ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе стандарта начального общего образования по литературному чтению, примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2014)
Цели обучения
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Актуализация обучения младших школьников:
Углублять читательский опыт детей.
Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстеическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
– методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
– методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
– методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
– степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
В системе уроков планируется использование следующих типов уроков:
· урок изучения нового материала;
· урок закрепления знаний;
· урок обобщения и систематизации знаний;
· комбинированный урок (предполагает выполнение работ и заданий разного вида);
· урок-игра (на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки);
· урок-путешествие.
МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На предмет «Литературное чтение» во 2 классе на изучение курса отводится 136ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение литературного чтения во 2 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознанно воспринимать (при чтении вслух, при прослушивании) содержание различных видов текстов; читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации); выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту; оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения; работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Самое великое чудо на свете (1 ч) Читателю. Р. Сеф
Устное народное творчество (12 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (7 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (15 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (10 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (10 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (21 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (13 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее»
Люблю природу русскую. Весна (8 ч)
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
И в шутку и всерьез (12 ч)
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (14 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).
народные и литературные;
Повторение (4ч)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Самое великое чудо на свете |
1 |
2 |
Устное народное творчество |
11 |
3 |
Люблю природу русскую. Осень |
7 |
4 |
Русские писатели |
15 |
5 |
О братьях наших меньших |
10 |
6 |
Из детских журналов |
9 |
7 |
Люблю природу русскую. Зима |
10 |
8 |
Писатели – детям |
21 |
9 |
Я и мои друзья |
13 |
10 |
Люблю природу русскую. Весна |
8 |
11 |
И в шутку и всерьез |
12 |
12 |
Литература зарубежных стран |
14 |
13 |
Резервные уроки |
4 |
Итого |
136 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения |
Количество часов |
Диагностический материал |
1 четверть |
Тест – 1; п. р. – 1; к. р. – 1; проверка техники чтения - 2 |
|
2 четверть |
Тест -1; к. р. - 2; проверка техники чтения |
|
3 четверть |
П. р. – 1; к. р. – 1; проверка техники чтения |
|
4 четверть |
П. р. – 2; к. р. – 1; проверка техники чтения |
|
Итого: |
136 часов (4 часа в неделю) |
Тестов – 2; п. р. - 4; к. р. – 5;проверка техники чтения - 5 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
(4 часа в неделю, 136ч.)
№ п/п |
Тема урока |
Цели урока |
Стр. |
Часы |
Дата |
|
1 |
Самое великое чудо на свете. Р. С. Сеф «Читателю» |
Повторить правила обращения с книгами; развивать навыки чтения, составления рассказа по картинке. |
3 - 12 |
1ч |
||
Устное народное творчество – 12 часов |
||||||
2 |
Русские народные песни. |
Познакомить с русскими народными песнями; обогащать словарный запас. |
13 - 19 |
1ч |
||
3 |
Потешки и прибаутки, считалки и небылицы. |
Познакомить с малыми жанрами фольклора; учить различать малые и большие жанры. |
20 - 23 |
1ч |
||
4 |
Загадки, пословицы и поговорки. |
Познакомить с малыми жанрами фольклора; прививать интерес к устному народному творчеству. |
24 - 27 |
1ч |
||
5 |
Сказки. Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идёт». |
Познакомить с жанром народной сказки; развивать речь, навыки чтения, умение соотносить иллюстрацию с текстом. |
