Рабочая программа по внеурочной деятельности «Воспитание сказкой» для 1–4 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Воспитание сказкой»
для 1-4-х классов
Междуреченск
2017
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1. Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
- Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями обучающихся.
Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
Организация информационной поддержки обучающихся.
5. Принципы программы:
Включение обучающихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
6. Предполагаемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
Прогнозируемые результаты.
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:
- готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),
- готовности к дальнейшему образованию,
- сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения,
- сформированности общей культуры,
- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,
- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,
- сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Цель программы «Воспитание сказкой»:
формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательная: приобщить детей к истокам культуры посредством введения их в духовный мир сказки.
Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Данная программа рассчитана на реализацию в течение учебного года: аудиторное занятие 1 раз в неделю (34 часа за год)
Она включает в себя три основных направления:
Знакомство со сказкой, притчей, легендой.
Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.
Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя ряд этапов:
1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
2. Обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. 3. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
4. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Основным принципом, заложенным в программу, является деятельностный принцип обучения.
В процессе организации занятий мы предлагаем использовать деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применяются разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы — рисование, лепка и конструирование на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных характеристик, что позволит детям угадывать сказки, героев и уточнять их основные характеристики. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик призвано стимулировать способность самостоятельно творить художественный образ.
Основной целью начального курса является знакомство воспитанников с содержанием сказки, формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием моделей сериационного ряда);
Основной целью первого года обучения является освоение простого – сериационного вида моделирования сказок.
Результатом обучения по программе 1-го года является развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе сказок.
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
Младшие школьники на 2-м году обучения изучают более сложный вид моделирования – двигательный. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Основной целью второго года обучения является обучение детей двигательной передаче сказочных образов через небольшие инсценировки.
На 3-м году обучения планируется обучение детей драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
На 4-м году обучения занятия помогают разобраться во внутреннем мире переживаний и чувств, готовят к гармоничному взаимоотношению с миром внешним, а так же способствуют установлению диалога со взрослыми, основанного на доверии и взаимопонимании. После каждого произведения предусмотрены практические работы – письменные, сценки и диспуты, позволяющие лучше понять и глубже прочувствовать то знание, которое несёт в себе сказка.
Приложение 1
к рабочей программе
ко внеурочной деятельности
«Воспитание сказкой»
Тематическое планирование 1-го года обучения
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата проведения |
I. |
Поиск света |
||
1-2 |
«Притча о солнце», «Свет и темнота» (Восточные притчи) «Сказание о возвращении огня» (Абхазская легенда) |
Прослушивание притч. Беседа. Рисунок «Как солнышко заглянуло в пещеру». Прослушивание легенды. Беседа. |
|
3-4 |
«Происхождение огня» (Легенда индейцев Северной Америки) «Андрей всех мудрей» (Белорусская сказка) |
Прослушивание легенды. Беседа. Презентация «Свой волшебный способ добычи угля». Рисунок «Огонь доброты». Инсценирование сценки «Хозяин огня». Прослушивание сказки. Рассказ обучающихся «История о том, как добрый солнечный лучик помогал людям» Рисунок «Солнечные сказочные хоромы» Инсценирование в парах «Разговор с солнцем» |
|
5-6 |
Куа ФУ гонится за солнцем (китайская притча) «Зять Солнце» (Сказка с Раетских Альпов) |
Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: «Придумать сказку о человеке, который сумел подружиться с солнцем» Рисунок «Волшебный посох Куа Фу, из которого вырос персиковый лес» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: « Сказка о том, как зять Солнце поженил трёх братьев на своих самых ярких лучах» Рисунок «Бусы из маленьких солнышек» |
