Рабочая программа по географии (5-9 классы, УМК «Полярная звезда»)
Краснодарский край, муниципальное образование Кореновский район, ст. Раздольная
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 им. В. Чикмезова
(название образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _________2020 года протокол № 1
Председатель __________ _________
подпись руководителя ОУ Ф. И. О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _____географии____
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) __-основное общее образование
( 5 - 9 классы)_____________________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов - 272 Уровень_Базовый__________________________________________
(базовый, профильный)
Учитель Баблиян Анаит Гагиковна_____________________ __
Программа составлена в соответствии Федерального образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе рабочей программы по географии предметной линии «Полярная звезда» 5-9 классы, А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной; 2- е издание переработанное. Москва: Просвещение 2020г.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса географии в 5-9 классах обучающиеся при получении основного общего образования научатся и получат возможность:
Содержательная линия «Источники географической информации»
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Содержательная линия «Природа Земли и человек»
Выпускник научится:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Содержательная линия «Население Земли»
Выпускник научится:
различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
проводить расчеты демографических показателей;
объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
Содержательная линия «Материки, океаны и страны»
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Содержательная линия «Особенности географического положения России»
Выпускник научится:
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Содержательная линия «Природа России»
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Содержательная линия «Население России»
Выпускник научится:
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Содержательная линия «Хозяйство России»
Выпускник научится:
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Содержательная линия «Районы России»
Выпускник научится:
объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Содержательная линия «Россия в современном мире»
Выпускник научится:
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития
II. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Раздел I. Географическое изучение Земли.
Введение. География – наука о планете Земля. Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает Землю.
Практическая работа. Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии, Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.
Составление списка источников информации по теме: «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира. (по выбору учителя)
Раздел II. Земля – планета Солнечной системы
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности так их явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Практические работы:
Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.
Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.
Раздел III. Изображения земной поверхности.
Тема 2. План и топографическая карта
Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас. Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их виды. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах. Ориентирование на местности. План местности. Определение направлений на плане. Глазомерная съемка. Полярная и маршрутные съемки. Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения.
Практическая работа. Проведение полярной съемки и составление плана местности.
Тема 3. Географические карты.
Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Масштаб географических карт. Искажение на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвический) меридиан. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Измерение расстояний на карте. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Практические работы.
Определение направления и расстояний на карте.
Определение географических точек на глобусе и карте.
Раздел IV. Оболочки Земли
Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли
Литосфера – «твердая» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора.
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород.
Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа- материки и впадины океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор на высоте. Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин по внешнему облику.
Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы и землетрясения. Выветривание-разрушение и изминение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности, как результат действия внутренних и внешних сил. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана и его рельеф.
Практические работы.
Сравнение свойств горных пород
Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира.
Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.
6 класс
Раздел IV. Оболочки Земли (продолжение)
Тема 5. Гидросфера – водная оболочка.
Водная оболочка Земли и ее состав. Мировой круговорот воды в природе. Значение гидросферы.
Части Мирового океана. Соленость и температура морской воды. Движение воды в мировом океане: волны (ветровые и цунами), течения, приливы и отливы. Теплые и холодные течения.
Воды суши. Реки: горные и равнинные. Части реки. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озера. Происхождение озерных котловин. Озера сточные и бессточные. Болота и их образование. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Источники. Гейзеры. Природные ледники: горные и покровные. Многолетняя мезлота. Человек и гидросфера. Вода –основа жизни на Земле.
Практические работы.
Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
Характеристика одного из крупнейших озер России по плану.
Тема 6. Атмосфера - воздушная оболочка Земли
Атмосфера — воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение. Температура воздуха. Зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей. Нагревание воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Амплитуда температур.
Вода в атмосфере. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Распределение осадков на Земле.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Пассаты.
Погода, причины ее изменения. Климат и климатообразующие факторы. Климаты Земли. Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы.
Практические работы.
1)Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха и (или) количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов.
2) Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды.
3) Организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов.
