | 1 | Предпосылки создания теории, ее основные положения. Основные понятия: естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость. Формы борьба за существование. ЕО – главная движущая сила. Факторы эволюции. | |
35. | Эволюционная теория Ч. Дарвина. | 1 | ||
36. | Свидетельства эволюции живой природы. | 1 | Эмбриологические, морфологические, палеонтологические, биогеографические доказательства эволюции органического мира. | |
37. | Свидетельства эволюции живой природы. | 1 | ||
38. | Вид, его критерии. | 1 | Основные понятия: вид, виды – двойники, ареал. Критерии вида. Совокупность критериев вида – условие обеспечения целостности и единства популяции | |
39. | Лабораторная работа №4 «Сравнение видов по морфологическому критерию» | 1 | Лабораторная работа №4 «Сравнение видов по морфологическому критерию» | |
40. | Популяция – элементарная единица эволюции. | 1 | Термин «популяция». Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. | |
41. | Синтетическая теория эволюции. | 1 | Формирование СТЭ. Значение работ Северцова А. Н,, Шмальгаузена И. И, Симпсона Д. Основные положения СТЭ. | |
42. | Микроэволюция. | 1 | Эволюционная характеристика популяции. Уравнение Харди – Вайнберга. | |
43. | Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. | 1 | Элементарные факторы эволюции. Эволюционные процессы происходящие в популяции: мутации, популяционные волны, изоляция популяций. | |
44. | Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. | 1 | Формы ЕО: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, половой. Сравнение ЕО и ИО. | |
45. | Микроэволюция. Способы видообразования. | 1 | Видообразование: географическое, аллопатрическое. | |
46. | Многообразие организмов как результат эволюции. | 1 | Адаптация – результат действия ЕО. Приспособительные особенности растений и животных. Относительный характер приспособлений. | |
47. | Лабораторная работа № 5 «Описание приспособленности организма и ее относительного характера» | 1 | Лабораторная работа № 5 «Описание приспособленности организма и ее относительного характера» | |
48. | Принципы классификации, систематика. | 1 | Принципы классификации. Основные таксономические единицы живых организмов. | |
49. | Макроэволюция. Направления эволюции. | 1 | Основные понятия: макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса. Выявление ароморфозов у растений и животных. | |
50. | Макроэволюция. Направления эволюции. | 1 | ||
51. | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Теория эволюции». | 1 | Контрольный тест по теме «Теория эволюции». | |
Раздел Развитие жизни на Земле – 13 ч. | ||||
52. | Гипотезы происхождения жизни на Земле. | 1 | Гипотезы происхождения жизни: самозарождения, панспермии, вечности жизни, божественная , биохимической эволюции. История развития представлений о возникновении жизни. Теории биогенеза и абиогенеза. Опыты Ф. Редди и Л. Пастера. | |
53. | Основные этапы эволюции органического мира на Земле. | 1 | Возникновении прокариот, автотрофов, эукариот, полового процесса, многоклеточности. Симбиотическая гипотеза происхождения эукариот. Теории гастреи и фогоцителлы. | |
54. | Основные этапы эволюции органического мира на Земле. | 1 | Биологическая эволюция. Зоны: криптозой, фанерозой. Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое. Ароморфозы архея и палеозоя. | |
55. | Основные этапы эволюции органического мира на Земле. | 1 | Развитие жизни в мезозое, кайнозое. Ароморфозы животных и растений в процессе эволюции. | |
56. | Основные этапы эволюции органического мира на Земле. | 1 | Основные этапы и ароморфозы растительного мира. | |
57. | Основные этапы эволюции органического мира на Земле. | 1 | Основные этапы и ароморфозы животного мира. | |
58. | Современные представления о происхождении человека. | 1 | Антропология. Гипотезы происхождения человека. Систематическое положение человека. Особенности человека. Доказательства происхождения человека от животных. | |
59. | Современные представления о происхождении человека. | 1 | ||
60. | Движущие силы антропогенеза. | 1 | Человек – биосоциальное существо. Биологические и социальные движущие силы. | |
61. | Эволюция человека (антропогенез). | 1 | Эволюция приматов. Стадии развития: древнейшие, древние, современные люди. Особенности строения и образа жизни. | |
62. | Эволюция человека (антропогенез). | 1 | Эволюция приматов. Стадии развития: древнейшие, древние, современные люди. Особенности строения и образа жизни. | |
63. | Расы человека, их происхождение и единство. | 1 | Расы человека: негроидная, монголоидная, европеоидная. Географические и климатические условия формирования рас человека. Расизм. | |
64. | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Развитие жизни на Земле». | 1 | Контрольный тест по теме «Развитие жизни на Земле» | |
65. | Повторение темы «Организмы и окружающая среда» | 1 | ||
66. | Повторение темы «Теория эволюции» | 1 | ||
67. | Итоговая контрольная работа | 1 | Итоговая контрольная работа | |
68. | Экскурсия по теме «Экосистемы» | 1 |