12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Вдовина Татьяна Анатольевна37

Рассмотрено:

Руководитель МО

МБОУ «СОШ с.Широкий Уступ Калининского района Саратовской области» _________/Вдовина Т.А.____________/

Протокол№ ___от «_28_»__08__2018___г.

Согласовано:

заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с.Широкий Уступ Калининского района Саратовской области»

___________/Кривошеева А.И./

«_28_»_______08_____2018___г.

Утверждаю:

директор МБОУ

«СОШ с.Широкий Уступ

Калининского района Саратовской области»:

____________С.В. Кривошеев

Приказ № ___ от_28.08._____.2018__г.


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ.

5- 9 классы

(к основной образовательной программе основного общего образования

МБОУ «СОШ с Широкий Уступ Калининского района Саратовской области»)

Срок реализации 5 лет


 

Составила:

Вдовина Т.А., учитель географии МБОУ «СОШ с.Широкий Уступ

Калининского района Саратовской области», первая категория

 

с.Широкий Уступ

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха»

( 5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии:

с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

общего образования; с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования; фундаментального ядра содержания общего образования; с рабочей программой «география», авторы-составители А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя

с программой развития и формирования универсальных учебных действий,

которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития

обучающихся; идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России; с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных)

Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


 

Источники географической информации

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт .

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли

Выпускник научится:

• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;

• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

• проводить расчёты демографических показателей;

• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

• оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

• различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;

• оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Население России

Выпускник научится:

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

• Хозяйство России

Выпускник научится:

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс

Содержание

Количество часов

Характеристика учебной деятельности

1

«Географическое познание нашей планеты»

3

Наблюдать за географическими объекта ми своей местности.

Изучать правила работы с «Дневником географа- следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли.

2

«Земля как планета Солнечной системы»

4

Объяснять существенные признаки понятий:

«глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор».

Использовать понятия «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор» для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по около- солнечной орбите. Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на около- солнечной орбите и природными сезонами, временами года.

Приводить примеры планет земной группы.

Понимать причины фенологических явлений.

Использовать приобретённые знания и умения для проведения фенологических наблюдений

3

Литосфера

9

Объяснять существенные признаки понятий:

«литосфера», «земная кора»,

«рельеф», «горы», «равнины». Использовать понятия «литосфера», «земная кора»,«рельеф», «горы», «равнины» для решения учебных

задач по созданию модели внутреннего строения Земли,

по определению на местности относительных высот точек земной поверхности. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа

земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирать источники географической информации для

составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных

пород. Составлять описание гор

и равнин, их географического положения. Использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности

землетрясений. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

4

Гидросфера

8

Объяснять существенные признаки понятий:

«гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро».

Использовать понятия «гидросфера», «океан», «море»,

«река», «озеро» для решения учебных задач по созданию

модели глобального океанического конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела

между речными бассейнами. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом

горных пород и скоростью просачивания воды. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды. Составлять описание океанов и рек, их географического положения. Использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт, выделения частей Мирового

океана, источников питания и режима реки.

5

Атмосфера

5

Объяснять существенные признаки понятий:

«атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат». Устанавливать взаимосвязи

между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра. Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин

разнообразия климата на Земле. Проводить самостоятельный

поиск географической информации о своей местности

из разных источников.

6

Биосфера

6

Объяснять существенные признаки понятий:

«почва», «почвенное плодородие»,«биосфера», «природный комплекс».Использовать понятия «биосфера», «природно-территориальный комплекс» для решения учебных задач по определению механического состава почвы. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы, растений разных районов Земли Составлять писание коллекции комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы.

 

Итого

35 часов

 

 

6 класс

Содержание

Количество часов

Характеристика учебной деятельности

1

Введение. Географическое познание нашей планеты

6

Строить модель гномона.

Измерять высоту Солнца над

горизонтом.

Составлять свою «Карту мира» в

«Дневнике географа-следопыта». Читать фрагмент «Книги о

разнообразии мира» Марко Поло.

