Материал на проверке

Рабочая программа

0
0
Материал опубликован Вчера в 20:09






Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» ориентирована на учащихся 5-9 классов и разработана на основании следующих нормативных документов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Юксеевская СОШ»;

с использованием:

Учебная программа и методические рекомендации по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: ВАКО - 2018.

Учебная программа и методические рекомендации по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: ВАКО - 2018.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик – М.: ВАКО, 2018

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик – М.: ВАКО, 2018

Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик – М.: ВАКО, 2018

Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8-9 классы общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик – М.: ВАКО, 2018

с учетом:

Учебного плана и календарного графика МБОУ «Юксеевская СОШ».

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости. Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Учебный план школы отводит на изучение курса по 1 часу в 6, 7, 8 классах, в год – 34 учебных недель. Программа составлена на 34 часа для 6, 7,8 классов соответственно.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, деловая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.




















Результаты освоения курса


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.










































Основное содержание учебного курса


5 класс

Введение курса «Финансовая грамотность» (4ч.)

Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение. Личностные характеристики и установки— осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;

осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;

выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;

обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;

приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;

актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ̧ объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;

понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;

обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности; • самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;

• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;

• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач;

• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.

Модуль 1. Доходы и расходы семьи (30 ч.)

Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Личностные характеристики и установки— понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений. Базовый уровень.

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): называть основные источники доходов семьи;

составлять задачи, требующие денежных расчётов;

считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

описывать свойства предмета, играющего роль денег;

объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;

называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;

объяснять, как формируется семейный бюджет;

подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);

подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;

объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;

• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.


6 класс


Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (30 ч.)

Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.

Личностные характеристики и установки:

• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форсмажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;

• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; ̧соотносить вид страхования и его цель; рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; ̧находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ̧ описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; ̧объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; ̧объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; описывать виды страхования; приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

• устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;

• оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.


7 класс


Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 ч.)

Человек и государство: как они взаимодействуют.

Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений Личностные характеристики и установки: Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание:

– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения: – считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Компетенции: осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; – планировать расходы на уплату налогов;

– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (16 ч.)

Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– устройства банковской системы:

– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;

– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения:

– читать договор с банком;

– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

– переводить одну валюты в другую;

– находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.


8 класс


Модуль 5 Управление денежными средствами семьи (15 ч)

Базовые понятия и знания:

• эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет);

• знание видов эмиссии денег и механизмов ее осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин ее изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.

Личностные характеристики и установки:

• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

• осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

• осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы;

• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить ее благосостояние и могут привести к финансовым трудностям;

• понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;

• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

• пользоваться дебетовой картой;

• определять причины роста инфляции;

• рассчитывать личный и семейный доход;

• читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; • различать личные расходы и расходы семьи;

• планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;

• вести учтёт доходов и расходов;

• развивать критическое мышление. Компетенции:

• устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семьи;

• использовать различные источники для определения причин инфляции и ее влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

• определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

• соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

• сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

• оценивать свои ежемесячные расходы;

• соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

• определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

• осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Модуль 6. Способы повышения семейного благосостояния (13 ч.)

Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла. Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– принципа хранения денег на банковском счёте;

–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; – необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

– возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

– рассчитать реальный банковский процент;

– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;

– анализировать договоры; – отличать инвестиции от сбережений;

– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;

– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

– откладывать деньги на определённые цели;

– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.


9 класс


Модуль 7 Риски в мире денег (10 ч)

Базовые понятия и знания:

• особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;

• знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

• понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется;

• осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

• понимание причин финансовых рисков;

• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

• находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

• читать договор страхования;

• рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;

• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

• соотносить риски и выгоды. Компетенции:

• оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

• оценивать предлагаемые варианты страхования;

• анализировать и оценивать финансовые риски;

• развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

• реально оценивать свои финансовые возможности.

Модуль 8. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (12 ч.) Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– устройства банковской системы:

– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование; – того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения:

– читать договор с банком;

– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

– переводить одну валюты в другую;

– находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Модуль 9. Человек и государство: как они взаимодействуют(9ч.)

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги;

пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система;

пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые);

способов уплаты налогов (лично и предприятием);

общих принципов устройства пенсионной системы РФ;

иметь представления о способах пенсионных накоплений

Личностные характеристики и установки:

Представление об ответственности налогоплательщика.

Понимание:

– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения:

– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

Компетенции:

– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; – планировать расходы на уплату налогов;

– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.



















Календарно - тематическое планирование.