|
7-8 |
«Сказка о солнце» (Саамская сказка) «Откуда пришла радость» (Саамская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Красивое описание солнца» Рисунок «Олень несёт солнце на своих рогах» Сценка «Поверь в чудо» (инсценирование в парах). Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Солнечное Пятнышко пришла в гости. Чем вы будете заниматься?» Рисунок «Узор из ягод, камушков, жемчужин». Сценка «Помощь Солнышка» |
|
II |
Сила добра |
||
9-10 |
«Джонни яблочное зёрнышко» (Американская сказка) «Мелочь» (Еврейская притча) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «История о том, как яблочная фея подарила Джонни волшебное зёрнышко, из которого выросла яблонька, приносящая целебные яблоки» Рисунок « Яблоня с целебными плодами». Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: «Пример из жизни, когда сделанное маленькое доброе дело принесло пользу многим людям» Сценка «Как помогает доброта» |
|
11-12 |
«Добрый охотник» (Легенда североамериканских индейцев) «Рассказ про голубя и птицелова» (Индийская сказка) |
Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: «Как изменилась бы жизнь людей, если бы звери рассказали охотнику рецепт чудо-лекарства?» Рисунок « Любимый зверь. Как бы он тебе помог?» Прослушивание сказки. Беседа. Рисунок « Голубь и голубка». Сценка «Сила доброты». |
|
13-14 |
«Кесар и Качнар» (Индийская сказка). «Добрый Дхир Синх» (Индийская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Рисунок «Солнышко доброты» Прослушивание сказки. Беседа. Сценка «Решение проблемы» |
|
15-16 |
«Чудесный сад» (Казахская сказка) «Ананси и волшебный фонтан» (Кубинская сказка» |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Волшебный сад в твоём городе» Рисунок «Чудесный сад». Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Кого и как ты бы наградил за доброту» Рисунок «Дворец. Ананси с принцем» |
|
17-18 |
«Доброе сердце» (Молдавская сказка) «Белоснежка и Краснозорька» (Немецкая народная сказка). |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Встреча со стариком – волшебником» Рисунок «Старик - волшебник». Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Свадебные подарки от лесных зверей и птиц» Рисунок «Букет доброты из красных и белых роз» |
|
19-21 |
«Пастушок» (Словенская сказка) «Волшебный Лумбо» (Филиппинская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Сценка «Добрые поступки» Прослушивание сказки. Беседа. Рисунок «Фонтан доброты». Сценка «Добрые звёзды» |
|
22-23 |
«Манго» (Филиппинская сказка) «Медведь – Камень» (Японская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Сердце доброго человека». Рисунок «Доброе сердце» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Как собака и Медведь нашли себе нового хозяина» Рисунок «Камень-медведь» |
|
24-25 |
«Как сосна за добро отплатила» (Японская сказка) «Соломенные шляпы» (Японская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Как деревья помогают человеку и человек деревьям?» Рисунок «Волшебная сосна» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Доброе новогоднее пожелание для тех, кто оказался в нужде» Рисунок «Деревянная статуя в соломенной шляпе» Сценка «Сила доброты» |
|
III |
Ум и мудрость |
||
26-27 |
«Мудрость» (Абхазская легенда) «Язык» (Ассирийская легенда» |
Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: «Иносказательная поговорка». Сценка «Мудрая пословица» Прослушивание легенды. Беседа. Сценка «Сила языка» |
|
28-29 |
«Медведь и пчёлы» (Башкирская сказка) «Важно не только что говорится, а и как говорится» (Сказка народов Бирмы) |
Прослушивание сказки. Беседа. Сценка «Пчела и пчеловод». Рисунок «Пчела – помощница» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Качества короля и королевы» Рисунок «Цветок качеств» |
|
30-31 |
«Мудрый мальчик» (Еврейская сказка) «Алибег Кашкаши» (Египетская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Сценка «Умная поговорка». Прослушивание сказки. Беседа. Сценка «Старость надо уважать». |
|
32-33 |
«Своим умом» (Индийская сказка) «Зёрна мудрости» |
Прослушивание сказки. Беседа. Сценка «Решаем проблемы». Прослушивание сказки. Беседа. Рисунок «Ожерелье мудрости» |
|
34 |
Праздник сказки |
Обобщающий урок. |
Тематическое планирование 2-го года обучения
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата проведения |
I. |
Красота любви |
||
1-2 |
«Живая вода», (Древняя притча) «Волшебная тыква» (Вьетнамская сказка) |
Прослушивание притч. Беседа. Рисунок. Нарисовать любовь в виде источника с живой водой. Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Напиши, о чём бы ты попросил фею любви, если бы она попала к тебе в дом?» |
|
3-4 |
«Девушка из цветочного горшка» (Греческая сказка) «Дар Феникса» (Китайская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Рисунок «Букет для своего любимого человека». Инсценирование сценки «Хозяин огня». Прослушивание сказки. Рисунок «Золотой пион и птица Феникс» Инсценирование в парах «Дары в любви» |
|
5-6 |
«Достойный подарок» (Корейская легенда) «Чей подарок лучше?» (Корейская легенда) |
Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: «Напиши свою легенду, как на земле появилась любовь» Рисунок «Дерево любви, которое юноша принёс на землю» Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: «Напиши все слова любви, которые ты знаешь» Рисунок «Волшебный подарок для того. Кого ты любишь больше всего на свете» Инсенирование в парах «Разговор о любви» |
|
7 |
«Волшебный колодец» (Лакская легенда (народ Дагестана)) |
Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: «Золотое правило любви» Рисунок «Дворец из кирпичиков добрых качеств» Сценка «Подумай и ответь» (инсценирование в парах) |
|
II |
Как стать счастливым |
||
8-9 |
« Счастье» (Древняя притча) «Три брата и мудрый старец Додо» (Албанская сказка) |
Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: «Сказка о том, как богиня счастья даёт каждому младенцу волшебное зёрнышко счастья, из которого можно вырастить цветок своего счастья» Прослушивание сказки. Беседа. Сценка «Хорошо. Плохо» Рисунок «Дом, в котором живёт счастье» |
|
10-11 |
«Секрет счастья» (Восточная притча) «Счастье» (Грузинская сказка) |
Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: «Счастливый день моей жизни» Рисунок «Счастье» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Как искать потерявшееся счастье?» Рисунок «Счастье в сказочном образе». |
|
12-13 |
«Сказка про бедного художника» (Грузинская сказка). «Ткач из Махиларопьи» (Индийская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание «Страна счастья» Рисунок «Поздравительная открытка маме к радостному событию» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание «Волшебный кошелёк» Рисунок «Ковёр с узором счастья» |
|
14-15 |
«Счастливый мальчик» (Иранская сказка) «У счастливого человека нет рубахи» (Курдская сказка» |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Чтобы ты вырезал волшебными ножницами для себя, своих друзей, своей семьи» Рисунок «Дворец, сад, который подарила мальчику волшебная рыбка». Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Сказка о том, как тебе на один день подарили рубашку, приносящую счастье» Сценка «Моё счастье» |
|
16- 17 |
«Бедный сапожник» (Португальская сказка) «Весёлый Матти» (Финская сказка). |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: « Как сохранить счастье бедному, который неожиданно получит огромные деньги и богачу, который неожиданно обеднел» Сценка«Весёлый нрав». Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Что улучшает твоё настроение?» Сценка «Развесели своего друга» |
|
18-19 |
«Господин Соломинка» (Словенская сказка) «Груша, вверх! Груша, вниз!» (Японская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа «Веришь ли ты, что твоя жизнь сложится счастливо» « Сценка «Учись быть счастливей» Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа «Сказка о даре, который помог стать счастливым» Рисунок «Снежка из сказки». |
|
III |
Узы дружбы |
||
20-21 |
«Про царя и его сына» (Грузинская притча) «Друг и мёртвый олень» (Вьетнамская сказка) |
Прослушивание притчи. Беседа. Рисунок «Дворец, который ты построил бы для своего друга» Сценка «Мечта друга» Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Письмо другу, почему ты ценишь дружбу» Рисунок «Дерево дружбы своей жизни» |
|
22-23 |
«Охотник и медведь-нанук» (Гренладская сказка) «Что медведь шепнул на ухо» (Индийская притча) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Сказка о том, как медведь и Утак вместе стали охотиться и спасли людей от голода» Рисунок «Медведь из сказки» Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: «История о том, как ты с другом отправился в лесное путешествие. Как дружба поможет вам в разных сложных ситуациях» Сценка «Скажи правду другу» |
|
24-25 |
«Любовь юноши Пэкуна и девушки Чжэху» (Корейская сказка) «Что дороже» (Осетинская легенда) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Рассказ о своём друге, который был рядом с тобой, когда у тебя были трудности» Сценка «Помоги другу». Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: «Напиши притчу о том, что верные друзья дороже любого богатства» Рисунок «Дом для тебя от друзей ». |
|
26-27 |
«Три бабочки» (Немецкая сказка) «Каменный Мигель» (Португальская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Сказка о том, как на земле вырос сад дружбы» Рисунок «Цветочный дом для трёх подружек-бабочек» Прослушивание сказки. Беседа. Сценка «Оживи статую». Рисунок «Контур сердца и в нём имена своих друзей |
|
28-29 |
«Стрелок и его друзья» (Таджикская сказка) «Верные друзья Мовсур и Магомед» (Чеченская легенда) |
Творческая работа «Что изменится в школе, если все учителя будут дружить со своими учениками» Сценка «Общее дело». Прослушивание легенды. Беседа. Творческая работа: «Как ты понимаешь смысл пословицы «Один старый друг лучше новых двух» |
|
IV |
Мудрые советы |
||
30-31 |
«Поиск света. Луч света в тёмном царстве» - по мотивам русских пословиц и поговорок «Сила добра» - дискуссия |
Творческая работа: «какого человека ты можешь сравнить с лучом света?» Творческое задание: «Какая награда для доброты самая лучшая?» |
|
32-33 |
«Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости» |
