Рабочая программа по географии в 5 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии 5 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5 — 9 классы. М.; Просвещение, 2016), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М; Дрофа, 2016).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М; Дрофа, 2016).
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
1.Планируемые предметные результаты освоения географии
Учащийся должен уметь:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изучении Земли географией по срав нению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
объяснять, для чего изучают географию
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
называть планеты земной группы и планеты- гиганты;
описывать уникальные особенности Земли как планеты:
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
2.Содержание учебного предмета. (География. 5класс)
Содержание |
Основные виды деятельности |
Формы учебных занятий |
Что изучает география (5 ч) Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География — наука о Земле. Физическая и социально экономическая география — два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительногеографический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод. |
Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. Работа с учебником и электронным приложением Знакомство с презентацией. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы. |
беседа Анализ текста и иллюстраций учебника (устный опрос) Решение ситуационных задач Беседа. Самостоятельная работа Подведение итогов |
Как люди открывали Землю (5 ч) Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Практические работы № 1 Важнейшие открытия древности и Средневековья, №2. Важнейшие географические открытия |
Работа с картой, формирование умений правильно называть и показывать географические объекты. Анализ презентации Чтение ианализ карт атласа Выполнение заданий учителя |
Урок-путешествие. Рассказ учителя, работа с учебником, атласом и к/к. Фронтальная беседа |
Земля во Вселенной (9 ч) Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планетыгиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета— Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, поч вы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циалковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин. Диагностическая работа №1 Контрольная работа №1 |
Работа в тетради, составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Учёные, перевернувшие мир» Работа с текстом и рисунками учебника. Составление характеристики планет по плану. Характеристика особенностей различных небесных тел Подготовка сообщений по теме. Выполнение заданий учителя |
Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью Коллективная работа учащихся с учебником, рабочей тетрадью работа в группах Групповая и индивидуальная работа Фронтальная беседа, рассказ учителя. Сообщения школьников по опережающему заданию проверка знаний. Эвристическая беседа |
Виды изображений поверхности Земли (4ч) Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Практические работы № 3«Ориентирование по компасу», № 4. «Составление простейшего плана местности» |
Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта. Ориентирование по компасу и местным предметам Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте. Самостоятельное построение простейшего плана местности. |
Объяснение учителя, работа с компасом и рабочей тетрадью. Эвристическая беседа Рассказ учителя, практическая деятельность учащихся |
Природа Земли (10 ч) Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Ост рова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли.. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Диагностическая работа №2 Контрольная работа №2 |
Анализ рисунков учебника. Анализ текста. Определение ключевых понятий урока. Обозначение районов землетрясений на конт. карте Подготовка образного рассказа и презентации о природе материков. Обозначение на конт. карте материков и океанов Земли. Анализ текста учебника. Работа с учебником. Анализ текста учебника Выполнение тестовых заданий, работа с картами, повторение номенклатуры и основных понятий. |
мини-лекция учителя. Самостоятельная работа школьников с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников Фронтальная беседа. Групповая и индивидуальная работа Работа в группах по составлению географического портрета каждого материка. Закрепление знаний в игровой форме: викторина «Самое-самое на моем материке» Эвристическая беседа. Интеллектуальные игры. Тестовый контроль |
3. Календарно-тематическое планирование
№п/п |
Тема урока |
Кол - во часов |
Дата |
1четверть (8 ч.) |
|||
1. |
Мир, в котором мы живём |
1 |
|
2. |
Науки о природе |
1 |
|
3. |
География-наука о Земле. |
1 |
|
4. |
Методы географических исследований |
1 |
|
5. |
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» |
1 |
|
6. |
Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа № 1 Важнейшие открытия древности и Средневековья, |
1 |
|
7. |
Важнейшие географические открытия. |
1 |
|
8. |
Открытия русских путешественников. |
1 |
|
2четверть (7ч.) |
|||
9. |
Практическая работа №2. Важнейшие географические открытия. |
1 |
|
10. |
Обобщение знаний по разделу « Как люди открывали Землю» |
1 |
|
11 |
Как древние люди представляли себе Вселенную. |
1 |
|
12 |
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. |
1 |
|
13 |
Соседи Солнца. |
1 |
|
14 |
Планеты-гиганты и маленький Плутон |
1 |
|
15 |
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты |
1 |
|
3 четверть(11ч.) |
|||
16 |
Мир звезд |
1 |
|
17 |
Уникальная планета- Земля. |
1 |
|
18 |
Современные исследования космоса. |
||
19 |
Контрольная работа №1 по разделу «Земля во Вселенной» |
1 |
|
20. |
Диагностическая работа №1 |
1 |
|
21 |
Стороны горизонта |
1 |
|
22 |
Ориентирование. Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу», |
1 |
|
23 |
План местности и географическая карта. Практическая работа № 4. «Составление простейшего плана местности» |
1 |
|
24 |
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» |
1 |
|
25 |
Как возникла Земля. |
1 |
|
26 |
Внутреннее строение Земли. |
1 |
|
4 четверть (9ч.) |
|||
27 |
Землетрясения и вулканы. |
1 |
|
28 |
Путешествие по материкам. |
1 |
|
29 |
Вода на Земле |
1 |
|
30 |
Воздушная одежда Земли. |
1 |
|
31 |
Диагностическая работа №2 |
1 |
|
32 |
Живая оболочка Земли.Почва — особое природное тело. |
1 |
|
33 |
Контрольная работа №2 по разделу «Природа Земли» |
1 |
|
34 |
Человек и природа |
1 |
|
35 |
Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» |
1 |