Тема 7. Биосфера – живая оболочка Земли
Биосфера – оболочка жизни. Состав и границы биосферы. Растительный и животный мир на Земле. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания. Жизнь в океане. Живые организмы на суше.
Проблемы биосферы. Охрана биосферы. Человек – часть биосферы. Распространение людей на Земле. Расы человека.
Раздел V. Географическая оболочка Земли
Понятие «географическая оболочка». Свойства географической оболочки.Природно- территориальный комплекс. Природная зональность и высотная поясность. Почва: понятие, состав, строение. Типы почв. Охрана почв. Всемирное природное и культурное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа. Составление списка интернет ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.
7 класс
Введение. Что изучают в курсе географии 7 класса
Раздел 1. Человек на Земле.
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения и их географические особенности. Размещение населения. Понятие «плотность населения».
Народы и религии мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии. Хозяйственная деятельность населения: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. География видов хозяйственной деятельности.
Города и сельские поселения. Многообразие стран, и их основные типы. Культурно-исторические регионы мира.
Практические работы.
Сравнительное описание численности и плотности населения стран по разным источникам информации.
Определение и сравнение естественного прироста населения стран по источникам географической информации.
Классификация стран по разным количественным показателям особенностей населения (естественному приросту, доле городского населения, религиозному и этническому составу).
Определение по комплексным картам различий в типах хозяйственной деятельности населения стран разных регионов.
Раздел 2. Главные закономерности природы Земли.
История формирования рельефа Земли. Литосферные плиты и образование континентальной и океанической земной коры. Платформы древние и молодые. Области складчатости. Формирование современных материков и океанов.
Климатообразующие факторы. Географическая широта, как основной климатообразующий фактор. Воздушные массы: понятие, типы. Циркуляция атмосферы, как важный климатообразующий фактор. Пробладающие ветры-пассаты тропических широт, тропические (экваториальные) муссоны, западные ветры умеренных широт, восточные (стоковые) ветры полярных областей. Влияние на климат подстилающей поверхности, океанических течений, абсолютной высоты местности и ее рельефа.
Разнообразие рельефа на Земле. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Климатические карты. Климатограмма, как графическая форма отражения климатических особенностей.
Мировой океан и его части. Океан и атмосфера: поверхностные водные массы, их типы; поверхностные течения. Соленость поверхностных вод Мирового океана, ее измерение. Карта солености поверхностных вод Мирового океана. Жизнь в океане, закономерности ее пространственного распространения. Экологические проблемы Мирового океана.
Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый океаны: особенности природы, ресурсы, освоение человеком. Южный океан. Природные зоны Земли. Высотная поясность.
Практические работы.
Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа.
Анализ разных источников географической информации, с целью объяснения географического распространения землетрясений и современного вулканизма.
Определение климатических характеристик территории по климатической карте.
Составление схемы общей циркуляции атмосферы.
Описание климата территории по климатограмме.
Сравнение годового хода температуры воздуха по сезонам года в серном и южном полушариях.
Составление графика годового хода температуры воздуха по статистическим данным.
Сравнение солености поверхностных вод Мирового океана на разной широте по карте солености поверхностных вод, выявление закономерности ее изменения в широтном направлении.
Выявление закономерностей распространения теплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков по физической карте мира.
Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.
Сравнение высотных поясов гор с целью выявления зависимости структуры от географического положения и абсолютной высоты.
Раздел 3. Материки и страны.
Тема 1. Южные материки.
Африка. Австралия и Океания, Южная Америка: географическое положение и береговая линия, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы. Страны.
Антарктида: географическое положение и береговая линия, рельеф поверхности ледника подледный рельеф, особенности климата и внутренних вод, органический мир. Открытие и исследования Антарктиды.
Практические работы.
Выявление влияния географического положения на климат материка.
Объяснение особенностей климата экваториального климатического пояса на примере одного из материков.
Выявление влияния океанических течений у западных и восточных побережий материков на климат и природные комплексы.
Сравнение высотной поясности горных систем, выявление причин различий.
Сравнение населения южных материков по разным источникам географической информации.
