Рабочая программа по географии в 5 классе (УМК «Полярная звезда»)

2
0
Материал опубликован 7 March 2021

)











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии


в 5 классе

на 2020 – 2021 уч.год


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по географии в 5 классе.

Предметная область – «Общественно-научные предметы».

Количество часов в неделю – 1 час.


Количество часов в год 34 часа в соответствии с учебным планом МКОУ ООШ № 7 г. на 2020-2021 учебный год и годовым календарным графиком.

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);

Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);

Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ ООШ № 7 г.Омутнинска

За основу разработки рабочей программы принята «Федеральная программа по географии для общеобразовательных школ. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда»», М., Просвещение, 2019 год. Авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.


Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.



Рабочая программа ориентирована на использования учебника:

«География - Предметная линия учебников «Полярная звезда»», М., Просвещение, 2019 год. Авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина

(№ 1.2.2.4.6.1 Федерального перечня учебников).


Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения,  особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


ЛИЧНОСТНЫЕ:

-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

- Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

- Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- Формирование ответственного отношения к учению.

- Формирование основ экологической культуры.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;

определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

-выявлять причинно-следственные связи;

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

-выслушивать и объективно оценивать другого;

-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать -ошибочность своего мнения и корректировать его;

-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;

-сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней;

-адаптации к условиям проживания на определенной территории;

самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Предметные результаты освоения первого года обучения учебного предмета «География» должны отражать сформированность умений:

 характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII–XIX в.в., современные географические исследования и открытия);

 описывать вклад великих путешественников в географическом изучении Земли, маршруты их путешествий по физической карте; способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;

 выбирать источники географической информации (текстовые, картографические, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

 находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие определять вклад российских ученых и путешественников в развитие знаний о Земле;

 представлять информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках информации;

 приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

 различать изученные географические объекты, процессы и явления: план и географическая карта; орбита и ось Земли, полярный день и полярная ночь; полюса, экватор, тропики и полярные круги; жаркий, умеренный и полярный географические пояса; литосфера: состав и строение, свойства, минералы и горные породы, ядро, мантия, материковая и океаническая земная кора, землетрясение, эпицентр и очаг землетрясения, конус и жерло вулкана, острова (материковые, вулканические и коралловые), планетарные формы рельефа материки, впадины океанов, формы рельефа суши (горы и равнины); формы рельефа дна Мирового океана (шельф, срединно-океанические хребты, ложе океана), полезные ископаемые;

 распознавать проявление изученных географических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки, в том числе: землетрясение, медленное колебание земной коры, движение литосферных плит, вулканизм, внешние и внутренние процессы рельефообразования, физическое, химическое и биологическое выветривание, круговорот и изменения горных пород;

 приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

 приводить примеры использования геоинформационных систем (ГИС) в повседневной жизни;

 использовать планы, топографические и географические карты, глобус для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач: определения направлений, азимута, определения расстояний при помощи масштаба, определения географических координат, описания местоположение крупнейших форм рельефа на территории материков и стран;

 характеризовать географические следствия влияния Солнца и Луны, формы, размеров и движения Земли на мир живой и неживой природы;

 объяснять причины смены дня и ночи и времен года;

 устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;

 классифицировать: горные породы по происхождению, формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

 называть причины землетрясений и вулканических извержений;

 показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли.

Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.



Ученик научится:


ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;



СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

5 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Раздел

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Введение

1.Зачем нам география и как мы её будем изучать (1ч)

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать ее роль в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником

На какой Земле мы живем


1,2. Как люди открывали Землю (2ч)

3.Российские путешественники (1ч)

3. География сегодня (1ч)

4. Работа с контурной картой и атласом. (1ч)

Выявлять изменение географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях

Планета Земля

1.Мы во Вселенной (1ч)

2. Движения Земли (1ч)

3.Работа с контурной картой и атласом. (1ч)

4. Солнечный свет на Земле (1ч)

5. Обобщающее повторение по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля» (1ч)

6. Проверочная работа

1. «На какой земле мы живем. Планета Земля» (1ч)

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему « Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года

Наблюдать действующие модели движения Земли вокруг солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствия. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи

План и карта

1.Ориентирование на местности (1ч)

2,3. Земная поверхность на плане и карте (2ч)

4. Практическая работа №1 «Построение плана местности» (1ч)

5. Географическая карта (1ч)

6.Работа с контурной картой и атласом. (1ч)

7. Градусная сетка (1ч)

8,9. Географические координаты (2ч)

10. Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений» (1ч)

11. Проверочная работа № 2. «План и карта» (1ч).