Работать со своей «Картой мира» в

«Дневнике географа-следопыта». Изучать устройство компаса.

Создавать модель компаса.

Определять направление на стороны

горизонта и визировать по компасу. Работать с топонимическим словарѐм.

Создавать игру «Материки и части

света».

2

Изображение земной поверхности

12

Готовить самодельное оборудование

для проведения ориентирования на

местности.

Определять среднюю длину своего

шага. Проводить полярную съѐмку

пришкольного участка. Создавать и работать с макетами

холмов. Обозначать на макетах линии с

одинаковой высотой. Работать со школьным глобусом:

определять масштаб, измерять длину

экватора и меридианов, определять

расстояния между объектами,

протяжѐнность Африки с севера на юг.

Изучать правила работы с контурными

картами.

Обозначать положение

географического объекта на контурной

карте, показывать направления на

основные стороны горизонта в

различных частях контурной карты.

3

Геосферы Земли

15

Работать с коллекцией минералов и

горных пород.

Описывать свойства одного минерала,

определять его твѐрдость.

Записывать результаты изучения

минерала в «Дневнике географа-

следопыта». Описывать географическое положение

Анд по глобусу или физической карте на

основе плана с примерами.

Составлять план описания Гималаев на

основе работы с текстом учебника. Исследовать условия нагрева

подстилающей поверхности солнечными

лучами с помощью упрощѐнной модели.

Определять суточную амплитуду

температуры воздуха по данным своего

дневника погоды.

Сравнивать значения амплитуды

температуры воздуха при безоблачной и

при пасмурной погоде. Объяснять отмеченные различия. Изучать устройство и правила работы с

барометром-анероидом.

Измерять атмосферное давление на

разных этажах здания. Проводить опыт, показывающий, как

образуется туман.

Описывать результаты опыта в

«Дневнике географа-следопыта».

Работать с таблицей данных о

количестве осадков в различных городах

мира, объяснять причины выявленных

особенностей годового распределения

осадков. Описывать географическое положение

реки Нил по глобусу или физической

карте на основе плана с примерами. Описывать представителей различных

рас по упрощѐнному плану с

использованием фотографий и описаний

расовых признаков.

Фиксировать выводы о типичных

расовых признаках в «Дневнике

географа-следопыта»

4

Резерв

2

 

5

итого

35

 


 

7 класс

Содержание

Количество часов

Характеристика учебной деятельности

1

Источники географической информации

2

Анализировать учебник, повторятьприѐмы работы с учебной книгой. Определять структуру курса по

содержанию учебника. Составлять перечень источников

географической информации. Группировать карты учебника и атласа по разным признакам (охвату территории, масштабу, содержанию).

Различать географические описания и

характеристики, приводить примеры

2

Современный облик планеты Земля

4

Выделять в геологическом времени этапы развития Земли.

Объяснять происхождение материков и впадин океанов.

Определять географическое положение

материков, океанов, частей света.

Сравнивать географическое положение этих объектов, устанавливать сходство и различия. Выявлять различия между географической оболочкой и географической средой. Давать

определения этим понятиям.

Выявлять основные закономерности (свойства) географической оболочки.

3

Население Земли.

5

Анализировать графики изменения численности населения во времени. Составлять прогноз изменения численности населения Земли. Решать задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста населения. Находить информацию о населении своей местности.

Строить графики и диаграммы по собранным данным. Давать определение понятия «этнос». Моделировать на контурной карте

размещения крупнейших этносов и малых народов, а также пути расселения индоевропейских народов. Изучать по карте народов мира территории проживания народов, относящихся к одним языковым семьям. Показывать на карте крупнейшие страны мира, определять по карте основные виды хозяйственной деятельности людей в этих странах. Показывать на карте многонациональные страны.

4

Главные особенности природы Земли

17

Устанавливать связи между строением

земной коры и размещением крупнейших

и крупных форм рельефа. Определять по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Читать карту строения земной коры.

