12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Константиновна Бекарева46
​​​​​​​
рабочая программа география 5-9 классы ФГОС
DOCX / 94.55 Кб

РАССМОТРЕНО

на заседании МС

Протокол № 1от 28.08.2021


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

____________ Н.В. Пряженникова

«_____»____________2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________ А.К. Бекарева

Приказ №54от

28.08.2021























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География»



разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

(базовый уровень)



Учитель Бекарева Анна Константиновна







2021-2022 учебный год

5-9 классы







Планируемые результаты освоения курса географии

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому

духовному многообразию современного мира;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

формирование толерантности как нормы осознанного

доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении

в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Метапредметными результатами освоения основнойобразовательной программы основного общего образования являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинноследственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

умение работать в группе — эффективно сотрудничать

взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.



Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов

географической среды, в том числе её экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности

использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний



выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.



Планируемые результаты изучения разделов географии

5 класс

Источники географической информации

Выпускник научится:

t1635927535aa.jpgиспользовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеофотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

t1635927535aa.jpgанализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

t1635927535aa.jpgв процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

t1635927535aa.jpgсоставлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников;

t1635927535aa.jpgпредставлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач.


Выпускник получит возможность научиться:

t1635927535aa.jpgориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

t1635927535aa.jpgчитать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

t1635927535aa.jpgстроить простые планы местности;

t1635927535aa.jpgсоздавать простейшие географические карты;

t1635927535aa.jpgмоделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.


6 класс Природа Земли и человек

Выпускник научится:

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.



Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использованиягеографических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

t1635927535aa.jpgсоздавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли

Выпускник научится:

t1635927535aa.jpgразличать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

t1635927535aa.jpgсравнивать особенности населения регионов и стран;

t1635927535aa.jpgиспользовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

проводить расчёты демографических показателей;

объяснять особенности адаптации человека к разнымприродным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

t1635927535aa.jpgприводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

t1635927535aa.jpgсамостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.



7 класс

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

t1635927535aa.jpgразличать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

t1635927535aa.jpgсравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

t1635927535aa.jpgоценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

t1635927535aa.jpgописывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

t1635927535aa.jpgобъяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

t1635927535aa.jpgсоздавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:



t1635927535aa.jpgвыдвигать гипотезы о связях и закономерностях объектов, событий, процессов в географической оболочке;

t1635927535aa.jpgсопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

8 класс

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

t1635927535aa.jpgразличать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;УЕМЫЕ

t1635927535aa.jpgоценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

t1635927535aa.jpgиспользовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентиро-ванных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.



Выпускник получит возможность научиться:

t1635927535aa.jpgоценивать возможные изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

Выпускник научится:

t1635927535aa.jpgразличать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

t1635927535aa.jpgсравнивать особенности природы регионов страны;

t1635927535aa.jpgоценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

t1635927535aa.jpgописывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

t1635927535aa.jpgобъяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность при-родными ресурсами отдельных территорий России;

t1635927535aa.jpgсоздавать собственные тексты и устные сообщения (в т. ч. в форме презентаций) об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации.

Выпускник получит возможность научиться:



t1635927535aa.jpgоценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий России, связанные с глобальнымиизме-нениями климата;

t1635927535aa.jpgделать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Население России

Выпускник научится:

различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;

анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиоз-ном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.



Выпускник получит возможность научиться:

t1635927535aa.jpgвыдвигать и обосновывать на основе статистических дан-ных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

t1635927535aa.jpgоценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

t1635927535aa.jpgразличать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

t1635927535aa.jpgанализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

t1635927535aa.jpgобъяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

t1635927535aa.jpgиспользовать знания о факторах размещения хозяйстваособенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

t1635927535aa.jpgвыдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевойтерриториальной структуры хозяйства страны;

t1635927535aa.jpgобосновывать возможные пути решения проблем раз-вития хозяйства России.