28 - 31 |
1ч |
||
6 |
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». |
Развивать навыки чтения, умения определять основную мысль сказки, находить в тексте ключевые слова. |
32 - 35 |
1ч |
||
7 |
Русская народная сказка «У страха глаза велики». |
Развивать речь, навыки чтения, умения определять основную мысль сказки, делить текст на части; показать, как создают диафильм. |
35 - 38 |
1ч |
||
8 |
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Проверка техники чтения. Текст № 1 |
Развивать навыки чтения, умения передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту. |
39 - 41 |
1ч |
||
9 |
Русская народная сказка «Лиса и журавль» |
Развивать речь, мышление, навыки чтения, умение отвечать на вопросы по тексту. |
42 - 44 |
1ч |
||
10 |
Русская народная сказка «Каша из топора». |
Познакомить с понятием бытовая сказка; развивать речь, навыки чтения, умение анализировать текст |
44 - 47 |
1ч |
||
11 |
Русская народная сказка «Гуси – лебеди» |
Развивать внимание, память, навыки чтения, умения анализировать текст, отвечать на вопросы по тексту. |
48 - 53 |
1ч |
||
12 |
А. А. Шибаев «Вспомни сказку» |
Развивать речь, мышление, умение отвечать на вопросы; прививать интерес к чтению. |
54 - 55 |
1ч |
||
13 |
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Тест № 1 |
Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме. |
56 - 64 |
1ч |
||
Люблю природу русскую! Осень – 7 часов |
||||||
14 |
Нравится ли вам осень? Осенние загадки. |
Познакомить с загадками об осени; развивать речь, навыки чтения, память, мышление. |
65 - 67 |
1ч |
||
15 |
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» К. Бальмонт «Поспевает брусника …» А. Плещеев «Осень наступила …» |
Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе. |
68 - 70 |
1ч |
||
16 |
А. Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень» |
Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе. |
71 - 72 |
1ч |
||
17 |
С. Есенин «Закружилась листва золотая» В. Брюсов «Сухие листья» И. Токмакова «Опустел скворечник» |
Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе. |
73 - 75 |
1ч |
||
18 |
В. Д. Берестов «Хитрые грибы». |
Познакомить с рассказом В. Д. Берестова; развивать речь, память, навыки чтения. |
76 - 77 |
1ч |
||
19 |
М. М. Пришвин «Осеннее утро» |
Познакомить с рассказом М. М. Пришвина; развивать навыки чтения, умение работать в группе. |
78 - 79 |
1ч |
||
20 |
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень». П.р.№1 |
Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме |
80 - 82 |
1ч |
||
Русские писатели – 15 часов |
||||||
21 |
А. С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта. |
В игровой форме проверить знание сказок А. С. Пушкина; развивать речь, внимание, мышление. |
83 - 85 |
1ч |
||
22 |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …» |
Познакомить со вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»; развивать образное мышление, умение анализировать произведение. |
86 - 87 |
1ч |
||
23 |
А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя …», «Зима! Крестьянин торжествуя …» |
Познакомить со стихотворениями А. С. Пушкина о зиме, понятием олицетворение; учить сопоставлять живопись и поэзию, выражать свои мысли и чувства. |
88 - 89 |
1ч |
||
24 |
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Развивать умения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев. |
90 – 101 |
1ч |
||
25 |
1ч |
|||||
26 |
1ч |
|||||
27 |
И. А. Крылов |
Познакомить с биографией и творчеством И. А. Крылова |
102 - 103 |
1ч |
||
28 |
И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука» |
Познакомить с жанровыми особенностями басни; формировать навыки выборочного чтения. |
104 - 105 |
1ч |
||
29 |
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей» |
Развивать навыки чтения по ролям; познакомить со способами обозначения речи персонажей. |
106 - 107 |
1ч |
||
30 |
Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек» |
Познакомить с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; учить определять главную мысль произведения; воспитывать уважение к пожилым людям. |
108 - 111 |
1ч |
||
31 |
Л. Н. Толстой «Филипок» |
Познакомить с рассказом Л. Н. Толстого; обучать составлению плана произведения, словесному рисованию. |
