Рабочая программа творческого кружка «Журналист — око народное» (8–11 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 8 Г.ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа
творческого кружка «Журналист - око народное"
8-11 классы
Руководителя Федяевой Татьяны Геннадьевны
Пояснительная записка
Программа кружка «Журналист - око народное» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Одна из традиций лицея - работа творческого кружка "Журналист - око народное». Сегодня назрела необходимость разработки образовательной программы, знакомящей лицеистов с современным издательским бизнесом, который немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все творческие замыслы. Наряду с теоретическими знаниями у обучающихся развиваются практические навыки, что даёт каждому возможность самоутвердиться. Для этого необходимо обладать базовыми понятиями издательского дела, иметь представление о творческом процессе и азами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной патриотической журналистской продукции.
Актуальность программы
Программа составлена с учётом новых требований ФГОС к структуре основной образовательной программы общего среднего образования.
Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а, значит, и более привлекательными на вид.
Разделы программы посвящены издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу лицеистов. При организации занятий создаются ситуации, в которых каждый может выполнить индивидуальную творческую работу и принять участие в работе группы.
Новизна программы
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая лицеистов в систему средств массовой коммуникации общества, готовя их к социализации в обществе.
Формы занятия, предусмотренные программой:
- свободная творческая дискуссия;
- выполнение творческих заданий;
- активные методы формирования системы общения;
- практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии лицеист узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются и индивидуальные занятия.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОБУ ЛИЦЕЙ № 8 на 2016 – 2017 учебный год. Программа рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю для лицеистов 8-11 классов.
Она направлена на развитие способности не только правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и патриотические чувства читателя. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора, воспитанию стилистического чутья, закреплению умений и навыков отбора языковых средств, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты разных стилей.
Программа предусматривает изучение функциональной стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение роли патриотического воспитания, общей культуры речи лицеистов, поэтому включен раздел «Культура речи». Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.
Кроме того, программа способствует освоению фундаментальных понятий современной информатики, формирование навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; получение практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. Технологии, используемые в системе занятий, ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей школы.
Цель программы:
научить свободному владению методами и формами журналистской деятельности патриотического направления.
Участие детей в лицейском пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои патриотические мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения учащихся решает проблему их «моральной защиты» от негативного влияния средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.
Задачи программы:
- развивать коммуникативные качества личности лицеиста;
- предоставить возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью профессии журналиста;
- познакомиться с принципами, которые побуждают журналистов к творчеству и обеспечивают их готовность к овладению мастерством в процессе практической профессиональной деятельности;
- познакомить с особенностями публицистического жанра;
- научить анализу журналистского произведения.
Учащиеся должны научиться применять полученные знания в процессе работы в любой творческой деятельности.
Компетенции, формируемые в результате освоения программы:
развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- умение анализировать и отбирать полученную информацию;
- развитие критического мышления;
- развитие творческих способностей;
- развитие умения устного и письменного выступления.
обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- формирование практических навыков журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии жизни;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста, его патриотического воспитания;
- использование силы воздействия массовой информации для становления духовного мира патриота;
- воспитание духовных качеств личности, его активной жизненной позиции.
Содержание и методы деятельности
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
При организации кружка основной упор делается на работу с речью (игровые разминки: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих занятиях лицеисты учатся писать сочинения, в которых рассуждают на патриотические темы, опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения.
В начале учебного года на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор - консультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов).
Кружок "Журналист - око народное» объединяет учащихся 8-11 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива.
Форма проведения занятий
Патриотическая деятельность в кружке имеет четкую направленность. Будущие печатные издания задуманы как литературно-художественные издания, высоконравственные, патриотические, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка предусмотрены индивидуальные занятия; занятия по звеньям; лекции; выездные занятия; встречи с интересными людьми; практическая работа (участие в конкурсах, выпуск газеты, публикации в специализированных СМИ).
Структура учебного занятия
П/№ |
Вид учебно-творческой деятельности |
1 |
Работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями). |
2 |
Теоретические занятия. |
3 |
Самостоятельная и творческая работа учащихся во время проведения кружкового занятия. |
|
|
4 |
Консультация. |
5 |
Отработка практической части по теме занятия. |
6. |
Выпуск школьной газеты. |
7. |
Работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование) |
Основные требования к уровню подготовки
В процессе занятий лицеисты приобретают конкретные
знания:
- из истории журналистики;
- о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
- о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
- закон о СМИ.