5 класс


Дата

урока п/п

Перечень разделов, тем уроков

Кол-во часов

план

факт

Введение в курс «Финансовая грамотность»

4


1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

1


2

От чего зависит благосостояние семьи

1


3

Учимся оценивать финансовое поведение людей

1


4

Учимся оценивать свое финансовое поведение

1

Доходы и расходы семьи

30


5

Деньги: что это такое

1


6

Учебные мини-проекты «Деньги»

1


7

Учебные мини-проекты «Деньги»

1


8

Учебные мини-проекты «Деньги»

1


9

Из чего складываются доходы семьи

1


10

Учимся считать семейные доходы

1


11

Исследуем доходы семьи

1


12

Исследуем доходы семьи

1


13

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

1


14

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

1


15

Как появляются расходы семьи

1


16

Как появляются расходы семьи

1


17

Учимся считать семейные расходы

1


18

Исследуем расходы семьи

1


19

Исследуем расходы семьи

1


20

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

1


21

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

1


22

Что такое семейный бюджет

1


23

Что такое семейный бюджет

1


24

Семейный бюджет

1


25

Семейный бюджет

1


26

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

1


27

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

1


28

Еще раз о доходах и расходах

1


29

Еще раз о доходах и расходах

1


30

Ролевая игра «Зачем нам нужны деньги, или Удачная торговля»

1


31

Деловая игра «Как сэкономить в условиях нашей местности»

1


32

Деловая игра «Как сэкономить в условиях нашей местности»

1


33

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

1


34

Дифференцированный зачет

1


























6 класс


Дата

урока п/п

Перечень разделов, тем урока

Кол-во часов

план

факт

Введение в курс «Финансовая грамотность»

2



1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

1



2

От чего зависит благосостояние человека

1

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

30



3

Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами?

1



4

Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России

1



5

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

1



6

Какие бывают источники доходов

1



7

От чего зависят личные и семейные доходы

1



8

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1



9

Что такое семейный бюджет и как его построить

1



10

Финансовое благополучие семьи.

1



11

Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность?

1



12

Почему возникают риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

1



13

Что такое финансовое мошенничество

1



14

Что такое финансовое мошенничество.

1



15

Фальшивые деньги.

1



16

Страховой рынок России.

1



17

Что такое страхование и для чего оно необходимо

1



18

Что и как можно страховать

1



19

Ролевая игра «Страхование»

1



20

Ролевая игра «Страхование»

1



21

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

1



22

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

1



23

Как определить надёжность страховых компаний

1



24

Как работает страховая компания

1



25

Как работает страховая компания

1



26

Учебный мини-проект «Страхование жизни»

1



27

Учебный мини-проект «Медицинское страхование»

1



28

Учебный мини-проект «Имущественное страхование»

1



29

Учебный мини-проект «Страхование ответственности перед третьими лицами»

1



30

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1



31

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).

1



32

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

1

Подведем итоги

2



33

Урок – игра «Смотр знаний»

1



34

Дифференцированный зачет

1



























7 класс


Дата

урока п/п

Перечень разделов, тем уроков

Кол-во часов

план

факт

Человек и государство: как они взаимодействуют

16



1

Могут ли люди быть финансово независимы от государства

1



2

Что такое налоги и почему их надо платить.

1



3

Какие бываю налоги.

1



4

Учимся считать налоги

1



5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

1



6

Сравниваем налоги граждан разных стран

1



7

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

1



8

Как работает налоговая служба

1



9

Учебные мини-проекты «Налоги»




10

Что такое социальные пособия и какие они бывают.

1



11

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования

1



12

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»

1



13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

1



14

Учебные мини-проекты «Социальные пособия»

1



15

Обобщение темы «Человек и государство: как они взаимодействуют»

1



16

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют»

1

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес.

16



17

Для чего нужны банки

1



18

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

1



19

Какие бывают вклады

1



20

Что такое кредиты и надо ли их брать

1



21

Изучаем сайт Центрального банка РФ

1



22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья

1



23

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

1



24

Как работает банк

1



25

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»

1



26

Что мы знаем о бизнесе

1



27

Как открыть фирму

1



28

Для чего нужны бизнес-инкубаторы

1



29

Ролевая игра «Открываем фирму»

1



30

Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

1



31

Обобщение темы «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».

1



32

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»

1

Подведем итоги

2



33

Дифференцированный зачет

1



34

Урок – игра «Смотр знаний»

1




















8 класс


Дата

урока п/п

Перечень разделов, тем уроков

Кол-во часов

план

факт

Введение в курс «Финансовая грамотность»

2



1

Что такое финансовое благополучие

1



2

Как добиться финансового благополучия

1

Управление денежными средствами семьи.

15



3

Деньги: что это такое

1



4

Деньги: что это такое

1



5

Что может происходить с деньгами




6

Как это влияет инфляция на финансы нашей семьи

1



7

Какие бывают источники доходов

1



8

Какие бывают источники доходов

1



9

От чего зависят личные и семейные доходы

1



10

Как контролировать семейные расходы

1



12

Зачем контролировать семейные доходы

1



13

Что такое семейный бюджет

1



14

Как построить семейный бюджет

1



15

Как оптимизировать семейный бюджет

1



16

Осуществление проектной работы

1



17

Осуществление проектной работы

1

Способы повышения семейного благосостояния

13



18

Для чего нужны финансовые организации

1



19

Для чего нужны финансовые организации

1



20

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1



21

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1



22

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1



23

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1



24

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1



25

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1



26

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1



27

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1



28

Осуществление проектной работы (что можно сделать еще, чтобы научиться большему)

1



29

Осуществление проектной работы (что можно сделать еще, чтобы научиться большему)

1



30

Осуществление проектной работы (что можно сделать еще, чтобы научиться большему)

1

Подведем итоги

4



31

Повторение

1



32

Повторение

1



33

Дифференцированный зачет

1



34

Урок – игра «Смотр знаний»

1



















9 класс


Дата

урока

Перечень разделов, тем урока

Кол-во часов

план

факт



1

Введение в курс «Финансовая грамотность»

1

Риски в мире денег

10



2

Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца

1



3

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы.