112 - 116 |
1ч |
||
32 |
Л. Н. Толстой «Правда всего дороже» |
Познакомить с рассказом Л. Н. толстого; развивать навыки чтения, умение определять основную мысль произведения. |
116 |
1ч |
||
33 |
Л. Н. Толстой «Котёнок» |
Познакомить с рассказом Л. Н. Толстого; развивать умение выражать свои мысли и чувства. |
117 - 119 |
1ч |
||
34 |
Разноцветные страницы. Проверка техники чтения. Текст № 2 |
Развивать внимание, мышление, речь; прививать интерес к чтению; провести диагностику скорости чтения |
120 - 121 |
1ч |
||
35 |
Обобщающий урок по теме «Русские писатели». К. р. № 1 |
Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по пройденным темам. |
122 - 124 |
1ч |
||
О братьях наших меньших – 10 часов |
||||||
36 |
Н. И. Сладков «Они и мы». А. А. Шибаев «Кто кем становится?» |
Познакомить со стихотворениями о животных; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста. |
125 - 127 |
1ч |
||
37 |
Б. Заходер «Плачет киска …» И. Пивоварова «Жила-была собака …» |
Продолжить знакомить со стихотворениями о животных; развивать навыки чтения; воспитывать любовь к животным. |
128 - 129 |
1ч |
||
38 |
В. Берестов «Кошкин щенок» |
Продолжить знакомить со стихотворениями о животных; развивать навыки чтения; воспитывать любовь к животным. |
130 - 131 |
1ч |
||
39 |
М. М. Пришвин «Ребята и утята» |
Познакомить с творчеством М. М. Пришвина; развивать навыки чтения, умение делить текст на части. |
132 - 135 |
1ч |
||
40 |
Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» |
Познакомить с творчеством Е. И. Чарушина; развивать навыки чтения, умение делить текст на части. |
136 - 138 |
1ч |
||
41 |
Б. С. Житков «Храбрый утёнок» |
Познакомить с творчеством Б. С. Житкова; развивать навыки чтения, умение делить текст на части. |
139 - 141 |
1ч |
||
42 |
В. В. Бианки «Музыкант» |
Познакомить с рассказом В. В. Бианки; развивать память, внимание, навыки чтения. |
142 - 145 |
1ч |
||
43 |
В. В. Бианки «Сова» |
Познакомить с рассказом В. В. Бианки; развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев. |
146 - 151 |
1ч |
||
44 |
Разноцветные страницы |
Развивать внимание, мышление, речь; прививать интерес к чтению. |
152 - 153 |
1ч |
||
45 |
Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». К. р. № 2 |
Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по пройденной теме |
154 – 156 |
1ч |
||
Из детских журналов – 9 часов |
||||||
46 |
Знакомство с детскими журналами. |
Познакомить с журналами для детей 20-40 гг. ХХ в; прививать интерес к чтению. |
157 - 159 |
1ч |
||
47 |
Д. Хармс «Игра» |
Рассказать о жизни и творчестве Д. Хармса; познакомить с понятием игра слов; развивать навыки чтения |
160 - 164 |
1ч |
||
48 |
Д. Хармс «Вы знаете?...» |
Познакомить со стихотворением Д. Хармса; развивать навыки чтения по ролям. |
165 - 169 |
1ч |
||
49 |
Д. Хармс «Весёлые чижи» |
Познакомить со стихотворением Д. Хармса; развивать внимание, навыки чтения, умение подбирать рифмы. |
170 - 173 |
1ч |
||
50 |
Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог» |
Познакомить со стихотворением Д. Хармса; развивать внимание, навыки чтения, умение подбирать рифмы. |
174 - 175 |
1ч |
||
51 |
Ю. Д. Владимиров «Чудаки». А. И. Введенский «Учёный Петя» |
Познакомить со стихотворениями Ю. Д. Владимирова и А. И. Введенского; развивать навыки чтения |
176 - 181 |
1ч |
||
52 |
А. И. Введенский «Лошадка» |
Познакомить со стихотворением А. И. Введенского; развивать навыки чтения, умение выражать своё отношение к прочитанному |
182 - 183 |
1ч |
||
53 |
Д. Хармс «Весёлый старичок» |
Продолжать знакомить с творчеством Д. Хармса; развивать навыки чтения. |
184 - 185 |
1ч |
||
54 |
Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Тест № 2 |
Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по пройденной теме |
186 |
1ч |
||
Люблю природу русскую! Зима – 10 часов |
||||||
55 |
Нравится ли вам зима? Зимние загадки. |
Познакомить с загадками о зиме; развивать речь, навыки чтения, творческие способности. |
187 - 189 |
1ч |
||
56 |
И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло …» К. Д. Бальмонт «Светло-пушистая …» |
Познакомить со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста |
190 - 191 |
1ч |
||
57 |
Я. Л. Аким «Утром кот принёс на лапах …» Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою …» |
