Рабочая программа по географии для 5-9 классов (УМК «Полярная звезда»)
рабочая программа география 5-9 классы ФГОС
DOCX / 94.55 Кб
РАССМОТРЕНО на заседании МС Протокол № 1от 28.08.2021 | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ____________ Н.В. Пряженникова «_____»____________2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________ А.К. Бекарева Приказ №54от 28.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(базовый уровень)
Учитель Бекарева Анна Константиновна
2021-2022 учебный год
5-9 классы
Планируемые результаты освоения курса географии
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому
духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении
в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатами освоения основнойобразовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинноследственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение работать в группе — эффективно сотрудничать
взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности
использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний
выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты изучения разделов географии
5 класс
Источники географической информации
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеофотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
6 класс Природа Земли и человек
Выпускник научится:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использованиягеографических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Выпускник научится:
различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности населения регионов и стран;
использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
проводить расчёты демографических показателей;
объяснять особенности адаптации человека к разнымприродным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
7 класс
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях объектов, событий, процессов в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
8 класс
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;УЕМЫЕ
оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентиро-ванных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
сравнивать особенности природы регионов страны;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность при-родными ресурсами отдельных территорий России;
создавать собственные тексты и устные сообщения (в т. ч. в форме презентаций) об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий России, связанные с глобальнымиизме-нениями климата;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Население России
Выпускник научится:
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиоз-ном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе статистических дан-ных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйстваособенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевойтерриториальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем раз-вития хозяйства России.
9 класс
Районы России
Выпускник научится:
объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам ин-формации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о гео-графических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
оценивать социально-экономическое положение и пер-спективы развития регионов;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оцен-ки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
сравнивать показатели воспроизводства населения, сред-ней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать критерии для определения места страны в ми-ровой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и пер-спективы развития России.
Содержание курса географии основного общего образования 5-9 классы
280 часов
География Земли. 5-7 класс
5 класс – 35 часов
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
6 класс – 35 часов
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду., Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климатv Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Гидросфера — водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические
ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши.Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы^ пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера.Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы и условия почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его
хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
7 класс – 70 часов
Население Земли
Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выяснения регионов проживания представителей различных рас.
Численность населения Земли, её изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география. '
Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.
Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.
Раздел 4. Материки, океаны и страны
Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей, катастрофические явления природного характера.
Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.
Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.
Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Раздел 5. Особенности географического положения России
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Раздел 6. Природа России
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
К.тмат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с
использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных ' условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.
Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.
Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.
9 класс – 68 часов
Раздел 9. Районы России
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Крупные регионы и районы России.
Регионы России: Западный и Восточный.
Районы России:Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Раздел 10. Россия в современном мире
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.
Тематическое планирование 5 класс
Номер по порядку | Раздел |
Тема урока | Количество часов, отводимое на изучение каждой темы |
Введение | Зачем нам география и как мы будем ее изучать | | |
На какой Земле мы живем | Как люди открывали Землю 1 | | |
Как люди открывали Землю 2 | | ||
География сегодня | | ||
Планета Земля
| Мы во Вселенной | | |
Движения Земли | | ||
Солнечный свет на Земле | | ||
Урок-практикум "Тепло и свет" | | ||
План и карта | Ориентирование на местности | | |
Земная поверхность на плане и карте | | ||
Земная поверхность на плане и карте | | ||
Учимся с Полярной звездой определять стороны горизонта, составлять план местности | | ||
Географическая карта | | ||
Градусная сетка | | ||
Географические координаты1 | | ||
Географические координаты 2 | | ||
Учимся с Полярной звездой работать с картой | | ||
Обобщение и Контрольное тестирование по теме "План и карта" | | ||
Человек на Земле | Как люди заселяли Землю | | |
Расы и народы | | ||
Учимся с Полярной звездой сравнивать страны мира | | ||
Обобщение по теме "Человек на Земле". Тестирование и зачет. | | ||
Литосфера - твердая оболочка Земли | Земная кора - основная часть литосферы | | |
Горные породы, минералы и полезные ископаемые | | ||
Движения земной коры 1 | | ||
Движения земной коры 2 | | ||
Рельеф Земли – равнины | | ||
Рельеф Земли - горы | | ||
Учимся с Полярной звездой выполнять проект «Скульптурный портрет планеты» | | ||
Человек и литосфера | | ||
Обобщение по теме "Литосфера" | | ||
| Контрольное тестирование по теме "Литосфера" | | |
| Обобщение по курсу географии 5 класса | | |
| Годовая контрольная работа | | |
| Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | |
6 класс
№ урока, название раздела | Тема урока | Количество часов |
1. Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 часов | Состав и строение гидросферы. | 1 |
2. | Мировой океан. | 1 |
3. | Мировой океан. | 1 |
4. | Решение практических задач по карте. | 1 |
5. | Воды океана. | 1 |
6 | Реки Земли. | 1 |
7 | Реки Земли. | 1 |
8 | Озера и болота. | 1 |
9 | Подземные воды и ледники. | 1 |
10 | Гидросфера и человек. | 1 |
11 | Обобщение знаний по теме "Гидросфера" | 1 |
12 Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 10 часов | Состав и строение атмосферы. | 1 |
13 | Тепло в атмосфере. | 1 |
14 | Тепло в атмосфере. | 1 |
15 | Атмосферное давление. | 1 |
16 | Ветер. | 1 |
17 | Вода в атмосфере. | 1 |
18 | Атмосферные осадки. | 1 |
19 | Погода и климат | 1 |
20 | Наблюдение за погодой. Карты погоды. | 1 |
21 | Атмосфера и человек. | 1 |
22 | Обобщение знаний «Атмосфера» | 1 |
23 | Биосфера – земная оболочка. | 1 |
24 | Почва как особое природное образование. | 1 |
25 | Биосфера – сфера жизни. | 1 |
26 | Обобщение знаний «Биосфера» | 1 |
27 | Географическая оболочка Земли. | 1 |
28 | Природные зоны Земли | 1 |
29 | Культурные ландшафты. | 1 |
30 | Влияние человека на ландшафт. | 1 |
31 | Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли» | 1 |
32 | Подготовка к итоговому тестированию | 1 |
33 | Итоговое тестирование за учебный год. | 1 |
34 | Итоговый урок | 1 |
35 | Практическая работа на местности: изучение внутренних вод (р. Бирюса) | 1 |
7 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Как вы будете изучать географию в 7ом классе | 1 |
2 | Учимся с «Полярной звездой» Пр.р. №1анализ фотографий, рисунков, картин | 1 |
