Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»
Рассмотрено на заседании МО Протокол №____ от______ _______2022 г.
Руководитель МО __________ /Цинадзе О.В./ | ‹‹Согласовано›› Зам. директора по УВР ________/ Выблова Н.А./ ‹‹_____›› _______ 2022 г. | ‹‹Утверждаю›› Приказ № _______ от _____ _________ 2022 г Директор МБОУ ‹‹Гимназия №4›› ____________/ Шувалова И.А./ . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
для 10А,Б классов
на 2022-2023 учебный год
Уровень образования: основное общее
Срок реализации: 1 год
Составила: Цинадзе Олеся Валентиновна
учитель физики высшей квалификационной категории
г.о. Дзержинский
год составления 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 N 287,
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №4»,
учебного плана МБОУ «Гимназия №4»,
рабочей программы по физике. 10 класс/ Сост. Н.С. Шлык.- М.: ВАКО, 2018,
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Общая характеристика курса
Физика, как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, физической географии и астрономии.
В системе естественно-научного образования физика как учебный предмет занимает важное место в формировании научного мировоззрения и ознакомления обучающихся с методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами современного производства и бытового технического окружения человека, в формировании собственной позиции по отношению к физической информации, полученной из разных источников.
Изучение физики на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Содержание базового курса позволяет использовать знания о физических объектах и процессах для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами; для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; для принятия решений в повседневной жизни. В курсе физики отражён вклад советских и российских учёных в развитие науки.
Изучение физики в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.
Для достижения поставленных целей учащимся необходимо овладеть методом научного познания и методами исследования явлений природы, знаниями о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления. У учащихся необходимо сформировать умения наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов.
В процессе изучения физики должны быть сформированы такие общенаучные понятия, как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека. В процессе обучения физики обеспечивается формирование у школьников естественнонаучной грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций. Схема естественнонаучной грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций (потребность — цель — способ — результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема естественнонаучной грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметные задачи в курсе физики в формате PISA позволяют формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курсу физики средней (полной) школы предшествует курс физики основной школы (7—9 классы), включающий элементарные сведения о физических величинах и явлениях.
На этапе средней (полной) школы возможно изучение обучающимися естествознания либо физики на базовом или углублённом уровне. Изучение физики на базовом уровне может быть предусмотрено при составлении учебных планов универсального и социально-экономического профилей, а также медико-биологического и экологического направлений естественно-научного профиля. Изучение физики на углублённом уровне может быть предусмотрено при составлении учебных планов физико-математического, технологического (инженерного) и естественно-научного профилей.
Данная рабочая программа по физике для базового уровня составлена из расчёта 136 ч за два года обучения (по 2 ч в неделю в 10 и 11 классах); в программе учтено 10% резервного времени. Учитывается также тот факт, что реальная продолжительность учебного года всегда оказывается меньше нормативной.
Содержание учебного предмета
Научный метод познания природы (1ч)
Физика - фундаментальная наука о природе. Научный метод познания. Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства.
Механика (26 ч)
Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея. Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение движения тела по окружности.
Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика. Термодинамика (17 ч)
Молекулярно-кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания. Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа. Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой. Строение жидкостей и твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый и второй законы термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД теплового двигателя. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления
при постоянной температуре. Устройство гигрометра и психрометра. Кристаллические и аморфные тела. Модели тепловых двигателей.
Фронтальная лабораторная работа
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Электродинамика (23 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Электроемкость. Конденсатор. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники. Плазма.
Демонстрации
Электризация тел. Электрометр. Взаимодействие зарядов. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
содержания курса
Деятельность образовательной организации общего образования при обучении физике в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
положительное отношение к труду, целеустремлённость;
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по физике являются:
освоение регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что- цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
освоение познавательных универсальных учебных действий:
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщённые способы решения задач; приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);
освоение коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения программы на базовом уровне являются:
сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
сформированность представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; владение умениями обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведённые эксперименты, анализировать результаты полученной из экспериментов информации, определять достоверность полученного результата;
умение решать простые физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду, осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
устанавливать взаимосвязь естественнонаучных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Тематическое планирование 10 класс
Тема раздела | Всего часов | Лабораторных работ | Контрольных работ |
Введение | 1 | | 1 (Входная) |
Механика | 26 | 2 | 2 |
Молекулярная физика. Термодинамика. Труды М.В. Ломоносова. | 17 | 1 | 2 |
Электродинамика Работы Рихтера, Э. Ленца. | 24 | 2 | 2 (+ 1 Итоговая) |
Итого: | 68 | 5 | 8 |
Учебно-методическое оснащение учебного процесса
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М: Просвещение, 2017.
Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / А.В.Шаталина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 91 с.
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 400 с. - (В помощь школьному учителю).
Сауров Ю.А. Физика. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение. 2010.
ФИЗИКА 10. Электронное приложение к учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского. ЗАО «Образование Медиа» ОАО «Издательство «Просвещение», 2011. DVD.
Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 10-11 классы: диктанты, тесты, кроссворды, внеклассные мероприятия. Н.А. Янушевская. - Москва: Издательство Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. - 240 с. - (Качество обучения).
Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс / Сост. Н.И.Зорин. - М.: ВАКО, 2010.
Петрушенко Н.И. Сборник диктантов по физике: VI-X кл. - Минск.: «Народная асвета», 1982. - 64 с.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 10-11 классы: Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 1998.
Календарно-тематическое планирование
№ | п/п | Тема урока | Тип урока | УУД | Основные виды деятельности обучающихся | Дата | |||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | план | факт | |||||||
| ВВЕДЕНИЕ (1ч) | ||||||||||
| | Физика и познание мира. Входная контрольная работа. | УОМН | Выделять сходства естественных наук, различия между теоретическими и эмпирическими методами исследования. Решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы, применять полученные знания. | Самостоятельно выделять познавательную цель. Планировать и прогнозировать результат. | С достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли. | Приводят примеры физических величин. Формулируют физические законы. Указывают границы применимости физических законов. Приводят примеры использования физических знаний в живописи, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, музыке, спорте. Выполняют задания контрольной работы | 02.09 | | ||
МЕХАНИКА (26ч) | |||||||||||
КИНЕМАТИКА (9ч) | |||||||||||
| | Механическое движение. Система отсчета. | УОМН | ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, анализировать и оценивать полученные результаты | определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и определять последовательность действий. | выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для ее разрешения. | Дают определение понятий: механическое движение, поступательное движение, система отсчёта, материальная точка; приводят примеры материальных точек, тел отсчета, систем отсчета; распознают ситуации, в которых тело можно считать материальной точкой. | 03.09. | | ||
| | Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. | УОНЗ | выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности | ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | планировать учебное сотрудничество с учителем, сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Описывают траектории движения тел; называют различия понятий путь, перемещение, траектория; на примерах показывают способы описания движений: координатный и векторный. | 09.09. | | ||
| | Равномерное прямолинейное движение. Скорость. | УОНЗ | выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности | ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | планировать учебное сотрудничество с учителем, сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Приводят примеры равномерного движения тел; записывают уравнения равномерного движения; строят графики равномерного движения. Называют различия между мгновенной и средней скоростью неравномерного движения; строят графики скорости равноускоренного движения, вычисляют характеристики равноускоренного движения. | 10.09. | | ||
| | Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением. | УОНЗ | выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности | ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | планировать учебное сотрудничество с учителем, сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | 16.09. | | |||
| | Решение задач на определение кинематических характеристик движения с помощь графиков. | УР и РК | : выбирать наиболее эффективные методы решения задач в зависимости от конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности | ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и отстаивания интересов, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Решают задачи на применение уравнений равномерного и равноускоренного движения, строят графики. Решение заданий в формате PISA | 17.09. | | ||
| | Свободное падение тел. Движение с ускорением свободного падения. | УОМН | устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы | определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, выявлять проблемы, формулировать гипотезы. | Приводят примеры траекторий движения тел, совершающих свободное падение; решают задачи на расчет дальности полета, высоты полета. Определяют вид движения тела по окружности, рассчитывают центростремительное ускорение, скорость тела, движущегося по окружности. Решение заданий в формате PISA | 23.09. | | ||
| | Равномерное движение точки по окружности | УОНЗ | выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности | ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | планировать учебное сотрудничество с учителем, сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | 24.09. | | |||
| | Кинематика абсолютно твердого тела. | УОМН | устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы | ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Приводят примеры поступательного движения тел; работают с текстом учебника; выводят формулы, решают задачи. | 30.09. | | ||
| | Контрольная работа №1 по теме "Основы кинематики" | УРК | Решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы, применять полученные знания. | Планировать и прогнозировать результат. | С достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли. | Выполняют задания контрольной работы | 01.10. | | ||
ЗАКОНЫ ДИНАМИКИ (9ч) | |||||||||||