Беседа. Творческое задание: «Рассказ насколько ты стал мудрее за год» |
|
34 |
«Праздник любви, дружбы, счастья» |
Обобщающее занятие |
Тематическое планирование 3-го года обучения
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата проведения |
I. |
Крепкая семья |
||
1-2 |
«Секрет молодости», (Аварская сказка) «Долг отдаю, в долг даю» (Курдская притча) |
Прослушивание сказки. Беседа «Счастливая семья» Сценка «Старики и внуки» Сценка «Семейные проблемы» Творческая работа «Правила дружбы для семьи» |
|
3-4 |
«Тау-кве, Тау-кве» (Сказка народов Бирмы)
«Сливы за мусор» (Болгарская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Презентация «Правила дружбы для семьи» «Рисунок «Семья филина и ящерицы». Инсценирование «Недружная семья». Прослушивание сказки. Рисунок «Волшебная слива» |
|
5-6 |
«Три сестры» (Грузинская сказка) «Братья» (Грузинская сказка)
|
Прослушиваниесказки. Беседа. Творческое задание: «Три самых главных правила воспитания детей» Рисунок «Три сестры» Сценка «Старшие и младшие» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: представь, что судьба решила отблагодарить братьев за доброту. Придумать историю, что с ними произошло. Сценка «Настоящие братья» |
|
7-8 |
«Дрозды и скворцы» (Итальянская сказка) «Добрая невестка» (Китайская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Тайны семейного счастья» Рисунок «Открытка любви» Сценка «Нужно ли уступать?» (инсценирование в группах). Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Какие твои поступки больше всего радуют твоих родителей» Рисунок «Солнце семьи». Сценка (инсценирование в парах): «Для моих родителей» |
|
9-10 |
«Дружба братьев – великое счастье» (Киргизская сказка) «Находчивый мальчик» (Непальская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «История о том, что произойдёт с братьями, и как они будут помогать друг другу» Рисунок «Дом дружбы». Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Словарик слов уважения» Сценка «Уважай старость» Рисунок «Корона уважения» |
|
11-12 |
«Гудбранд с косогора» (Норвежская сказка)
«Прошлогодняя каша» (Норвежская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Мудрые советы для сварливых мужа и жены» Рисунок «Цветок избранника» Сценка «Муж и жена» Прослушивание сказки. Беседа. Рисунок «Аккуратный человек». Сценка «Семейные обязанности» |
|
13-14 |
«Самая красивая невеста» (Португальская сказка). «Водяной» (Словенская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Рисунок «Город счастья » Сценка «Семейные обязанности» Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: напиши сказку о том, как водяной нашёл в своём царстве неведомые драгоценные сокровища. Рисунок «Дружная семья» |
|
15-16 |
«Три сестры» (Татарская сказка) «Хрустальный колодец» (Швейцарская сказка» |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: сказка «Трудолюбивая пчёлка». Рисунок «Три сестры». Сценка «Волшебные превращения» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: придумать сказку о том, как волшебница при помощи своих чар помогла девушке измениться и стать скромной и доброй. Рисунок «Хрустальный колодец». Сценка «Нужные желания» |
|
17 |
«Чьё сокровище лучше» (Японская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Список своих прав и обязанностей» Сценка «Лучшее сокровище» |
|
II |
Мудрая старость |
||
18-19 |
«Без старых не проживёшь» «Река жизни» (Восточная притча) |
Беседа. Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: «Какие знания, умения, навыки ты получил от дедушки, бабушки, родителей, и мог бы передать своим детям» Рисунок «Река жизни» |
|
20-21 |
«Наставление старика» (Адыгейская легенда) «Дедушка Хнанышу » (Ассирийская легенда) |
Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: «Три Золотых совета от бабушки и дедушки» Сценка «Мудрые советы» Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: сказка «Скала жизни». Рисунок «Цветущая скала» Сценка «Мудрый старик» |
|
22-23 |
«Старый отец» (Белорусская сказка) «Почему старикам почёт» (Болгарская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Рисунок «Дерево мудрости» Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Три мудрых закона, охраняющие стариков». Сценка «Интервью у старости» |
|
24-25 |
«Золотая чаша» (Бурятская сказка) «Плоды саженца» (Курдская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: сочинение «Как мне в жизни пригодятся семейные советы». Рисунок «Дворец старости» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: придумать сказку о стране, в которой все старики перед смертью сажали деревья. Рисунок «Волшебный сад» |
|
26-27 |
«Дедов совет» (Латышская сказка) «Старикам ума не занимать» (Японская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Сценка «Отношение к старшим». . Рисунок «Дерево семьи» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Рецепт волшебного напитка мудрости». Сценка «Зачем нужна старость» |
|
III |
Секреты трудолюбия |
||
28-29 |
«Работа всему голова» «Кто счастливее» (Восточная притча) |
Беседа. Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: опиши какой-нибудь случай из твоей жизни, когда труд сделал тебя счастливее. Сценка «Труд и удача» |
