Рабочая программа кружка «Клуб Почемучки» 1 класс
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы внеурочной деятельности «Я - исследователь» учителя начальных классов МОУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов Курского муниципального района Ставропольского края Носовой О.М., требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал одна из основных задач современной школы. Реализовать эту задачу можно, если формировать у них познавательные интересы средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и врожденной любознательностью младших школьников. Занимательность - это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось, все ясно и понятно на первый взгляд.
Чему можно научить ребенка в раннем возрасте? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, наблюдать, обобщать и делать выводы. На развитие таких умений и навыков направлена предлагаемая программа кружковой работы «Клуб Почемучки» для учащихся 1 класса. Предлагаемый кружок разработан с усилием линии на развитие познавательных способностей учащихся. Он расширяет кругозор детей, развивает любознательность, пытливость, тренирует внимание, мышление, память, развивает речь.
II. Цель и задачи кружка
Одной из основных целей стало создание действительных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширение кругозора. Познавательная деятельность в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающе, стимулируют интерес, приносит удовлетворение, дает возможность понять, что знания – инструмент, основа творческой интуиции.
Задачи:
· Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
· Развивать познавательные процессы и интересы личности;
· Развивать основные нравственные качества личности ребёнка;
· Развивать коммуникативные отношения ребёнка;
· Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
· Сплотить коллектив родителей и детей;
· Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
· Воспитывать полезные привычки.
III. Основное содержание
Основное содержание кружка представлено блоками:
Окружающий мир
· Вселенная. Наша планета - Земля
· Неживая природа
· Живая природа. Растения
· Живая природа. Животные
· Моё здоровье
Программа включает две составляющие:
· теоретическую часть, в которой содержатся основные понятия предметов математики, русского языка, окружающего мира и литературного чтения;
· практическая часть, направленная на приобретение умений и навыков работы по основным разделам обучения, а так же на развитие познавательной активности учащихся.
IV. Место кружка в учебном плане
Кружок рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Кружок является дополнением к занятиям внеурочной деятельности «Я – исследователь».
V. Формы работы
Основной формой организации кружка является игра. И связано это, как доказано психологами, с тем, что доминирующей формой деятельности 6-10-летних детей является игра. Во время практических занятий работа не должна носить скучный, однообразный характер.
В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения занятий, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках кружковой деятельности:
· кружок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
· темп и ритм факультатив должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными;
· необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на факультативе должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
· доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
· по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
· особе место на кружке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;
· главная цель каждой игры – помочь понять и закрепить материал урока.
VI. Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
VII. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
· Проговаривать последовательность действий .
· Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
· Учиться работать по предложенному учителем плану.
· Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
· Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Читать и пересказывать текст.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
· описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
· выделять существенные признаки предметов;
· сравнивать между собой предметы, явления;
· обобщать, делать несложные выводы;
· классифицировать явления, предметы;
· определять последовательность событий;
· судить о противоположных явлениях;
· давать определения тем или иным понятиям;
· определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
· выявлять функциональные отношения между понятиями;
· выявлять закономерности и проводить аналогии.
VIII. Ожидаемые результаты:
· Повышение качества обучения учащихся;
· Сплочение родителей и детей;
· Развитие индивидуальности учащихся;
· Развитие интереса к изучаемым предметам;
· Развитие самостоятельности;
· Научить работать с литературой;
· Воспитание полезных привычек.
IX. Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ |
Тема занятия |
дата |
примечания |
Вселенная. Наша планета - Земля |
|||
1 |
Что представляет собой Солнечная система? |
|
|
2 |
Что такое звезды? |
|
|
3 |
Какой материк нашей планеты самый холодный? |
|
|
4 |
Сколько на земле океанов? |
|
|
Неживая природа |
|||
5 |
Откуда берется дождь? |
|
|
6 |
Почему появляются солнечные зайчики? |
|
|
7 |
Почему небо голубого цвета? |
|
|
8 |
Почему бывает радуга? |
|
|
9 |
Почему снег белый? |
|
|
10 |
Что такое полезные ископаемые? |
|
|
11 |
Почему вода в море солёная? |
|
|
12 |
Что такое смерч и торнадо? |
|
|
13 |
Что такое цунами? |
|
|
14 |
Почему вода тушит огонь? |
|
|
Живая природа. Растения |
|||
15 |
Как устроено растение? |
|
|
16 |
Как растения дышат? |
|
|
17 |
Почему осенью листья желтеют? |
|
|
18 |
Как деревья сбрасывают листья? |
|
|
19 |
Почему арбуз - ягода? |
|
|
Живая природа. Животные |
|||
20 |
Кто такие земноводные? |
|
|
21 |
Чем лягушка отличается от жабы? |
|
|
22 |
Где и как живут рыбы? |
|
|
23 |
Зачем птицам перья? |
|
|
24 |
Как птицы делают гнезда? |
|
|
25 |
Почему птицы улетают на юг? |
|
|
26 |
Зачем животным хвост? |
|
|
27 |
Зачем слону хобот? |
|
|
28 |
Почему у кошки глаза светятся в темноте? |
|
|
29 |
Что такое "крокодиловы слезы"? |
|
|
30 |
Интересные факты о животных |
|
|
Мое здоровье |
|||
31 |
Почему выпадают молочные зубы? |
|
|
32 |
Как устроен человеческий мозг? |
|
|
33 |
Из-за чего урчит в животе? |
|
|
34 |
Почему вредны чипсы |
|
|
Итого 34 часа |
|
|
Источник:
Сайт «Все для детей» страничка «Почемучка» http://allforchildren.ru/why/
/data/files/z1486416664.zip (Рабочая программа "Клуб Почемучки")
КТП содержит ссылки на рабочую программу и ЦОР для проведения занятий.