12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Елена Вавиловна524
учитель биологии и химии
Россия, Удмуртская респ., Вавожский район д.З-Какся, ул.Новая,11

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Каменноключинская основная общеобразовательная школа»

Принято на заседании Утверждено приказом по школе №88-ОД

Педагогического совета От «31» августа 2015г

Протокол №8 от 31 августа 2015г.

Рабочая программа

по учебному предмету «География»

для 5 классов

в 2015-2016 учебном году

Составитель:

учитель географии

Колесникова Е.В.

З-Какся, 2015г


 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Примерная программа по географии в 5-9 классах.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) МОУ «Каменноключинская ООШ»

Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Каменноключинская ООШ» на 2015-2016 уч.год.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2015г.

Цели и задачи курса

Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Место учебного предмета, курса в учебном плане Учебный предмет «География. Начальный курс» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части и в учебном плане любого образовательного учреждения В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География. Начальный курс» изучается с 5-го по 9-й класс Общее количество уроков в неделю в 5 классе составляет 34 часа ,1час в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета « География. Начальный курс»

Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 Предметные результаты: Учащийся должен уметь:

приводить примеры географических объектов;

описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

объяснять, для чего изучают географию.

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

описывать представления древних людей о Вселенной;

называть и показывать планеты Солнечной системы;

приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

описывать уникальные особенности Земли как планеты.

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

Работать с компасом;

Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

называть и показывать по карте основные географические объекты;

наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

объяснять особенности строения рельефа суши;

описывать погоду своей местности.

Содержание программы

1. Что изучает география (4 ч)

Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

2. Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

3. Земля во Вселенной (6 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих учёных о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звёзд. Солнце. Многообразие звёзд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных учёных  К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

4.Виды изображений поверхности Земли (6 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу.

Ориентирование по звёздам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4

5.Природа Земли (14 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам Практические работы №5

Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

.

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебники и УМК:

Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2011. – 75 с.

География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.

Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012

Литература для учителя и обучающихся:

1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998

2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс

3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.

4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.

5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.

6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.

9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.

11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.

13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.

14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.

15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Интернет-ресурсы

http: // www.gao.spb.ru/russian

http: // www.fmm.ru

http: // www.mchs.gov.ru

http: // www.national-geographic.ru

http: // www.nature.com

http: // www.ocean.ru

http: // www.pogoda.ru

http: // www.sgm.ru/rus

http: // www.unknowplanet.ru

Медиаресурсы

Электронное приложение к учебнику

Оборудование по географии

Таблицы по охране природы

Набор «Путешественники» (портреты)

Карты мира

Великие географические открытия

Зоогеографическая

Карта океанов

Климатические пояса и области

Почвенная

Природные зоны

Растительности

Физическая полушарий

Карты России

Физическая

Набор учебных топографических карт (учебные топографические карты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)

Видеофильмы:

Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность

Памятники природы

Видеофильм об известных путешественниках

Вулканы и гейзеры

Географическая оболочка

Опасные природные явления

Горы и горообразование

Загадки Мирового океана

Общие физико-географические закономерности

Ступени в подземное царство

Великие Географические открытия

Современные географические исследования

Земля и Солнечная система

Компас ученический

барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая)

Линейка визирная

Рулетка

Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000

Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)

Глобус Земли физический лабораторный (масштаб 1:50 000 000) (для раздачи учащимся)

Коллекции

Коллекция горных пород и минералов

Шкала твердости

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

 

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

называть и показывать по карте основные географические объекты;

наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

объяснять особенности строения рельефа суши;

описывать погоду своей местности.

 

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

составлять описания объектов;

составлять простой план;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

оценивать работу одноклассников.

 

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учебе;

опытом участия в социально значимом труде;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

основами экологической культуры.

 

 

Учебно-тематическое планирование.

№ раз-дела

Тема раздела

Всего часов

В том числе*

Изучение нового

Лабораторные работы

Проверочные работы

1

. Что изучает география

4 ч

4

   

2

Как люди открывали Землю

4

2

2

1

3

Земля во Вселенной

6

6

 

1

4

Виды изображения поверхности Земли

6

4

2

1

5

Природа Земли

14

13

1

1

 

Итого:

34

29

5

4

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

раздел

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

примечание

 

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1

Что изуча

ет география 4 часа

Мир, в котором мы живем.

1. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.

2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»

Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

 

Формирование ответственного отношения к учёбе.

П. 1

 

2

Науки о природе

1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы.