Объяснять опасные природные явления,

происходящие в литосфере. Читать

карты, космические снимки, аэрофотоснимки. Описывать рельеф

одного из материков. Сравнивать рельеф двух материков, выявлять

причины сходства и различий. Выявлять по картам зависимость

температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, закономерности уменьшения средних температур от

экватора к полюсам. Объяснять влияние на климат характера

подстилающей поверхности (в том числе океанических течений) и движения воздушных масс.

Составлять характеристику основных

типов воздушных масс. Оценивать роль климата как компонента

природы и как важнейшего условия жизни людей.

Объяснять значение климатических ресурсов (тепла и влаги) в жизни и деятельности человека. Приводить примеры адаптации людей к

климату. Оценивать климатические условия какого-либо материка для жизни населения. Оценивать роль самого большого

природного комплекса в жизни Земли. Приводить примеры проявления зональности в распределении поверхностных водных масс, температуры и солѐности вод. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления

господствующих ветров. Объяснять механизм взаимодействия океана с атмосферой и сушей. Доказывать роль океана как мощного

регулятора многих процессов, происходящих на Земле.

Устанавливать по карте географическое положение крупных водных объектов. Описывать по карте территории с

густой речной сетью, районы распространения ледников, озѐр, болот.

Выявлять причины их образования. Сопоставлять тематические карты в целях выявления зависимости характера, питания и режима рек от рельефа и климата. Составлять характеристику зональных

типов рек. Давать определение понятия «природная зона». Составлять характеристику экваториальных лесов, саванн, пустынь

тропического пояса с установлением связей между компонентами зоны. Изучать по карте географическое

положение океанов. Сравнивать компоненты природы двух

океанов, объяснять причины установленных фактов.

Устанавливать по картам систему течений в океанах.

Оценивать роль океанов в хозяйственной деятельности людей.

5

Материки и страны

34

Определять географическое положение

материка и влияние его на природу. Составлять характеристику

компонентов природы. Объяснять преобладание в рельефе

высоких равнин, размещение месторождений полезных ископаемых.

Объяснять влияние климатообразующих факторов на климат материка. Составлять характеристику климата

одной из территорий. Читать климатограммы. Объяснять

зависимость рек от рельефа и климата. Объяснять особенности размещения природных зон. Оценивать природные богатства. Обсуждать проблемы неумеренного использования природных богатств материка и меры по сохранению природы

Континента. Анализировать изменения численности

населения материка во времени и факторы, влияющие на этот показатель. Определять по карте плотности

населения особенности размещения, по карте народов — этнический состав населения , по статистическим показателям — соотношение городского и сельского населения. Различать города

материка по их функции. Группировать страны по различным признакам. Различать природно- хозяйственные историко-культурные регионы . Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Материки и страны».

6

Природа Земли и человек .

3

Объяснять причины изменений характера взаимодействия человека и природы по мере развития человечества. Различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы». Приводить примеры неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов.

Характеризовать виды ресурсов по происхождению и принадлежности к какому-либо компоненту природы. Составлять описание местности, в которой школьник провѐл летние

каникулы, выявлять еѐ экологические проблемы и пути сохранения и

улучшения качества окружающей среды; называть памятники природы и культуры. Доказывать на примерах возрастание

роли географической науки в рациональном природопользовании.

Приводить примеры применения учѐными-географами традиционных, новых и новейших методов исследования природы Земли, населения и его хозяйственной деятельности

7

Резерв

5

 

8

Итого

70

 


 


 


 


 

8 класс

Содержание

Количество часов

Характеристика учебной деятельности

1

2

Введение в

курс

«География

России»

Географическое положение России

1

10

Выяснять роль географической науки в

решении практических задач страны.