9 класс

Районы России

Выпускник научится:

t1635927535aa.jpgобъяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

t1635927535aa.jpgсравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

t1635927535aa.jpgоценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

t1635927535aa.jpgсоставлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

самостоятельно проводить по разным источникам ин-формации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

создавать собственные тексты и устные сообщения о гео-графических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

t1635927535aa.jpgоценивать социально-экономическое положение и пер-спективы развития регионов;

t1635927535aa.jpgвыбирать критерии для сравнения, сопоставления, оцен-ки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

t1635927535aa.jpgсравнивать показатели воспроизводства населения, сред-ней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

t1635927535aa.jpgоценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

t1635927535aa.jpgвыбирать критерии для определения места страны в ми-ровой экономике;

t1635927535aa.jpgобъяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

t1635927535aa.jpgоценивать социально-экономическое положение и пер-спективы развития России.



Содержание курса географии основного общего образования 5-9 классы

280 часов

География Земли. 5-7 класс

5 класс – 35 часов


Раздел 1. Источники географической информации.


Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.


Раздел 2. Природа Земли и человек.


Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятель­ности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.


6 класс – 35 часов

Атмосферавоздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, тем­пература воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температу­ры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду., Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распре­деление влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климатv Элементы погоды, способы их изме­рения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюде­ния за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопас­ности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адапта­ция человека к климатическим условиям местности. Особен­ности жизни в экстремальных климатических условиях.

Гидросфераводная оболочка Земли.

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морс­ких глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географичес­кого положения морей и океанов, глубин, направлений морс­ких течений, свойств воды. Роль Мирового океана в форми­ровании климатов Земли. Минеральные и органические

ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши.Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранили­ща, болота. Использование карт для определения географи­ческого положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления тече­ния рек. Значение поверхностных вод для человека, их рацио­нальное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы^ пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: гео­графическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера.Источники пресной воды на Зем­ле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опас­ные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безо­пасности.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и живот­ного мира Земли. Особенности распространения живых орга­низмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический кругово­рот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы и условия почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его

хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи меж­ду её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая обо­лочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широт­ная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

7 класс – 70 часов

Население Земли

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути рас­селения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выяснения регионов проживания представителей раз­личных рас.

Численность населения Земли, её изменение во време­ни. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения чис­ленности населения, переписи населения. Различные прог­нозы изменения численности населения Земли.

Факторы, влияющие на рост численности населения. Рож­даемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Мигра­ции.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её измене­ние со временем. Карта плотности населения. Неравномер­ность размещения населения мира.

Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяй­ственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. Геог­рафия народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география. '

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о совре­менном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйствен­ной деятельности людей, их география.

Городское и сельское население. Города и сельские посе­ления. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.

Раздел 4. Материки, океаны и страны

Современный облик Земли: планетарные географичес­кие закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Совре­менное географическое положение материков и океанов. Глав­ные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей, катастрофические явления природного характера.

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельнос­ти человека.

Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлан­тического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Историко-культурные районы мира. Памятники природ­ного и культурного наследия человечества.

Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.

8 класс – 70 часов

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Раздел 5. Особенности географического положения России

Географическое положение России. Территория и аква­тория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положе­нием других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, дек­ретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Опре­деление поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории Рос­сии. Выявление изменений границ страны на разных истори­ческих этапах.

Современное административно-территориальное уст­ройство страны. Федеративное устройство страны. Субъек­ты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Раздел 6. Природа России

Природные условия и ресурсы России. Природные усло­вия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рацио­нального использования природных ресурсов. Основные ресу­рсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала раз­личных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископае­мые. Основные этапы формирования земной коры на терри­тории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы релье­фа и особенности их распространения на территории России.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископа­емых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирова­ние рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и пробле­мы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на при­мере своего региона и своей местности.

К.тмат и климатические ресурсы. Факторы, определя­ющие климат России: влияние географической широты, под­стилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Опре­деление по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового коли­чества осадков, испаряемости по территории страны. Клима­тические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, спо­собы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории стра­ны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости меж­ду режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с

использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение законо­мерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества вод­ных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресур­сы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использо­вания. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресур­сы. Растительный и животный мир России: видовое разнооб­разие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных ' условиях изменения других компонентов природного комплек­са. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Раститель­ный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйствен­ные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пус­тынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природ­ных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраня­емые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Раздел 7. Население России

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения чис­ленности населения России и её отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Свое­образие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая про­должительность жизни мужского и женского населения Рос­сии.