Продолжить знакомить со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста |
192 - 194 |
1ч |
||
58 |
С. А. Есенин «Поёт зима-аукает …», «Берёза» |
Познакомить с понятием метафора; формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, сопоставление стихотворений и картин |
195 - 197 |
1ч |
||
59 |
Русская народная сказка «Два мороза» |
Развивать навыки чтения, умение выделять главное в прочитанном тексте |
198 - 202 |
1ч |
||
60 |
С. В. Михалков «Новогодняя быль» |
Познакомить с произведением С. В. Михалкова; развивать речь, навыки чтения, умение работать с иллюстрацией |
203 - 207 |
1ч |
||
61 |
А. Л. Барто «Дело было в январе …» С. Д. Дрожжин «Улицей гуляет …» |
Продолжить знакомить со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, умение работать в группах. |
208 - 209 |
1ч |
||
62 |
Разноцветные страницы |
Развивать внимание, мышление, речь; прививать интерес к чтению |
210 - 211 |
1ч |
||
63 |
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». К.р. № 3 |
Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по пройденным темам |
212 |
1ч |
||
64 |
Проверка техники чтения. Текст № 3 |
Выявить уровень сформированности навыков чтения |
1ч |
|||
Писатели – детям – 21 час |
||||||
65 |
К. И. Чуковский |
Познакомить с биографией и творчеством К. И. Чуковского |
3 - 5 |
1ч |
||
66 |
К. И. Чуковский «Путаница» |
Познакомить с произведением К. И. Чуковского; повторить малые жанры фольклора, понятие рифма |
6 - 10 |
1ч |
||
67 |
К. И. Чуковский «Радость» |
Познакомить с произведением К. И. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление |
11 - 12 |
1ч |
||
68 |
К. И. Чуковский «Федорино горе» |
Познакомить с произведением К. И. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление, навыки чтения |
13 - 23 |
4ч |
||
69 |
||||||
70 |
||||||
71 |
||||||
72 |
С. Я. Маршак |
Познакомить с биографией и творчеством С. Я. Маршака |
24 - 25 |
1ч |
||
73 |
С. Я. Маршак «Кот и лодыри» |
Познакомить со стихотворением С. Я. Маршака; развивать память, внимание, умение узнавать произведение по опорным словам |
26 - 29 |
1ч |
||
74 |
С. В. Михалков |
Познакомить с биографией и творчеством С. В. Михалкова |
30 - 31 |
1ч |
||
75 |
С. В. Михалков «Мой секрет» |
Познакомить со стихотворением С. В. Михалкова; развивать внимание к слову, ассоциативное мышление, творческие способности |
32 - 33 |
1ч |
||
76 |
С. В. Михалков «Сила воли» |
Познакомить со стихотворением С. В. Михалкова; развивать внимание к слову, ассоциативное мышление, творческие способности |
33 - 34 |
1ч |
||
77 |
С. В. Михалков «Мой щенок» |
Познакомить со стихотворением С. В. Михалкова; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста |
35 - 37 |
1ч |
||
78 |
А. Л. Барто «Верёвочка» |
Познакомить со стихотворением А. Л. Барто; развивать навыки чтения, умение заучивать стихи наизусть |
38 - 43 |
1ч |
||
79 |
А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» |
Познакомить со стихотворениями А. Л. Барто; развивать навыки чтения, умение ориентироваться в группе книг |
44 - 46 |
1ч |
||
80 |
А. Л. Барто «Вовка – добрая душа» |
Познакомить со стихотворением А. Л. Барто; развивать навыки чтения по ролям, анализа стихотворного текста |
46 - 47 |
1ч |
||
81 |
Н. Н. Носов «Затейники» |
Познакомить с биографией и творчеством Н. Н. Носова; развивать навыки чтения и пересказа |
48 - 53 |
1ч |
||
82 |
Н. Н. Носов «живая шляпа» |
Познакомить с рассказом Н. Н. Носова; развивать навыки чтения по ролям, умение воспринимать информацию на слух |
54 - 59 |
1ч |
||
83 |
Н. Н. Носов «На горке» |
Познакомить с рассказом Н. Н. Носова; развивать навыки чтения и пересказа, умение определять главную мысль произведения. |
60 - 65 |
1ч |
||
84 |
Скороговорки |
Развивать речь, дикцию |
66 - 67 |
1ч |
||
85 |
Обобщающий урок по теме «Писатели - детям». К.р. № 4 |
Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме |
68 - 70 |
1ч |
||
Я и мои друзья – 13 часов |
||||||
86 |
Я и мои друзья. Развитие речи. |
Развивать умение связно и последовательно передавать свои мысли. |
71 - 73 |
1ч |
||
87 |
В. Д. Берестов «За игрой» Э. Э. Мошковская «я ушёл в свою обиду» |
Познакомить со стихотворениями о дружбе; развивать речь, навыки чтения |
74 - 75 |
1ч |
||
88 |
В. Д. Берестов «Гляжу с высоты» В. В. Лунин «Я и Вовка» |