3 | Географические карты Пр.р. №2 анализ карт атласа | 1 |
4 | Народы, языки и религии Пр.р. №3анализ карты "Народы и плотность населения" | 1 |
5 | Города и сельские поселения | 1 |
6 | Учимся с «Полярной звездой» Пр.р. №4изучение населения по картам и диаграммам | 1 |
7 | Страны мира Пр.р. №5 составвление таблицы "Самые многонаселенные страны мира" | 1 |
8 | Обобщение по теме «Население Земли» Пр.р. №6 анализ карты "Народы и плотность населения" | 1 |
9 | Развитие земной коры | 1 |
10 | Земная кора на карте Пр.р. №7 Обозначение на контурной карте платформ и горных систем | 1 |
11 | Природные ресурсы земной коры Пр.р. №8 закономерности размещения полезных ископаемых | 1 |
12 | Температура воздуха на разных широтах | 1 |
13 | Давление воздуха и осадки на разных широтах Пр.р. №9 анализ карты "Среднегодовое количество осадков" | 1 |
14 | Общая циркуляция атмосферы | 1 |
15 | Климатические пояса и области Земли Пр.р. №10 анализ карты "Климатические пояса и области Земли" Пр.р. №11 Описание климатических поясов. Изучение климатограмм. Анализ погоды. | 1 |
16 | Океанические течения Пр.р. №12 Характеристика течения Западных ветров | 1 |
17 | Реки и озёра Земли Пр.р. №13 Нанесение на к.к. крупнейших рек и озер Земли | 1 |
18 | Учимся с «Полярной звездой» Исследовательская практика3 | 1 |
19 | Растительный и животный мир Земли | 1 |
20 | Почвы | 1 |
21 | Обобщающий урок по теме «Природа Земли» | 1 |
22 | Природные зоны Земли | 1 |
23 | Океаны | 2 |
24 | Океаны Пр.р. №15Описание океанов по плану. Сравнение океанов. | |
25 | Материки Пр.р. №16 Установление сходства и различия материков | 1 |
26 | Как мир делится на части и как объединяется | 1 |
27 | Обобщение по теме «При родные комплексы и регионы» | 1 |
28 | Африка: образ материка Пр.р. №17 Описание географического положения. Описание климата | 1 |
29 | Африка в мире Пр.р. №18 Обозначение на к.к. изучаемых объектов | 1 |
30 | Африка: путешествие 1 Пр.р. №19 Работа с картами путешествий | 2 |
31 | Африка: путешествие 2 Пр.р. №19 Работа с картами путешествий | |
32 | Египет Пр.р. №20 Описание Египта | 1 |
33 | Учимся с «Полярной звездой» Исследовательская практика 4 | 1 |
34 | Обобщение по теме «Африка» | 1 |
35 | Австралия: образ материка Пр.р. №21 Описание географического положения. Описание климата | 1 |
36 | Австралия: путешествие Пр.р. №21 Работа с картами путешествий | 1 |
37 | Антарктида Пр.р. №22 Определение крайних точек. Разработка проекта "Как использовать Антарктиду" | 1 |
38 | Обобщение по теме | 1 |
39-40 | Южная Америка: образ материка | 2 |
| Южная Америка: образ материка | |
41 | Латинская Америка в мире | 1 |
42-43 | Южная Америка: путешествие Пр.р. №23 Проект "Хозяйственное освоение Амазонии" | 2 |
| Южная Америка: путешествие Пр.р. №24 Описание Амазонки | |
44 | Бразилия Пр.р. №25 Описание страны | 1 |
45 | Обобщение по теме | 1 |
46 | Северная Америка: образ материка Пр.р. №26 Сравнительная характеристика природных богатств гор и равнин | 1 |
47 | Англо-Саксонская Америка | 1 |
48-49 | Северная Америка: путешествие | 2 |
| Северная Америка: путешествие | |
50 | Соединённые Штаты Америки | 1 |
51 | Обобщение по теме «Северная Америка» | 1 |
52 | Евразия: образ материка | 2 |
53 | Евразия: образ материка | |
54 | Европа в мире | 1 |
55 | Европа: путешествие | 1 |
56 | Европа: путешествие | 1 |
57 | Германия Пр.р. №27знакомство с туристической схемой | 1 |
58 | Франция | 1 |
59 | Великобритания | 1 |
60 | Обобщение по теме | 1 |
61 | Азия в мире Пр.р. №28 Установление численности и плотности населения в различных регионах Азии | 1 |
62 | Азия-путешествие | 1 |
63 | Азия-путешествие | 1 |
64 | Китай Пр.р. №29 Знакомство с туристической схемой | 1 |
65 | Индия Пр.р. №30сравнительное описание | 1 |
66 | Урок-обобщение по теме «Азия» | 1 |
67 | Урок-обобщение по теме «Евразия» | 1 |
68 | Обобщение по теме «Материки и страны» | 1 |
69 | Итоговая контрольная работа | 1 |
70 | Видео-урок «Планета Земля» | 1 |
8 класс
Номер по порядку | Раздел | Урок | Кол.часов |
Россия в мире | Мы и наша страна на карте мира Пр.Р.№1Обозначение на к.к. границ РФ | 1 | |
Наша страна на карте часовых поясов Пр.Р.№2 Определение разницы во времени по карте часовых поясов | 1 | ||
Как ориентироваться по карте России Пр.Р.№3 Ориентирование по физической карте России | 1 | ||
Формирование территории России Пр.Р.№4 Сравнение способов районирования. Подготовка доклада о русском путешественнике | 1 | ||
Обобщение по теме | 1 | ||
Россияне | Воспроизводство населения Пр.Р.№5 Анализ графиков рождаемости и смертности | 1 | |
Численность населения Пр.Р.№6 Построение графика численности населения | 1 | ||