Формирование и развитие по средствам географических знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном

и локальном уровнях (житель планеты Земля)

П.2

 

3

География – наука о Земле.

1.Объяснять значение понятий: география, разделы географии.

2.Приводить примеры географических наук.

Формирование умения ставить учебную цель.

Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.

П.3 Работа по карточкам

 

4

 

Методы географических исследований.

1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях

П.4 Работа по составлению вопросов по теме.

 

5

Как люди открывали Землю 4 часа

Географические открытия древности и Средневековья.

1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья..

Формирование и развитие по средствам географических

знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

результатов

Осознание ценности географических знаний, как

важнейшего компонента научной картины мира

П.5

 

6

 

Важнейшие географические открытия.

1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира

П.6 Прак раб.№1 «

Работа с контурной картой»

 

7

 

Открытия русских путешественников.

.

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

П.7

Прак. Раб.№2

«Нанести на карту геогр.объекты»

 

8

 

Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»

         

9

Земля во Вселенной 6 часов

Изучение Вселенной

1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Умения управлять своей познавательной деятельностью

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

П. 8,9

 

10

Соседи Солнца. Планеты-гиганты

1.Знать особенности всех планет Солнечной системы

2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками в процессе образовательной деятельности.

П. 10,11

 

11

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1. Объяснять значение понятий:

небесные тела, метеоры и метеориты

2. Уметь называть малые небесные

тела и их характерные черты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты

Земля)

П.12

 

12

Мир звезд

 

1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия.

2.Знать на какие группы звёзды делятся

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

П.13 Составить схему Звёзды по размерам по цвету.

 

13

Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса

.

1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет

1.Объяснять значение

понятий: астрономия, её задачи.

Формирование способностей к самостоятельном

у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты.

Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.

П, 14,15.

 

14

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам.

Оценивание работы одноклассников.

Знать, какой вклад внесли отечественные учёные:К.Э.Циалковский, С.П.Королёв,

Ю.А.Гагарин

   

15

Виды изоб-

раже-

ний поверхнос-ти Земли 6 часов

Стороны горизонта

.

1. Объяснять значение понятий:

горизонт,

линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентированияна местности и проведения съёмок.

П.16 Определение сторон горизонта по растениям во дворе.

 

16

Ориентирование

1. Объяснять значение понятий: ориентирование,

компас.

2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности

Из различных источников.

П.17 Прак.раб.№3 «Ориентирование на местности»

 

17

План местности

.

Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий:

план,

масштаб,

условные знаки

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью

плана местности

Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради.

Нарисовать условные знаки.

 

18.

 

Практическая работа № 4 «Составление плана местности по описанию»

Глазомерная съёмка.

Уметь ориентироваться на местности по плану и при помощи компаса, карты, местных признаков.

Формирование умения выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Оформление плана в цвете.

 

19

Географическая карта

1. Объяснять значение понятий:

географическая карта,

градусная сеть,

меридианы,

параллели,

экватор.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Выделять, описывать существенные признаки геог-

фических карт, их различия.

П.18

 

20

Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»

.

Овладение основами картографической грамотности.

Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать.

Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудничество с одноклассниками

Практическая работа №4

 

21

Природа Земли

Как возникла Земля

.

Объяснять значение понятий:

гипотеза .

Знать разные гипотезы возникновения

Земли и их особенности.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

П.19

 

22

Внутренне строение Земли

.

1. Объяснять значение понятий:

ядро,

мантия,

земная кора, горные породы, минералы, рельеф,

литосфера

полезные

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.

Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде..

П.20

 

23

Землетрясения и вулканы

1. Объяснять значение понятий:

землетрясение, очаг землетрясения,

эпицентр, вулкан, кратер, жерло

2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.

П. 21 Уметь показать на карте вулканы: Ключевская Сопка, Кракатау.

 

24

 

Материки

1. Объяснять значение

понятий: материк,

остров, архипелаг,

часть света.

2.Уметь показывать на карте полушарий все материки.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.

Формирование осознания единства географического пространства.

П.22Прак.Раб.№5 «Обозначение материков и океанов»

Все материки.

Острова: Гренландия, Сахалин.

Архипелаги: Северная Земля, Земля Франца Иосифа.

 

25

Материки

Обобщение знаний по теме.

1. Объяснять значение понятий: материк,

остров,

часть света.

2.Уметь называть особенности каждого материка.

Способность к самостоятельном

у приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознание себя как члена

общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель)

   

26

 

Вода на Земле

Объяснять значение понятий:

гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.

