Рабочая программа творческого кружка «Газета "Лицеист"» (5–8 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 8 Г.ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа
Творческого кружка «Газета «Лицеист» 5-8 классы
руководителя Федяевой Татьяны Геннадьевны
Пояснительная записка
Журналистика, по определению В.И. Даля, – «журнальная, срочная словесность». Программа кружка «Газета «Лицеист» это программа интеллектуального творчества. Юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя. Одна из традиций лицея – работа творческого кружка «Газета «Лицеист». Сегодня назрела необходимость разработки образовательной программы, которая познакомит лицеистов с современными издательствами, компьютерными технологиями, позволяющими реализовать наши замыслы. С теоретическими знаниями развиваются практические навыки, что даёт каждому возможность самоутвердиться. Для этого необходимо обладать базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе и основами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание творческой газеты «Лицеист».
Актуальность программы
Программа составлена с учётом новых требований ФГОС к структуре основной образовательной программы общего среднего образования.
Она дает общее представление о том, как сделать нашу газету привлекательной для лицеистов и родителей.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий создаются ситуации, в которых каждый может выполнить индивидуальную творческую работу и принять участие в работе группы.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки при обучении основам журналистского мастерства и включить учащихся в массовую коммуникацию общества.
Система занятий построена так, чтобы ученик узнавал новое, обогащал словарный запас, постигал лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Формы занятий:
- творческая дискуссия;
- ролевые игры;
- выполнение творческих заданий;
- практическая работа (подготовка материалов для публикации в газете «Лицеист»).
Программа рассчитана на лицеистов 5-8 классов (1 ч. в неделю). Она направлена на развитие способностей правильной, выразительной, воздействующей на умы речи. Изучение основ журналистики должно способствовать расширению кругозора, воспитанию стилистического чутья, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты разных стилей.
Программа предусматривает изучение стилистики и культуры речи. Одной из важных задач программы является повышение культуры речи учащихся. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, будут полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету. Программа способствует освоению основных понятий современной информатики. Технологии, используемые в системе занятий, ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему овладеть специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу лицея.
Создание лицейской газеты позволяет установить более тесные связи внутри школы. Участие в лицейском пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие учащихся, помогает организовать себя, выразить свои патриотические чувства, помогает познать себя и открыть мир. Лицейская газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, средство повышения интереса к учебе и лицейской жизни. Для активных лицеистов газета - это генератор идей. Содержание газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, учителей, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная лицейская летопись.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения молодого поколения очень велика, поэтому лицейская газета будет защищать их от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.
Цель программы:
- научить владению методами и формами журналистской деятельности для создания лицейской газеты «Лицеист» (выпустить 4 номера в год)
Задачи программы:
- познакомить с принципами журналистского творчества;
- научить мастерству в процессе практической деятельности,
- познакомить с особенностями журналистского произведения,
Компетенции, формируемые в результате освоения программы:
развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- умение анализировать и отбирать полученную информацию;
- развитие критического мышления;
- развитие творческих способностей;
- формирование умения устного и письменного выступления.
обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- формирование умений собирать информацию и пользоваться разнообразной справочной и научной литературой.
воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса и восприятия искусства;
- формирование нравственных основ личности и патриотического воспитания;
- воспитание духовных качеств личности, активной жизненной позиции.
Основными требованиями являются:
- желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
- активная позиция во время занятий;
- выполнение творческих заданий;
- участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.
Содержание и методы деятельности
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. При организации кружка основной упор делается на работу с речью (игровые разминки: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция). На занятиях лицеисты учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения.
В начале учебного года на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами редколлегии. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор - консультант из числа старших лицеистов. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности лицеистов является работа с мультимедиа. Программа рассчитана на 1 учебный год.
Общее количество часов - 35. (1 ч. в неделю (5-8 кл.)
Кружок «Газета «Лицеист» объединяет разновозрастных учащихся и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Форма проведения занятий
Издательская деятельность в кружке имеет свою направленность. Меньше критики, потому что будущие печатные издания задуманы как заметки, грамотные и высоконравственные, патриотические. Они ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть как групповой, так и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа, индивидуальные задания и анализ практической деятельности. В программе кружка предусмотрены индивидуальные занятия; занятия по звеньям; лекции; выездные занятия; встречи с интересными людьми; практическая работа (участие в конкурсах, выпуск газеты, публикации в специализированных СМИ)
Структура учебного занятия
№ п/п |
Вид учебно-творческой деятельности |
1 |
Работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями). |
2 |
Теоретические занятия. |
3 |
Самостоятельная и творческая работа учащихся. |
4 |
Отдых, подвижные игры. |
5 |
Консультации. |
6 |
Отработка практической части по теме занятия. |
7 |
Выпуск лицейской газеты. |
8 |
Работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование) |
9 |
Ролевые игры. |
Основные требования к уровню подготовки
-
-
-
- В процессе занятий кружка лицеисты приобретают
-
-
знания:
- из истории журналистики;
- о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
- о законе о СМИ.