Миграции населения | 1 | ||
Наш демографический портрет Пр.Р.№7 Анализ половозрастных пирамид | 1 | ||
Россияне на рынке труда Пр.Р.№8 Выявление рейтинга профессий и спроса на рабочую силу | 1 | ||
Мозаика народов Пр.Р.№9Анализ карты народов России | 1 | ||
Размещение населения | 1 | ||
Расселение и урбанизация | 1 | ||
Города и сельские поселения | 1 | ||
Обобщение по теме Тестирование, опрос по карте | 1 | ||
Природа | Геологическая история | 1 | |
Рельеф:тектоническая основа | 1 | ||
Рельеф:скульптура поверхности Пр.Р.№10Описание рельефа Росии по плану | 1 | ||
Как осваивают Россияне свой участок земной поверхности Пр.Р.№11 Определение по картам закономерностей размещения полезных ископаемых | 1 | ||
Солнечная радиация Пр.Р.№12 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации и др. | 1 | ||
Атмосферная циркуляция Пр.Р.№13 Анализ прогноза погоды | 1 | ||
Зима и лето в нашей северной стране Пр.Р.№14 Оценка климатических условий регионов | 1 | ||
Изучаем карту климатических поясов России | 1 | ||
Как мы живем и работаем в нашем климате Пр.Р.№15Анализ агроклиматических ресурсов | 1 | ||
Наши моря Пр.Р.№16 Обозначение на контурной карте морей. Описание моря. | 1 | ||
Наши реки Пр.Р.№17Обозначение на к.к. крупнейших рек. Определение падения и уклона. Описание реки | 1 | ||
Где спрятана вода | 1 | ||
Водные дороги и перекрестки Пр.Р.№18 Разработка маршрута речной кругосветки | 1 | ||
Учимся с Полярной звездой | 1 | ||
Почва - особое природное тело Пр.Р.№19 Анализ земельных и почвенных ресурсов | 1 | ||
Почва - основа сельского хозяйства Пр.Р.№20 Ознакомление с образцами почв | 1 | ||
Зачет по теме Тест, решение задач, опрос по карте | 1 | ||
| Северные безлесные зоны Пр.Р.№21-25 Составление характеристики п-х зоны. | 1 | |
Лесные зоны | 1 | ||
Степи и лесостепи | 1 | ||
Южные безлесные зоны | 1 | ||
Субтропики. Высотная поясность в горах | 1 | ||
Учимся с Полярной звездой характеризовать зональную специфику | 1 | ||
Зачет по теме Тестирование, решение задач, опрос по карте | 1 | ||
| Развитие хозяйства | 1 | |
Особенности экономики России Пр.Р.№26 Выделение циклов в экономике. Схема "Виды предприятий" | 1 | ||
Учимся с Полярной звездой работать с проектом | 1 | ||
Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Пр.Р.№27 Составление схемы "Структура ТЭК" | 1 | ||
Нефтяная промышленность. | 1 | ||
Газовая промышленность | 1 | ||
Электроэнергетика Пр.Р.№28 Проект "Строительство ГЭС" | 1 | ||
Черная металлургия Пр.Р.№29 Установление основных факторов размещения металлургического комбината | 1 | ||
Цветная металлургия | | ||
Машиностроение Пр.Р.№30 Характеристика машиностроительного предприятия г. Тайшет | 1 | ||
Химическая промышленность. | 1 | ||
Лесопромышленный комплекс | 1 | ||
Сельское хозяйство. Растениеводство Пр.Р.№31 Обозначение на к.к. сельскохозяйственных районов | 1 | ||
Сельское хозяйство Животноводство Пр.Р.№32 Установление проблем сельского хозяйства | 1 | ||
Учимся с Полярной звездой характеризовать АПК | | ||
Транспортная инфраструктура:Сухопутный транспорт | 1 | ||
Транспортная инфраструктура:Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Пр.Р.№33 Характеристика одного из видов транспорта | 1 | ||
Социальная инфраструктура Пр.Р.№34 Оценка степени доступности и удовлетворения потребностей населения | 1 | ||
Учимся с Полярной звездой изучать сферу услуг | 1 | ||
Информационная инфраструктура | | ||
Зачет по теме Тестирование, решение задач, опрос по карте | 1 | ||
| Урок-повторение по теме «Россия в мире» | 1 | |
Урок-повторение по теме «Россияне» | 1 | ||
Урок-повторение по теме «Природа» Решение демо-версий вариантов ГИА, ЕГЭ | 1 | ||
Урок-повторение по теме «Хозяйство» | 1 | ||
Урок-повторение по теме «Природно-хозяйственные зоны» | 1 | ||
| Урок-повторение по теме «Наше наследие» | 1 | |
| Годовая контрольная работа Тестирование: теория и практика | | |
| Анализ контрольной работы. Корректировка знаний Тестирование: теория и практика | | |
| Пробное тестирование в формате ГИА и ЕГЭ Тестирование: теория и практика | | |
| Полевая практика: характеристика ЭГП территории (экскурсия на производство) |
9 класс
Номер по порядку | Тема | Урок | Количество часов |
Хозяйство России | Развитие хозяйства | 1 | |
| Особенности экономики России | 1 | |
| Учимся с Полярной звездой готовить доклад и реализовывать проект | 1 | |
| Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность Пр.Р.№1 Составление схемы "Структура ТЭК" | 1 | |
| Нефтяная промышленность | 1 | |
| Газовая промышленность | 1 | |
| Электроэнергетика | 1 | |
| Черная металлургия Пр.Р.№2 Установление основных факторов размещения металлургического комбината | 1 | |