Выявление природных, исторических и экономических причин, повлиявших на плотность населения, на примере одного из регионов.
Определение средней плотности населения стран по статистическим данным.
Описание одной из стран по географическим картам.
Тема 2. Северные материки.
Северная Америка и Евразия: географическое положение и береговая линия, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы. Страны.
Практические работы.
1)Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного климатического пояса.
2) Сравнение расположения природных зон Северной Америки Евразии и выявление причин подобного расположения.
3) Комплексное географическое описание одной из природных зон материков.
4) Сравнение расположения южной границы распространения многолетней мерзлоты в Северной Америке и Евразии и выявление причин различий.
5) Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.
6) Определение и сравнение естественного прироста населения стран Азии и Европы по статистическим данным.
7) Анализ разных источников информации для составления характеристики населения страны.
8) Сравнение двух стран по заданным показателям.
Раздел 4. Взаимодействие природы и общества.
Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Глобальные проблемы человечества: продовольственная, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, экологическая. Проблема глобальных климатических изменений.
Практическая работа. Оценка последствий изменений компонентов природы в результате деятельности человека на примере одной из стран.
География России (8 - 9 классы)
8 класс
Раздел 1. Географическое пространство России.
Тема 1. Географическое положение и границы России.
Государственная территория России. Территориальные воды. Исключительная экономическая зона России. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы. Континентальный шельф. Страна – соседи России.
Географическое положение России. Виды географического положения. Географическое положение России, как фактор развития ее хозяйства. Россия в мире.
Практическая работа. Сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств.
Тема 2. Время на территории России.
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время.
Практическая работа. Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон.
Тема 3. История формирования, освоения и изучения территории России.
Освоение и изучение территории России в XVI-XXI вв.: землепроходцы, научные географические экспедиции XVIIIв., изучение Арктики, Сибири и Северо-Востока страны. Воссоединение Крыма.
Практические работы.
Систематизация сведений об изменении границы России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт.
Объяснение ситуаций в контексте реальных событий.
Тема 4. Административно- территориальное устройство России. Районирование территории.
Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Изменение границ отдельных субъектов Российской Федерации. Федеральные округа. Районирование, как метод географических исследований. Крупные районы России.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте границ географических районов и федеральных округов с целью выявления различий.
Раздел 2. Население России.
Тема 5. Численность населения.
Динамика численности населения России и факторы ее определяющие. Переписи населения России. Естественное движение населения. Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения России и ее географических районов. Миграции (механическое движение) населения. Прогнозы изменения численности населения России.
Практическая работа. Определение по статистическим материалам показателей общего, естественного или миграционного прироста населения своего региона.
Тема 6. Половой и возрастной состав населения.
Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах РФ и факторы, ее определяющие. Половозрастные пирамиды. Средняя продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Практическая работа. Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид.
Тема 7. Народы и религии.
Россия – многонациональное государство. Языковая классификация народов России. Русский язык – язык межнационального общения. Крупнейшие народы России и их расселение. География религий.
Практическая работа. Анализ статистических материалов с целью построения картограммы «Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов Российской Федерации».
Тема 8. Территориальные особенности размещения населения.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально- экономическими факторами. Главная полоса расселения.
Городское и сельское население. Виды городских и сельских населенных пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции город России. Многофункциональные города. Современные тенденции сельского расселения.
Практическая работа. Анализ карт плотности населения и степени благоприятности природных условий жизни населения с целью выявления факторов размещения населения.
Тема 9. Миграции населения.
Виды миграций. Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды.
Раздел 3. Природа России.
Тема 10. Природные условия и ресурсы.
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов по разным признакам.
Практические работы.
Сравнение природных ресурсов двух морей, омывающих Россию, по нескольким источникам информации.
Оценка природно-ресурсного капитала одного из районов России по картам и статическим материалам.
Тема 11. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры: платформы и складчатые пояса. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Внутренние процессы: области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Внешние процессы: древнее и современное оледенения, работа текучих вод, ветра, моря. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа.
