Рабочая программа по географии в 9 классе по УМК «Полярная звезда»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
в 9 классе
на 2020 – 2021уч.год
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии в 9 классе.
Количество часов в неделю – 2 часа
Количество часов в год –- 68 часов в соответствии с учебным планом на 2020-2021 учебный год и годовым календарным графиком.
Уровень изучения учебного материала – базовый
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
Основной образовательной программы основного общего образования
Примерной программы основного общего образования по географии, «Предметная линия учебников «Полярная звезда». 9 класс, А.И.Алексеев, В.В.Николина Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2019.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Предметная линия учебников «Полярная звезда». 9 класс, А.И.Алексеев, В.В.Николина Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2019
Изучение географии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России. 21 час.
Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.(2ч.)
Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России. (19ч.)
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.
Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.
Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.
Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Территориальное географическое разделение труда.
РАЗДЕЛ 2 Регионы России. 47часов.
Тема 1. Центральная Россия. (7ч.)
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область.
Тема 2. Европейский Северо - Запад (5ч.)
Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства.
Тема 3. Европейский Север(5ч.)
Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории.
Тема 4. Европейский Юг(5ч.)
Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование.
Тема 5. Поволжье(6ч.)
Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы развития.
Тема 6. Урал(6ч.)
Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.
Тема 7 . Сибирь (6ч.)
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири.
Тема 8 . Дальний Восток (5ч.)
Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Тема. 9 Россия в мире.(2ч.)
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве. Современная внешняя торговля России.
Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.
В зависимости от уровня усвоения обучающимися отдельных разделов и тем программы в рабочую программу могут быть внесены изменения, т.к. обязательный минимум содержания основных образовательных программ не предусматривает порядок изучения и количество часов.
Формы организации учебных занятий: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Запланировано проведение: контрольных работ – 10
| Контрольные работы |
№1 | Хозяйство России |
№2 | Центральная Россия |
№3 | Европейский Северо -Запад |
№4 | Европейский Север |
№5 | Европейский Юг |
№6 | Поволжье |
№7 | Урал |
№8 | Сибирь |
№9 | Дальний Восток |
№10 | Итоговая работа |
Контрольно-измерительные материалы составлены на основе:
Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа ,2003
Маерова Н.Ю. Уроки географии . 8-9 классы. – М. : Дрофа, 2004
Путятин Б.Б., Смагин Ю.А. Новые контрольные и проверочные работы по географии . 8-9 классы. _ М.: Дрофа. 2002
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК:
«Предметная линия учебников «Полярная звезда». 9 класс, А.И.Алексеев, В.В.Николина Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2019.
Технические средства обучения: атласы, настенные карты, глобусы, телевизор, учебные фильмы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока |
| 1 четверть |
| Хозяйство России. |
1 | Развитие хозяйства. |
2 | Особенности экономики России. |
3. | Учимся с «Полярной звездой» |
4. | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленость. |
5. | Нефтяная промышленность. |
6. | Газовая промышленность. |
7. | Электроэнергетика. |
8. | Черная металлургия. |
9. | Цветная металлургия. |
10. | Машиностроение. |
11 | Машиностроение |
12. | Химическая промышленность |
13 | Лесопромышленный комплекс. |
14. | Сельское хозяйство. Растениеводство. |
15 | Сельское хозяйство. Животноводство |
16. | Транспортная инфраструктура |
| 2 четверть |
17. | Транспортная инфраструктура |
18. | Социальная инфраструктура. |
19 | Информационная инфраструктура |
20 | Повторение по разделу «Хозяйство России» |
21 | Контрольная работа по разделу «Хозяйство России |
Центральная Россия | |
22 | Пространство Центральной России. |
23 | Центральная Россия: освоение территории и население. |
24 | Центральная Россия: хозяйство. |
25 | Центральная Россия: хозяйство. |
26 | Москва Столица России. |
27 | Повторение по разделу «Центральная Россия». |
28 | Контрольная работа по разделу «Центральная Россия». |
| Европейский Северо -Запад. |
29 | Пространство Северо -Запада |
30 | Северо-Запад «Окно в Европу» |
31 | Северо-Запад ; хозяйство |
32 | Санкт-Петербург - культурная столица России. |
| 3 четверть |
33 | Повторение по разделу « Европейский Северо -Запад» |
34 | Контрольная работа по разделу « Европейский Северо -Запад» |
| Европейский Север |
35 | Пространство Европейского Севера |
36 | Европейский Север : освоение территории и население. |
37 | Европейский Север: хозяйство и проблемы. |
38 | Повторение по разделу « Европейский Север.» |
39 | Контрольная работа по разделу « Европейский Север.» |
| Европейский Юг. |
40 | Пространство Европейского Юга |
41 | Европейский Юг : население. |
42 Европейский Юг : освоение территории и хозяйство | |
43 | Повторение по разделу «Европейский Юг» |
44 | Контрольная работа по разделу «Европейский Юг» |
| Поволжье |
45 | Пространство Поволжья. |
46 | Повольжье: освоение территории и население. |
47 | Повольжье: Хозяйство и проблемы. |
48 | Повторение по разделу «Повольжье» |
49 | Контрольная работа по разделу «Повольжье» |
| Урал. |
50 | Пространство Урала. |
51 | Урал: население и города. |
52 | Урал: освоение территории и хозяйство. |
| 4 четверть |
53 | Повторение по разделу «Урал» |
54 | Контрольная работа по разделу «Урал» |
| Сибирь. |
55 | Пространство Сибири. |
56 | Сибирь: освоение территории и население и хозяйство |
57 | Западная Сибирь |
58 | Восточная Сибирь. |
59 | Повторение по разделу «Сибирь» |
60 | Контрольная работа по разделу «Сибирь» |
| Дальний Восток. |
61 | Пространство Дальнего Востока. |
62 | Дальний Восток: освоение территории и население. |
63 | Дальний Восток: хозяйство. |
64 | Дальний Восток: хозяйство и перспективы |
65 | Повторение «Россия в мире» |
66 | Готовимся экспресс - контроль. |
67 | Итоговая контрольная работа. |
68 | Итоговый урок. |
Основные направления коррекционной работы
( для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ)
Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания. Особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития:
препятствуют реализации мыслительной деятельности;
не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности;
затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.
Учитывая психологические особенности и возможности детей ЗПР, материал дается небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивается количество тренировочных упражнений с многократным повторением. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении географии, строится в соответствии со следующими основными положениями:
Восполнение пробелов знаний путем организации предметно-практической деятельности
Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане.
Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.
Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету.
Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.
Приемы активизации работы детей с ЗПР в учебной деятельности». Для детей с ЗПР в учебной деятельности выделены общие подходы в организации работы
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
6. Использование многократных указаний, упражнений.
7. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
8. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
9. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.