12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калёнова Ксения Андреевна373
Образование:2013-2017г.-Самарский государственный социально-педагогический университет (СГСПУ) - бакалавриат «Психология образования»; 2017г.-по настоящее время–СГСПУ-магистратура «Социальная психология».
Россия, Саратовская обл., Ивантеевка

Пояснительная записка

В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Как считает Л.С.Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка, которая изменяет облик действительности, отображенной в сознании, для нее характерна перестановка элементов действительности. Подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.Для подростка социальный мир, в котором он живет, существует априо ри. Это природно-предметно-социальная реальность, в которой он еще не чувствует себя деятелем, способным изменять этот мир. Совсем другое дело - сфера воображения. Реальность воображаемого мира субъективна - это только его реальность. События, происходящие здесь, опосредованы образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры. Конечно, они воздействуют на личность подростка со всей определенностью. Но подросток субъективно, по своей воле, управляет обустройством своего внутреннего мира,Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение: он властвует над временем, имеет свободную обратимость в пространстве, свободен от причинно-следственных связей существующих в реальном пространстве социальных отношений людей. Свобода проживания во внутреннем, психологическом пространстве продвигает подростка в развитии. Свободное сочетание образов и знаков, построение новых образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами развивает творческие способности, дарит неповторимые высшие чувства, которые сопутствуют творческой деятельности. Свободное построение сюжетной линии и свободный выбор желаемого места, где развертываются события воображаемой жизни, позволяют не только планировать и проживать замыслы, повторяя их снова и снова, перестраивая сюжеты и чувства по своему хотению, но и дают возможность пережить напряжение действительных социальных отношений и испытать чувство релаксации.Развитие воображения связано с общим интеллектуальным развитием подростка. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.

Таким образом, воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для развития у подростков воображения, мышления, формирование навыков коллективного творчества и саморегуляции; формирования процесса самопринятия.

Задачи:

- развитие ассоциативного воображения и гибкости мышления;

- формирование навыков коллективного творчества;

- формирование основных приёмов воображения;

- способствовать самопринятия подростка;

- обучение навыкам саморегуляции;

- снятие психологических барьеров;

- развитие рефлексии.

При реализации программы мы опирались на следующие принципы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л. С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

4. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития.

5. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей [Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебноек пособие. М.: СФЕРА, 2002].

Структура группового занятия включает в себя следующие элементы:

1. Ритуалы приветствия – прощания. Игры и упражнения были направлены на сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия, развитие способности самовыражения чувств.

2. Разминка. Позволяла оказывать прямое воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Она использовалась нами в начале занятия, а также между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяли нам активизировать младших подростков, повысить их настроение, снять эмоциональное напряжение и чрезмерное возбуждение, тем самым актуализировать и отреагировать свои страхи.

3. Основное содержание занятия. Основное содержание занятия направлено на развитие способности анализа собственных чувств, страхов и переживаний, формирование социальных навыков, развитие способности преодоления трудностей, динамическое развитие группы. Оно включает упражнения, в которых должна чередоваться разнообразная деятельность младших подростков, смена их психофизического состояния: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения применялись от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей). Количество игр и упражнений не превышало 4-5 игр. Средством решения задач основной части занятия стали следующие арт-терапевтические методы и техники: релаксация (подготовка тела и психики младшего подростка к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения), концентрация (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях), игротерапия (используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности; повышения уверенности в себе, снижения страхов и тревожности), телесная терапия (способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности), приёмы рисования и создания аппликаций (актуализация страхов, повышение уверенности, снижение тревожности), сюжетно-ролевое моделирование ситуаций, совместная творческая деятельность.

4. Рефлексия занятия. Заключительная часть занятия, его оценка проводилась в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

В процессе реализации психокоррекционной программы подразумевается использование следующих психокоррекционных методов:

Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики. Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное "Я", повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.;

Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовые методы социально-психологического тренинга – групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.

Методы арт-терапии – основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на "язык тела" и пространственно-временные характеристики общения.

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Тематический план занятий

 

Тема занятия

Цели и задачи занятия

Наименование форм работы и упражнений с описаниями

 

Занятие №1. Вводное «Давайте знакомиться»

Цель: установление контакта с подростками, создание положительного настроя к предстоящим занятиям

Задачи:

- знакомство с психокоррекционной группой младших подростков;

- снятие психологических барьеров

- развитие ассоциативного воображения

-развитие рефлексии

Вступление. Ритуал приветствия: дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга, называют своё имя, пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.

