Рабочая программа по физической культуре для 10–11 классов по УМК под ред. В.И. Ляха
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Семёна Соболя города Ейска муниципального образования Ейский район.
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31.08.2016 года
Председатель педсовета
___________Волкова Т.Е.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
Уровень образования (класс) среднее общее образование, 10 - 11 класс
Количество часов 204 Уровень базовый
Учитель Еременко Марина Григорьевна
Программа разработана на основе: Программы общеобразовательных учреждений.
Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. Сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич изд., М., Просвещение 2011 г., 6-е издание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по физической культуре для 10 - 11 классов составлена Еременко Мариной Григорьевной, учителем физической культуры муниципальной бюджетной общеобразовательной организации средней общеобразовательной школы №1 имени Семёна Соболя города Ейска муниципальное образование Ейский район. Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов» В.И. Ляха, В.И. Зданевича, 6-е издание, М. «Просвещение» 2011.
Учебным планом школы определенно 3 часа в неделю на изучение предмета «Физическая культура», что составляет в год 102 учебных часа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.03.2014г. №172 в РФ введён Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс « Готов к труду и обороне» (ГТО). В связи с выше изложенным внесены изменения в рабочие программы по учебному предмету «Физическая культура» в части учебно-тематического планирования. В разделе «Легкая атлетика» добавлена запись, подготовка к ГТО.
Данная рабочая программа является программой 2 вида, т.к. часы по разделам «Лыжная подготовка», «Элементы единоборств» переданы в другие разделы.
Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура». Изучение физической культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих
целей:
- развитие физических качеств и способностей, укрепление индивидуального здоровья, совершенствование функциональных возможностей организма;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной
деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными
физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- освоение системы знаний о физической культуре и спорте, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных
формах занятий физическими упражнениями.
Задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов
направлены на:
- содействие гармоничному развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояниям стрессам;
- формирование личностных и общественных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
- расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
- дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;
- формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
-закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
- формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;
- дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Решая задачи физического воспитания, необходимо ориентировать свою деятельность на воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояние здоровья, самостоятельных занятий.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможно успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета региональных особенностей Краснодарского края:
1. Часы из раздела «Лыжная подготовка» в количестве 18 часов переданы на изучение раздела «Спортивные игры».
2. Из раздела «Гимнастика с элементами акробатики» (18часов)передано 6 часов в раздел «Легкая атлетика» в связи с организацией обучения с учетом природно-климатических условий Краснодарского края.
3. Часы из раздела «Элементы единоборств» в количестве 9 часов переданы в раздел «Легкая атлетика» в связи с отсутствием условий для обучения.
4. Часы из вариативной части 2.2 в количестве двух переданы в раздел «Легкая атлетика».
5. Часы из вариативной части 2.1. и 2.2 (15 часов) в количестве 13 переданы в раздел «Кроссовая подготовка».
Легкая атлетика изучается два раза в год в зависимости от сезона:
осенью (1четверть; 20 часов) и весною (4 четверть;18 часов).
Спортивные игры (39 часов) распределены следующим образом:
19 часов - баскетбол (2 четверть)
20 часов - волейбол (3 четверть).
Кроссовая подготовка изучается два раза в год в зависимости от сезона:
осенью (1четверть; 7 часов) и весною (4 четверть; 6 часов).
Часы вариативной части (15 часов) распределены следующим образом:
2 часа - на расширение изучения легкой атлетики;
13 часов - на расширение кроссовой подготовки.
Таблица тематического распределения часов для 10-11 классов
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество часов |
|||
Авторская программа |
Рабочая программа |
||||
1 |
Базовая часть |
87 |
89 |
||
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
|||
1.2 |
Спортивные игры |
21 |
39 |
||
1.2.1 |
Баскетбол |
- |
19 |
||
1.2.2 |
Волейбол |
- |
20 |
||
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
12 |
||
1.4 |
Лёгкая атлетика |
21 |
38 |
||
1.5 |
Лыжная подготовка |
18 |
- |
||
1.6 |
Элементы единоборств |
9 |
- |
||
1.7 |
Плавание |
- |
- |
||
2. |
Вариативная часть |
15 |
13 |
||
2.1 |
Связана с региональными и национальными особенностями |
9 |
- |
||
2.2 |
По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта |
6 |
- - |
||
2.3 |
Кроссовая подготовка |
- |
13 |
||
ИТОГО: |
102 |
102 |
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ:
Социокультурные основы: Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности, укрепление
здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и формы организации. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений, их цели и задачи.
Психолого-педагогические основы: Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий. Основы организации и проведения спортивно-массовых мероприятий по видам спорта.
