12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Масленникова Лариса Михайловна60






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии


в 9 классе

на 2020 – 2021уч.год




























2020


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по географии в 9 классе.

Количество часов в неделю – 2 часа

Количество часов в год –- 68 часов в соответствии с учебным планом на 2020-2021 учебный год и годовым календарным графиком.

Уровень изучения учебного материала – базовый


Рабочая программа составлена на основе:


Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

Основной образовательной программы основного общего образования


Примерной программы основного общего образования по географии, «Предметная линия учебников «Полярная звезда». 9 класс, А.И.Алексеев, В.В.Николина Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2019.

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:


Предметная линия учебников «Полярная звезда». 9 класс, А.И.Алексеев, В.В.Николина Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2019


Изучение географии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА


РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России. 21 час.

Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.(2ч.)

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России. (19ч.)

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.

Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.

Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Территориальное географическое разделение труда.





РАЗДЕЛ 2 Регионы России. 47часов.


Тема 1. Центральная Россия. (7ч.)

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область.

Тема 2. Европейский Северо - Запад (5ч.)

Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства.

Тема 3. Европейский Север(5ч.)

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории.

Тема 4. Европейский Юг(5ч.)

Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование.

Тема 5. Поволжье(6ч.)

Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы развития.

Тема 6. Урал(6ч.)

Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.

Тема 7 . Сибирь (6ч.)

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири.

Тема 8 . Дальний Восток (5ч.)

Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Тема. 9 Россия в мире.(2ч.)

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве. Современная внешняя торговля России.

Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.


В зависимости от уровня усвоения обучающимися отдельных разделов и тем программы в рабочую программу могут быть внесены изменения, т.к. обязательный минимум содержания основных образовательных программ не предусматривает порядок изучения и количество часов.


Формы организации учебных занятий: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Запланировано проведение: контрольных работ – 10


Контрольные работы

1

Хозяйство России

2

Центральная Россия

3

Европейский Северо -Запад

4

Европейский Север

5

Европейский Юг

6

Поволжье

7

Урал

8

Сибирь

9

Дальний Восток

10

Итоговая работа



Контрольно-измерительные материалы составлены на основе:

Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа ,2003

Маерова Н.Ю. Уроки географии . 8-9 классы. – М. : Дрофа, 2004

Путятин Б.Б., Смагин Ю.А. Новые контрольные и проверочные работы по географии . 8-9 классы. _ М.: Дрофа. 2002


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УМК:

«Предметная линия учебников «Полярная звезда». 9 класс, А.И.Алексеев, В.В.Николина Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2019.


Технические средства обучения: атласы, настенные карты, глобусы, телевизор, учебные фильмы.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока


1 четверть


Хозяйство России.

1

Развитие хозяйства.

2

Особенности экономики России.

3.

Учимся с «Полярной звездой»

4.

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленость.

5.

Нефтяная промышленность.

6.

Газовая промышленность.


7.

Электроэнергетика.

8.

Черная металлургия.

9.

Цветная металлургия.

10.

Машиностроение.

11

Машиностроение

12.

Химическая промышленность

13

Лесопромышленный комплекс.

14.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

15

Сельское хозяйство. Животноводство

16.

Транспортная инфраструктура


2 четверть

17.

Транспортная инфраструктура

18.

Социальная инфраструктура.

19

Информационная инфраструктура

t1608928014aa.gif20

Повторение по разделу «Хозяйство России»

21

Контрольная работа по разделу «Хозяйство России

Центральная Россия

22

Пространство Центральной России.

23

Центральная Россия: освоение территории и население.

24

Центральная Россия: хозяйство.

25

Центральная Россия: хозяйство.

26

Москва Столица России.

27

Повторение по разделу «Центральная Россия».

28

Контрольная работа по разделу «Центральная Россия».


Европейский Северо -Запад.


29

Пространство Северо -Запада

30

Северо-Запад «Окно в Европу»

31

Северо-Запад ; хозяйство

32

Санкт-Петербург - культурная столица России.


3 четверть

33

Повторение по разделу « Европейский Северо -Запад»

34

Контрольная работа по разделу « Европейский Северо -Запад»


Европейский Север

35

Пространство Европейского Севера

36

Европейский Север : освоение территории и население.

37

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

38

Повторение по разделу « Европейский Север.»

39

Контрольная работа по разделу « Европейский Север.»


Европейский Юг.

40

Пространство Европейского Юга

41

Европейский Юг : население.

42 Европейский Юг : освоение территории и хозяйство

43

Повторение по разделу «Европейский Юг»

44

Контрольная работа по разделу «Европейский Юг»


Поволжье

45

Пространство Поволжья.

46

Повольжье: освоение территории и население.

47

Повольжье: Хозяйство и проблемы.

48

Повторение по разделу «Повольжье»

49

Контрольная работа по разделу «Повольжье»


Урал.

50

Пространство Урала.

51

Урал: население и города.

52

Урал: освоение территории и хозяйство.


4 четверть

53

Повторение по разделу «Урал»

54

Контрольная работа по разделу «Урал»


Сибирь.

55

Пространство Сибири.

56

Сибирь: освоение территории и население и хозяйство

57

Западная Сибирь

58

Восточная Сибирь.

59

Повторение по разделу «Сибирь»

60

Контрольная работа по разделу «Сибирь»


Дальний Восток.

61

Пространство Дальнего Востока.

62

Дальний Восток: освоение территории и население.

63

Дальний Восток: хозяйство.

64

Дальний Восток: хозяйство и перспективы

65

Повторение «Россия в мире»

66

Готовимся экспресс - контроль.

67

Итоговая контрольная работа.

68

Итоговый урок.




Основные направления коррекционной работы

( для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ)

Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания. Особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития:

препятствуют реализации мыслительной деятельности;

не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности;

затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

Учитывая психологические особенности и возможности детей ЗПР, материал дается небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивается количество тренировочных упражнений с многократным повторением. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении географии, строится в соответствии со следующими основными положениями:

Восполнение пробелов знаний путем организации предметно-практической деятельности

Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане.

Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.

Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету.

Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.

Приемы активизации работы детей с ЗПР в учебной деятельности». Для детей с ЗПР в учебной деятельности выделены общие подходы в организации работы
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
6. Использование многократных указаний, упражнений.
7. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
8. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

9. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.