Выявлять уровни географического положения на основе анализа

иллюстративных материалов учебника. Выявлять последовательность изучения географических объектов на основе

иллюстративных материалов учебника. Обсуждать примеры природных, политических, социально-экономических

и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем. Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжѐнность территории страны в

направлениях север-юг, запад-восток; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны. Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ. Выявлять роль пограничных государств

и стран СНГ во внешней торговле России, определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле РФ, определять товары, которые составляют основу экспорта и импорта России, по

иллюстративным и статистическим материалам учебника.

Обсуждать особенности транспортно-географического положения. На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника

приводить примеры разных типов и видов границ РФ. Выполнять тестовые задания.

3

История заселения, освоения и исследования территории России

5

Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских

землепроходцев XVI–XVII вв. На контурную карту наносить города,основанные в европейской и азиатской

частях страны в этот период. Обсуждать современные географические исследования, методы географических

исследований и их роль для развития хозяйства страны.

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу

«История заселения, освоения и исследования территории России».

4

Природа России

36

Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы. Читать геологическую карту и

определять возраст горных пород. Определять по тектонической карте тектонические структуры, лежащие в основании различных территорий (Восточно-Европейской равнины, Кавказских гор и др.). Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного

использования. Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами, на основе объяснений

учителя. Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации. Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от

географической широты. Оценивать в процессе беседы

климатические условия страны и их зависимость от географического

положения. Анализировать климатические карты и

определять средние температуры января

и июля, годовое количество осадков для

различных территорий России. Выявлять особенности рек, которые

определяются климатом, на основании

материалов учебника. Анализировать карту распространения

многолетней мерзлоты. Обсуждать в процессе беседы значение

водных ресурсов для человека, при

необходимости используя материалы

учебника. Определять существенные признаки

понятия «почва» на основании беседы.

Выявлять факторы почвообразования на

основании объяснения учителя или иных

источников информации;

конкретизировать механизм действия

различных факторов на примере разных

типов почвы. Определять состав органического мира

России на основании материалов

учебника.

Выявлять факторы, определяющие

биоразнообразие территории, на

основании объяснения учителя или иных

источников информации;

конкретизировать действие

рассмотренных факторов. Обсуждать примеры взаимосвязей

между компонентами природы с целью

выявления существенных признаков

понятия «природный комплекс». Определять особенности и виды особо

охраняемых природных территорий

(ООПТ) на основе анализа текста и

иллюстративных материалов учебника.

Приводить примеры разных видов особо

охраняемых природных территорий на

основе сообщений учащихся. Выполнять итоговые задания и отвечать

на вопросы учебника по данному

разделу.

Выполнять тестовые задания.

5

Население России

11

Определять численность населения

России, место России по численности

населения в мире. Определять соотношение мужчин и

женщин в России на основе анализа

иллюстративных материалов учебника.

Выполнять задания на чтение и анализ

современной возрастно-половой

пирамиды России. Выявлять особенности этнического

состава населения России, определять

крупнейшие по численности народы на

основе анализа текста и иллюстративных

материалов учебника. Обсуждать понятие «город», выявлять

его существенные признаки. Обсуждать понятие «сельская

местность», выявлять его существенные

признаки. Обсуждать понятие «миграции

населения», выявлять его существенные

признаки. Определять место России в мире по

средней плотности населения. Обсуждать понятия «трудовые ресурсы»,

«экономически активное население»,

выделять их существенные признаки. Выполнять итоговые задания и отвечать

на вопросы по разделу «Население

России».

Выполнять тестовые задания.

6

Природный фактор в развитии России .

5

Выявлять влияние природных условий

(прямое и опосредованное) на расселение

людей, их жизнь и здоровье, размещение

отраслей хозяйства и другие формы

человеческой деятельности на основе

объяснения учителя, текста и анализа

иллюстративных материалов учебника.

Приводить примеры особенностей

культуры разных народов РФ, связанных

с природными условиями их ареала

проживания.

Обсуждать изменение характера влияния

природных условий и ресурсов на разных

этапах развития общества.

Определять соотношение экономически

эффективной территории России и еѐ

государственной территории на основе

иллюстративных материалов учебника.

