12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алексеева Наталья Сергеевна47
Учитель географии МОУ Ивняковской СШ ЯМР 1 квалификационной категории
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Описание места учебного предмета в учебном плане

Изучение предмета география начинается в 5 классе и является продолжением изучения предмета Окружающий мир в начальной школе.

Распределение учебного времени по классам ступени:

Класс

5

6

7

8

9

Число часов всего

34

34

68

68

68

Число часов в неделю

1

1

2

2

2

Цели изучения данного предмета:

- обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения

географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования

разнообразных природных, социально-экономических и экологических

процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения

безопасности жизнедеятельности.

- овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Предмет география входит в предметную область общественнонаучные предметы. Учебный предмет география на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как биология, история, физика, химия, математика, информатика и ИКТ, что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Планируемые результаты

Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета география

класс

Личностные результаты

Метапредметные результаты

регулятивные

коммуникативные

познавательные

5

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

Определять возможные роли в совместной деятельности

Выделять явление из общего ряда других явлений

6

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа)

Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

7

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

8

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога

Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного

9

Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен

Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Предметные результаты освоения учебного предмета ­­­­­­­­­география

Кл

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

5

1)Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2)Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3) уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- работать с источниками географической информации;

- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

6

1)ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

2) представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

3) проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

4) уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

5) описывать погоду своей местности;

6) давать характеристику рельефа своей местности;

- наносить на контурные карты основные формы рельефа;

- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

-подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

7

1)различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

2) описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

3) различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

4)объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

8

1)различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

2) оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

3) различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

4) оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

5) объяснять расовые отличия разных народов мира;

6) различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

7) находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

8) сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;

- давать характеристику климата своей области (края, республики);

- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

9

1)оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

2) использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

3) оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

4) различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

5)использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России

- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;


 

Основное содержание курса «География» 5-6 класс.

34 часа на каждый год обучения. 1 час в неделю.

Развитие географических знаний о Земле.

Введение. Что изучает география.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Природа Земли.

Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.

Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.

Человечество на Земле.

Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.

Основное содержание курса «География материков и океанов» 7 класс.

68 часов на год обучения. 2 часа в неделю.

Освоение Земли человеком.

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы

географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона). Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху

Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).

Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский. А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).

Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.

Главные закономерности природы Земли.

Литосфера и рельеф Земли.

История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.

Атмосфера и климаты Земли.

Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).

Мировой океан – основная часть гидросферы.

Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

Географическая оболочка.

Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.

Характеристика материков Земли.

Южные материки.

Особенности южных материков Земли.

Африка.

Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта. Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа). Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых). Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).

Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).

Австралия и Океания.

Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.

Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).

Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные

острова»).

Южная Америка.

Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).

Антарктида.

Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки

в Антарктиде.

Северные материки.

Особенности северных материков Земли.

Северная Америка.

Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной

Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).

Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.

Евразия.

Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и

хозяйственную деятельность людей).

Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой

экономики).

Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).

Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).

Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).

Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).

Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).

Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и

культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).

Взаимодействие природы и общества.

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

Тематическое планирование. 2018-2019 у. г.

5 класс. 34 часов. 1 час в неделю.

пп

Наименование тем (разделов)

Кол-во часов

Основной вид учебной деятельности

5 класс. 34 часов.

1

Введение

1

Знакомство со структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.

2

Развитие географических знаний о Земле.

10

Работа с текстами учебника, контурной картой и атласом. Изучение по картам маршрутов путешественников. Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обсуждение значения открытий. Поиск и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Работа с дополнительными источниками информации. Выполнение тестовых заданий.

3

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

7

Сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Описание воздействия на Землю ее единственно естественного спутника – Луны. Наблюдение действующей модели движения Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Объяснения смены времен года и смены суток. Составление анализа схем «Географические следствия вращения Земли вокруг Солнца» и «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Составление и объяснение схемы «Географические следствия формы и размеров Земли». Ведение календаря наблюдений. Работа с итоговыми вопросами по разделу, выполнение тестовых заданий.

4

Изображение земной поверхности.