|
30-31 |
«Уж что-нибудь одно» (Сказка народов Бирмы) «Всё! Будешь кричать» (Сказка народов Бирмы) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: сочинение на тему пословицы «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Сценка «Какая профессия лучше». Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: представь, что ты попал в город лодырей, в котором всё идёт кувырком. Как ты поможешь жителям этого города измениться? Напиши план своих действий. Сценка «Глупый лентяй» |
|
32-33 |
«Боб, который умел петь песни» (Китайская сказка) «Волшебное коромысло» (Китайская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Песенки морковки, свёклы, капусты, картошки». Рисунок «Весёлый человечек». Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: напиши сказку о том, как та или иная волшебная вещь помогла доброму и трудолюбивому человеку. Сценка «Важное желание». Рисунок «Волшебная вещь» |
|
34 |
«Праздник дружной семьи» |
Обобщающее занятие. |
Тематическое планирование 4-го года обучения
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата проведения |
I |
Секреты трудолюбия |
||
1-2 |
«Упорный Юн Су» (Китайская сказка)
«В поисках удовольствия» (Китайская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: напиши историю о жизни Юн Су – учёного. Сценка «Научись сам» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Список полезных и неполезных удовольствий». Сценка «Удовольствие от работы» |
|
3-4 |
«Чья работа труднее?» (Курдская сказка) «Лучше всех лекарств» (Латышская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Список разных дел по хозяйству». Сценка «Семейные обязанности». Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Рецепт волшебного лекарства трудолюбия» Рисунок «Трудолюбивый барин» |
|
5-6 |
«Старый Мороз и молодой Морозец» (Литовская сказка) «Чудесный клад» (Молдавская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: молодой Морозец пришёл к тебе в гости. Напиши сказку, как ты придумаешь для него какое-то полезное занятие. Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: напиши историю о том, какой клад ты найдёшь и как им воспользуешься. Сценка «Богатство на пользу». Рисунок «Виноградник» |
|
7-8 |
«Три сына» (Немецкая сказка) «Десять помощников тётушки Зелёная Вода» (Португальская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: напиши историю о том, как поведут себя два человека (один – упорный, другой – нет), заблудившись в лесу. Рисунок «Звёзды трудолюбия» Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: напиши историю о том, как однажды чьи-то пальчики исчезли, потому что их хозяин был лентяем, и как они потом вернулись. Рисунок «Трудолюбивые пальчики». Сценка «Богатство на пользу» |
|
9-10 |
«Волшебный кетмень» (Уйгурская сказка) «О царе и его дочке» (Украинская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: придумать историю о том, как дети падишаха решили посвятить свою жизнь какому-либо достойному занятию и научились разным ремёслам и искусствам. Сценка «Куда убежал аппетит» Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Праздник трудолюбия во дворце царя» Рисунок «Дерево трудолюбия» |
|
11-12 |
«Гвоздь из родного дома» (Шведская сказка) «Молодой кузнец» (Эстонская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Предмет успеха». Рисунок «Подарки для семьи». Сценка « Домашние помощники» Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Звание «Мастер – золотые руки». Сценка «Мастер и ученик» (инсценирование в парах). Рисунок «Подарки для родных» |
|
II |
Бедность и богатство |
||
13-14 |
«Бедность не порок» «Нищий и скупец» (Арабская притча) «Заказчик и мастер» (Армянская сказка) |
Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: перечисли всё, чего нет в жизни скупого человека. Рисунок «Щедрое сердце» Сценка «Скупой и щедрый» (инсценирование в парах) Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Поучительная история о том, как скряга сам пострадал от своей жадности». Сценка «Скупой заказчик». Рисунок «Маленькие шапочки» |
|
15-16 |
«Волшебный кувшин» (Сказка народов Бирмы) «Золото и рис» (Сказка народов Бирмы) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: представь, что твоё желание исполнилось. Напиши, как изменится после этого твоя жизнь. Рисунок «Дерево желаний». Сценка «Самое важное желание» (инсценирование в группах) Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Сказка о человеке с золотым умом, золотым сердцем и золотыми руками». Сценка «Кто важнее» (инсценирование в группах) |
|
17-18 |
«О золотом пастушьем посохе» (Сказка с Баварской возвышенности) «Судьба и удача» (Грузинская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Легенда о том, как на земле появилось золото» Рисунок «Солнце и золото» Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Письмо благодарности за всё хорошее в твоей жизни». Сценка «Везучий и невезучий» (инсценирование в парах). Рисунок «Линия судьбы» |
|
19-20 |
«Две пощёчины» (Грузинская сказка) «Легенда о сокровище Кьяпаццы» (Итальянская легенда) |
