12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Раков Александр Евгеньевич1162
Закончил БГПУ в 2013 году. Работаю в Школе №12 с 2014 года учителем географии и экономики.
Россия, Амурская обл., Благовещенск
Материал размещён в группе «Уроки географии»

Здесь будет файл: /data/files/w1470626866.pdf (Рабочая программа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Курс географии 6 класса – курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле – картографии, геологии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

Рабочая программа по географии составлена на основе:

Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

учебного плана;

примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение географии в объеме 1 часа в неделю.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений, ее частей;

формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

развитие представлений о многообразии природы сложных и протекающих в ней процессах;

развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личного отношения к своему населенному пункту как к части России;

развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения курса «География» 5 классе являются следующие умения:

объяснять роль различных источников географической информации.

объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

определять на карте местоположение географических объектов.

определять роль результатов выдающихся географических открытий;

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Количество часов

Теоритический

Практический

Проверочный

Всего

1

Введение

2

1

-

3

2

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ

ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

4

3

2

9

3

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ.

ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ.

14

4

3

21

3.1

Тема 1: Литосфера.

4

1

1

6

3.2

Тема 2: Гидросфера.

4

-

1

5

3.3

Тема 3: Атмосфера.

4

3

1

8

3.4

Тема 4: Биосфера

2

-

-

2

4

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

2

-

-

2

 

ИТОГО:

22

8

5

35

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

География – наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса. Земля – планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

РАЗДЕЛ I: ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Географические координаты.

РАЗДЕЛ II: ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ

Тема 1: Литосфера.

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора – внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры. Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Рельеф дна Мирового океана.

Тема 2: Гидросфера.

Вода на Земле – как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Мировой океан – основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части – полуострова. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана. Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Озера. Озерные котловины и их образование. Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Тема 3: Атмосфера.

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период). Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности.

Тема 4: Биосфера.

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Биосфера – часть географической оболочки. Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

РАЗДЕЛ III: НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

Численность населения Земли. Расовый состав. Общая численность населения Земли (приблизительно). Основные человеческие расы; равенство рас. Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские. Государства на карте мира.


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

География. Начальный курс. 6 класс. / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2014. – 160 с.: ил., карт.

География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь. / Т. А. Карташева, С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2014. – 112 с.

География. 6 класс. Атлас / А.В. Румянцев. – М.: Дрофа, 2014. – 32 с.

География. 6 класс. Контурные карты / А.В. Румянцев. – М.: Дрофа, 2014.

Дополнительная литература:

Географические открытия / В.И. Магидович, Н.Н. Малофеева, Е.В. Широнина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009. – 96 с.

Планета Земля / С. Паркер, Н. Харрис. – Белгород : Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. – 64 с. : ил.

Тайны Вселенной / С. Паркер, Н. Харрис. – Белгород : Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. – 64 с. : ил.

Энциклопедия для детей. География. Под ред. М. Аксеновой, Г. Вильчек. – М.: Аванта +, 2006. – 704 с. : ил.

Энциклопедия для детей. Геология. Под ред. М. Аксеновой, Г. Вильчек. – М.: Аванта +, 2006. – 704 с. : ил.

Интернет-ресурсы:

http://www.rgo.ru/ru - сайт Русского географического общества

http://maps.google.ru – карты

http://mygeog.ru – материалы к урокам

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС

п/п

Тема урока

Календарные сроки

Практические работы

Результаты

Домашнее

задание

Предметные

Личностные

Метапредметные

Введение (3 ЧАСА)

1.

География как наука.

   

Объяснять различия географии от других наук.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником.

Стр. 3-4

2.

Путешествие и географические открытия.

 

Практическая

работа №1:

«Важнейшие географические путешествия».

Наносить на контурную карту и правильно подписывать маршруты плаваний.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь анализировать иллюстрации и текст учебника.

Стр. 4-7, контурная карта

3.

Земля планета Солнечной системы.

   

Описывать место планеты Земля в Солнечной системе, особенности Земли.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь анализировать иллюстрации и текст учебника.

Стр. 7-9

РАЗДЕЛ I: ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (9 ЧАСОВ)

4.

Понятие о плане местности.

   

Знать значение понятия «план местности».

Обладать ответственным отношением к учебе.

Самостоятельно получать знания с помощью карт.

Стр. 10-12, зад. 4

5.

Масштаб.

 

Практическая

работа №2:

«Составление плана»

Уметь составлять простейший план местности, переводить масштаб.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Самостоятельно получать знания с помощью карт.

Стр. 12-14, зад. 4, составить план комнаты

6.

Стороны горизонта. Ориентирование.

   

Знать стороны горизонта.

Уметь определять азимут, ориентироваться в пространстве.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником. Самостоятельно получать знания с помощью карт.

Стр. 15-17

7.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

 

Практическая

работа №3:

«Построение профиля местности».

Уметь определять формы земной поверхности на плане местности.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Самостоятельно получать знания с помощью карт.

Стр. 17-20, зад. 5, профиль местности

8.