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фак­тор формирования и развития России. Определение по ста­тистическим материалам крупнейших по численности наро­дов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географи­ческие особенности размещения населения: их обусловлен­ность природными, историческими и социально-экономичес­кими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломе­рации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотноше­ния городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миг­рации на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных террито­рий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособ­ного населения по территории страны. Географические раз­личия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Раздел 8. Хозяйство России

Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства стра­ны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяй­ства. Анализ экономических карт для определения типов тер­риториальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производственно­го капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севе­ра, их особенности и проблемы. Условия и факторы разме­щения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, мес­то и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная про­мышленность: география основных современных и перспек­тивных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнер­гетика: типы электростанций, их особенности и доля в про­изводстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Гео­графия важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и метал­лоёмкого машиностроения по картам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёр­ная и цветная металлургия: факторы размещения предприя­тий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цвет­ных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комп­лексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатыва­ющие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружа­ющей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отрас­лей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружа­ющей среды.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значе­ние в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

9 класс – 68 часов

Раздел 9. Районы России

Природно-хозяйственное районирование России. Прин­ципы и виды природно-хозяйственного районирования стра­ны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России:Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточ­ная Сибирь, Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особен­ности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологи­ческое строение и рельеф, климат, природные зоны, природ­ные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и мигра­ции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономичес­ком развитии страны. География важнейших отраслей хозяй­ства, особенности его территориальной организации. Геогра­фические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодей­ствия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Раздел 10. Россия в современном мире

Россия в системе международного географического разде­ления труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.




























Тематическое планирование 5 класс

Номер по порядку

Раздел

 

 

Тема урока

Количество часов, отводимое на изучение каждой темы

Введение

Зачем нам география и как мы будем ее изучать


На какой Земле мы живем

Как люди открывали Землю 1


Как люди открывали Землю 2


География сегодня
Пр.р.1 Анализ источников географической информации. Составление схемы "Источники геогр. Инф."


Планета Земля

 

Мы во Вселенной
Пр.р№2подготовка сообщения "Земля во Вселенной"


Движения Земли


Солнечный свет на Земле
Пр.р№3обозначение на контурной карте материков и океанов


Урок-практикум "Тепло и свет"
Пр.р№4 составление схемы "Тепловые пояса Земли"


План и карта


Ориентирование на местности
Пр.р№5Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута


Земная поверхность на плане и карте


Земная поверхность на плане и карте
Пр.р№6Топографический диктант


Учимся с Полярной звездой определять стороны горизонта, составлять план местности
Пр.р№7Ориентирование по плану местности


Географическая карта
Пр.р№8 Определение по карте расстояний и направлений


Градусная сетка


Географические координаты1
Пр.р№9 Определение по карте расстояний, направлений, координат


Географические координаты 2
Пр.р№9 Определение по карте расстояний, направлений, координат


Учимся с Полярной звездой работать с картой


Обобщение и Контрольное тестирование по теме "План и карта"
Пр.р№10Чтение карт, космических, аэро и фото снимков


Человек на Земле

Как люди заселяли Землю
Пр.р№11 Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц


Расы и народы
Пр.р№12Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков


Учимся с Полярной звездой сравнивать страны мира


Обобщение по теме "Человек на Земле". Тестирование и зачет.


Литосфера - твердая оболочка Земли

Земная кора - основная часть литосферы


Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Пр.р№13 Изучение свойств горных пород и минералов


Движения земной коры 1


Движения земной коры 2


Рельеф Земли – равнины
Пр.р№ 14 Обозначение на контурной карте крупнейших равнин


Рельеф Земли - горы
Пр.р№15Обозначение на контурной карте гор , районов распространения землетрясений и вулканов


Учимся с Полярной звездой выполнять проект «Скульптурный портрет планеты»


Человек и литосфера
Пр.р. №16 Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений


Обобщение по теме "Литосфера"
Пр.р№17Описание по карте равнин и гор по плану, описание рельефа своей местности



Контрольное тестирование по теме "Литосфера"



Обобщение по курсу географии 5 класса



Годовая контрольная работа



Анализ контрольной работы и работа над ошибками.















6 класс





урока, название раздела








Тема урока

Количество часов

1. Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 часов

Состав и строение гидросферы.
Пр.р№1Анализ интересных фактов о гидросфере

1



2.

Мировой океан.
П.р№2 Описание океана и моря по плану.

1

3.