8

Умение пользоваться компасом: определение стон горизонта, азимута. Изучение различных видов изображения земной поверхности. Сравнение плана местности с аэрофотоснимком, фотографиями одной местности. Определение вида масштаба. Определение по топографической карте или плану местности расстояний между географическими объектами. Чтение условных знаков на плане местности. Описание маршрута по плану местности. Составление простейшего плана местности. Ориентирование на местности. Работа со шкалой высот и глубин. Работа с контурной картой и атласом. Решение практических задач. Сопоставление карт различного содержания.

5

Природа Земли.

8

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя. Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя. Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов. Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе. Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока.

Работа с учебником и электронным приложением Анализ текста учебника, работа с электронным приложением.

6 класс. 34 часов.

1

Введение. Развитие географических знаний о Земле.

1

Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с атласом. Работа с текстом учебника.

2

Изображения Земной поверхности.

8

Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний. Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов. Определение географических координат объектов. Определение по картам высот и глубин объектов. Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом.

3

Природа Земли.

22

Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению.

Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения.

Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединноокеанических хребтов океанов. Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей. Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений. Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Знакомство с подземными водами на экскурсии.

Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов.

Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ.

Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища. Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты. Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы ». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем. Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом. Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности. Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование. Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь. Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира. Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану. Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой.

4

Человечество на Земле

3

Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн. человек. Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.) Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой.

7 класс. 68 часов.

1

Освоение Земли человеком.

5

-Показывать материки и части света; -приводить примеры островов материковых, вулканических, коралловых; -давать характеристику карты;

-читать и анализировать карту.

2

Главные закономерности природы Земли.

14

-Называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

-объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; -называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики; -делать простейшие описания климата

отдельных климатических поясов; -показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;

-приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

-приводить примеры природных комплексов;

-составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов;

-уметь читать карты, снимки, схемы, диаграммы материков;

-описывать и сравнивать по карте рельеф материков, выявлять причины сходства и различий; -характеризовать климат по климатическим картам; -оценивать климатические условия материка

для жизни населения;-анализировать карты антропогенных

ландшафтов.

3

Характеристика материков Земли.

48

-Показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;-показывать на карте наиболее крупные и

известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);-приводить примеры антропогенных изменений;описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

-показывать наиболее крупные государства на материках;

-уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;-приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.

-характеризовать ГП, рельеф, климат,

природные зоны, внутренние воды, население

и хозяйство, страны и народы и

устанавливать зависимость между ними, а

также хозяйственной деятельностью человека

в пределах этих материков и океанов;

- сравнивать компоненты природы; -оценивать влияние компонентов природы

друг на друга, а также на население и его

хозяйственную деятельность;

8

Взаимодействие природы и общества.

1

-Приводить примеры, подтверждающие

закономерности географической оболочки —

целостность, ритмичность, зональность;

-объяснять их влияние на жизнь и

деятельность человека;

-называть разные виды природных ресурсов;

-приводить примеры влияния природы на

условия жизни людей.

Поурочное планирование.

№п.п

Тема урока

Дата проведения урока

 

5 класс.

 

1

Введение. Что изучает география

 
 

Развитие географических знаний о Земле. 10 ч.

 

2

Представления о мире в древности. Появление первых географических карт.

 

3

Вводная диагностическая работа

 

4

География в эпоху Средневековья

 

5

Эпоха Великих географических открытий. Значение Великих географических открытий.

 

6

Географические открытия XVII–XIX вв.

 

7

Географические исследования в ХХ веке

 

8

Работа с картой «Имена на карте».

 

9

Современные географические методы исследования Земли.

 

10

ПР.Р. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.

 

11

Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле».

 
 

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. 7 ч.

 

12

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна.

 

13

Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты.

 

14

Виды движения Земли и их географические следствия.

 

15

Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Пр.р «Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года»

 

16

Рубежная диагностическая работа

 

17

Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

 

18

Календарь.

 
 

Изображение земной поверхности. 8 ч.

 

19

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.

 

20

Масштаб.

 

21

Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута.

 

22

Пр. р. «Определение положения объектов относительно друг друга»

 

23

План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Пр.р «Составление плана местности»

 

24

Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.

 

25

Географическая карта – особый источник информации.