Контрольная работа по теме: «План местности».

           

9.

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

   

Знать размеры и форму Земли, виды карт.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником.

Стр. 23-27, зад. 4, 6

10.

Градусная сеть. Географическая широта.

   

Уметь определять местоположение точки по географическим координатам

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником. Самостоятельно получать знания с помощью карт.

Стр. 27-32, зад. 4, 6

11.

Географическая долгота. Географические координаты.

 

Практическая

работа №4:

«Определение географических координат»

Уметь определять местоположение точки по географическим координатам

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником. Самостоятельно получать знания с помощью карт.

Стр. 32-34

12.

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

           

РАЗДЕЛ II: СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (21 ЧАС)

Тема 1: Литосфера (6 часов).

13.

Земля и ее внутреннее строение.

   

Знать внутреннее строение Земли.

Обладать ответственным отношением к учебе

Уметь работать с учебником.

Стр. 38-41

14.

Горные породы и минералы.

 

Практическая

работа №5:

«Определение горных пород и минералов».

Уметь определять горные породы и минералы по определителю.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, атласом.

Стр. 41-44, зад. 5

15.

Движение земной коры.

   

Описывать взаимосвязь между нахождением тектонических плит и проявлениями вулканизма.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, атласом.

Стр. 44-52, зад. 3,4

16.

Рельеф суши. Горы.

   

Называть основные географические объекты. Уметь показывать их на карте.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, атласом.

Стр. 53-57, зад. 5

17.

Равнины суши.

   

Называть основные географические объекты. Уметь показывать их на карте.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, атласом.

Стр. 57-63, зад. 4

18.

Рельеф дна

Мирового океана.

Проверочная работа по теме: «Литосфера».

   

Сравнивать рельеф Мирового океана и рельеф суши.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь выделять главное в изучаемом материале.

Стр. 63-67

Тема 2. Гидросфера (5 часов).

19.

Вода на Земле. Части Мирового океана.

   

Описывать части Мирового океана. Сравнивать острова, полуострова, архипелаги, проливы, заливы.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь выделять главное в изучаемом материале.

Стр. 68-73, зад. 1, 2, 3

20.

Движение вод в океане. Изучение Мирового океана.

   

Знать основные формы движения воды в океане.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь анализировать и обобщать материал.

Стр. 76-83

21.

Подземные воды. Реки.

   

Уметь описывать строение реки, ее режим. Определять направление реки.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь анализировать и обобщать материал.

Стр. 83-95, зад. 1

22.

Озера, ледники, искусственные водоемы

   

Знать: состав вод суши, определения озера, ледников и т.д., меры по их охране.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь выделять главное в изучаемом материале.

Стр. 95-102

зад. 5

23.

Проверочная работа по теме: «Гидросфера».

           

Тема 3: Атмосфера (8 часов).

24.

Атмосфера.

   

Знать строение атмосферы.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, атласом.

Стр. 105-108 зад. 5

25.

Температура воздуха.

   

Знать: тепловые пояса Земли, распределение солнечного света и тепла по земной поверхности.

Уметь: измерять температуру воздуха, составлять график хода температур.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь выделять главное в изучаемом материале.

Стр. 108-113 зад. 5

26.

Температура воздуха.

 

Практическая

работа №6:

«Построение графика месячного хода температур».

Стр. 108-113

27.

Атмосферное давление. Ветер.

   

Знать: причины образования ветра, виды ветров.

Уметь: определять направление ветра, составлять розу ветров.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь выделять главное в изучаемом материале.

Стр. 114-120 зад. 4

28.

Атмосферное давление. Ветер.

 

Практическая

работа №7:

«Построение розы ветров».

Стр. 114-120

29.

Водяной пар. Облака.

   

Знать виды облаков. Уметь: определять облачность, основные виды облаков,

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь анализировать и обобщать материал.

Стр. 120-124 зад. 3

30.

Атмосферные осадки.

 

Практическая

работа №8:

«Построение диаграммы количества осадков».

Знать: причины образования атмосферных осадков. Уметь составлять диаграмму количества осадков

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь анализировать и обобщать материал.

Стр. 124-127 зад. 1, 4

31.

Погода и климат.

Проверочная работа по теме: «Атмосфера».

   

Знать значение понятий «погода» и «климат».

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь выделять главное в изучаемом материале.

Стр. 127-131

Тема 4: Биосфера (2 часа).

32.

Биосфера.

   

Объяснять взаимосвязи всех компонентов природы.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, атласом.

Стр. 142-153

33.

Природный комплекс.

   

Объяснять взаимосвязи всех компонентов природы.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, атласом.

Стр. 153-155

РАЗДЕЛ III: НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ЧАСА).

34.

Человечество – единый биологический вид.

   

Описывать и объяснять численность населения, основные расы.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, атласом.

Стр. 156-158

35.

Человек – часть биосферы.

   

Описывать места расселения жителей Земли.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, атласом.

Стр. 160-163

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.