Прослушивание сказки. Беседа Творческая работа: «Сказка о том, как кошка бедняка царю помогала». Сценка «Находчивый бедняк» (инсценирование в группах) Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: придумай сказку о том, как все сокровища Кьяпаццы «разлетелись» по свету помогать людям. Напиши, как и кому они помогли. Сценка «Найденные сокровища» (инсценирование в группах) |
|
21-22 |
«Проданная тень» (Китайская сказка) «Жадный Пак» (Корейская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Сказка о том, как дерево обиделось на богача, потому что он продал его тень, а тень исчезла». Сценка «Театр теней» (Инсценирование в группах) Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Сказка о том, как волшебная белка изменила жадного Пака». Сценка «Как стать богаче» (инсценирование в группах) Рисунок «Волшебная белка» |
|
23-24 |
«Хлеб и золото» (Курдская притча) «Золотая утка» (Польская легенда) |
Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: представь, что крестьянин получил не настоящее золото, а золотые руки. Напиши о том, как изменится после этого его жизнь. Сценка «Золотые мысли и слова» (инсценирование в группах) Прослушивание легенды. Беседа. Сценка «Какие деньги лучше» (инсценирование в парах) Рисунок «Золотая утка» |
|
25-26 |
«Умный Ахмед» (Туркменская сказка) «Ум и золото» (Узбекская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: напиши сказку о том, Ахмед благодаря своим качествам: честности и трудолюбию, стал самым богатым человеком страны. Рисунок «Храм богатства» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: напиши, что бы ты сделал, если бы тебе подарили секрет приготовления чудодейственного лекарства, которое исцеляет любую болезнь. Сценка «Тайна золота» (инсценирование в группах) |
|
III |
Честный характер |
||
27-28 |
«Правда глаза колет» «Правда и притча» (Восточная притча) «»Правду скажу» (Восточная притча) «Правда» (Грузинская сказка) |
Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: напиши сказку о том. Как однажды к тебе в дом пришли «голая» правда и «нарядная» притча. Сценка «Правда и притча» (инсценирование в группах) Рисунок «Образ Правды Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: напиши о том, как Али, покинул город, построил город Правды, все жители которого всегда говорили только правду. Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Сказка о жизни людей в стране правды» Сценка «Зачем нужна правда» (инсценирование в парах) |
|
29-30 |
«Мальчик с пустым цветочным горшком» (Корейская сказка) «Честно добытая монета» (Скандинавская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: придумать сказку о том, как сад добрых качеств-цветов помогал людям стать лучше. Рисунок «Букет качеств» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: напиши о каком-нибудь случае из своей жизни, когда ты думал не только о себе, хотя это было трудно. Сценка «Помоги другу» (инсценирование в парах) |
|
31-32 |
«Правда и кривда» (Русская народная сказка) «Жадный мельник» (Французская народная сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Законы Правды» Сценка «Кто победит» (Инсценирование в группах) Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: напиши историю о том, кем станет Поль, когда вырастет. Сценка «Как измениться» (инсценирование в парах) |
|
IV |
Золотые советы |
||
33 |
«Совет денег дороже» «Молчаливый совет» (Восточная притча) «Молчание –тысячи стоит» (Сказка народов Бирмы) |
Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: напиши случай , когда чей-то пример стал для тебя хорошим советом. Сценка «Советы примером» (инсценирование в парах) |
|
34 |
«Праздник народной мудрости» |
Обобщающее занятие |
Приложение 2
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3
единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Приложение 2
Анкетирование родителей
Анкета № 1
Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
Какие игры предпочитает?
Какие виды развлечений больше любит?
С кем чаще играет?
Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
Какие обязанности имеет дома?
Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, у телевизора, у компьютера?
Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Анкета № 2
Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребенка?
Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
могу и всегда так поступаю – 3 балла;
могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета № 3
Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Анкета № 4
Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
За что хвалите, за что наказываете?
Как поощряете? Как наказываете?
Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
Анкетирование обучающихся
Анкета № 1
Какие качества твоего характера родителям нравятся?
За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
Как тебя поощряют, за что?
Как тебя наказывают, за что?
Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
Стараешься ли контролировать свое поведение?
Каких поощрений ждешь от родителей?
Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
Хватает ли тебе общения с родителями?
Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы.
Эффективность рассматривается рядом исследователей как мера результативности, действенности, как характеристика деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях.
Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.
критерии |
Я оцениваю себя вместе с родителями |
Меня оценивает учитель |
Итоговые оценки |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: * мне интересно учиться * я люблю мечтать * мне интересно находить ответы на непонятные вопросы * мне нравится выполнять домашние задания * я стремлюсь получить хорошие отметки |
|
|
|
2. ТРУДОЛЮБИЕ: * я старателен в учебе * я внимателен * я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью * мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу * мне нравится дежурство в школе |
|
|
|
3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: * к земле * к растениям * к животным * к природе |
|
|
|
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ * я выполняю правила для учащихся * я добр в отношениях с людьми * я участвую в делах класса и школы |
|
|
|
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: * я аккуратен в делах * я опрятен в одежде * мне нравится все красивое вокруг меня * я вежлив в отношениях с людьми |
|
|
|
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: * я управляю собой * я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой * у меня нет вредных привычек |
|
|
|
Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:
5 – всегда По каждому качеству (критерию) выводится
4 – часто одна среднеарифметическая оценка.
3 – редко В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
2 - никогда
1- у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6.
Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,
3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.
Классному руководителю:
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности
учащихся ______ класса
№ п/п |
Фамилия, имя |
Любознательность |
Трудолюбие |
Бережное отноше ние к природе |
Мое отношение к школе |
Красивое в моей жизни |
Как я отношусь к себе |
Сред ний балл |
Уровень воспи танности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В классе _______ учеников
___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)
___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)
___________ имеют средний уровень воспитанности (с)
___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)
Дата ________________ Классный руководитель ____________________
Приложение 3
Интеграция с курсом внеурочной деятельности «Твори прекрасное»
Тематическое планирование 2-го года обучения
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Практическая деятельность |
I. |
Красота любви |
||
1-2 |
«Живая вода», (Древняя притча) «Волшебная тыква» (Вьетнамская сказка) |
Прослушивание притч. Беседа. Рисунок. Нарисовать любовь в виде источника с живой водой. Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Напиши, о чём бы ты попросил фею любви, если бы она попала к тебе в дом?» |
Введение. Цели и задачи. Техника выполнения объёмных цветов из бумаги.
Выполнение мимозы.
|
3-4 |
«Девушка из цветочного горшка» (Греческая сказка) «Дар Феникса» (Китайская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Рисунок «Букет для своего любимого человека». Инсценирование сценки «Хозяин огня». Прослушивание сказки. Рисунок «Золотой пион и птица Феникс» Инсценирование в парах «Дары в любви» |
Техника выполнения объёмных цветов из бумаги. Пион. «Букет для своего любимого человека» |
5-6 |
«Достойный подарок» (Корейская легенда) «Чей подарок лучше?» (Корейская легенда) |
Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: «Напиши свою легенду, как на земле появилась любовь» Рисунок «Дерево любви, которое юноша принёс на землю» Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: «Напиши все слова любви, которые ты знаешь» Рисунок «Волшебный подарок для того. Кого ты любишь больше всего на свете» Инсенирование в парах «Разговор о любви» |
«Цветок качеств»
Волшебный подарок своими руками. «Ромашка любви» |
7 |
«Волшебный колодец» (Лакская легенда (народ Дагестана)) |
Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: «Золотое правило любви» Рисунок «Дворец из кирпичиков добрых качеств» Сценка «Подумай и ответь» (инсценирование в парах) |
«Волшебный колодец» |
II |
Как стать счастливым |
||
8-9 |
« Счастье» (Древняя притча) «Три брата и мудрый старец Додо» (Албанская сказка) |
Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: «Сказка о том, как богиня счастья даёт каждому младенцу волшебное зёрнышко счастья, из которого можно вырастить цветок своего счастья» Прослушивание сказки. Беседа. Сценка «Хорошо. Плохо» Рисунок «Дом, в котором живёт счастье» |
«Цветок счастья»
|
10-11 |
«Секрет счастья» (Восточная притча) «Счастье» (Грузинская сказка) |
Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: «Счастливый день моей жизни» Рисунок «Счастье» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Как искать потерявшееся счастье?» Рисунок «Счастье в сказочном образе». |
«Волшебный фонарик»
Фея «Счастье» |
12-13 |
«Сказка про бедного художника» (Грузинская сказка). «Ткач из Махиларопьи» (Индийская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание «Страна счастья» Рисунок «Поздравительная открытка маме к радостному событию» Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание «Волшебный кошелёк» Рисунок «Ковёр с узором счастья» |
Открытка для мамы.