Мировой океан.
П.р№3 Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов…

1

4.

Решение практических задач по карте.
П.р№4 Выполнение проектного задания.

1

5.

Воды океана.

1

6

Реки Земли.
Пр.р№5 Описание реки по плану. Обозначение на контурной карте крупнейших рек

1

7

Реки Земли.
П.р№6 Описание реки Бирюсы по плану

1

8

Озера и болота.
Пр.р№7 Описание озера по плану. Обозначение на контурной карте крупнейших озер

1

9

Подземные воды и ледники.

1



10

Гидросфера и человек.

1

11

Обобщение знаний по теме "Гидросфера"

1

12 Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 10 часов


Состав и строение атмосферы.
П.р№8 Составление схемы «Состав атмосферы».
Пр.р№9Наблюдения за погодой

1

13

Тепло в атмосфере.
П.р№10 Вычерчивание графиков суточного изменения температуры, определение среднесуточной температуры воздуха

1



14

Тепло в атмосфере.
П.р№11 Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой

1

15

Атмосферное давление.
П.р№12 «Измерение атмосферного давления с помощью барометра».

1

16

Ветер.
Пр.р№13 Построение и анализ розы ветров

1

17

Вода в атмосфере.
П.р№14 Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха.

1

18

Атмосферные осадки.
П.р№15 Наблюдение за облаками. ПРОЕКТ.

1

19

Погода и климат
Пр.р№16 Характеристика климата нашей местности

1

20

Наблюдение за погодой. Карты погоды.
П.р№17 Описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы.
Пр.р№18 Характеристика климата нашей местности

1

21

Атмосфера и человек.
П.р№19 Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений. ПРОЕКТ.

1

22

Обобщение знаний «Атмосфера»

1

23

Биосфера – земная оболочка.
Пр.р№20 Составление схемы взаимодействия оболочек Земли

1

24

Почва как особое природное образование.
П/Р№15 с коллекцией почв.

1

25

Биосфера – сфера жизни.
Пр.р№21 Описание растения и животного

1

26

Обобщение знаний «Биосфера»

1

27

Географическая оболочка Земли.

1

28

Природные зоны Земли
Пр.р№22 Подготовка сообщения "Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах"

1

29

Культурные ландшафты.
П/Р№23 Составление схемы основных видов культурных ландшафтов.
Пр.р№24 Моделирование возможных преобразований на участке

1

30








Влияние человека на ландшафт.

1

31

Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли»

1

32

Подготовка к итоговому тестированию

1

33

Итоговое тестирование за учебный год.

1

34

Итоговый урок

1

35

Практическая работа на местности: изучение внутренних вод (р. Бирюса)

1











7 класс

урока

Тема

урока

Количество часов

1

Как вы будете изучать географию в 7ом классе

1

2

Учимся с «Полярной звездой» Пр.р. №1анализ фотографий, рисунков, картин

1

3

Географические карты Пр.р. №2 анализ карт атласа

1

4

Народы, языки и религии Пр.р. №3анализ карты "Народы и плотность населения"

1

5

Города и сельские поселения

1

6

Учимся с «Полярной звездой» Пр.р. №4изучение населения по картам и диаграммам

1

7

Страны мира Пр.р. №5 составвление таблицы "Самые многонаселенные страны мира"

1

8

Обобщение по теме «Население Земли» Пр.р. №6 анализ карты "Народы и плотность населения"

1

9

Развитие земной коры

1

10

Земная кора на карте Пр.р. №7 Обозначение на контурной карте платформ и горных систем

1

11

Природные ресурсы земной коры Пр.р. №8 закономерности размещения полезных ископаемых

1

12

Температура воздуха на разных широтах

1

13

Давление воздуха и осадки на разных широтах Пр.р. №9 анализ карты "Среднегодовое количество осадков"

1

14

Общая циркуляция атмосферы

1

15

Климатические пояса и области Земли Пр.р. №10 анализ карты "Климатические пояса и области Земли" Пр.р. №11 Описание климатических поясов. Изучение климатограмм. Анализ погоды.