| | Принцип причинности в механике. Инерция. Первый закон Ньютона. | УОМН | выдвигать и обосновывать гипотезы, обозначать проблемы и находить пути их решения, анализировать объекты с целью выделения их признаков | составлять план и последовательность учебных действий. | выявлять проблемы, осознанно планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью. | Работают с учебником; приводят примеры движения тел по инерции, формулируют закон инерции, решают задачи. Складывают векторы сил; формулируют 2 закон Ньютона; решают задачи. | 07.10. | | ||
| | Сила. Масса. Второй закон Ньютона. | УОНЗ | мыслить, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | 08.10. | | |||
| | Третий закон Ньютона. Гелиоцентрическая система отсчета. | УОМН | самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять различные явления на основе физической теории | формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | осознанно планировать и регулировать свою деятельность, выявлять проблемы, владеть устной и письменной речью. | Проводят опыты по взаимодействию тел; формулируют 3 закон Ньютона; решают задачи. Решение заданий в формате PISA | 14.10. | | ||
| | Решение задач на законы Ньютона. | УР и РК | выбирать наиболее эффективные методы решения задач в зависимости от конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности | ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | организовывать учебное сотрудничество с учащимися и учителем, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и отстаивания интересов, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Решают задачи на законы Ньютона; выполняют самостоятельную работу. | 15.10. | | ||
| | Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. | УОМН | создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, добывать недостающую информацию с помощью вопросов. | Называют силы, дают им определения, изображают графически; решают задачи. Решение заданий в формате PISA | 21.10. | | ||
| | Вес тела. Силы упругости. | УОНЗ | создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, выделять и классифицировать существенные характеристики объекта, строить высказывание, формулировать проблему | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, самостоятельно исправлять ошибки. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рационально планировать свою работу, добывать недостающую информацию с помощью чтения текста учебника. | Называют виды деформации; проводят эксперимент; выводят закон Гука; решают задачи. | 22.10. | | ||
| | Лабораторная работа №1. "Изучение движения тела по окружности" | УР и РК | Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | Составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Работают по алгоритму, приведенному в учебнике, аккуратно обращаются с лабораторным оборудованием, на практике проверяют законы физики | 05.11. | | ||
| | Силы трения. | УОНЗ | создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, выделять и классифицировать существенные характеристики объекта | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, составлять план проведения эксперимента, самостоятельно исправлять ошибки. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рационально планировать свою работу в группе, добывать недостающую информацию с помощью вопросов. | Проводят эксперимент, определяют различия сил трения, дают определения, изображают графически, решают задачи. | 11.11. | | ||
| | Решение задач на движение тела под действием нескольких сил. | УР | выбирать наиболее эффективные методы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности | Ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | организовывать учебное сотрудничество с учащимися и учителем; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и отстаивания интересов; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Решают задачи на движение тел под действием нескольких тел. | 12.11. | | ||
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ. СТАТИКА. (8 ч) | |||||||||||
| | Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | УОМН | самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять различные явления на основе физической теории | формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | осознанно планировать и регулировать свою деятельность, выявлять проблемы, владеть устной и письменной речью. | Выводят закон сохранения импульса, решают задачи. | 18.11. | | ||
| | Решение задач на закон сохранения импульса. | УР | искать информацию, формировать смысловое чтение, закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий, понятий и алгоритмов | выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Решают задачи на закон сохранения импульса. | 19.11. | | ||
| | Механическая работа и мощность силы. Энергия. | УОНЗ | системно мыслить, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Связывают понятия механическая работа, мощность, энергия; решают задачи. | 25.11. | | ||
| | Закон сохранения энергии в механике. | УОМН | анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания | осуществлять контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | формировать представления о материальности мира. | Выводят закон сохранения энергии, решают задачи. | 26.11. | | ||
| | Лабораторная работа №2(5). "Изучение закона сохранения механической энергии" | УРК | Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | Составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Работают по алгоритму, приведенному в учебнике, аккуратно обращаются с лабораторным оборудованием, на практике проверяют законы физики | 02.12. | | ||
| | Решение задач на законы сохранения импульса и энергии | УР | контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности | составлять план и.последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий | строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Решают задачи на законы сохранения импульса и энергии. | 03.12. | | ||
| | Контрольная работа №2 по теме "Законы динамики. Законы сохранения в механике" | УРК | Решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы, применять полученные знания. | Планировать и прогнозировать результат. | С достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли. | Выполняют задания контрольной работы | 09.12. | | ||
