Рабочая программа по физической культуре для 11 классов (УМК под ред. В.И. Ляха)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная школа № 106»
Утверждаю:
Приказ №____ от ______2019г.
Рабочая программа
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
для 11-12 классов
Программа рекомендована к работе
Педагогическим советом
Протокол №____от____2019г.
Составлена: Беспаловой Еленой Николаевной, учителем физической культуры, первой квалификационной категории
|
Новокузнецкий городской округ, 2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность создания рабочей программы учебного предмета – целенаправленное обучение физической культуре обучающихся с нарушениями зрения.
Настоящая рабочая программа учебного предмета по физической культуре для 11-12 классов разработана в соответствии с учебным планом на 2019-2020 учебный год, с учетом двенадцатилетнего цикла обучения.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., №273-ФЗ.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г., № 1089.
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего образования» от 31.03.2014 г., № 253.
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении CанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г., № 189.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» от 10.07.2015 г., № 26
Календарный учебный график МКОУ «Специальная школа № 106».
Устав МКОУ «Специальная школа № 106».
Рабочая программа учебного предмета составлена в связи с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта по физической культуре на основании авторской программы образовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, М.: «Просвещение», 2011. – 127с., авторы: Лях В.И., Зданевич А.А. и учебника по физической культуре: Физическая культура, 10-11 классы. В.И.Лях, А.А.Зданевич – М.: «Просвещение», 2011. – 207 с. и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Программа адаптирована к преподаванию физической культуры в школе для детей с нарушениями зрения. Особенность изучаемого предмета состоит в коррекции двигательных недостатков (нарушение осанки, плоскостопие и т.д.), возникающих в результате нарушения зрения, затрудняющего процесс обучения.
Особенностью организации учебного процесса по данному предмету является дифференцированный подход с учётом нарушения зрения обучающихся и минимальной дозированной нагрузки: уменьшение объёма работы и интенсивности, увеличение продолжительности отдыха, сокращение числа повторений упражнений. Применяются специальные средства и методы, направленные на коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства, качественное выполнение двигательных действий, а также используется особый спортивный инвентарь (озвученный мяч, ярко окрашенные ориентиры и др.). Значительное внимание уделяется развитию мелкой моторики, ориентировки в пространстве; формированию точности, ловкости, координации движений, правильной осанки и позы.
Настоящая программа составлена на 207 часов: 11класс – 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 105 часов обучения в год, 12 класс – 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 102 часа обучения в год. Предполагаемая рабочая программа учебного предмета не противоречит общим задачам МКОУ «Специальная школа № 106», работающей над моделью выпускника, обладающего, в том числе, высокой двигательной компетенцией, навыками самоконтроля.
Изучение физической культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Программа реализовывает взаимосвязанные задачи обучения:
содействовать гармоничному физическому развитию, укреплению здоровья, выработке правильной осанке, устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
обучать овладению навыками движений;
развивать координационные (равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы) и кондиционные (скоростно-силовых, выносливости, гибкости) способности;
формировать знания о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развития двигательных способностей;
вырабатывать представления об основных видах спорта, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формировать интерес к тем или иным видам спорта;
воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений.
Преподавание физической культуры связано с преподаванием учебных предметов: ОБЖ, технология, биология, музыка и опирается на их содержание.
Контроль достижения обучающимися уровня федерального компонента государственного образовательного стандарта по физической культуре осуществляется в виде стартового и итогового контроля в форме тестового контроля уровня физической подготовленности.
В соответствии с заключением ПМПК и с учетом психофизических особенностей развития обучающихся контроль компетенций осуществляется в следующих формах:
тест (устный, письменный);
опрос;
контрольная работа (устная, письменная).
Обязательный минимум содержания образования.
Физическая культура и основы здорового образа жизни.
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.
Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные системы физического воспитания.
Ритмическая гимнастика: индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.
Аэробика: индивидуально подобранные композиции из дыхательных, силовых и скоростно-силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц.
Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы.
Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительные ходьба и бег.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Теоретическая подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО)"; совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие, средние и длинные дистанции; прыжках в длину и высоту с разбега; передвижениях на лыжах; плавании; совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе); технической и тактической подготовки в национальных видах спорта.
Прикладная физическая подготовка.
Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Полосы препятствий. Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; передвижение различными способами с грузом на плечах по возвышающейся над землей опоре; плавание на груди, спине, боку с грузом в руке.
В результате изучения физической культуры на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
основы соревновательной деятельности и выполнение видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
уметь
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Тематическое планирование
Вид программного материала | Количество часов | Формы контроля | ||
11 класс | 12 класс | | ||
Базовая часть | 87 | 87 | | |
1. Легкая атлетика | 24 | 21 | Индивидуальный, практический | |
2. Гимнастика | 19 | 19 | Индивидуальный | |
3. Спортивные игры | 36 | 41 | Индивидуальный, групповой | |
4. Лыжная подготовка | 4 | 3 | Групповой | |
5. Плавание | 2 | 2 | Групповой | |
6. Элементы единоборств | 2 | 1 | Индивидуальный, групповой | |
Вариативная часть | 18 | 15 | | |
Спортивные игры | 13 | 10 | Индивидуальный, групповой | |
Теоретическая подготовка (в том числе ВФСК ГТО) | 5 | 5 | Индивидуальный, устный, письменный | |
ИТОГО: | 105 | 102 | |
Содержание учебного предмета
Вид программного материала | Кол-во часов | Содержание программного материала | |
11 кл | 12 кл | ||
105 ч | 102 ч | ||
Теоретическая подготовка | 5 | 5 | Правила безопасности при занятиях физкультурой и спортом. Физическая культура человека и общества. Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности. Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности. Социально-психологические основы физического развития и воспитания личности. Гигиена тренировочных занятий и отдыха. Режим питания. Основные теоретические сведения по избранному виду спорта. Нормативы испытаний (тестов) V ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), виды двигательной деятельности, виды знаков отличия. Недельный двигательный режим. Основы соревновательной деятельности. *Теоретическая подготовка в процессе урока. |
Лёгкая атлетика | 24 | 21 | Основная направленность: На совершенствование: техникой спринтерского бега; техникой длительного бега; техникой прыжков в длину, в высоту с разбега; техникой метания мяча в цель и на дальность. На развитие: скоростно-силовых способностей; выносливости; скоростных способностей; координационных способностей. На знания о физической культуре. На совершенствование организаторских умений. Самостоятельные занятия. |
Гимнастика | 19 | 19 | Основная направленность: На совершенствование: ОРУ без предметов, с предметами на месте и в движении; акробатических упражнений; лазанья и перелезания; опорных прыжков; навыков равновесия; строевых упражнений; танцевальных упражнений. висов и упоров. На развитие: скоростно-силовых способностей; силовой выносливости; силовых способностей; гибкости; координационных способностей. На знания о физической культуре. На овладение организаторскими умениями. Самостоятельные занятия. |
Спортивные игры | 16 18
| 15 21
| БАСКЕТБОЛ Основная направленность: На совершенствование: ловли и передачи мяча; техники ведения мяча; техники защитных действий; тактики игры; техники передвижений, остановок, поворотов и стоек; техники бросков мяча; техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей. На овладение: игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. На развитие: скоростно-силовых способностей; выносливости; скоростных способностей; силовой выносливости; силовых способностей; координационных способностей. ВОЛЕЙБОЛ Основная направленность: На совершенствование: техники передвижений, остановок, поворотов и стоек; техники приема и передачи мяча; техники подач мяча; техники нападающего удара; техники защитных действий; техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей; тактики игры. На овладение: игрой и комплексное развитие психомоторных способностей На развитие: скоростно-силовых способностей; выносливости; скоростных способностей; силовой выносливости; гибкости; силовых способностей; координационных способностей. На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение технико-тактическими взаимодействиями. На знания об избранном виде спорта. На овладение организаторскими умениями. Самостоятельные занятия. |