7

Резерв

2

 
 

итого

70

 


 

9 класс.


 

Содержание

Количество часов

Характеристика учебной деятельности

1

Хозяйство России

27

Знакомиться с комплектом учебных

пособий по курсу географии 9 класса.

Обсуждать существенные признаки

понятий «отрасль», «хозяйство страны».

Определять отраслевой состав хозяйства

на основе анализа иллюстративного

материала учебника и статистических

материалов.

Выявлять исторические этапы

формирования хозяйства страны на

основе анализа иллюстративных

материалов учебника. Выявлять примеры

отраслей, относящихся к разным

секторам хозяйства.

Обсуждать существенные признаки

понятия «межотраслевой комплекс». Определять состав ТЭК, его значение в

хозяйстве, связи с другими отраслями

хозяйства на основе работы с текстом и

иллюстративными материалами

учебника.

Обсуждать географическое понятие

«топливно-энергетический баланс».

Выявлять значение для экономики

страны соотношений используемых

видов топлива.

Подготавливать краткие

сообщения/презентации об истории

становления топливной промышленности

в России. Определять отраслевой состав и

значение металлургического комплекса в

хозяйстве страны, выявлять связи

металлургического комплекса с другими

межотраслевыми комплексами на основе

анализа иллюстративных материалов

учебника. Определять состав, место и значение

химико-лесного комплекса в хозяйстве

страны. Определять отраслевой состав АПК на

основе анализа иллюстративных

материалов учебника.

Обсуждать отличия

сельскохозяйственного производства от

промышленного, особенности и значение

комплекса в хозяйстве страны.

Выявлять связи АПК с другими

межотраслевыми комплексами на основе

текста учебника. Определять отраслевой состав

инфраструктурного комплекса на основе

анализа текста и иллюстративных

материалов учебника. Определять виды связи на основе

анализа текста и иллюстративных

материалов учебника.

Обсуждать место и значение видов связи

в хозяйстве страны, в современном мире. Определять экологически

неблагополучные регионы России на

основе анализа текста учебника и карт

атласа.

Обсуждать экологические аспекты

концепции устойчивого развития

общества на основе анализа текста. Выполнять итоговые задания и отвечать

на вопросы раздела.

2

Природно-хозяйственны

е регионы России

39

Определять и сравнивать разные виды

географического районирования. Готовить и обсуждать групповые

учебные проекты разных видов

районирования территории России на

основе анализа, сравнения и группировки

статистических данных. Определять географическое положение

Западного макрорегиона и

расположенных в его пределах природно-

хозяйственных регионов и субъектов РФ

на основе анализа иллюстративных

материалов учебника и карт атласа. Определять основные показатели,

характеризующие современное население

региона. Обсуждать исторические и социально-

экономические предпосылки

формирования хозяйства региона на

основе анализа текста. Определять географическое положение

Восточного макрорегиона и

расположенных в его пределах природно-

хозяйственных регионов и субъектов РФ

на основе анализа иллюстративных

материалов учебника и карт атласа.

Выявлять и обсуждать особенности

природы азиатской части России (формы

рельефа, геологическое строение и

полезные ископаемые; особенности

климата и внутренних вод территории;

проявление природной зональности;

природные условия и ресурсы, их

влияние на хозяйственную деятельность

населения, экстремальность условий

жизни и деятельности населения в зоне

Севера) на основе анализа

иллюстративных материалов учебника и

карт атласа.

Обсуждать природный, человеческий и

хозяйственный потенциал макрорегиона,

его роль в жизни страны на основе

текста, иллюстративных и

статистических материалов учебника. Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Природно-

хозяйственные регионы России».

3

Россия в современном мире .

1

Определять показатели,

характеризующие место России в

современной мировой экономике, на

основе анализа текста, иллюстративных и

статистических материалов учебника.

Обсуждать географические понятия

«валовый» внутренний продукт (ВВП)»,

«экономическая интеграция».