Медико-биологические основы: Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека. Основы организации двигательного режима. Основы техники безопасности и профилактики травматизма. Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры.
Закрепление навыков закаливания: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры.
Закрепление приемов самоконтроля: повторение приемов самоконтроля.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ:
Скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость, ловкость, силовые.
-
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ — 39 часов
Программный материал по спортивным играм
БАСКЕТБОЛ (2 четверть - 19 часов): Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек. Варианты ловли и передачи мяча без сопротивления и сопротивлением защитника (в различных построениях). Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты бросков мяча без сопротивления, без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по правилам.
ВОЛЕЙБОЛ(3 четверть – 20 часов): Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек. Варианты техники приёма и передач мяча. Варианты подач мяча, нападающего удара через сетку. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоём), страховка. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по правилам.
1.2 ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ — 12 часов
Программный материал по гимнастике с элементами акробатики
СТРОЕВЫЕУПРАЖНЕНИЯ: пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении.
ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК: Вскок в упор присев, соскок, прогнувшись, опорный прыжок ноги врозь и согнув ноги. Прыжок боком с поворотом на 90*. Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину).
АКРОБАТИКА: Юноши: Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90см, стойка на руках, кувырок назад через стойку на руках с помощью, переворот в сторону, прыжки в глубину. Комбинации из ранее освоенных элементов. Девушки: Сед углом, стоя на коленях наклон назад, стойка на лопатках, мост из положения, стоя с помощью и самостоятельно, переворот в сторону, прыжки в глубину. Комбинации из ранее освоенных элементов.
ЛАЗАНЬЕ ПО КАНАТУ: в 2 и 3 приёма, без помощи ног (юноши).
-
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА — 38 часов
Программный материал по легкой атлетике
СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ: Бег с низкого и высокого старта, старт в эстафетном беге, передача эстафетной палочки, челночный бег 5x20м, финиш бега на различные дистанции, бег 30м, 60м, 100м, 400м.
ПРЫЖКИВ ДЛИНУ И ВЫСОТУ: Прыжки в длину с места и с разбега (7-9 и 9-11 шагов разбега). Прыжок в высоту способом «Перешагивание». Подбор индивидуального разбега.
МЕТАНИЯ ГРАНАТЫ: Метание гранаты с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор и на заданное расстояние.
ДЛИТЕЛЬНЫЙ БЕГ: Бег с переменной скоростью, преодоление небольших вертикальных и горизонтальных препятствий, чередование ходьбы и бега, бег по повороту, преодоление полосы препятствий, бег в равномерном темпе 20-25 минут.
КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА — 13 часов
Ходьба и бег по слабопересечённой местности. Преодоление полосы препятствий. Эстафеты на отрезках до 100м. Бег по пересеченной местности с изменением направления. Элементы тактики соревнований по кроссу: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование. Кросс от 2 до 5 км.
Формы контроля.
-текущий контроль (каждый урок);
- стартовый контроль (1 раз в год); оцениваются все учащиеся;
- контрольное тестирование (2 раза в год)
Нормативы физической подготовленности учащихся для 10 класса
№ п/п |
Контрольные нормативы |
Юноши |
Девушки |
|||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
|||
1 |
Бег 30 м , с. |
4,4 |
4,9 |
5,2 |
4,8 |
5,3 |
5,8 |
|
2 |
Бег 60 м, с |
8,2 |
9,0 |
9,7 |
9,2 |
9,8 |
10,2 |
|
3 |
Бег 100 м, с |
14,5 |
14,9 |
15,5 |
16,5 |
17,0 |
17,8 |
|
4 |
Челночный бег 3 х 10м , с |