1

16

Океанические течения Пр.р. №12 Характеристика течения Западных ветров

1

17

Реки и озёра Земли Пр.р. №13 Нанесение на к.к. крупнейших рек и озер Земли

1

18

Учимся с «Полярной звездой» Исследовательская практика3

1

19

Растительный и животный мир Земли

1

20

Почвы

1

21

Обобщающий урок по теме «Природа Земли»

1

22

Природные зоны Земли

1

23

Океаны

2

24

Океаны Пр.р. №15Описание океанов по плану. Сравнение океанов.


25

Материки Пр.р. №16 Установление сходства и различия материков

1

26

Как мир делится на части и как объединяется

1

27

Обобщение по теме «При родные комплексы и регионы»

1

28

Африка: образ материка Пр.р. №17 Описание географического положения. Описание климата

1

29

Африка в мире Пр.р. №18 Обозначение на к.к. изучаемых объектов

1

30

Африка: путешествие 1 Пр.р. №19 Работа с картами путешествий

2

31

Африка: путешествие 2 Пр.р. №19 Работа с картами путешествий


32

Египет Пр.р. №20 Описание Египта

1

33

Учимся с «Полярной звездой» Исследовательская практика 4

1

34

Обобщение по теме «Африка»

1

35

Австралия: образ материка Пр.р. №21 Описание географического положения. Описание климата

1

36

Австралия: путешествие Пр.р. №21 Работа с картами путешествий

1

37

Антарктида Пр.р. №22 Определение крайних точек. Разработка проекта "Как использовать Антарктиду"

1

38

Обобщение по теме

1

39-40

Южная Америка: образ материка

2


Южная Америка: образ материка


41

Латинская Америка в мире

1

42-43

Южная Америка: путешествие Пр.р. №23 Проект "Хозяйственное освоение Амазонии"

2


Южная Америка: путешествие Пр.р. №24 Описание Амазонки


44

Бразилия Пр.р. №25 Описание страны

1

45

Обобщение по теме

1

46

Северная Америка: образ материка Пр.р. №26 Сравнительная характеристика природных богатств гор и равнин

1

47

Англо-Саксонская Америка

1

48-49

Северная Америка: путешествие

2


Северная Америка: путешествие


50

Соединённые Штаты Америки

1

51

Обобщение по теме «Северная Америка»

1

52

Евразия: образ материка

2

53

Евразия: образ материка


54

Европа в мире

1

55

Европа: путешествие

1

56

Европа: путешествие

1

57

Германия Пр.р. №27знакомство с туристической схемой

1

58

Франция

1

59

Великобритания

1

60

Обобщение по теме

1

61

Азия в мире Пр.р. №28 Установление численности и плотности населения в различных регионах Азии

1

62

Азия-путешествие

1

63

Азия-путешествие

1

64

Китай Пр.р. №29 Знакомство с туристической схемой

1

65

Индия Пр.р. №30сравнительное описание

1

66

Урок-обобщение по теме «Азия»

1

67

Урок-обобщение по теме «Евразия»

1

68

Обобщение по теме «Материки и страны»

1

69

Итоговая контрольная работа

1

70

Видео-урок «Планета Земля»

1













































8 класс

Номер по порядку

Раздел

Урок

Кол.часов

Россия в мире

Мы и наша страна на карте мира Пр.Р.№1Обозначение на к.к. границ РФ

1

Наша страна на карте часовых поясов Пр.Р.№2 Определение разницы во времени по карте часовых поясов

1

Как ориентироваться по карте России Пр.Р.№3 Ориентирование по физической карте России

1

Формирование территории России Пр.Р.№4 Сравнение способов районирования. Подготовка доклада о русском путешественнике

1

Обобщение по теме

1

Россияне

Воспроизводство населения Пр.Р.№5 Анализ графиков рождаемости и смертности

1

Численность населения Пр.Р.№6 Построение графика численности населения

1

Миграции населения

1

Наш демографический портрет Пр.Р.№7 Анализ половозрастных пирамид

1

Россияне на рынке труда Пр.Р.№8 Выявление рейтинга профессий и спроса на рабочую силу

1

Мозаика народов Пр.Р.№9Анализ карты народов России

1

Размещение населения

1

Расселение и урбанизация

1

Города и сельские поселения

1

Обобщение по теме Тестирование, опрос по карте 

1

Природа

Геологическая история

1

Рельеф:тектоническая основа

1

Рельеф:скульптура поверхности Пр.Р.№10Описание рельефа Росии по плану

1

Как осваивают Россияне свой участок земной поверхности Пр.Р.№11 Определение по картам закономерностей размещения полезных ископаемых

1

Солнечная радиация Пр.Р.№12 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации и др.