 

26

Обобщение знаний по теме «Изображение земной поверхности».

 
 

Природа Земли. 8ч.

 

27

Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли.

 

28

Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

 

29

Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Человек и гидросфера.

 

30

Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Человек и атмосфера.

 

31

Итоговая диагностическая работа.

 

32

Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Охрана природы.

 

33

Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке.

 

34

Обобщение по теме «Природа Земли».

 

6 класс 34 часов

 

Развитие географических знаний о Земле. 1 час.

 

1

Географические знания в современном мире.

 
 

Изображения Земной поверхности. 8 часов.

 

2

Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте.

 

3

Вводная диагностическая работа.

 

4

Градусная сеть: параллели и меридианы.

 

5

Географические координаты: географическая широта.

 

6

Географические координаты: географическая долгота.

 

7

Пр.р. «Определение координат географических объектов по карте».

 

8

Определение направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. Пр.р. «Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

 

9

Обобщающий урок по теме «Изображения Земной поверхности».

 
 

Природа Земли. 22 часа.

 

10

Литосфера. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле.

 

11

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах.

 

12

Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины.

 

13

Разнообразие гор.

 

14

Рубежная диагностическая работа. Рельеф дна океанов.

 

15

Гидросфера. Мировой океан и его части.

 

16

Свойства вод Мирового океана – температура и соленость.

 

17

Движение воды в океане – волны, течения.

 

18

Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек.

 

19

Озера и их происхождение.

 

20

Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота.

 

21

Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды.

 

22

Болота. Каналы. Водохранилища.

 

23

Атмосфера. Температура воздуха. Нагревание воздуха.

 

24

Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Облака и атмосферные осадки

 

25

Атмосферное давление. Ветер.

 

26

Погода и климат.

 

27

Климатообразующие факторы. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей.

 

28

Биосфера. Особенности жизни в океане.

 

29

Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах.

 

30

Географическая оболочка как среда жизни. Взаимодействие оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.

 

31

Итоговая диагностическая работа.

 
 

Человечество на Земле. 3 часа.

 

32

Численность населения Земли. Расовый состав.

 

33

Нации и народы планеты. Страны на карте мира.

 

34

Обобщение знаний за курс географии 6 класса.

 

 

7 класс 68 часов

Раздел №1. Освоение Земли человеком. 5 часов

 

Тема урока

содержание

Дата пр-я

1

Введение. Что изучают в курсе географии материков и океанов?

   

2

Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт.

   

3

Важнейшие географические открытия и путешествия древности и в эпоху Средневековья

Древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбон. Норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев

 

4

Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. и путешествия в XX веке

А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский.

А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук, И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.

 

5

Вводная диагностическая работа

   

Раздел №2. Главные закономерности природы Земли. 14 часов.

6

Литосфера и рельеф Земли. 2 часа

Литосфера.

История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия.

 

7

Рельеф Земли

Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли. Работа с к.к.

 

8

Атмосфера и климаты Земли. 3 часа

Климатообразующие факторы.

Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли.

 

9

Климатические пояса Земли.

Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Работа с к.к.

 

10

Пр.Р. Влияние климатических условий на жизнь людей.

Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).

 

11

Мировой океан – основная часть гидросферы. 5 часов.

Мировой океан – основная часть гидросферы.

Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений

 

12

Тихий океан.

Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Работа с к.к.

 

13

Атлантический океан.

Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Работа с к.к.

 

14

Северный Ледовитый океан.

Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Работа с к.к.

 

15

Индийский океан.

Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Работа с к.к.

 

16

Географическая оболочка. 4 часа

Свойства и особенности строения географической оболочки.

Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение.

 

17

Географическая зональность. Природные зоны Земли. Высотная поясность.

Выявление по картам зональности в природе материков. Работа с к.к.


 

18

Рубежная диагностическая работа.

   

19

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Главные закономерности природы Земли».

 

Раздел №3. Характеристика материков Земли. 46 часов

20

Южные материки. 1 час

Особенности южных материков Земли.

   

21

Африка. 10 часов

Географическое положение Африки и история исследования.

Работа с к.к.


 

22

Рельеф и полезные ископаемые.