умения:
- создавать сочинения разных жанров;
- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
- работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
- участвовать в дискуссиях, пресс-конференциях.
Предполагаемые результаты
Лицеисты должны уметь:
- определять стиль и тип речи;
- давать характеристику текста публицистического стиля;
- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
- соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
- проводить литературное редактирование и правку текста;
- уметь общаться с людьми и аудиторией.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
- умение работать с разной литературой;
- умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером;
умение организовать интервью;
- использование знаний основных жанров периодической печати;
- умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность.
Лицеисты должны знать:
- понятие макета;
- общие правила набора текста;
- форматы графических файлов;
- цветовые системы; основные термины работы со шрифтами;
- основные понятия верстки.
Основными требованиями при создании газеты «Лицеист» являются:
- желание овладеть навыками юного корреспондента;
- активная позиция во время занятий;
- выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Учебно-методический комплект:
Группа |
Техническое обеспечение |
Наглядные пособия и дидактические материалы |
5-8кл. |
Аудиоплейер, аудиокассеты, магнитофон |
Коллажи, рисованные газеты, фотогазеты, изготовленные учащимися на практических занятиях, детские и юношеские газеты и журналы из фонда лицейской библиотеки. Краски, гуашь, фломастеры, бумага, ручки, карандаши. |
Календарно-тематическое планирование
Кружка «Газета «Лицеист»
( 5-8 классы)
№ |
Тема занятия |
план |
факт |
1 |
Введение. Журналистика как профессия. Этика журналиста и плагиат. Коллаж по теме «Давайте познакомимся». Правила техники безопасности. |
1 |
|
2 |
Планирование и содержание лицейской газеты. Распределение обязанностей. Задачи. |
1 |
|
3-4 |
Лицейская газета. Жанры журналистики. Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи. Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия |
2 |
|
5-6 |
Дизайн газеты «Лицеист». |
2 |
|
7-8 |
Публицистический стиль речи. Характеристика:сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. Стилистические фигуры речи. Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка |
2 |
|
9-10 |
Технические средства журналиста. Газетный язык и авторский почерк. Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон. |
2 |
|
11 |
Экскурсия «Кто имеет отношение к журналистике?» Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, художественно-выразительные средства публицистического стиля. |
1 |
|
12-15 |
Выпуск очередного номера школьной газеты. конец октября 2016 - №1 конец декабря 2016 - №2 начало февраля 2017 - №3 конец апреля 2017 - №4 Отбор статей, новостей, интересных для лицеистов и родителей. Создание шаблона газеты. Набор текстов статей для газеты. Редактирование содержания газеты. Проверка статей по выполнению журналистской этики. Создание электронной и печатной копии газеты. |
1×4 (4) |
|
16-17 |
Разделы. Колонки. Колонтитулы. |
2 |
|
18-19 |
Использование стилей. Вставка картинок из коллекции. Форматирование изображений. |
2 |
|
20-21 |
Темы, рубрики, полосы. |
2 |
|
22-23 |
Использование занимательного материала в газете. |
2 |
|
24-25 |
Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. Редактирование статьи. |
2 |
|
26-27 |
Требования к информации. Источники информации. |
2 |
|
28-29 |
Интервьюирование. Структурирование рабочих материалов на компьютере. |
2 |
|
30-31 |
Организация работы корреспондентов-хроникеров.Расширенная информация. |
2 |
|
32-33 |
Заседание редакционного совета лицейской газеты. Координация дальнейшей работы по выпуску газеты. |
2 |
|
34-35 |
Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. |
2 |
|
Всего 35 ч. |
|
Содержание программы
Разделы программы
Тема1. Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
- подготовить пейзажную зарисовку;
- подготовить портретную зарисовку;
- подготовить производственную зарисовку;
- подготовить бытовую зарисовку;
- подготовить контрольную зарисовку на заданную тему.
Тема 2. Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
- разработать вопросы и провести интервью с учёным;
- разработать вопросы и провести интервью с творческой личностью;
- разработать вопросы и провести интервью с рабочим;
- разработать вопросы и провести интервью с деловым человеком;
- подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.
Тема 3. Заметка. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, хроникальные подборки.
Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.
Тема 4. Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронология), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
- проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.
Тема 5. Рецензия. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии.