| | Равновесие тел. Условия равновесия тел. | УОМН | искать информацию, формировать смысловое чтение, закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий, понятий и алгоритмов | выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Проводят эксперимент, определяют условия равновесия тел. | 10.12. | | ||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (17ч) | |||||||||||
ОСНОВЫ МКТ (4ч) | |||||||||||
| | Основные положения МКТ. Броуновское движение. | УОНЗ | искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности | формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Используя знания из химии, записывают формулы относительной молекулярной массы, молярной массы, количества вещества; решают задачи. | 16.12. | | ||
| | Взаимодействие молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел. | УОМН | анализировать и синтезировать знания, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рас- суждений, выдвигать и обосновывать гипотезы | выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе физики и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала. | выявлять проблему, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Сравнивают строение и свойства твердых тел, жидкостей и газов. Составляют сравнительную таблицу. | 17.12. | | ||
| | Основное уравнение МКТ идеального газа. | УОНЗ | выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности | формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Выводят аналитически основное уравнение МКТ идеального газа, решают задачи. | 23.12. | | ||
| | Температура и тепловое равновесие. Энергия теплового движения молекул. | УОМН | решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы решения, применять полученные знания | планировать и прогнозировать результат | формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Составляют уравнения, связывающие давление идеального газа со средней кинетической энергией молекул, абсолютную температуру со средней кинетической энергией молекул. | 24.12. | | ||
УРАВНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА (3ч) | |||||||||||
| | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | УОНЗ | выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, следовать алгоритму деятельности | формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Распознают и описывают изопроцессы в идеальном газе; строят графики изопроцессов. | 13.01. | | ||
| | Лабораторная работа №3(7). Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака | УР и РК | Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | Составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Работают по алгоритму, приведенному в учебнике, аккуратно обращаются с лабораторным оборудованием, на практике проверяют законы физики | 14.01. | | ||
| | Решение задач на газовые законы. | УР и РК | выбирать наиболее эффективные методы решения задач в зависимости от конкретных условий, формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности | ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения результата и способа действий с эталоном с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона. | организовывать учебное сотрудничество с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе, находить компромисс и разрешать конфликты на основе согласования позиций и отстаивания интересов, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Решают задачи на определение макроскопических параметров. | 20.01. | | ||
ВЗАИМНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЖИДКОСТИ И ГАЗА (1ч) | |||||||||||
| | Насыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха. | УОМН | создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; выделять существенные характеристики объекта и классифицировать их | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, составлять план решения задачи, самостоятельно исправлять ошибки. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, получать недостающую информацию с помощью вопросов. | Проводят эксперимент, иллюстрирующий кипение жидкости; называют различия насыщенного и ненасыщенного пара; определяют влажность воздуха в классе. Решение заданий в формате PISA | 21.01. | | ||
ЖИДКОСТИ. ТВЕРДЫЕ ТЕЛА. (1ч) | |||||||||||
| | Строение и свойства кристаллических и аморфных тел. Жидкости. | УОНЗ | самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи | формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | Собирают модели кристаллических решеток, имеющихся в кабинете химии, с их помощью определяют свойства кристаллических и аморфных тел. | 27.01. | | ||
| | Контрольная работа №3 по теме "Молекулярная физика" | УРК | Решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы, применять полученные знания. | Планировать и прогнозировать результат. | С достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли. | Выполняют задания контрольной работы | 28.01. | | ||
ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (7ч) | |||||||||||
| | Внутренняя энергия и работа в термодинамике. | УОМН | объяснять физические процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе изучения данной темы | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | Дают определение понятий: термодинамическая система, изолированная термодинамическая система, равновесное состояние, термодинамический процесс, внутренняя энергия, внутренняя энергия идеального газа; описывают способы изменения состояния термодинамической системы путем совершения работы и теплопередачи. Решение заданий в формате PISA | 03.02. | | ||
| | Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. | УОМН | преобразовывать информацию из одного вида в другой | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | формировать контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов. | Составляют уравнение теплового баланса и решают его. | 04.02. | | ||
| | Первый закон термодинамики. | УОНЗ | создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; строить высказывание, формулировать проблему | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, добывать недостающую информацию с помощью вопросов. | Выводят уравнение первого закона термодинамики в конкретных ситуациях для различных изопроцессов, решают его. | 10.02. | | ||