Упражнение со спектрокартами А. Копытина «Это Я»: в кругу разложен набор спектрокарт. Младшим подросткам предлагается из этого набора выбрать ту карту, которая олицетворяет их настроение, состояние в данный момент времени. Далее происходит групповое обсуждение.

Упражнение «Рифмоплётство»: Ведущий заранее готовит стихотворение какого-либо автора. Желательно, чтобы это стихотворение было не широко известно. Стихотворение зачитывается, но при этом опускается последнее слово в каждой строчке. Участники должны отгадать это слово. Если это не получается, то ведущий сам называет пропущенное слово. Далее происходит переход к следующей строке.

Перед тренингом желательно сделать заготовку примерно следующего вида (следует отрывок из М. Ю. Лермонтова):

Кто много странствовал по ... свету,

Кто наблюдать его .. привык,

Кто затвердил страстей ... примету,

Кому известен их ... язык,

Кто рано брошен был ... судьбою

Меж образованных ... людей

И, как они, с своей ... рукою

Не отдавал души ... своей, --

Тот пылкой женщины пристрастье

Не почитает уж за ... счастье,

Тот с сердцем диким и ... простым

И с чувством некогда ... святым

Шутить боится. Он улыбкой

Слезу старается ... встречать,

Улыбке хладно ... отвечать;

Коль обласкает -- так ... ошибкой!

Притворством вечным утомлен,

Уж и себе не верит ... он;

Душе высокой не ... довольно

Остатков юности ... своей.

Вообразить еще ей ... больно,

Что для огня нет пищи в ... ней.

Такие люди в жизни светской

Почти всегда причина ... зла,

Какой-то робостию ... детской

Их отзываются ... дела:

И обольстить они не ... смеют

И вовсе кинуть не ... умеют!

И часто думают ... они,

Что их излечит край ... далекий

Упражнение «Разыграем историю». Каждому участнику по очереди берёт по одной карте из метафорической колоды, придумывает некую историю по ней. Следующий участник берёт следующую карту, продолжает начатую историю, в соответствии с сюжетом выбранной карты.

Групповая рефлексия. Вопросы для обсуждения:

Изменилось ли ваше отношение к страху после тренинга? И какое оно теперь?

2.Как Вы теперь относитесь к своим страхам?

3.Что помогло преодолеть Ваш страх?

4.Какое влияние оказала группа на преодоление Вашего страха?

5.Какие выводы вы сделали для себя?

 

Занятие № 2

«Гибкое мышление»

Цель: развитие гибкости мышления

Задачи:

- снятие психологических барьеров

-создание условий для формирования навыков гибкого мышления;

-развитие рефлексии

Ритуал приветствия. Подросткам раздается по белому кружочку в форме лица. Даётся инструкция – изобразить на этом кружочке свою любимую эмоцию. Затем приклеить его на общий ватман и подписать. Обсуждение коллажа на ватмане.

Упражнение «Слова перевёртыши»: Каждому участнику по очереди ведущий называет какое-либо слово, которое учащийся должен произнести наоборот.

Упражнение «Супер сила». Участники по очереди придумывают себе какую-нибудь оригинальную суперсилу (по аналогии с героями комиксов):

- У меня есть суперсила, я могу бегать быстрее звука.

- А у меня суперсила - я могу читать чужие мысли.

- Моя суперсила - я могу перемещаться во времени.

Ведущий следит за тем, чтобы участники не повторялись.

Упражнение «Новая жизнь». Каждому участнику виртуально даётся какой-либо предмет бытового обихода (вилка, стол, постель, тряпка). Участники по очереди придумывают как можно больше применений этих предметов.

Рефлексия

 

Занятие №3

«Творчество живёт в коллективе»

Цель: формирование навыков коллективного творчесва

Задачи:

- сплочение коллектива;

- формирование чувства доверия к окружающим людям;

- развитие творческого мышления

- развитие рефлексии.

Вступление. Ритуал приветствия:

Упражнение «Моё имя»: все участники садятся в круг. Ведущий просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Ведущий просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем (в дальнейшем процедура усложняется, ребята дают положительную характеристику своему товарищу).

Упражнение «Коллективный рисунок» Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цветные ручки или карандаши. Начинайте рисовать что-нибудь важное для себя. По сигналу руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый рисунок от участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. По сигналу передайте этот рисунок налево и получите рисунок справа. Продолжайте так до тех пор, пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. В заключение - обсуждение своих впечатлений о рисунке с группой.