2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

П.23

Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов

 

27

Воздушная одежда Земли

Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.. Называть свойства воздуха.

Объяснять причины возникновения ветра.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование

экологического сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

П.24 определение направление и силу ветра

екущего дня.

 

28

Воздушная одежда Земли.

Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды. Описывать погоду текущего дня.

Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Составлять описание результатов наблюдений

Фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

Описание погоды

 

29

 

Климат

Объяснять значение понятий: климат, элементы климата. Типы климата: холодный, умеренный, жаркий..

Отбирать источники географической информации для объяснения причин

Разнообразия климата на Земле.

Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды. Иметь представление о характерных чертах типов климата.

П.25

 

30

Живая оболочка

Земли

Объяснять значение понятия

биосфера

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

П. 26

 

31

Почва – особое природное тело

.

Объяснять значение понятий:

почва, гумус, плодородие

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

   

32

 

Человек и природа

Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

П. 27

 

33

Обобщающий урок по теме «Природа земли»

         

34

 

Итог. урок по всему курсу

         

КИМы

Итоговая проверочная работа по теме:«Как люди открывали Землю»

1 вариант

1. Путешественник, который посетил Скифию и описал климат Египта:

А) Аристотель Б) Геродот В) Эратосфен Г) Пифей

2. Измерил длину экватора и вычислил размеры земного шара:

А) Аристотель Б) Пифей В) Бартоломео Диаш Г) Эратосфен

3. Купец, который странствовал по Индии и Китаю:

А) Х. Колумб Б) Магеллан В) А. Никитин Г) Марко Поло

4. Одну из первых географических карт составил:

А) Герадот Б) Гекатей В) Магеллан Г) Эратосфен

5. Днем открытия Америки считается:

А) 12 сентября 1492 г. Б) 12 октября 1492г. В) 12 ноября 1492 г. Г) 12 декабря 1492г.

6. Какой великий мореплаватель совершил 4 экспедиции к материку и островам Америки ?

А) Никитин Б)Марко Поло В) Магеллан Г)Х.Колумб

7. В результате кругосветной экспедиции Магеллана было доказано:

А) шарообразность Земли Б) единство Мирового океана В) оба ответа верны

8. Кто является первооткрывателем Австралии?

А) Никитин Б)Марко Поло В) Магеллан Г)В.Янсзон

9. Какие три моря преодолел на пути туда и обратно Афанасий Никитин ?

А) Черное Б)Дербетское (Каспийское) В)Индийское(Аравийское) Г)Средиземное

10. Мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор, исследовал северные и восточные берега России. Кто это?

А)Беринг Б)Ермак В) Чириков

2 вариант

1. Кто первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи:

А) Градот Б) Эратосфен В) Пифей Г) Марко Поло

2. Экспедиция под руководством Бартоломео Диаша достигла самой________точки Африканского материка:

А) северной Б) восточной В) южной Г) западной

3. Васко да Гаме удалось доплыть до:

А) Африки Б) Индии В) Америки Г) Кубы

4. Какая часть света была открыта по ошибке:

А) Европа Б) Африка В) Австралия Г) Америка

5. Кто совершил первое кругосветное путешествие:

А) Х.Колумб Б) Виллем Янсзон В) Дж.Кук Г) Ф. Магеллан

6. Виллем Янсзон высадился на этот материк в 1606г. и обследовал его побережье на протяжении 350 км. :

А) Северная Америка Б) Австралия В) Ю-В Азия Г) Антарктида

7. Какой голландский мореплаватель, подобно Колумбу, до конца жизни не узнал о том, что стал пе

рвооткрывателем нового континента?

А) Х.Колумб Б) Виллем Янсзон В) Дж.Кук Г) Ф. Магеллан

8. В каком году мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли Антарктиду:

А) 1820г Б) 1720г. В) 1920г.

9. Кто написал книгу «Хождение за три моря»:

А) Ф. Магеллан Б) Давид Ливингстон В) А. Никитин Г) Ф. Магеллан

10. Кто открыл один из крупнейших водопадов. Какой?

А) Х.Колумб Б) Виллем Янсзон В) Р,Амундсон Г) Д.Левингстон

 

Ключи «Как люди открывали Землю» 1 вариант

Критерии оценивания для контрольной работы:

За каждый правильный ответ - 1 балл, максимально можно набрать за данный блок – 12баллов – 1вариант

11 баллов- 2 вариант

11-10 балл «5»

8- 9 баллов «4»

6- 7 баллов «3»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

Г

Г

Б

Б

Г

В

Г

АБВ

А

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

В

Б

Г

Г

Б

Б

А

В

Г Виктория

 

Контрольная работа по теме «Земля во Вселенной».