| | Второй закон термодинамики. | УОНЗ | анализировать и синтезировать знания, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рас- суждений, выдвигать и обосновывать гипотезы | выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе физики и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала. | выявлять проблему, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации для ее разрешения. | Приводят примеры обратимых и необратимых процессов, определяют границы применимости второго закона термодинамики. | 11.02. | | ||
| | Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. | УОМН | ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты | составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые исправления. | планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе, корректировать и оценивать действия сверстников. | Приводят примеры тепловых двигателей; вычисляют КПД тепловых двигателей; предлагают способы защиты окружающей среды от вредного воздействия тепловых двигателей. | 17.02. | | ||
| | Решение задач на КПД тепловых двигателей. | УР и РК | выбирать наиболее эффективные методы решения задач в зависимости от конкретных условий, формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности | ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения результата и способа действий с эталоном с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона. | организовывать учебное сотрудничество с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе, находить компромисс и разрешать конфликты на основе согласования позиций и отстаивания интересов. | Систематизируют знания по теме; решают задачи на расчет Q, T, КПД. | 18.02. | | ||
| | Контрольная работа №4 по теме "Термодинамика" | УРК | Решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы, применять полученные знания. | Планировать и прогнозировать результат. | С достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли. | Выполняют задания контрольной работы | 24.02. | | ||
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (23) | |||||||||||
ЭЛЕКТРОСТАТИКА (6ч) | |||||||||||
| | Электрический заряд. Электризация. Закон сохранения электрического заряда. | УОМН | самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять различные явления на основе физической теории | формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | осознанно планировать и регулировать свою деятельность, выявлять проблемы, владеть устной и письменной речью. | Дают определение понятий: электрический заряд, элементарный электрический заряд, точечный электрический заряд, свободный электрический заряд; демонстрируют электризацию тел. Решение заданий в формате PISA | 25.02. | | ||
| | Закон Кулона. | УОНЗ | искать информацию, формировать смысловое чтение, закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий, понятий и алгоритмов | выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Решают задачи на закон Кулона. | 03.03. | | ||
| | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. | УОНЗ | самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи | формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | Дают определение электрического поля, однородного и неоднородного поля, по линиям определяют тип поля; изображают вектор напряженности разных источников электрического поля. | 04.03. | | ||
| | Поле точечного заряда и шара. Принцип суперпозиции полей. | УОНЗ | искать информацию, формировать смысловое чтение, закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий, понятий и алгоритмов | выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Распознают и изображают линии напряженности поля точечного заряда; определяют результирующую напряженность поля системы точечных зарядов. | 10.03. | | ||
| | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. | УОМН | анализировать и синтезировать знания, выводить следствия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы | выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе физики и что еше подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения материала. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Описывают поведение проводников и диэлектриков в электростатическом поле на основе знаний о строении вещества; распознают и воспроизводят явления электростатической индукции и поляризации диэлектриков. Теоретически предсказывают на основании знаний о строении вещества поведение проводников и диэлектриков в электрическом поле. Обосновывают и отстаивают свою точку зрения. | 11.03. | | ||
| | Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. | УОМН | ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты | составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые исправления. | планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе, корректировать и оценивать действия сверстников. | Определяют потенциал электростатического поля в данной точке поля одного и нескольких точечных электрических зарядов, потенциальную энергию электрического заряда и системы электрических зарядов, разность потенциалов, работу электростатического поля. | 17.03. | | ||
| | Электроемкость. Конденсатор. | УОНЗ | системно мыслить, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Объясняют устройство, принцип действия, практическое значение конденсаторов. Вычисляют значения электроёмкости плоского конденсатора, заряда конденсатора, напряжения на обкладках конденсатора, параметров плоского конденсатора, энергии | 18.03. | | ||
| | Решение задач на емкость конденсатора. | УР | анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания | осуществлять контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия | формировать представления о материальности мира. | Систематизируют знания по теме, решают задачи. | 24.03. | | ||
| | Контрольная работа №5 по теме "Электростатика" | УРК | Решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы, применять полученные знания. | Планировать и прогнозировать результат. | С достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли. | Выполняют задания контрольной работы | 25.03. | | ||
ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (ч) | |||||||||||
