Рабочая программа по географии в 5 классе

0
0
Материал опубликован 27 January 2017

Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии 5 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5 — 9 классы. М.; Просвещение, 2016), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М; Дрофа, 2016).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М; Дрофа, 2016).

«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).

Основная цель курса «География.  Начальный курс» систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

научить устанавливать связи в системе географических знаний.

 

1.Планируемые предметные результаты освоения географии

Учащийся должен уметь:

приводить примеры географических объектов;

называть отличия в изучении Земли географией по срав нению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

объяснять, для чего изучают географию

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

описывать представления древних людей о Вселенной;

называть и показывать планеты Солнечной системы;

называть планеты земной группы и планеты- гиганты;

описывать уникальные особенности Земли как планеты:

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

работать с компасом;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

показывать по карте основные географические объекты;

наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

объяснять особенности строения рельефа суши;

описывать погоду своей местности.

2.Содержание учебного предмета. (География. 5класс)

Содержание

Основные виды деятельности

Формы учебных занятий

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительногеографический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций.

Работа с учебником и электронным приложением

Знакомство с презентацией.

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

беседа

Анализ текста и иллюстраций учебника

(устный опрос)

Решение ситуационных задач

Беседа. Самостоятельная работа Подведение итогов

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1 Важнейшие открытия древности и Средневековья, №2. Важнейшие географические открытия

Работа с картой, формирование умений правильно называть и показывать географические объекты.

Анализ презентации

Чтение ианализ карт атласа

Выполнение заданий учителя

Урок-путешествие. Рассказ учителя, работа с учебником, атласом и к/к.

Фронтальная беседа

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планетыгиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, поч вы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циалковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.

Диагностическая работа №1

Контрольная работа №1

Работа в тетради, составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Учёные, перевернувшие мир»

Работа с текстом и рисунками учебника.

Составление характеристики планет по плану.

Характеристика особенностей различных небесных тел

Подготовка сообщений по теме.

Выполнение заданий учителя

Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью

Коллективная работа учащихся с учебником, рабочей тетрадью

работа в группах

Групповая и индивидуальная работа

Фронтальная беседа, рассказ учителя. Сообщения школьников по опережающему заданию

проверка знаний. Эвристическая беседа

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Практические работы

3«Ориентирование по компасу»,

4. «Составление простейшего плана местности»

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.

Ориентирование по компасу и местным предметам

Отработка знания условных знаков плана.

Ориентирование по плану и географической карте.

Самостоятельное построение простейшего плана местности.

Объяснение учителя, работа с компасом и рабочей тетрадью. Эвристическая беседа

Рассказ учителя, практическая деятельность учащихся

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Ост рова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли.. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Диагностическая работа №2

Контрольная работа №2

Анализ рисунков учебника.

Анализ текста.

Определение ключевых понятий урока.

Обозначение районов землетрясений на конт. карте

Подготовка образного рассказа и презентации о природе материков.

Обозначение на конт. карте материков и океанов Земли.

Анализ текста учебника.

Работа с учебником.

Анализ текста учебника

Выполнение тестовых заданий, работа с картами, повторение номенклатуры и основных понятий.

мини-лекция учителя. Самостоятельная работа школьников с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников

Фронтальная беседа.

Групповая и индивидуальная работа

Работа в группах по составлению географического портрета каждого материка. Закрепление знаний в игровой форме:

викторина «Самое-самое на моем материке»

Эвристическая беседа. Интеллектуальные игры. Тестовый контроль

3. Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема урока

Кол - во

часов

Дата

1четверть (8 ч.)

1.

Мир, в котором мы живём

1

 

2.

Науки о природе

1

 

3.

География-наука о Земле.

1

 

4.

Методы географических исследований

1

 

5.

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

1

 

6.

Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа № 1 Важнейшие открытия древности и Средневековья,

1

 

7.

Важнейшие географические открытия.

1

 

8.

Открытия русских путешественников.

1

 

2четверть (7ч.)

9.

Практическая работа №2. Важнейшие географические открытия.

1

 

10.

Обобщение знаний по разделу « Как люди открывали Землю»

1

 

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

 

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1

 

13

Соседи Солнца.

1

 

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон

1

 

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

 

3 четверть(11ч.)

16

Мир звезд

1

 

17

Уникальная планета- Земля.

1

 

18

Современные исследования космоса.

   

19

Контрольная работа №1 по разделу «Земля во Вселенной»

1

 

20.

Диагностическая работа №1

1

 

21

Стороны горизонта

1

 

22

Ориентирование. Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу»,

1

 

23

План местности и географическая карта. Практическая работа № 4. «Составление простейшего плана местности»

1

 

24

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

 

25

Как возникла Земля.

1

 

26

Внутреннее строение Земли.

1

 

4 четверть (9ч.)

27

Землетрясения и вулканы.

1

 

28

Путешествие по материкам.

1

 

29

Вода на Земле

1

 

30

Воздушная одежда Земли.

1

 

31

Диагностическая работа №2

1

 

32

Живая оболочка Земли.Почва — особое природное тело.

1

 

33

Контрольная работа №2 по разделу «Природа Земли»

1

 

34

Человек и природа

1

 

35

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

1

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.