«Ковёр счастья» |
14-15 |
«Счастливый мальчик» (Иранская сказка) «У счастливого человека нет рубахи» (Курдская сказка» |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Чтобы ты вырезал волшебными ножницами для себя, своих друзей, своей семьи» Рисунок «Дворец, сад, который подарила мальчику волшебная рыбка». Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Сказка о том, как тебе на один день подарили рубашку, приносящую счастье» Сценка «Моё счастье» |
Коллаж «Дворец счастья»
«Рубаха счастья» |
16- 17 |
«Бедный сапожник» (Португальская сказка) «Весёлый Матти» (Финская сказка). |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: « Как сохранить счастье бедному, который неожиданно получит огромные деньги и богачу, который неожиданно обеднел» Сценка «Весёлый нрав». Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Что улучшает твоё настроение?» Сценка «Развесели своего друга» |
Чудеса из бумаги.
«Узнай меня!» - изготовление маски |
18-19 |
«Господин Соломинка» (Словенская сказка) «Груша, вверх! Груша, вниз!» (Японская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа «Веришь ли ты, что твоя жизнь сложится счастливо» « Сценка «Учись быть счастливей» Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа «Сказка о даре, который помог стать счастливым» Рисунок «Снежка из сказки». |
Изготовление персонажа «Снежок» из сказки «Груша, вверх! Груша, вниз!» |
III |
Узы дружбы |
||
20-21 |
«Про царя и его сына» (Грузинская притча) «Друг и мёртвый олень» (Вьетнамская сказка) |
Прослушивание притчи. Беседа. Рисунок «Дворец, который ты построил бы для своего друга» Сценка «Мечта друга» Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Письмо другу, почему ты ценишь дружбу» Рисунок «Дерево дружбы своей жизни» |
Коллаж «Сад дружбы» |
22-23 |
«Охотник и медведь-нанук» (Гренладская сказка) «Что медведь шепнул на ухо» (Индийская притча) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Сказка о том, как медведь и Утак вместе стали охотиться и спасли людей от голода» Рисунок «Медведь из сказки» Прослушивание притчи. Беседа. Творческое задание: «История о том, как ты с другом отправился в лесное путешествие. Как дружба поможет вам в разных сложных ситуациях» Сценка «Скажи правду другу» |
Изготовление персонажа «Медведь-нанук» из сказки «Охотник и медведь-нанук» |
24-25 |
«Любовь юноши Пэкуна и девушки Чжэху» (Корейская сказка) «Что дороже» (Осетинская легенда) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческая работа: «Рассказ о своём друге, который был рядом с тобой, когда у тебя были трудности» Сценка «Помоги другу». Прослушивание легенды. Беседа. Творческое задание: «Напиши притчу о том, что верные друзья дороже любого богатства» Рисунок «Дом для тебя от друзей ». |
«Доброе сердце»
Выполнение композиции «От чистого сердца с любовью» |
26-27 |
«Три бабочки» (Немецкая сказка) «Каменный Мигель» (Португальская сказка) |
Прослушивание сказки. Беседа. Творческое задание: «Сказка о том, как на земле вырос сад дружбы» Рисунок «Цветочный дом для трёх подружек-бабочек» Прослушивание сказки. Беседа. Сценка «Оживи статую». Рисунок «Контур сердца и в нём имена своих друзей |
«Цветочный домик» «Бабочки в саду дружбы» |
28-29 |
«Стрелок и его друзья» (Таджикская сказка) «Верные друзья Мовсур и Магомед» (Чеченская легенда) |
Творческая работа «Что изменится в школе, если все учителя будут дружить со своими учениками» Сценка «Общее дело». Прослушивание легенды. Беседа. Творческая работа: «Как ты понимаешь смысл пословицы «Один старый друг лучше новых двух» |
Коллаж «Поляна дружбы» |
IV |
Мудрые советы |
||
30-31 |
«Поиск света. Луч света в тёмном царстве» - по мотивам русских пословиц и поговорок «Сила добра» - дискуссия |
Творческая работа: «Какого человека ты можешь сравнить с лучом света?» Творческое задание: «Какая награда для доброты самая лучшая?» |
«Награда доброты» - изготовление наградных медалей для друзей. |
32-33 |
«Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости» |
Беседа. Творческое задание: «Рассказ насколько ты стал мудрее за год» |
Коллаж «Лесенка успеха» |
34 |
«Праздник любви, дружбы, счастья» |
Обобщающее занятие |
Выставка работ, сделанных за учебный год |
Скрипникова Валентина Михайловна
Нигириш Светлана Владимировна