умения:
- создавать сочинения разных жанров;
- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
- работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
- участвовать в дискуссиях, пресс-конференциях.
Предполагаемые результаты
Лицеисты должны
уметь:
- определять стиль и тип речи;
- давать характеристику текста публицистического стиля;
- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
- пользоваться разнообразными языковым и средствами в сочинениях публицистического характера на патриотические темы;
- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; - фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
- уметь общаться с отдельным человеком и аудиторией.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
- умение работать с разной литературой;
- умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером;
- умение составлять и давать интервью;
- использование знаний основных жанров периодической печати;
Занятия в кружке развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. Кроме теоретических лекций, на каждом занятии проводятся журналистские тренинги.
Лицеисты должны
знать:
- стилистические особенности газетных жанров;
- специфику профессии журналиста.
Основными требованиями при изучении основ патриотической журналистики являются:
- желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
- активная позиция во время занятий;
- выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Учебно-методический комплект:
Группа |
Техническое обеспечение |
Наглядные пособия и дидактические материалы |
8-11 классы |
Компьютер, принтер, сканер, ноутбук, |
Компьютерные программы – Microsoft Word, Adobe InDesign, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher и т.д Выполнение печатных изданий в разных форматах, создание мультимедийных презентаций различного содержания и уровня сложности. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
план |
факт |
||
1 |
Вводное занятие. Знакомство. Кто такой патриот. |
1 |
|||
2 |
Журналистика как профессия. |
1 |
|||
3-4 |
Функции журналистики. |
2 |
|||
5 |
Требования к журналисту. |
1 |
|||
6-8 |
История российской журналистики. |
3 |
|||
9-10 |
Формирование жанров журналистики. |
2 |
|||
11-12 |
Язык журналистики. |
2 |
|||
13-14 |
Стилистические фигуры речи. |
2 |
|||
15-16 |
Стилистические фигуры в тексте. |
2 |
|||
17-18 |
Композиция материала. |
2 |
|||
19 |
Публицистический стиль. |
1 |
|||
20-21 |
Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка. |
2 |
|||
22-23 |
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. |
2 |
|||
24-25 |
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон. |
2 |
|||
36-27 |
Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах на патриотические темы. |
2 |
|||
28-30 |
Технические средства журналиста. |
3 |
|||
31-32 |
Газетный язык и авторский почерк. |
2 |
|||
33-34 |
Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат. |
2 |
|||
35 |
Патриотическая эстетика. |
2 |
|||
36-37 |
Читатель и его интересы. |
2 |
|||
38-39 |
Как и о чем писать для школьной газеты? |
2 |
|||
40-42 |
Темы, рубрики, полосы. |
3 |
|||
43-44 |
Взрослые правила для юных журналистов. |
2 |
|||
45-46 |
Требования к информации патриотической направленности. |
2 |
|||
47-50 |
Источники информации. |
2 |
|||
51-52 |
Как придумывать заголовки и писать лиды? |
2 |
|||
53-54 |
Как вести интервью? |
2 |
|||
55-58 |
Планирование шаг за шагом. |
4 |
|||
59-60 |
Структура школьной редакции. |
2 |
|||
61-62 |
Подбор и использование патриотического материала в газете. |
2 |
|||
63-65 |
Дизайн лицейской газеты (патриотические темы). |
3 |
|||
66-67 |
Интернет-журналистика. |
2 |
|||
68-70 |
Итоговое занятие. Деловая игра «Журналист – око народное». |
2 |
|||
Всего часов |
70 |
Содержание программы
Содержание программы кружка не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Он направлен на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практикоориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет.
Тема 1.
Введение. 1 час. Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ. Слушание лекции учителя. Составление плана. История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы перед радио и телевидением. Типология прессы. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики. Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист - лицо газеты. Закон о СМИ. Форма обучения- Диалог. Слушание лекции учителя. Составление плана.
Тема 2. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. 2 часа. Разработка кодекса чести журналиста. Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле? Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста. Форма обучения - дебаты. Деловая игра. Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?
Тема 3. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. 3 часа. Анализ периодической печати. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и жёлтая пресса. Форма обучения - презентация, выступления учащихся. Практическая работа. Исследование. Анализ текстов газетных жанров. Тренинг: проверить "слух", определить источник информации и способ ее отображения.