7,3 |
7,6 |
8,2 |
8,0 |
8,3 |
8,6 |
|
5 |
Челночный бег 4 х 10м, с |
10,2 |
10,5 |
10,8 |
10,6 |
10,9 |
11,2 |
|
6 |
Челночный бег 3 х 20м, с |
14,2 |
14,7 |
15,2 |
14,5 |
15,0 |
15,5 |
|
7 |
Бег 1000м, мин.с. |
3.30 |
3.40 |
4.10 |
3.50 |
4.05 |
4.25 |
|
8 |
Бег 2000м(д),3000м(ю) мин.с |
14.00 |
14.30 |
15.00 |
10.10 |
11.40 |
12.40 |
|
9 |
Прыжок в длину с места,см. |
230 |
210 |
180 |
200 |
190 |
180 |
|
10 |
Прыжок в длину с разбега,см |
440 |
400 |
340 |
375 |
340 |
300 |
|
11 |
Прыжок в высоту,см |
125 |
120 |
115 |
115 |
110 |
105 |
|
12 |
Прыжки ч/з скакалку,кол.раз. |
140 |
130 |
120 |
150 |
140 |
130 |
|
13 |
Метание гранаты, м. |
32 |
26 |
22 |
18 |
13 |
11 |
|
14 |
Отжимание кол-во раз. |
35 |
30 |
27 |
21 |
18 |
15 |
|
15 |
Пресс за 30 сек.,кол-во раз. |
28 |
26 |
24 |
26 |
24 |
22 |
|
16 |
Приседания за 1 мин.,кол.раз |
56 |
54 |
52 |
54 |
52 |
50 |
|
17 |
Подтягивание на выс.перекладине на низкой перекладине |
11 _ |
9 _ |
8 _ |
_ 24 |
_ 22 |
_ 19 |
Нормативы физической подготовленности учащихся для 11 класса
№ п/п |
Контрольные нормативы |
Юноши |
Девушки |
|||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
|||
1. |
Бег 30 м,с. |
4,3 |
4,7 |
5,1 |
4,8 |
5,3 |
5,8 |
|
2. |
Бег 60 м,с |
8,1 |
8,9 |
9,6 |
9,1 |
9,7 |
10,1 |
|
3. |
Бег 100м., с. |
14,2 |
14,5 |
15,0 |
16,0 |
16,5 |
17,0 |
|
4. |
Челночный бег 3x10м, с. |
7,2 |
7,5 |
8,1 |
7,9 |
8,2 |
8,5 |
|
5. |
Челночный бег 4x10м, с. |
10,0 |
10,3 |
10,7 |
10,5 |
10,8 |
11,0 |
|
6. |
Челночный бег 3x20м, с. |
14,0 |
14,5 |
15,0 |
14,5 |
15,0 |
15,5 |
|
7. |
Бег 1000м, мин. с. |
3,25 |
3,35 |
4,05 |
3,45 |
4,00 |
4,20 |
|
8. |
Бег 2000м, мин.с |
13,30 |
14,00 |
14,30 |
9,55 |
11,20 |
12,20 |
|
9. |
Прыжок в длину с места, см. |
240 |
220 |
190 |
210 |
200 |
190 |
|
10. |
Прыжок в длину с разбега, см. |
460 |
420 |
370 |
380 |
340 |
310 |
|
11. |
Прыжок в высоту, см |
130 |
125 |
120 |
120 |
115 |
110 |
|
12. |
Прыжки ч/з скакалку, кол.раз |
140 |
130 |
120 |
150 |
140 |
130 |
|
13. |
Метание гранаты |
38 |
32 |
26 |
23 |
18 |
12 |
|
14. |
Отжимания, кол-во раз. |
40 |
35 |
30 |
22 |
19 |
16 |
|
15. |
Пресс за 30 сек., кол-во раз. |
29 |
27 |
25 |
27 |
25 |
23 |
|
16. |
Приседания за 1 мин., кол. раз |
58 |
56 |
54 |
56 |
54 |
52 |
|
17. |
Подтягивание на высокой перекладине |
12 |
10 |
8 |
- |
- |
- |
|
18. |
Подтягивание на низкой перекладине |
- |
- |
- |
25 |
23 |
20 |
|
19. |
Наклон вперед из положения стоя, см |
15 |
9-12 |
5 |
20 |
12-14 |
7 |
Требования к уровню подготовки, учащихся по предмету
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ,
(девушкам и юношам)
Знать:
- основы истории развития физической культуры в России;
- особенности развития избранного вида спорта;
-педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной
направленностью;
- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
- физиологические, основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
- психофункциональные особенности собственного организма;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. Сост. ЛяхВ.И., ЗданевичА.А. изд., М., Просвещение 2011 г., 6-е издание ЗданевичА.А., Москва «Просвещение» 2011год.
2. Настольная книга учителя физической культуры, под редакцией КофманаЛ.Б., г.Москва, 1998 г.
3.Твой олимпийский учебник. М., «Физкультура и спорт», 2003.
4.Физическая культура. Учебник для 10 — 11 классов под редакцией ЛяхаВ.И.. - М.: Просвещение 2011г. 6-е издание.
5.Найминева Э.«Физкультура» Методика преподавания. Спортивные игры. Ростов — на Дону «Феликс»,2001.
Средства обучения
Мячи волейбольные, баскетбольные;
скакалки;
обручи;
кегли;
фишки;
стойки;
планки;
гимнастические маты;
секундомер;
перекладина;
барьеры;
брусья;
гранаты (500 грамм, 700 грамм);
набивные мячи (4; 5 кг.);
рулетка,
канат,
гимнастический мостик,
козел.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединение учителей
прикладного цикла ___________/И.В.Махоткина/
от 31.08.16г
Руководитель МО /М.Г.Еременко /