Продолжить знакомить со стихотворениями о дружбе; развивать речь, навыки чтения |
75 - 78 |
1ч |
||
89 |
Н. Булгаков «Анна, не грусти!» |
Познакомить с рассказом Н. Булгакова; развивать навыки чтения и пересказа, умения определять главную мысль произведения, составлять план текста |
79 - 84 |
2ч |
||
90 |
||||||
91 |
Ю. И. Ермолаев «Два пирожных» |
Познакомить с рассказом Ю. И. Ермолаева; развивать навыки чтения и пересказа, умения определять главную мысль произведения, составлять план текста |
85 - 86 |
1ч |
||
92 |
В. А. Осеева «Волшебное слово» |
Познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать навыки чтения и пересказа, умения анализировать прочитанное, подтверждать свои высказывания цитатами из текста |
87 - 93 |
1ч |
||
93 |
В. А. Осеева «Хорошее» |
Познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и озаглавливать их. |
93 - 95 |
1ч |
||
94 |
В. А. Осеева «Почему?» |
Познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту. |
96 - 103 |
2ч |
||
95 |
||||||
96 |
1ч |
|||||
97 |
Е. А. Благинина «Простокваша» В. Н. Орлов «На печи» |
Продолжать знакомить с произведениями о дружбе; развивать навыки чтения, анализа текста |
104 - 105 |
1ч |
||
98 |
Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». П. р. № 2 |
Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме |
106 |
1ч |
||
Люблю природу русскую! Весна – 8 часов |
||||||
99 |
Нравится ли вам весна? Весенние загадки. |
Познакомить с загадками о весне; развивать речь, навыки чтения, творческие способности |
107 - 109 |
1ч |
||
100 |
Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды» |
Познакомить со стихотворениями Ф. И. Тютчева о весне; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста |
110 - 112 |
1ч |
||
101 |
А. Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» |
Познакомить со стихотворениями А. Н. Плещеева о весне; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста |
121 - 113 |
1ч |
||
102 |
А. А. блок «На лугу» С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот …» |
Продолжать знакомить со стихотворениями о весне; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста |
114 - 115 |
1ч |
||
103 |
И. А. Бунин «Матери» Проверка техники чтения. Текст № 4 |
Познакомить со стихотворением И. А. Бунина; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста; провести диагностику скорости чтения |
116 |
1ч |
||
104 |
А. Н. Плещеев «В бурю» |
Познакомить со стихотворением А. Н. Плещеева; развивать навыки чтения и анализа стихотворного текста. |
117 - 118 |
1ч |
||
105 |
Е. А. Благинина «Посидим в тишине» Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел» |
Познакомить со стихотворениями о матерях; развивать навыки чтения и анализа стихотворного текста. |
119 - 121 |
1ч |
||
106 |
И. М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». П.р. № 3 |
Познакомить со стихотворением И. М. Пивоваровой; повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме |
122 - 124 |
1ч |
||
И в шутку, и всерьёз – 12 часов |
||||||
107 |
«Мозговая атака». Развитие речи. |
Развивать речь, память, внимание, мышление. |
125 - 127 |
1ч |
||
108 |
Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» |
Познакомить со стихотворениями Б. В. Заходера; развивать навыки чтения, умение отвечать на вопросы по тексту |
128 - 131 |
1ч |
||
109 |
Б. В. Заходер. Песенки Винни Пуха |
Продолжить знакомить с творчеством Б. В. Заходера; развивать навыки чтения, речь, мышление. |
132 - 136 |
1ч |
||
110 |
Э. Н. Успенский «Чебурашка» |
Вспомнить произведение Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; развивать память, навыки чтения |
137 - 142 |
1ч |
||
111 |
||||||
112 |
Э. Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» |
Познакомить со стихотворениями Э. Н. Успенского; развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев |
143 - 147 |
1ч |
||
113 |
В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» |
Познакомить со стихотворениями В. Д. Берестова; повторить понятие олицетворение; развивать навыки чтения, умение составлять вопросы к тексту |
148 - 150 |
1ч |
||
114 |
И. П. Токмакова «Плим», «В чудной стране» |
Познакомить со стихотворениями И. П. Токмаковой; развивать навыки чтения, умения задавать вопросы, заучивать стихотворение наизусть |
151 - 152 |
1ч |
||
115 |
Г. Б. Остер «Будем знакомы» |