1

Атмосферная циркуляция Пр.Р.№13 Анализ прогноза погоды

1

Зима и лето в нашей северной стране Пр.Р.№14 Оценка климатических условий регионов

1

Изучаем карту климатических поясов России

1

Как мы живем и работаем в нашем климате Пр.Р.№15Анализ агроклиматических ресурсов

1

Наши моря Пр.Р.№16 Обозначение на контурной карте морей. Описание моря.

1

Наши реки Пр.Р.№17Обозначение на к.к. крупнейших рек. Определение падения и уклона. Описание реки

1

Где спрятана вода

1

Водные дороги и перекрестки Пр.Р.№18 Разработка маршрута речной кругосветки

1

Учимся с Полярной звездой

1

Почва - особое природное тело Пр.Р.№19 Анализ земельных и почвенных ресурсов

1

Почва - основа сельского хозяйства Пр.Р.№20 Ознакомление с образцами почв

1

Зачет по теме Тест, решение задач, опрос по карте

1


Северные безлесные зоны Пр.Р.№21-25 Составление характеристики п-х зоны.

1

Лесные зоны

1

Степи и лесостепи

1

Южные безлесные зоны

1

Субтропики. Высотная поясность в горах

1

Учимся с Полярной звездой характеризовать зональную специфику

1

Зачет по теме Тестирование, решение задач, опрос по карте

1


Развитие хозяйства

1

Особенности экономики России Пр.Р.№26 Выделение циклов в экономике. Схема "Виды предприятий"

1

Учимся с Полярной звездой работать с проектом

1

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Пр.Р.№27 Составление схемы "Структура ТЭК"

1

Нефтяная промышленность.

1

Газовая промышленность

1

Электроэнергетика Пр.Р.№28 Проект "Строительство ГЭС"

1

Черная металлургия Пр.Р.№29 Установление основных факторов размещения металлургического комбината

1

Цветная металлургия


Машиностроение Пр.Р.№30 Характеристика машиностроительного предприятия г. Тайшет

1

Химическая промышленность.

1

Лесопромышленный комплекс

1

Сельское хозяйство. Растениеводство Пр.Р.№31 Обозначение на к.к. сельскохозяйственных районов

1

Сельское хозяйство Животноводство Пр.Р.№32 Установление проблем сельского хозяйства

1

Учимся с Полярной звездой характеризовать АПК


Транспортная инфраструктура:Сухопутный транспорт

1

Транспортная инфраструктура:Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Пр.Р.№33 Характеристика одного из видов транспорта

1

Социальная инфраструктура Пр.Р.№34 Оценка степени доступности и удовлетворения потребностей населения

1

Учимся с Полярной звездой изучать сферу услуг

1

Информационная инфраструктура


Зачет по теме Тестирование, решение задач, опрос по карте

1


 Урок-повторение по теме «Россия в мире»

1

 Урок-повторение по теме «Россияне»

1

 Урок-повторение по теме «Природа»   Решение демо-версий вариантов ГИА, ЕГЭ

1

 Урок-повторение по теме «Хозяйство»

1

Урок-повторение по теме «Природно-хозяйственные зоны»

1

 

Урок-повторение по теме «Наше наследие»

1

 

Годовая контрольная работа Тестирование: теория и практика


 

Анализ контрольной работы. Корректировка знаний Тестирование: теория и практика


 

Пробное тестирование в формате ГИА и ЕГЭ Тестирование: теория и практика


 

Полевая практика: характеристика ЭГП территории (экскурсия на производство)






























9 класс

Номер по порядку

Тема

Урок

Количество часов

Хозяйство России

Развитие хозяйства

1

 

Особенности экономики России

1

 

Учимся с Полярной звездой готовить доклад и реализовывать проект

1

 

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность Пр.Р.№1 Составление схемы "Структура ТЭК"

1

 

Нефтяная промышленность

1

 

Газовая промышленность

1

 

Электроэнергетика

1

 

Черная металлургия Пр.Р.№2 Установление основных факторов размещения металлургического комбината

1

 