Практическая работа:
- подготовить рецензию на книгу;
- подготовить рецензию на фильм;
- подготовить рецензию на спектакль;
- подготовить аннотацию к книге.
Тема 6. Корреспонденция. Информация и аналитика в корреспонденции. Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.
Практическая работа:
- подготовить информационную корреспонденцию;
- подготовить аналитическую корреспонденцию.
Тема 7. Статья. Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, исследовательская, полемическая, историческая.
Практическая работа:
- подготовить проблемную статью;
- подготовить исследовательскую статью;
- подготовить полемическую статью;
- подготовить историческую статью.
Тема 8. Обозрение. Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
Практическая работа:
- подготовить общее обозрение;
- подготовить литературное обозрение;
- подготовить спортивное обозрение.
Тема 9. Обзор. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
Практическая работа:
- подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
- подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.
Тема 10. Комментарий, колонка. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Практическая работа:
- подготовить комментарий на заданную тему.
Тема 11. Эксперимент. Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.
Практическая работа:
- провести эксперимент и подготовить материал.
Тема 12. Очерк. Жанровое разнообразие. Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Практическая работа:
- подготовить портретный очерк;
- подготовить событийный очерк;
- подготовить путевой очерк.
Организация деловой игры.
Деловые игры помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией. Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие моменты:
- журналистское произведение как тип текста;
- журналистский текст как результат особого рода творчества;
- процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста;
- оперативное отражение действительности в журналистике;
- журналистское творчество и культура;
- право и этика журналиста.
Развивающие упражнения
1. "Живая речь".
Предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте.
Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.
2. "Время"
Ученики самостоятельно контролируют чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой.
3. "Фраза-картинка"
В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: « мне стыдно за себя», «малыш испугался собаку», «сегодня я получила пятёрку», «мне холодно» и т. д.
4. "Реплики"
Задание: написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он счастлив, поражён, находится вне себя, никому не верит, радуется и т.д.
5. "Жесты и мимика"
Задание: описать взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; лицеисты, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, недовольный обслуживанием.
6. "Вкусные слова..."
Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у нас возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Подберите эпитеты к словам «узоры», «дефиле», «дорога», «медвежонок», «конференция», «диктор», «лицей» и т.д.
7. "Ассоциации"
Задание: написать осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: линейка- собачка- полковник; голова - штанга - аукцион, пешка –гитара-сообщение, экзамен-лабиринт-телевизор и т.д.
Цель: научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.
8. "Первая фраза"
Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Задание: написать несколько первых фраз к ненаписанным материалам. Требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше.
Цель: определить роль первых фраз в публицистическом тексте.
9. "Сказка"
Учащиеся выбирают любую сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в публицистическую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и т.д.
Цель: уточнение смысла понятия "журналистская информация".
10. "Стоп-кадр"
К любой иллюстрации из журнала, газеты, фотографии сделать несколько подписей. Из 1-5 слов или словосочетания (заголовок). Из одного предложения – не более 18 слов, включая союзы и предлоги.
11. "Письмо в редакцию"
Лицеисты пробуют себя в качестве читателя, обратившегося с просьбой или вопросом в редакцию центрального издания.
Цель: преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.
12. "Впрок"
Методом интервью собрать данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации изложить результаты.
Цель: владение навыками отбора информации и определение границ рекламного-нерекламного материала.
Библиография
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.: М., 2001.
2. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста.: СПб., 2000.
3.Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
4. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993.
5.Горохов В.М. Методы журналистского творчества.: М.,1982.
6. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие.М.:Изд-во МГУ, 1995.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
Сведения о разработчике программы
Ф.И.О. |
должность |
категория |
стаж |
Федяева Татьяна Геннадьевна |
Учитель русского языка и литературы |
высшая |
25 лет |
Приложение 1.
Правила техники безопасности
1. Во время работы соблюдать дисциплину и порядок.
2. Заниматься только тем видом деятельности, который определил преподаватель.
3. Работать с техническими средствами только с разрешения преподавателя и под его контролем.
Требования безопасности во время работы с компьютером, принтером
1. С техникой обращаться бережно: не стучать по мониторам и мышкой о стол.
2. При возникновении недоразумений (появление изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного её отключения) - немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
3. Не пытаться исправить неполадки в оборудовании самостоятельно.
4. Контролировать расстояние от глаз до экрана монитора и правильную посадку (осанка).
5. Не допускать работу на максимальной яркости экрана дисплея.
6. В случае возникновения непредвиденных ситуаций сохранять спокойствие и следовать указаниям преподавателя.
Сидорова Зоя Григорьевна
Федяева Татьяна Геннадьевна
Шабанова Алёна
Федяева Татьяна Геннадьевна