Рабочая программа по географии в 7 классе (УМК Т. М. Лифановой)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии в 7 классе
на 2020 – 2021 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии составлена на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
13 февраля 2015. И на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.
География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально - экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран.
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф
овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
География России в 7 классе состоит из следующих разделов:
Введение -1ч
Особенности природы и хозяйства России- 12 ч
Природные зоны России – 3ч.
Зона арктических пустынь. – 5ч.
Зона тундры - 8ч.
Лесная зона – 17ч.
Зона степей- 6ч
Зона полупустынь и пустынь -6ч.
Зона субтропиков -2ч.
Зона высотной поясности в горах -6ч.
Повторение -2 ч.
Общее количество часов – 68ч
Особенности природы и хозяйства России
Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск). Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России. Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.
Природные зоны России
Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь
Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь.
Зона тундры
Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона
Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. . Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные леса. Лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу. Обобщающий урок по лесной зоне
Степи
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др. Охрана природы зоны степей.
Полупустыни и пустыни
Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы. Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).
Субтропики
Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.
Высотная поясность в горах
Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др. Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.). Алтайские горы. Население. Хозяйство. Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра-вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.
Календарно -тематическое планирование.
| 1 ЧЕТВЕРТЬ. |
1. | Введение. |
Особенности | природы и хозяйства России. |
2. | Географическое положение России на карте мира |
3. | Европейская и азиатская части России. |
4. | Административное деление России. |
5. | Разнообразие рельефа. |
6. | Полезные ископаемые, их основные месторождения |
7. | Климат России. |
8. | Водные ресурсы России их использование. |
9. | Население России, народы России |
10. | промышленность - основа хозяйства, ее отрасли. |
11. | Сельское хозяйство , ее отрасли. |
12. | Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России. |
Природные | зоны России. |
13. | Размещение природных зон на территории России. |
14. | Карта природных зон России. |
Зона | Арктических пустынь. |
15. | Положение на карте. |
16. | Климат |
| 2 четверть. |
17. | Растительный и животный мир |
18. | Население и его основные занятия |
19. | Северный и морской путь. |
Зона | тундры. |
20. | Положение на карте Рельеф и полезные ископаемые |
21. | Климат .Водоемы тундры |
22. | Растительный мир |
23. | Животный мир |
24. | Хозяйство. Население и его основные занятия |
25. | Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар |
26. | Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь |
27. | Экологические проблемы севера. Охрана Природы тундра |
Лесная | зона |
28. | Положение на карте .Рельеф и полезные ископаемые |
29. | Климат |
30. | Реки, озера, каналы |
31. | Растительный мир. Хвойные леса |
32. | Смешанные и лиственные леса |
| 3 четверть. |
33. | Животный мир |
34. | Пушные звери |
35. | Значение леса |
36. | Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны |
37. | ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ |
38 | ГОРОДА ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ |
39. | ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ РОССИИ |
40. | Города : САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, НОВГОРОД, ПСКОВ,КАЛИНИНГРАД |
41. | Западная Сибирь |
42. | Восточная Сибирь |
43. | Дальний Восток |
44. | ЗАПОВЕДНИКИ И ЗАКАЗНИКИ ЛЕСНОЙ ЗОНЫ. ОХРАНА ЛЕСА |
Зона | степей |
45. | ПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ. РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. РЕКИ . |
46. | РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР |
47. | ЖИВОТНЫЙ МИР |
48. | ХОЗЯЙСТВО. НАСЕЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ |
49. | ГОРОДА ЛЕСОСТЕПНОЙ И СТЕПНОЙ ЗОН: ВОРОНЕЖ, КУРСК, ОРЕНБУРГ, ОМСК |
50. | ГОРОДА СТЕПНОЙ ЗОНЫ: САМАРА, САРАТОВ, ВОЛГОГРАД |
51. | ГОРОДА СТЕПНОЙ ЗОНЫ: РОСТОВ-НА-ДОНУ, СТАВРОПОЛЬ, КРАСНОДАР |
52. | ОХРАНА ПРИРОДЫ ЗОНЫ СТЕПЕЙ |
| 4 четверть. |
Зона | полупустынь и пустынь |
53. | ПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ. РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ |
54. | КЛИМАТ. РЕКИ |
56. | РАС ТИТЕЛЬНЫЙ МИР |
57. | ЖИВОТНЫЙ МИР |
58. | ХОЗЯЙСТВО. НАСЕЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ |
59. | ГОРОДА ЗОНЫ ПОЛУПУСТЫНЬ И ПУСТЫНЬ |
Зона | субтропиков |
60. | Положение на карте. Климат и природа субтропиков |
61. | Население и его основные занятия. Города |
Высотная | поясность в горах |
62. | ПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ. РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. КЛИМАТ
|
63. | ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА |
64. | Города и экологические проблемы Урала |
65. | АЛТАЙ АЛТАЙСКИЕ ГОРЫ. ХОЗЯЙСТВО. НАСЕЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ. ГОРОДА |
66. | ГОРЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ. ХОЗЯЙСТВО. НАСЕЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ. ГОРОДА |
67. | Обобщающий урок. |
68. | Повторение. |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«География России» Т.М Лифанова, Е.Н Соломина. Просвещение 2016г
Приложение к учебнику «География России» Е.Н. Соломина. Просвещение 2017г
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)