Минеральные ресурсы: виды и проблемы рационального использования. Рельеф своей местности.
Практические работы.
Сравнительное описание двух горных систем России по нескольким источникам информации.
Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны.
Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений.
Тема 12. Климат.
Факторы, определяющие климат России. Географическая широта, как главный фактор формирования климата. Солнечная радиация: понятие, виды. Радиационный баланс. Влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат. Типы воздушных масс на территории России и их циркуляция. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, их изображение на картах погоды.
Распределение температуры воздуха, увлажнения и атмосферных осадков по территории России. Испаряемость. Коэффицент увлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Влияние на климат хозяйственной деятельности населения. Климатические изменения на территории России.
Агроклиматические ресурсы. Климат своей местности.
Практические работы.
Описание погоды территории по карте погоды.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.
Оценка основных климатических показателей одного из географических районов страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 13. Внутренние воды и моря.
Моря, омывающие Россию: особенности природы и хозяйственного использования.
Внутренние воды России. Реки: распределение по бассейнам океанов. Главные речные системы России: питание, режим. Крупнейшие озера России, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Опасные гидрологические природные явления и их распространение на территории России. Внутренние воды и водные ресурсы своей местности.
Практические работы.
Выявление зависимости режима рек от климата и характера их течения от рельефа.
Объяснение закономерностей распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны.
Тема 14. Почвы, растительный и животный мир.
Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв –мелиорация земель: борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений. Охрана почв.
Основные типы растительности России. Особенности животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Ресурсы растительного и животного мира России.
Тема 15. Природно-хозяйственные зоны.
Природно-хозяйственные зоны России: разнообразие зон, взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесные зоны, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни: географическое положение, климат, почвенный покров, растительный и животный мир, население и его хозяйственная деятельность, экологические проблемы. Высотная поясность. Население и хозяйственная деятельность в горах.
Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории России: заповедники, заказник, национальные парки. Объекты всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Красная книга России.
Практические работы.
Сравнение климата двух природно-хозяйственных зон России.
Объяснение различий почв, растительного и животного мира двух территорий России, расположенных в разных природно-хозяйственных зонах.
Сравнение различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации.
9 класс
Раздел 1. Хозяйство России.
Тема 1. Общая характеристика хозяйства.
Состав хозяйства: секторы, важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, факторы их формирования и развития. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения. Валовый внутренний продукт (ВВП) и валовый региональный продукт (ВРП), как показатели уровня развития страны и регионов. Факторы размещения производства.
Человеческий капитал России. Природно-ресурсный капитал России. Производственный капитал России. Распределение производственного капитала по территории страны.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Топливно-энергетический комплекс: состав и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Особенности современного этапа освоения шельфовых месторождений топлива.
Электроэнергетика: основные типы электростанций (включая станции, использующие возобновляемые источники энергии- ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Место России в мировом производстве электроэнергии. Атомные, тепловые и гидроэлектростанции. Каскады, ГЭС. Энергосистемы.
Влияние ТЭК на окружающую среду. Направления развития ТЭК России.
Практические работы.
Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.
Сравнительная оценка возможностей для развития ВИЭ в отдельных регионах страны.
Тема 3. Металлургия.
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве металлов. Особенности технологии производства черных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. География металлургии черных и цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические районы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Направления развития металлургического комплекса России.
Практическая работа. Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью определения структуры себестоимости производства алюминия.
Тема 4. Машиностроение.
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей. Машиностроение и охрана окружающей среды. Направления развития машиностроения России.
Практическая работа. Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью объяснения влияния географического положения машиностроительного предприятия (по выбору) на конкурентоспособность его продукции.
Тема 5. Химическая промышленность.
Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших отраслей. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Направления развития химической промышленности России.
Практическая работа. Анализ источников информации с целью объяснения размещения предприятий одной из отраслей химической промышленности (на примере производства синтетического каучук).
Тема 6. Лесопромышленный комплекс.
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесопромышленного комплекса. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Лесное хозяйство и окружающая среда. Направления развития лесопромышленного комплекса России.