| | Электрический ток. Условия существования электрического тока. | УОМН | анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания | планировать и прогнозировать результат. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Дают определение понятий: электрический ток, сила тока, Перечисляют условия существования электрического тока. Распознают и воспроизводят явление электрического тока, действия электрического тока в проводнике. Объясняют механизм явлений на основании знаний о строении вещества. | 07.04. | | ||
| | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | УОМН | системно мыслить, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач | выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Исследуют экспериментально зависимость силы тока в проводнике от напряжения и от сопротивления проводника. Строят график вольт-амперной характеристики. Формулировать закон Ома для участка цепи, условия его применимости. | 08.04. | | ||
| | Лабораторная работа №4(8). "Последовательное и параллельное соединения проводников" | УР и РК | Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | Составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Работают по алгоритму, приведенному в учебнике, аккуратно обращаются с лабораторным оборудованием, на практике проверяют законы физики | 14.04. | | ||
| | Работа и мощность постоянного тока. | УОМН | самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи | формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | Формулируют и используют закон Джоуля Ленца. Определяют работу и мощность электрического тока, количество теплоты, выделяющейся в проводнике с током, при заданных параметрах. | 15.04. | | ||
| | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | УОНЗ | формировать системное мышление (понятие — пример — значение учебного материала и его применение) | обнаруживать и формулировать учебную проблему. | слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | Формулируют закон Ома для полной цепи, условия его применимости. Составляют уравнение, выражающее закон Ома для полной цепи, в конкретных ситуациях. Рассчитывают, используя составленное уравнение, неизвестные величины | 21.04. | | ||
| | Лабораторная работа №5(9). "Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока" | УР и РК | Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | Составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Работают по алгоритму, приведенному в учебнике, аккуратно обращаются с лабораторным оборудованием, на практике проверяют законы физики | 22.04. | | ||
| | Решение задач на закон Ома для участка цепи и полной цепи. | УР | искать информацию, формировать смысловое чтение, закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий, понятий и алгоритмов | выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Систематизируют знания по теме, воспроизводят формулы и формулируют законы, решают задачи. | 28.04. | | ||
| | Контрольная работа №6 по теме "Электродинамика" | УРК | Решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы, применять полученные знания. | Планировать и прогнозировать результат. | С достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли. | Выполняют задания контрольной работы | 29.04. | | ||
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ (5ч) | |||||||||||
| | Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. | УОНЗ | анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Теоретически предсказывают на основании знаний о строении вещества характер носителей зарядов в различных средах, зависимость сопротивления проводников, полупроводников и электролитов от температуры. | 05.05. | | ||
| | Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы. | УОНЗ | выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию | формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Дают определение понятий: собственная проводимость, примесная проводимость, электронная проводимость, дырочная проводимость, р - п -переход, Распознают и описывают явления прохождения электрического тока через полупроводники. | 06.05. | | ||
| | Электрический ток в вакууме. | УОМН | выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию | определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Перечисляют условия существования электрического тока в вакууме. Применяют знания о строении вещества для описания явления термоэлектронной эмиссии. Описывают принцип действия вакуумного диода, электронно-лучевой трубки. Приводят примеры использования вакуумных приборов. | 12.05. | | ||
| | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | УОМН | преобразовывать информацию из одного вида в другой, использовать межпредметные понятия и связи | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Приводят примеры и воспроизводят физические эксперименты, подтверждающие выделение на электродах вещества при прохождении электрического тока через электролит. Уточняют границы применимости закона Ома для описания прохождения электрического тока через электролиты. Решение заданий в формате PISA | 13.05. | | ||
| | Электрический ток в газах. Плазма. | УОНЗ | анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания | определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Распознают, приводят примеры, перечисляют условия возникновения самостоятельного и несамостоятельного газовых разрядов, различных типов газовых разрядов. Приводят примеры использования газовых разрядов. | 19.05. | | ||
| | Подготовка к итоговой контрольной работе. | УР и РК | решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы решения, применять полученные знания | планировать и прогнозировать результат. | с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Перерабатывают, анализируют и представляют информацию в соответствии с заданными задачами, решают задачи. | 20.05. | | ||
| | Итоговая контрольная работа | УР | Решать задачи разными способами, выбирать наиболее эффективные методы, применять полученные знания. | Планировать и прогнозировать результат. | С достаточной полнотой и точностью выражать письменно свои мысли. | Выполняют задания контрольной работы | 20.05. | |
Сокращения:
УОМН – урок общеметодологической направленности;
УОНЗ – урок открытия нового знания;
УРиРК – урок рефлексии и развивающего контроля;
УРК – урок развивающего контроля;
УР – урок рефлексии
9