Определять направление с помощью компаса, Солнца, Полярной звезды, « живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности

Определять с помощью условных знаков изображённые объекты. Измерять расстояние и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейшие планы местности.

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления по глобусу. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определять направления и расстояния по карте

Определять географические координаты по карте.

Определять направления, расстояния местоположения объектов с помощью масштаба. Находить объекты по координатам.

Литосфера – твердая оболочка земли

1.Земная кора – верхняя часть литосферы (1ч)

2. Горные породы, минералы и полезные ископаемые (1ч)

3,4. Движение Земной коры (2ч)

5. Рельеф Земли. Равнины (1ч)

6. Рельеф Земли. Горы (1ч)

7. Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте. (1ч).

8. Литосфера и человек (1ч)

9. Проверочная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли» (1ч)

10. Итоговое тестирование (1ч)

11. Обобщающее и повторение изученного материала (1ч).


Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы. Сравнивать свойства горных пород.

Выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма. Устанавливать пл карте сейсмические районы и пояса. Наносить на карту районы землетрясений и вулканизма

Определять по картам количественные и качественные характеристики равнин мира и России. Наносить на контурную карту равнины. Описывать равнины по плану.

Определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор мира и России. Наносить на контурную карту горы. Описывать их по плану.

Находить природные объекты на контурной карте, определять их координаты. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Выявлять значение литосферы для человека. выявлять характер изменения в результате его деятельности.

Итого

34 часа





В зависимости от уровня усвоения обучающимися отдельных разделов и тем программы в рабочую программу могут быть внесены изменения, т.к. в ФГОС ООО не предусматривается порядок изучения и количество часов.


Формы организации учебных занятий: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная


Запланировано проведение проверочных работ-3

практических работ – 4





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока


1 четверть


Введение

1

.Зачем нам география и как мы её будем изучать

2

Как люди открывали Землю

3.

Как люди открывали Землю

4.

Российские путешественники

5.

География сегодня

6.

Работа с контурной картой и атласом


7.

Мы во Вселенной


8.

Движения Земли


2 четверть

9.

Работа с контурной картой и атласом.

10.

Солнечный свет на Земле

11

Обобщающее повторение по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля»

12.

Проверочная работа

1. «На какой земле мы живем. Планета Земля»

13

Ориентирование на местности

14.

Земная поверхность на плане и карте

15

Земная поверхность на плане и карте

16.

Практическая работа №1 «Построение плана местности»


3 четверть

17.

Географическая карта

18.

Работа с контурной картой и атласом.

19

Градусная сетка

Прямая соединительная линия 120

Географические координаты

21

Географические координаты

22

Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений»

23

Проверочная работа № 2. «План и карта»

24

Земная кора – верхняя часть литосферы


25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

26

Движение Земной коры


4 четверть

27

Движение Земной коры

28

Рельеф Земли. Равнины

29

Рельеф Земли. Горы

30

Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.

31

Литосфера и человек

32

Проверочная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли» (


33

 Итоговое тестирование


34

Обобщающее и повторение изученного материала






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебник Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 5-6 класс», издательство «Просвещение», 2019г.

Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.

Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.

Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.

5. Атлас 5-6 классы - Летягин



Основные направления коррекционной работы

( для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ)

Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания. Особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития:

препятствуют реализации мыслительной деятельности;

не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности;

затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

Учитывая психологические особенности и возможности детей ЗПР, материал дается небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивается количество тренировочных упражнений с многократным повторением. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении географии, строится в соответствии со следующими основными положениями:

Восполнение пробелов знаний путем организации предметно-практической деятельности

Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане.

Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.

Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету.

Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.

Приемы активизации работы детей с ЗПР в учебной деятельности». Для детей с ЗПР в учебной деятельности выделены общие подходы в организации работы
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
6. Использование многократных указаний, упражнений.
7. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
8. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

9. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.


9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.