| 9 6 | 9 6 | ГОЛБОЛ На освоение: техники владения мяча; индивидуальной техники защиты; тактики игры. На овладение: техникой ударов по воротам; техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек; игрой и комплексное развитие психомоторных способностей На развитие: скоростно-силовых способностей; выносливости; скоростных способностей; силовой выносливости; гибкости; силовых способностей; координационных способностей. На закрепление: техники владения мячом и развитие координационных способностей; техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей. На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение технико-тактическими взаимодействиями. На знания об избранном виде спорта. На овладение организаторскими умениями. Самостоятельные занятия ФУТБОЛ На освоение: ударов по мячу и остановок мяча; техники ведения мяча; индивидуальной техники защиты; тактики игры. На овладение: техникой ударов по воротам; техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек; игрой и комплексное развитие психомоторных способностей На развитие: скоростно-силовых способностей; выносливости; скоростных способностей; силовой выносливости; гибкости; силовых способностей; координационных способностей. |
| | | На закрепление: техники владения мячом и развитие координационных способностей; техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей. На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение технико-тактическими взаимодействиями. На знания об избранном виде спорта. На овладение организаторскими умениями. Самостоятельные занятия. |
Лыжная подготовка (теоретическая) | 4 | 3 | Основная направленность: На закрепление знаний о: Преодолении крутых подъемов бегом на лыжах (техникой произвольной). Преодолении крутых спусков в низкой стойке. Участии в соревнованиях. Подготовке к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО). |
Плавание (теоретическая подготовка) | 2 | 2 | Основная направленность: На закрепление знаний о: Правилах поведения на воде. Технике выполнения плавательных упражнений. Техника выполнения способов плавания (кроль на груди, кроль на спине, «дельфин»). Правилах соревнований. |
Элементы единоборств(теоретическая подготовка) | 2 | 1 | Основная направленность: На закрепление знаний о: Влиянии занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Технике безопасности. Страховке и самостраховке во время занятий. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
№ п.п. | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения учебного предмета | Перечень (имеющихся в наличии) |
1. | Программы | Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, М.: «Просвещение», 2011. – 127с., авторы: Лях В.И., Зданевич А.А. |
2. | Учебники | 1.В.И.Лях. А.А.Зданевич. Физическая культура (базовый уровень): учеб. для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с.: ил. |
3. | Рабочие тетради | |
4. | Дидактические материалы | |
5. | Дополнительная литература для обучающихся | |
6. | Методические пособия для учителя | 1.В.П. Ермаков, Г.А.Якунин. Основы тифлопедагогики. – М.: ВЛАДО, 2000. – 240 с. 2.В.И.Лях. Методика физического воспитания: пособие для учителя по 10-11 классов – М.: Просвещение, 2008. 3.В.И.Лях. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя по 1-11 классов. – М.: АСТ,1998. 4.В.И.Лях. Физическая культура. Тестовый контроль: пособие для учителя по 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.: ил. 5.Ю.Д.Железняк, Ю.М. Портнов. Спортивные игры. – М.: ACADEMA, 2002. |
7. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
8. | Информационные средства | 1. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 2. Федеральный российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru. 3. Федеральный портал «Российское образование».http://www.edu.ru 4. Образовательный портал «Учёба» http://www.uroki.ru 5. Электронный каталог центральной отрослевой библиотеки по физической культуре http://sportedu.ru. 6. Сайт «Физическая культура в школе» http://www.fizkulturavshkole.ru/ 7. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры» http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/ |
9. | Экранно-звуковые пособия | |
10. | Технические средства обучения | 1.Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных). 2.Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR). |
11. | Модели | |
12. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | 1.Скамейка гимнастическая. 2.Универсальный тренажер. 3.Набор модулей. 4.Горизонтальный канат. 5.Стойка легкоатлетическая. 6.Мат гимнастический. |
13. | Специализированная мебель | |