Работа с к.к.

 

23

Климат и внутренние воды.

Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей.

 

24

Природные зоны Африки

Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Работа с к.к.

 

25

Население Африки, политическая карта.

   

26

Особенности стран Северной Африки.

регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа

 

27

Особенности стран Западной и Центральной Африки.

регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых

 

28

Особенности стран Восточной Африки.

регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств

 

29

Особенности стран Южной Африки.

регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).

 

30

Урок обобщения и контроля знании по теме «Африка»

   

31

Австралия и Океания. 4 часа+1 урок диагн. к.р.

Географическое положение, история исследования.

Работа с к.к.

 

32

Особенности природы материка. Эндемики.

   

33

Австралийский Союз

географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах

 

34

Океания

уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова» Работа с к.к.

 

35

Рубежная диагностическая работа

   

36

Южная Америка. 6 часов

Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка.

Работа с к.к.

 

37

Климат и внутренние воды.

Южная Америка – самый влажный материк Работа с к.к.

 

38

Природные зоны. Высотная поясность Анд

Эндемики. Изменение природы. Работа с к.к.

 

39

Население Южной Америки

влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения

 

40

Страны востока и запада материка

особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности

 

41

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Южная Америка»

   

42

Антарктида. 1 час

Антарктида – уникальный материк на Земле

Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде. Работа с к.к.

 

43

Северные материки. 1 час

Особенности северных материков Земли.

   

44

Северная Америка. 8 часов.

Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет).

Работа с к.к.


 

45

Особенности рельефа и полезные ископаемые.

Работа с к.к.

 

46

Климат, внутренние воды.

Работа с к.к.

 

47

Природные зоны.

Меридиональное расположение природных зон на территории Северной

Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка Работа с к.к.

 

48

Особенности населения

коренное население и потомки переселенцев

 

49

Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики.

   

50

Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.

   

51

Урок контроля и обобщения знаний по теме «Северная Америка»

   

52

Евразия. 15 часов + 1к.р.

Географическое положение, история исследования материка.

Работа с к.к.

 

53

Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

Работа с к.к.

 

54

Климатические особенности материка.

Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Работа с к.к.

 

55

Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение.

Работа с к.к.

 

56

Природные зоны материка. Эндемики.

Работа с к.к.

 

57

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы

население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей

 

58

Страны Средней Европы

население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики

 

59

Страны Восточной Европы

население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны

 

60

Страны Южной Европы

население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)

 

61

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии

особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты

 

62

Страны Центральной Азии

влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона

 

63

Страны Восточной Азии

население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм

 

64

Страны Южной Азии

влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»

 

65

Страны Юго-Восточной Азии

использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая

 

66

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Евразия»

   

67

Итоговая диагностическая работа.

   

Раздел №4. Взаимодействие природы и общества. 1 час

68

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей.

Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе

 

8 класс 70 часов

 

Территория России на карте мира.

7

 
 

Общая характеристика природы России.

24

 
 

Природно-территориальные комплексы России.

28

 
 

Население России.

7

 
 

География своей местности.

4

 

9 класс 68 часов

 

Хозяйство России.

22

 
 

Районы России.

44

 
 

Россия в мире.

2

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УМК «География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс»

1. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром).

2. География России. 8-9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).

3. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Рабочая тетрадь (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).

4. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Электронное приложение.

УМК «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»

1. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром).

2. География России. 8-9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).

3. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Рабочая тетрадь (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).

4. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Электронное приложение.

Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, медиатека, Интернет.

Лабораторное и демонстрационное оборудование.

Комплект географических карт и тематических таблиц по разделам курса.

Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.

Географические модели.

Библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы.

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных и проверочных работ.

Стенды для экспозиции материалов.

муниципальное образовательное учреждение

«Ивняковская средняя школа»

Ярославского муниципального района

УТВЕРЖДЕНА

приказом № __________

от 01.09.2018г.

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета география

в 5-9 классах

 

учителя первой квалификационной категории

Алексеевой Натальи Сергеевны

2018 г.

п.Ивняки

Ярославский район

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.