Часть I. 1. Что такое Вселенная?

1) небесные тела; 2) планеты, которые вращаются вокруг Солнца; 3) космическое пространство и все, что его заполняет.

2. Планета Земля расположена в Галактике:

1) Большое Магелланово Облако; 2) Туманность Андромеды; 3) Млечный Путь; 4) Малое Магелланово Облако.

3. Количество больших планет, входящих в состав Солнечной системы: 1) 8; 2) 12; 3) 5; 4) 15.

4. Небесные тела, называемые «малыми планетами», это: 1) метеоры; 2) кометы; 3) метеориты;

4) астероиды.

5. Самая дальняя от Солнца из планет земной группы: 1) Земля; 2) Марс; 3) Венера; 4) Меркурий.

6. Самая большая планета Солнечной системы – это: 1) Нептун; 2) Сатурн; 3) Юпитер; 4) Марс.

7. Отличительная черта планеты Земля от других планет Солнечной системы:

1) шарообразность; 2) вращение вокруг Солнца; 3) осевое вращение; 4) наличие жизни.

8. Какое утверждение о планетах-гигантах является неверным?

1) находятся дальше от Солнца; 2) имеют большие размеры; 3) состоят из твердого вещества;

4) быстро вращаются вокруг оси.

9. Период вращения Земли вокруг своей оси : 1) 365 суток; 2) 24 часа; 3) 128 суток; 4) 72 часа.

10. Смена времен года на Земле обусловлена:1) осевым вращением Земли; 2) действием приливных сил;

3) вращением Земли вокруг Солнца; 4) притяжением Луны и Земли.

 

Часть II. Какие утверждения верны?

1.      Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами.

2.      Дж. Бруно первым использовал телескоп для изучения небесных тел.

3.      Г. Галилей открыл спутники Юпитера.

4.      Все планеты – гиганты имеют твёрдую поверхность.

5.      Астероиды – это малые планеты.

6.      Ядро кометы неплотное, газообразное.

7.      Ближайшая к Земле звезда – Солнце.

8.      Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты.

9.      Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система.

10.  Наша галактика неподвижна.

Ключ к контрольной работа по теме «Земля во Вселенной». Критерии оценивания для контрольной работы:

За каждый правильный ответ части 1- 1 балл, максимально можно набрать за данный блок – 10 баллов

За правильный ответ части 2» можно заработать 1балл, максимально можно набрать за данный блок – 10 баллов. Перевод баллов в оценку:

18 – 20 балл «5»

15 –17баллов «4»

10- 14 баллов «3»

Часть I.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

3

1

4

2

3

4

3

2

3

Часть II. Какие утверждения верны? 3.5.7.9.

 

Контрольная работа«ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ».

1. Дайте определения следующим понятиям: масштаб, географическая карта, меридиан

2. Какие вы знаете способы ориентирования на местности? Дайте им характеристику.

3. Если именованный масштаб в 1см – 100км, это значит, что:

а) 1:100; б) 1:10000000; в) 1:100000.

4. Кратчайшая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого – это:

а) меридианы; б) экватор;

в) полюса; г) параллели.

5. Найдите соответствие:

а) экватор; 1. 20000 км;

б) меридиан; 2. 40000 км;

в) параллель; 3. различной длины.

6. Запиши рассказ условными знаками

 

Проверочная работа по теме: «Природа Земли»

Вариант 1

1. Земля отличается от других планет Солнечной системы:

А) наличием спутника       Б) наличием жизни     В) вращением вокруг своей оси     Г) наличием атмосферы

2. К какому методу географических исследований относят создание карты почв какого-либо района?

А) к картографическому      Б) к сравнительно-географическому В) к астрономическому           Г) к статистическому

3. Кто из великих географов древности первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи?

А) Геродот              Б) Эратосфен                 В) Бартоломео Диаш                Г) Пифей

4. В чем заслуга экспедиции Фернана Магеллана?

А) было доказано, что Америка – новый материк                    В) был найден кратчайший путь в Индию

Б) было доказано единство Мирового океана                           Г) была открыта Австралия

5. В чем заслуга экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева?