Упражнение «Один день из жизни нашего класса». Учащиеся по очереди называют по три слова так, чтобы получилась логическая история на тему упражнения.

Групповая рефлексия

 

Занятие №4.

«Страна Воображения»

Цель: Формирование основных приёмов воображения

Задачи:

- снятие психосоматического напряжения;

- развитие способности анализа собственных чувств.

- развитие навыков ассоциативного воображения;

- развитие рефлексии

Вступление. Ритуал приветствия: дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга, пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.

Упражнение «Любимые предметы»: каждый участник называет какой-либо любимый предмет. Во втором круге учащиеся называют определённую ассоциацию к этому предмету, объясняет почему именно эта ассоциация пришла в голову.

Упражнение «Невероятные ситуации»: ведущий описывает какую-либо невероятную ситуацию и участникам предлагается представить возможные выходы из нее. Например, «вы просыпаетесь, и оказалось, что попали на Луну», «вы стали размером с муравья» и т.п.

Упражнение «Каракули» (В. Оклендер): ведущий и группа сначала рисуют каракули в воздухе, затем на спинах друг друга, потом на бумаге. По рисунку школьники по очереди сочиняют рассказ.

Групповая рефлексия

 

Занятие №5.

«Воображаем вместе»

Цель: Формирование основных приёмов воображения

Задачи:

- снятие психосоматического напряжения;

- развитие способности анализа собственных чувств.

- развитие навыков ассоциативного воображения;

- развитие рефлексии

Упражнение «Приветствие на сегодняшний день»: Стоя в кругу, младшие подростки по очереди бросают мяч друг другу, говоря какое-либо пожелание партнёру. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день.

Упражнение «Закончи предложение»: Подросткам предлагается закончить предложения («Дети обычно бояться…», «Взрослые обычно бояться…», «Родители обычно бояться…» и т.п.). Делается вывод о том, что иногда бояться все люди и страх – совсем не стыдное чувство, чем старше становится человек, тем меньше у него становится страхов.

Упражнение «Я – ребёнок. Я – взрослый»: ведущим загадывается каждому из младших подростков какое-либо чувство и ситуация, которые он должен изобразить, а группа отгадать. В ходе обсуждения называют само чувство и ситуацию, в которой оно чаще всего встречается. Задача участников группы - походить, как ребёнок и как взрослый в конкретной ситуации, с конкретным чувством (по возможности описать словами различия в походке)

Групповая рефлексия

 

Занятие №6.

«Я принимаю себя таким, какой есть»

Цель: Формирование процесса самопринятия

Задачи:

- способствовать расширению ролевого репертуара;

- снятие психологических зажимов;

- формирование доверия к окружающим и содействие развитию спонтанности, самовыражения в группе.

- облегчение страха быть не как все;

- развитие рефлексии.

Вступление. Ритуал приветствия: дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга, пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.

Упражнение «Я горжусь тем, что я…»: Подростки по очереди рассказывают о том, чем он гордится, начиная каждый раз с фразы «Я горжусь тем, что я ...». Необходимо называть не менее 3х фактов.

Упражнение «Это на меня похоже, когда я хороший/плохой». Каждый участник берёт по две карты из метафорической колоды. Первая карта ассоциируется с ним, когда он хороший, вторая – когда плохой. Обсуждение.

Групповая рефлексия

 

Занятие №7

«Я умею справляться с эмоциями»

Цель: формирование навыков саморегуляции

Задачи:

-обучение дыхательным техникам

- обучение самовыражению;

- развитие рефлексии.

Упражнение «Приветствие на сегодняшний день»: Стоя в кругу, младшие подростки по очереди бросают мяч друг другу, говоря какое-либо пожелание партнёру. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему

Упражнение «Подарок под ёлкой»: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

"Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

Упражнение «Расслабляйся» Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

Напрягите и расслабьте икры.

Напрягите и расслабьте колени.

Напрягите и расслабьте бедра.

Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

Напрягите и расслабьте живот.

Расслабьте спину и плечи.

Расслабьте кисти рук.

Расслабьте предплечья.

Расслабьте шею.

Расслабьте лицевые мышцы.

Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что вы медленно плывете, - вы полностью расслабились.

Изотерапия - «Защитный амулет»: Учащимся предлагается создать свой защитный амулет от страхов и тревог на маленьком листочке путём рисования цветными карандашами. Далее ребята по желанию рассказывают группе о своём защитном амулете.

Групповая рефлексия

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.