Определять основные статьи экспорта и

импорта России, выявлять основных

внешнеэкономических партнѐров России

на основе анализа статистических

материалов учебника и карт атласа.

4

Резерв

4

 

5

Итого

70

 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение№1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

П.№

Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

Применения ТСО и ИКТ

Примечания

1

География —

одна из наук о

планете

Земля.

   

Презентация

 

2

География —

одна из наук о

планете

Земля.

       

3

Наблюдения —

метод

географической

науки

     

Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона

4

Земля среди

других планет

Солнечной

системы

   

презентация

 

5

Движение

Земли по около

солнечной

орбите

       

6

Движение

Земли по около

солнечной

орбите

       

7

Суточное

вращение

Земли

       

8

Слои

«твёрдой»

Земли

   

презентация

 

9

Вулканы

Земли

Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит.

   

презентация

 

10

Из чего

состоит

земная кора.

   

презентация

 

11

Из чего

состоит

земная кора.

       

12

Строение

земной коры.

Земле

трясения

   

презентация

 

13

Рельеф

земной

поверхности.

.

       

14

Пр. р. №2 Определение по карте географического положения гор и равнин.

       

15

Человек и

литосфера

       

16

Воздушная

оболочка

Земли

   

презентация

 

17

Погода и

метеоро

логические

наблюдения

       

18

Практическая работа №3 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.

       

19

Человек и

атмосфера

       

20

Вода на

Земле

   

презентация

 

21

Вода на

Земле

       

22

Мировой

океан —

главная часть

гидросферы

   

презентация

 

23

Воды суши.

Реки

   

презентация

 

24

Озера

       

25

Вода в

«земных

кладовых»

       

26

Человек и

гидросфера

       

27

Оболочка

жизни

       

28

Жизнь в

тропическом

поясе

       

29

Растительный и животный

мир

умеренных

поясов.

       

30

Практическая работа №5 Описание типичных природных комплексов своей местности .

       

31

Жизнь

в полярных

поясах и

в океане

   

презентация

 

32

Природная

среда.

       

33

Охрана

природы

       

34

Итоговый урок по теме «Географические оболочки Земли»

       

35

Обобщающий урок.

       

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

П.№

Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

Применения ТСО и ИКТ

Примечания

1

Начало географического познания Земли

       

2

География в Средние века (Европа)

   

презентация

 

3

География в Средние века (Азия)

   

презентация

 

4

Великие географические открытия.

   

презентация

 

5

Географические открытия и исследования в XVI-XIX веках.

       

6

Современные географические исследования

       

7

Изображения земной поверхности.

   

презентация

 

8

Ориентирование на местности.

       

9

Топографический план и топографическая карта.

       

10

Как составляют топографические планы и карты.

   

презентация

 

11

Изображение рельефа на топографических планах и картах.

       

12

Виды планов и их использование

   

презентация

 

13

Глобус – модель Земли

   

презентация

 

14

Географические координаты. Географическая широта

       

15

Географические координаты. Географическая долгота

       

16

Определение расстояний и высот по глобусу

   

презентация

 

17

Географическая карта

       

18

Географические карты и навигация в жизни человека

       

19

Минералы.

       

20

Выветривание и перемещение горных пород.

   

презентация

 

21

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

       

22


 

Равнины и плоскогорья суши.

   

презентация

 

23

Рельеф дна Мирового океана.

   

презентация

 

24

Как нагревается атмосферный воздух.

       

25

Атмосферное давление.

   

презентация

 

26

Движение воздуха.

       

27

Вода в атмосфере. Водяной пар. Влажность воздуха

       

28

Виды атмосферных осадков. Измерение осадков

   

презентация

 

29

Климат.

   

презентация

 

30


 

Обобщающее повторение по теме «Атмосфера»

       

31

Воды Мирового океана.

   

презентация

 

32

Воды суши.

       

33

Биологический круговорот. Почва

       

34

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка.

   

презентация

 

35

Обобщающее повторение по разделу «Геосферы Земли»

       

Календарно-тематическое планирование 7 класс

№п.п.