Цветная металлургия

1


Машиностроение

1


Химическая промышленность

1


Лесопромышленный комплекс

1


Сельское хозяйство. Растениеводство

1


Сельское хозяйство. Животноводство

1


Учимся с Полярной звездой планировать деятельность и работать с информацией

1


Транспортная инфраструктура

1

 

Транспортная инфраструктура Пр.р. №3 Нанесение на к.к. основных транспортных магистралей

1

 

Социальная инфраструктура

1


Учимся с Полярной звездой изучаем сферу услуг района и территории

1


Информационная инфраструктура

1

 

Готовимся к экзамену: экспресс-контроль тестирование

1

Центральная Россия

Пространство Центральной Росии

1

 

Центральная Россия:освоение территории и население

1

 

Центральная Россия хозяйство

1

 

Центральная Россия хозяйство

1

 

Учимся с Полярной звездой работать с текстом

1

 

Москва столица России

1

 

Обобщение и повторение по теме «Центральная Россия».  Тестирование

1

Северо-Запад

Пространство Северо-Запада

1

 

Северо-Запад: окно в Европу

1

 

Северо-Запад:хозяйство

1

 

Санкт-Петербург - культурная столица России Пр.р.№4 Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей»

1


Обобщение по теме «Северо-Запад». Тестирование и зачет по номенклатуре.

1

Европейский Север

Пространство Европейского Севера Пр.р.№5 Оценка природно-ресурсного потенциала

1

 

Европейский Север: освоение территории и население Географическая исследовательская практика: Учимся с Полярной Звездой составлять карту

1

 

Европейский Север: хозяйство и проблемы Пр.р.№6 Составление туристического маршрута

1

 

Географическая исследовательская практика: Учимся с Полярной Звездой составлять карту Пр.р.№7Оценка природных условий и ресурсов

1

 

Обобщение по теме «Европейский Север» Тестирование и зачет по номенклатуре

1

Европейский Юг

Пространство Европейского Юга

1

 

Европейский Юг население

1

 

Европейский Юг освоение территории и хозяйство Пр.р.№8 Составление прогноза перспективы развития рекреационного хозяйства

1

 

Учимся с Полярной Звездой разрабатывать проект

1

 

Обобщение по теме «Европейский Юг» Тестирование и зачет по номенклатуре

1

Поволжье

Пространство Поволжья

1

 

Поволжье:освоение территории и население

1

 

Поволжье:хозяйство и проблемы

1

 

Географическая исследовательская практика: Учимся с Полярной Звездой проводить дискуссию «Проблемы Поволжья»

1

 

Обобщение по теме «Поволжье»  Тестирование и зачет по номенклатуре

1

Урал

Пространство Урала

1

 

Урал: население и города

1

 

Урал:освоение территории и хозяйство  Пр.р.№9Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей западной и восточной частей Урала

1

 

Географическая исследовательская практика: Учимся с Полярной Звездой анализировать ситуацию «Оценка ресурсов региона»

1

 

Обобщение по теме «Урал» Тестирование и зачет по номенклатуре

1

Сибирь

Пространство Сибири

1

 

Сибирь:освоение территории, население и хозяйство

1

 

Западная Сибирь Пр.р.№10Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири

1

 

Восточная Сибирь Пр.р.№11Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал – Всемирное культурное наследие. Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города:Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития региона.

1

 

Географическая исследовательская практика: Учимся с Полярной Звездой составлять карту Пр.р.№12 Сравнение Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства.

1

 

Сибирь – моя родина. Обобщение по теме «Сибирь». Тест и зачет по номенклатуре. Пр.р.№13 Создание образа Восточной Сибири

1

Дальний Восток

Пространство Дальнего Востока Пр.р.№14 Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона

1

 

Дальний Восток: освоение территории и население

1

 

Дальний Восток: хозяйство  Пр.р.№15 Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку

1


Дальний Восток хозяйство и перспективы

1


Географическая исследовательская практика» Учимся с Полярной Звездой писать реферат: Путешествие по Приморскому краю; Уникальность Дальнего Востока; Дальний Восток – регион Тихоокеанского огненного кольца; Хозяйство Дальнего Востока; Города Дальнего Востока; Роль Дальнего Востока в международных отношениях России и пр.

1


Обобщение по теме «Дальний Восток»  Тест и зачет по номенклатуре.

1


Соседи России

1


Сфера влияния России

1


Готовимся к экзамену: экспресс-контроль

1



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.