А) была открыта Северная Америка                 В) был найден пролив между Евразией и Северной Америкой

Б) была открыта Антарктида                             Г) был исследован Северный Ледовитый океан

6. Аристотель и Птолемей центром системы мира и Вселенной считали:

А) Солнце                     Б) Землю                       В) сферу неподвижных звезд                      Г) Луну

7. Какая из перечисленных планет земной группы имеет плотную облачную атмосферу?

А) Меркурий                Б) Венера                      В) Юпитер                    Г) Марс

8. Какая из перечисленных планет солнечной системы имеет самые большие размеры?

А) Юпитер                   Б) Сатурн                       В) Уран                        Г) Нептун

9. Яркой светящейся черточкой на ночном небе нам видятся:

А) кометы                    Б) астероиды                   В) спутники                 Г)  метеоры

10. Если встать лицом на север, то с правой стороны будет:

А) юг                             Б) восток                         В) запад                        Г) северо-восток

11. Что показано зеленым цветом на физической карте?

А) растительность         Б) низкие равнины                В) болота              Г) места, где живут люди

12. Литосфера – это:

А) твердое ядро Земли                     Б) вещество между ядром и земной корой

В) верхняя твердая оболочка Земли                       Г) все горные породы и минералы

13. В Южной Америке протекает самая длинная и полноводная река мира:

А) Нил                               Б) Миссисипи                          В) Янцзы                   Г) Амазонка

14. Гидросфера – это:

А) вся вода Мирового океана                       Б) водяной пар в атмосфере

В) водная оболочка Земли                            Г) вода в жидком состоянии

15. Где проводят границы биосферы?

А) там же, где нижнюю границу литосферы и верхнюю атмосферы

Б) нижнюю в почве, а верхнюю – по самым высоким горам

В) нижнюю на глубине 5 км., а верхнюю – на уровне озонового слоя

Г) нижнюю – по дну океана, а верхнюю – по самым высоким облакам

Вариант 2

1. Какая наука изучает происхождение небесных тел, их строение, состав, движение в космическом пространстве?

А) география                         Б) физика                    В) химия                   Г) астрономия

2. К какому методу географических исследований относят создание карты почв какого-либо района?

А) к картографическому                 Б) к сравнительно-географическому

В) к астрономическому                   Г) к статистическому

3. Кто из путешественников Средневековья побывал в Китае и описал жизнь и быт китайцев?

А) Марко Поло                       Б) Бартоломео Диаш                  В) Васко да Гама         Г) Христофор Колумб

4. В чем заслуга экспедиции Джейсма Кука?

А) было доказано единство Мирового океана       Б) было доказано, что Австралия – самостоятельный материк

В) был найден самый кратчайший путь в Индию            Г) была доказана шарообразность Земли

5. В чем заслуга экспедиции С.И. Дежнева?

А) было доказано, что Евразия и Северная Америка не соединены между собой

Б) были исследованы берега Антарктиды

В) были описаны внутренние районы Сибири

Г) была открыта и исследована Камчатка

6. Николай Коперник центром мира считал:

А) Землю                            Б) звезды                             В) Луну                       Г) Солнце

7. Какая из перечисленных планет земной группы имеет спутники?

А) Меркурий                      Б) Венера                             В) Марс                       Г) Нептун

8. Какая из перечисленных планет Солнечной системы имеет самые маленькие размеры?

А) Венера                           Б) Плутон                             В) Земля                      Г) Нептун

9. Метеоритами называют космические тела, которые:

А) упали на Землю                                 Б) сгорели в земной атмосфере      

В) имеют твердое ядро и хвост, состоящий из газов и мелкой пыли    

Г) вращаются вокруг Солнца и образуют пояс между Марсом и Юпитером

10. К какой стороне горизонта нужно повернуться лицом, чтобы справа  оказался север?

А) к югу                             Б) к востоку                    В) к западу                Г) к юго-востоку

11. Что показано зеленым цветом на плане местности?

А) растительность              Б) низкие равнины                В) болота              Г) места, где живут люди

12. Землетрясения и извержения вулканов  чаще всего происходят:

А) в южных районах                                        Б) в центрах плит земной коры

В) на границах плит земной коры                   Г) на побережье океана

13. В Африке расположена величайшая пустыня Земли:

А) Килиманджаро                     Б) Сахара                     В) Виктория                 Г) Эйр

14. Атмосфера – это:

А) все облака над Землей                       Б) воздушная оболочка Земли

В) тонкий слой озона                              Г) все ветры Земли

Опубликовано в группе «Календарно- тематическое планирование »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.