| Цветная металлургия | 1 | |
| Машиностроение | 1 | |
| Химическая промышленность | 1 | |
| Лесопромышленный комплекс | 1 | |
| Сельское хозяйство. Растениеводство | 1 | |
| Сельское хозяйство. Животноводство | 1 | |
| Учимся с Полярной звездой планировать деятельность и работать с информацией | 1 | |
| Транспортная инфраструктура | 1 | |
| Транспортная инфраструктура Пр.р. №3 Нанесение на к.к. основных транспортных магистралей | 1 | |
| Социальная инфраструктура | 1 | |
| Учимся с Полярной звездой изучаем сферу услуг района и территории | 1 | |
| Информационная инфраструктура | 1 | |
| Готовимся к экзамену: экспресс-контроль тестирование | 1 | |
Центральная Россия | Пространство Центральной Росии | 1 | |
| Центральная Россия:освоение территории и население | 1 | |
| Центральная Россия хозяйство | 1 | |
| Центральная Россия хозяйство | 1 | |
| Учимся с Полярной звездой работать с текстом | 1 | |
| Москва столица России | 1 | |
| Обобщение и повторение по теме «Центральная Россия». Тестирование | 1 | |
Северо-Запад | Пространство Северо-Запада | 1 | |
| Северо-Запад: окно в Европу | 1 | |
| Северо-Запад:хозяйство | 1 | |
| Санкт-Петербург - культурная столица России Пр.р.№4 Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей» | 1 | |
| Обобщение по теме «Северо-Запад». Тестирование и зачет по номенклатуре. | 1 | |
Европейский Север | Пространство Европейского Севера Пр.р.№5 Оценка природно-ресурсного потенциала | 1 | |
| Европейский Север: освоение территории и население Географическая исследовательская практика: Учимся с Полярной Звездой составлять карту | 1 | |
| Европейский Север: хозяйство и проблемы Пр.р.№6 Составление туристического маршрута | 1 | |
| Географическая исследовательская практика: Учимся с Полярной Звездой составлять карту Пр.р.№7Оценка природных условий и ресурсов | 1 | |
| Обобщение по теме «Европейский Север» Тестирование и зачет по номенклатуре | 1 | |
Европейский Юг | Пространство Европейского Юга | 1 | |
| Европейский Юг население | 1 | |
| Европейский Юг освоение территории и хозяйство Пр.р.№8 Составление прогноза перспективы развития рекреационного хозяйства | 1 | |
| Учимся с Полярной Звездой разрабатывать проект | 1 | |
| Обобщение по теме «Европейский Юг» Тестирование и зачет по номенклатуре | 1 | |
Поволжье | Пространство Поволжья | 1 | |
| Поволжье:освоение территории и население | 1 | |
| Поволжье:хозяйство и проблемы | 1 | |
| Географическая исследовательская практика: Учимся с Полярной Звездой проводить дискуссию «Проблемы Поволжья» | 1 | |
| Обобщение по теме «Поволжье» Тестирование и зачет по номенклатуре | 1 | |
Урал | Пространство Урала | 1 | |
| Урал: население и города | 1 | |
| Урал:освоение территории и хозяйство Пр.р.№9Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей западной и восточной частей Урала | 1 | |
| Географическая исследовательская практика: Учимся с Полярной Звездой анализировать ситуацию «Оценка ресурсов региона» | 1 | |
| Обобщение по теме «Урал» Тестирование и зачет по номенклатуре | 1 | |
Сибирь | Пространство Сибири | 1 | |
| Сибирь:освоение территории, население и хозяйство | 1 | |
| Западная Сибирь Пр.р.№10Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири | 1 | |
| Восточная Сибирь Пр.р.№11Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал – Всемирное культурное наследие. Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города:Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития региона. | 1 | |
| Географическая исследовательская практика: Учимся с Полярной Звездой составлять карту Пр.р.№12 Сравнение Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства. | 1 | |
| Сибирь – моя родина. Обобщение по теме «Сибирь». Тест и зачет по номенклатуре. Пр.р.№13 Создание образа Восточной Сибири | 1 | |
Дальний Восток | Пространство Дальнего Востока Пр.р.№14 Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона | 1 | |
| Дальний Восток: освоение территории и население | 1 | |
| Дальний Восток: хозяйство Пр.р.№15 Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку | 1 | |
| Дальний Восток хозяйство и перспективы | 1 | |
| Географическая исследовательская практика» Учимся с Полярной Звездой писать реферат: Путешествие по Приморскому краю; Уникальность Дальнего Востока; Дальний Восток – регион Тихоокеанского огненного кольца; Хозяйство Дальнего Востока; Города Дальнего Востока; Роль Дальнего Востока в международных отношениях России и пр. | 1 | |
| Обобщение по теме «Дальний Восток» Тест и зачет по номенклатуре. | 1 | |
| Соседи России | 1 | |
| Сфера влияния России | 1 | |
| Готовимся к экзамену: экспресс-контроль | 1 |