Рабочая программа по географии в 5 классе (УМК «Полярная звезда»)
)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
в 5 классе
на 2020 – 2021 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии в 5 классе.
Предметная область – «Общественно-научные предметы».
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в год 34 часа в соответствии с учебным планом МКОУ ООШ № 7 г. на 2020-2021 учебный год и годовым календарным графиком.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ ООШ № 7 г.Омутнинска
За основу разработки рабочей программы принята «Федеральная программа по географии для общеобразовательных школ. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда»», М., Просвещение, 2019 год. Авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
Рабочая программа ориентирована на использования учебника:
«География - Предметная линия учебников «Полярная звезда»», М., Просвещение, 2019 год. Авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина
(№ 1.2.2.4.6.1 Федерального перечня учебников).
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ:
-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
- Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Формирование ответственного отношения к учению.
- Формирование основ экологической культуры.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
-выявлять причинно-следственные связи;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
-выслушивать и объективно оценивать другого;
-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать -ошибочность своего мнения и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
-сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней;
-адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Предметные результаты освоения первого года обучения учебного предмета «География» должны отражать сформированность умений:
характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII–XIX в.в., современные географические исследования и открытия);
описывать вклад великих путешественников в географическом изучении Земли, маршруты их путешествий по физической карте; способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;
выбирать источники географической информации (текстовые, картографические, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие определять вклад российских ученых и путешественников в развитие знаний о Земле;
представлять информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках информации;
приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
различать изученные географические объекты, процессы и явления: план и географическая карта; орбита и ось Земли, полярный день и полярная ночь; полюса, экватор, тропики и полярные круги; жаркий, умеренный и полярный географические пояса; литосфера: состав и строение, свойства, минералы и горные породы, ядро, мантия, материковая и океаническая земная кора, землетрясение, эпицентр и очаг землетрясения, конус и жерло вулкана, острова (материковые, вулканические и коралловые), планетарные формы рельефа материки, впадины океанов, формы рельефа суши (горы и равнины); формы рельефа дна Мирового океана (шельф, срединно-океанические хребты, ложе океана), полезные ископаемые;
распознавать проявление изученных географических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки, в том числе: землетрясение, медленное колебание земной коры, движение литосферных плит, вулканизм, внешние и внутренние процессы рельефообразования, физическое, химическое и биологическое выветривание, круговорот и изменения горных пород;
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
приводить примеры использования геоинформационных систем (ГИС) в повседневной жизни;
использовать планы, топографические и географические карты, глобус для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач: определения направлений, азимута, определения расстояний при помощи масштаба, определения географических координат, описания местоположение крупнейших форм рельефа на территории материков и стран;
характеризовать географические следствия влияния Солнца и Луны, формы, размеров и движения Земли на мир живой и неживой природы;
объяснять причины смены дня и ночи и времен года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;
классифицировать: горные породы по происхождению, формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли.
Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Ученик научится:
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
| ||
Введение | 1.Зачем нам география и как мы её будем изучать (1ч) | Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать ее роль в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником |
На какой Земле мы живем | 1,2. Как люди открывали Землю (2ч) 3.Российские путешественники (1ч) 3. География сегодня (1ч) 4. Работа с контурной картой и атласом. (1ч) | Выявлять изменение географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях |
Планета Земля | 1.Мы во Вселенной (1ч) 2. Движения Земли (1ч) 3.Работа с контурной картой и атласом. (1ч) 4. Солнечный свет на Земле (1ч) 5. Обобщающее повторение по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля» (1ч) 6. Проверочная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля» (1ч) | Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему « Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года Наблюдать действующие модели движения Земли вокруг солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствия. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи |
План и карта | 1.Ориентирование на местности (1ч) 2,3. Земная поверхность на плане и карте (2ч) 4. Практическая работа №1 «Построение плана местности» (1ч) 5. Географическая карта (1ч) 6.Работа с контурной картой и атласом. (1ч) 7. Градусная сетка (1ч) 8,9. Географические координаты (2ч) 10. Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений» (1ч) 11. Проверочная работа № 2. «План и карта» (1ч). | Определять направление с помощью компаса, Солнца, Полярной звезды, « живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности Определять с помощью условных знаков изображённые объекты. Измерять расстояние и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейшие планы местности. Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления по глобусу. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определять направления и расстояния по карте Определять географические координаты по карте. Определять направления, расстояния местоположения объектов с помощью масштаба. Находить объекты по координатам. |
Литосфера – твердая оболочка земли | 1.Земная кора – верхняя часть литосферы (1ч) 2. Горные породы, минералы и полезные ископаемые (1ч) 3,4. Движение Земной коры (2ч) 5. Рельеф Земли. Равнины (1ч) 6. Рельеф Земли. Горы (1ч) 7. Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте. (1ч). 8. Литосфера и человек (1ч) 9. Проверочная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли» (1ч) 10. Итоговое тестирование (1ч) 11. Обобщающее и повторение изученного материала (1ч). | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы. Сравнивать свойства горных пород. Выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма. Устанавливать пл карте сейсмические районы и пояса. Наносить на карту районы землетрясений и вулканизма Определять по картам количественные и качественные характеристики равнин мира и России. Наносить на контурную карту равнины. Описывать равнины по плану. Определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор мира и России. Наносить на контурную карту горы. Описывать их по плану. Находить природные объекты на контурной карте, определять их координаты. Выполнять проектное задание в сотрудничестве. Выявлять значение литосферы для человека. выявлять характер изменения в результате его деятельности. |
Итого | 34 часа | |
В зависимости от уровня усвоения обучающимися отдельных разделов и тем программы в рабочую программу могут быть внесены изменения, т.к. в ФГОС ООО не предусматривается порядок изучения и количество часов.
Формы организации учебных занятий: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Запланировано проведение проверочных работ-3
практических работ – 4
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока |
| 1 четверть |
| Введение |
1 | .Зачем нам география и как мы её будем изучать |
2 | Как люди открывали Землю |
3. | Как люди открывали Землю |
4. | Российские путешественники |
5. | География сегодня |
6. | Работа с контурной картой и атласом |
7. | Мы во Вселенной |
8. | Движения Земли |
| 2 четверть |
9. | Работа с контурной картой и атласом. |
10. | Солнечный свет на Земле |
11 | Обобщающее повторение по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля» |
12. | Проверочная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля» |
13 | Ориентирование на местности |
14. | Земная поверхность на плане и карте |
15 | Земная поверхность на плане и карте |
16. | Практическая работа №1 «Построение плана местности» |
| 3 четверть |
17. | Географическая карта |
18. | Работа с контурной картой и атласом. |
19 | Градусная сетка |
20 | Географические координаты |
21 | Географические координаты |
22 | Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений» |
23 | Проверочная работа № 2. «План и карта» |
24 | Земная кора – верхняя часть литосферы |
25 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые |
26 | Движение Земной коры |
| 4 четверть |
27 | Движение Земной коры |
28 | Рельеф Земли. Равнины |
29 | Рельеф Земли. Горы |
30 | Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте. |
31 | Литосфера и человек |
32 | Проверочная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли» ( |
33 | Итоговое тестирование |
34 | Обобщающее и повторение изученного материала |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 5-6 класс», издательство «Просвещение», 2019г.
Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.
Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.
Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.
5. Атлас 5-6 классы - Летягин
Основные направления коррекционной работы
( для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ)
Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания. Особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития:
препятствуют реализации мыслительной деятельности;
не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности;
затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.
Учитывая психологические особенности и возможности детей ЗПР, материал дается небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивается количество тренировочных упражнений с многократным повторением. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении географии, строится в соответствии со следующими основными положениями:
Восполнение пробелов знаний путем организации предметно-практической деятельности
Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане.
Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.
Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету.
Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.
Приемы активизации работы детей с ЗПР в учебной деятельности». Для детей с ЗПР в учебной деятельности выделены общие подходы в организации работы
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
6. Использование многократных указаний, упражнений.
7. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
8. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
9. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
9