1



4

Чем поможет страхование

1



5

Чем поможет страхование

1



6

Какие бывают финансовые риски.

1



7

Что такое финансовые пирамиды

1



8

Что такое финансовые пирамиды

1



9

Проектная и исследовательская деятельность

1



10

Проектная и исследовательская деятельность

1



11

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

12



12

Банки и их роль в жизни семьи

1



13

Что такое банк и чем он может быть полезен

1



14

Банковские карты

1



15

Польза и риски банковских карт

1



16

Что такое бизнес

1



17

Собственный бизнес

1



18

Как создать свое дело

1



19

Что такое валютный рынок и как он устроен

1



20

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1



21

Проектная и исследовательская деятельность

1



22

Проектная и исследовательская деятельность

1



23

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

Человек и государство: как они взаимодействуют

9



24

Налоги и их роль в жизни семьи

1



25

Что такое налоги и зачем их платить

1



26

Какие налоги мы платим

1



27

Какие налоги мы платим

1



28

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1



29

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1



30

Проектная и исследовательская деятельность

1



31

Проектная и исследовательская деятельность

1



32

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1





Подведем итоги

2



33

Дифференцированный зачет

1



34

Урок – игра «Смотр знаний»

1



















Фонд оценочных средств


Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика – внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других – исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих – постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.

Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это – контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. Методы и приемы контроля.

По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: - устные;

- письменные;

- графические;

- практические (работы);

- тесты.

Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.

Формы и способы итоговой оценки и промежуточной аттестации:

- зачет, исторический диктант; - проектная работа по разделам (презентация);

- решение познавательных заданий по темам курса (выполнение творческих и познавательных заданий);

- письменная и устная работа с адаптированным текстом (умение разбивать на абзацы, озаглавливать, составлять простой и сложный план, пересказ, умение отвечать на поставленные вопросы к тексту, обоснование своего мнения);

- выполнение тестовых заданий;

- работа с диаграммами, графиками, статистическими материалами.







Критерии оценивания предметных результатов

Критерии

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворительно)

1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или еѐ определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2.Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются неосновные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемо й проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3.Иллюстраци я своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующи ми фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующи ми фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректност ь (точность в использован ии фактическог о материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицирую тся как правдоподобные , вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чѐтко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чѐтко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чѐтко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинноследственн ые связи

Умение переходить от частного к общему или от общего кчастному; чѐткая последовательно сть

Частичные нарушения причинноследственных связей; небольшие логические неточности

Причинноследственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательно сти

Не может провести причинноследственные связи даже принаводящих вопросах, постоянные нарушения последовательно сти

















Критерии оценивания мультимедийной презентации (проекта)

Класс __________________________ дата __________

Тема _______________________________________________________________

____________________________________________________________________ Автор _______________________________________________________________


Дизайн

Максимальное кол-во баллов

Оценка учащихся

Оценка учителя

оформление, соответствующее теме и задачам проекта (презентации)

10



Количество слайдов – (от 5 – 8)

10



Использование медиафайлов (музыка, видео, графика, схемы, таблицы)

20



Источники (3-5 ссылок на справочную литературу), наличие ссылок на Интернет-источники

20



содержание




Соответствие учебным целям и задачам

10



Отражение темы проекта (презентации)

10



организация




Текст представлен грамотно, последовательно, имеет логическую завершенность

10



В проекте (презентации) представлены выводы, анализ проделанной работы.

5



Наличие перспективы (планирование дальнейшей работы по теме)

5



Общий балл:

100



Итого (оценка)








Практическая работа (тест, письменная работа, исторический диктант, работа с адаптированным текстом, устная и письменная работа)


Оценки за практические работы ставятся по усмотрению учителя.

Критерии оценки выполнения тестового задания

Оценка «5» в том случае, если в выполненной тестовой работе все задания выполнены правильно, без ошибок.

Оценка «4» ставится, если в выполненной тестовой работе допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если в выполненной тестовой работе, допущены 4-5 ошибок. Оценка «2» ставится, если при выполнении тестовой работы обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки. Критерии оценивания письменного ответа.

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным ответом.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии ответа. Проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Формула подсчета выполнения тестового задания, уровни освоения % (высокий, повышенный, низкий)

Высокий: 100 – 85 % выполнения задания, оценка «5»; повышенный: 84 – 70 % выполнения задания,

оценка «4»; низкий: 69-50 % выполнения задания, оценка «3».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.