Тема 4.
Заголовки. 2 часа. Типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова. Методы - традиционные, исследование. Форма обучения - дебаты, деловая игра.
Тема 5. Необычные тексты. 3 часа. Содержание: Поликодовые тексты. Слова к фотографии - какими они должны быть? Необычный текст - фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые черты и языковые средства необычных текстов. Метод исследования. Форма обучения - исследование, практическая работа, деловая игра. Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка) Редактирование собственных текстов.
Тема 6.
Чужая речь в моём тексте. 2 часа. Содержание: Чужая речь как элемент текста. Чужая речь - рефрен. Чужая речь как лейтмотив произведения. Использование цитат. Методы - традиционные, самостоятельная работа. Формы обучения - практическая работа, исследование.
Тема 7.
От отзыва к рецензии. 1 час. Содержание: Форма написания деловых бумаг. Основные признаки рецензии. Методы - экспериментальные. Формы обучения - лекция. Практическая работа. Эксперимент. Творческая лаборатория: создание рубрики "Лицейские новости."
Тема 8.
Газетная информация. 3 часа. Содержание: каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно - публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах. Методы исследования предмета. Методы - исследование. Формы обучения - беседа, дебаты, деловая игра. Анализ периодической печати. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты.
Тема 9.
Текст. 2 часа. Содержание: Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа. Характеристика информационных жанров: информация, корреспонденция, пресс-релиз и проч. Заметка. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Репортаж. Роль информационных агентств. Значение пресс-релизов. Источники информации и правила их использования. Методы - традиционный, КСО. Формы обучения - практическая работа, эксперимент, лекция. Анализ текстов художественно-публицистических жанров. Миниатюра "Автопортрет". Редактирование собственных высказываний.
Тема 10.
Репортаж. 3 часа. Содержание: История репортажа. Событие неприкосновенно. Законы репортажа. Основа репортажа. Формы выражения авторского "Я". Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра. Методы - работа в группах, традиционные. Формы обучения: диалог, экскурсия. "Творческая командировка": интервью с места событий. Репортаж об интересном лицейском событии. Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью.
Тема 11.
Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. - 3 часа Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет, интервью, опрос. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Рецензия. Статья. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Социологический опрос. Языковые и структурные особенности. Анализ текстов аналитических жанров. Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование.
Тема 12.
Рецензия. Статья. - 2 часа Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает "новая" последняя информация.
Тема 13.
Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос - 2 часа Тренинг: конкурс обозревателей. Обзор СМИ.
Тема 14.
Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот. - 2 часа Анализ текстов художественно-публицистических жанров. Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь". Редактирование.
Тема 15.
Житейская история. Легенда. - 1 час Анализ текста-легенды. Творческая лаборатория: сочинение "Моя житейская история". - 2 часа
Тема 16. Творческие проекты "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города". Работа над творческими проектами: "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города". Оформление творческих работ. Выпуск газет. Оформление выставки.
Литература:
1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989 г.
2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001 г.
3. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко.
СПб., 2000 г.
4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000 г.
5. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993 г.
6. Методы журналистского творчества; под ред. Горохова В.М. М.,1982 г.
7. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.
8. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995 г.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981 г.
10. Кузнецов М. А., Цыкунов И. В. Практическая психология PR и журналистики. Позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. – М., 2012 г.
11. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб., 2002 г.
Сведения о разработчике программы
Ф.И.О. |
должность |
категория |
стаж |
Федяева Т.Г |
учитель русского языка и литературы |
высшая |
35 лет |
Приложение 1.
Правила техники безопасности
1. Соблюдать дисциплину и порядок.
2. Заниматься только тем видом деятельности, который определил преподаватель.
3. Работать с техническими средствами только с разрешения преподавателя и под его контролем.
Требования безопасности во время работы с компьютером и принтером
1. С техникой обращаться бережно: не стучать по мониторам, не стучать мышкой о стол.
2. При возникновении неполадок: появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного её отключения, необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
3. Не пытаться исправить неполадки в оборудовании самостоятельно.
4. Контролировать расстояние от глаз до экрана и правильную осанку.
5. Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.
6. В случае возникновения нештатных ситуаций сохранять спокойствие и чётко следовать указаниям преподавателя.