Практическая работа. Анализ «Прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030г.» с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.
Тема 7. Агропромышленный комплекс.
Состав и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Растениеводство и животноводство: главные отрасли и их география, направления развития.
Пищевая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Пищевая промышленность и окружающая среда. Направление развития пищевой промышленности России.
Легкая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Легкая промышленность и окружающая среда. Направление развития легкой промышленности России.
Практическая работа. Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК.
Тема 8. Инфраструктурный комплекс.
Состав и значение в хозяйстве. Транспорт. Состав и значение в хозяйстве. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная система.
Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт: особенности, география, влияние на окружающую среду, направления развития.
Связь: состав и значение в хозяйстве. География связи. Направления развития связи в России. География туризма и рекреации. Наука и образование: значение в хозяйстве, география. Наукограды. Направления развития науки и образования.
Раздел 2. Регионы России.
Темы 9-17. Европейский Север, Европейский Север-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток.
Европейская и азиатская части России: территория, географическое положение, природа, население, хозяйство.
Европейский Север, Европейский Север-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток: став и географическое положение, особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экономические проблемы и перспективы развития.
Практические работы.
Составление географического описания природы, населения и хозяйства на основе использования нескольких источников информации.
Сравнение двух субъектов Российской Федерации по заданным критериям
Классификация субъектов российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных.
Оценка туристско-рекреационного потенциала региона.
Раздел 3. Россия в мире.
Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в мировой торговле. Россия в системе мировых транспортных коридоров.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п\п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | |||
Пр. | Р.пр. | ||||
География планеты 5-6 классы | | ||||
1 | Введение. География – наука о планете Земля | 1 | 1 | ||
2 | Раздел 1. Географическое изучение Земли | 6 | 6 | ||
3 | Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы | 5 | 4 | ||
4 | Раздел 3. Изображения земной поверхности | 11 | 11 | ||
5 | Раздел 4. Оболочки Земли | 8 | 12 | ||
6 | Резерв | 5 | - | ||
Итого: | 35 | 34 | |||
Практических работ | 11 | 7 | |||
6 класс | | ||||
1 | Раздел 1. Оболочки Земли. Гидросфера | 10 | 11 | ||
2 | Атмосфера | 10 | 11 | ||
3 | Биосфера | 5 | 6 | ||
4 | Раздел 2. Географическая оболочка | 5 | 6 | ||
5 | Резерв | 5 | - | ||
Итого: | 35 | 34 | |||
Практических работ | 6 | 6 | |||
География планеты 7-й класс | |||||
1 | Введение. Что изучают в курсе географии 7 класса | 2 | 3 | ||
2 | Раздел 1. Человек на Земле. | 6 | 8 | ||
3 | Раздел 2. Главные закономерности природы Земли. | 17 | 19 | ||
4 | Раздел 3. Материки и страны. | 34 | 36 | ||
5 | Заключение | 1 | 2 | ||
6 | Резерв | 10 | - | ||
Итого: | 70 | 68 | |||
Практических работ | 32 | 14 | |||
География России 8-й класс | |||||
1 | Раздел 1. Географическое пространство России. | 13 | 14 | ||
2 | Раздел 2. Население России. | 17 | 19 | ||
3 | Раздел 3. Природа России. | 32 | 35 | ||
4 | Резерв | 8 | - | ||
Итого: | 70 | 68 | |||
Практических работ | 22 | 11 | |||
География России 9-й класс | |||||
1 | Раздел 1. Хозяйство России. | 22 | 24 | ||
2 | Раздел 2. Регионы России. | 37 | 41 | ||
3 | Раздел 3. Россия в мире | 1 | 3 | ||
4 | Резерв | 9 | - | ||
Итого: | 70 | 68 | |||
Практических работ | 11 | 7 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УР
от «______» 2020 года, протокол № ____________ В. С. Рабцевич
______________ О. А. Галаган Подпись Ф.И.О.
Подпись руководителя МО ОУ Ф.И.О. ______________ 2020 года