Название темы урока

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Использование ИКТ

Проектная деятельность

Примечание

1

Введение. Страноведение.

       

2

Источники географических знаний

       

3

Происхождение материков и впадин океанов

   

Практическая работа №1

Обозначение на контурной карте литосферных плит и сейсмических поясов Земли
 

 

4

Географическая среда – земное окружение человеческого общества.

       

5

Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность

       

6

Расселение людей. Численность населения Земли.

       

7

Особенности расселения людей .

       

8

Народы мира и разнообразие стран

       

9

Религии мира и культурно-исторические регионы

       

10

Планетарные формы рельефа.

       

11

Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

       

12

Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей.

       

13

Климатообразующие факторы

       

14

Климатические пояса

   

Практическая работа №2

Обозначение на к/к климатических поясов Земли и описание климата места по климатической карте

 

15

Климат и человек

       

16

Мировой океан – главная часть гидросферы

       

17

Воды суши. Закономерности их питания и режима.

       

18

Изменения вод суши под влиянием хозяйственной деятельности.

       

19

Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов.

       

20

Природные зоны субтропических поясов.

       

21

Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов.

       

22

Повторение обобщение раздела «Главные особенности природы Земли»

       

23

Особенности природы и населения южных материков.

       

24

Особенности природы и населения северных материков.

       

25

Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.

   

Практическая работа  №3

См. учебник стр.70

 

26

Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности.

       

27

Географическое положение материка Африка.

       

28

Особенности природы Африки

   

Практическая работа №4

Описание географического положения материка

 

29

Население и политическая карта Африки.

   

Практическая работа №5

Характеристика ПК Африки по картам.
 

 

30

Страны Северной Африки

       

31

Страны Западной и Центральной Африки

   

Практическая работа №6 « Описание страны по плану»

 

 

32

Страны Восточной Африки.

       

33

Страны Южной Африки.

       

34

Обобщение темы «Африка»

       

35

Географическое положение Австралии

       

36

Особенности природы Австралии

       

37

Австралийский Союз (Австралия)

   

Практическая работа №7

Сравнение географического положения Африки и Австралии
 

 

38

Океания.

 


 

   

39

Географическое положение материка Южная Америка

       

40

Особенности природы Южной Америки

   

Практическая работа №8

Сравнение  ГП материков Южная Америка и Африка, черты сходства и различия.

 

41

Население и политическая карта Южной Америки.

       

42

Страны Внеандского Востока

   

Практическая работа №9

Описание реки Южной Америки (Ориноко, Парана)
 

 

43

Страны Внеандского Востока

       

44

Страны Андийского Запада

       

45

Особенности географического положения и природы Антарктиды.

       

46

Обобщение по теме «Южные материки»

       

47

Особенности природы Северной Америки.

       

48

Страны Северной Америки

   

Практическая работа №10

Характеристика природы страны и населения одной из стран Ю.Америки

 

49

Страны Северной Америки

       

50

Страны Средней Америки

       

51

Основные черты природы Евразии. Население материка.

   

Практическая работа №14

Особенности географического положения Евразии  и его влияние на природу материка

 

52

Страны Северной Европы

       

53

Страны Западной Европы

       

54

Страны Западной Европы

       

55

Страны Центральной и Восточной Европы

       

56

Страны Южной Европы

       

57

Страны Юго-Западной Азии

       

58

Страны Юго-Западной Азии

       

59

Страны Южной Азии.

   

Практическая работа № 15

Характеристика климата места по климатограмме
 

 

60

Страны Центральной Азии

       

61

Страны Восточной Азии

       

62

Страны Восточной Азии

       

63

Страны Юго-Восточной Азии

       

64

Обобщение по темам «Северные материки»

       

65

Природа – основа жизни людей.

       

66

Изменение природы человеком.

       

67

Роль географической науки в рациональном использовании природы.

       

68

Итоговый контроль за курс 7 класса

       

69-70

Обобщающий урок

       
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.