Познакомить со сказкой Г. Б. Остера; развивать навыки чтения по ролям, умение подтверждать свои мысли цитатами из текста |
153 - 158 |
1ч |
||
116 |
В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным» |
Познакомить с рассказом В. Ю. Драгунского; развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев |
159 - 165 |
2ч |
||
117 |
||||||
118 |
Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». П. р. № 4 |
Познакомить с произведением Ю. Тувима; развивать навыки чтения; повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме |
166 - 168 |
1ч |
||
Литература зарубежных стран – 18 часов |
||||||
119 |
Викторина. Развитие речи |
Развивать речь, память, внимание, мышление. |
169 - 171 |
1ч |
||
120 |
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» |
Познакомить с американским фольклором; развивать речь, воображение, навыки чтения |
172 - 173 |
1ч |
||
121 |
Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» |
Познакомить с английским фольклором; развивать внимание, воображение, навыки чтения |
174 - 177 |
1ч |
||
122 |
Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк» |
Познакомить с французским фольклором; развивать навыки чтения, умение отвечать на вопросы |
177 - 178 |
1ч |
||
123 |
Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» |
Познакомить с немецким фольклором; развивать навыки чтения, умение сравнивать, анализировать и делать выводы |
179 |
1ч |
||
124 |
Ш. Перро «Кот в сапогах» |
Познакомить со сказкой Ш. Перро; развивать навыки чтения, умение переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по вопросам |
180 – 192 |
2ч |
||
125 |
||||||
126 |
Ш. Перро «Красная Шапочка» |
Познакомить со сказкой Ш. перо; развивать навыки чтения по ролям, умение при чтении передавать интонацией своё отношение к герою |
192 - 196 |
1ч |
||
127 |
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» |
Познакомить со сказкой Г. Х. Андерсена; развивать творческие способности, навыки чтения |
197 - 199 |
1ч |
||
128 |
Э. Хогарт «Мафин и паук» |
Познакомить со сказкой Э. Хогарт; развивать навыки чтения, умения отвечать на вопросы, делить текст на части |
200 - 208 |
2ч |
||
129 |
||||||
130 |
Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». К. р. № 5 |
Повторить и обобщить изученный материал; проверка ЗУН по изученным темам |
209 - 213 |
1ч |
||
131 |
Проверка техники чтения. Текст № 5 |
Выявить уровень сформированности навыков чтения |
1ч |
|||
132 |
Задание на лето |
Дать список литературы для чтения летом; подвести итоги |
1ч |
|||
Резервные уроки – 4 часа |
||||||
133 |
Повторение. |
1ч |
||||
134 |
Повторение. |
1ч |
||||
135 |
Повторение. |
1ч |
||||
136 |
Повторение. |
1ч |
СПИСОК КНИГ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ БУДУЩИМ ТРЕТЬЕКЛАССНИКАМ
1. Харрис Д.Г. Сказки дядюшки Римуса.
2. Акимушкин И.И. Когда крокодилы летали.
3. Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне и другие повести.
4. Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса по Швеции.
5. Каверин В. Сказки города Немухина.
6. Медведев М. Баранкин, будь человеком!
7. Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
8. Нессбит Э. Сказки по книге "Золотой дракон".
9. Успенский Э. Вниз по волшебной реке.
10. Алексин А. В стране вечных каникул.
11. Олеша Ю. Три толстяка.
12. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.
13. Льюис К. Лев, колдунья и платяной шкаф.
Отзыв о прочитанной книге должен быть составлен по следующей форме:
1. Автор книги.
2. Название книги.
3. Количество дней, которое ушло на прочтение этой книги.
4. Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
5. Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
6. Чему научила тебя эта книга?
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ урока |
Вид работы |
По теме |
8 |
Проверка техники чтения |
Текст № 1 Японская сказка «Две лягушки» |
13 |
Тест № 1 |
Устное народное творчество |
20 |
П. р. № 1 |
Люблю природу русскую! Осень |
34 |
Проверка техники чтения |
Текст № 2 Г. Снегирёв «Идёшь по лесу …» |
35 |
К. р. № 1 |
Повторение пройденного за 1 четверть |
45 |
К. р. № 2 |
О братьях наших меньших |
54 |
Тест № 2 |
Из детских журналов |
63 |
К. р. № 3 |
Повторение пройденного за 1 полугодие |
64 |
Проверка техники чтения |
Текст № 3 В. Архангельский «Счастливый малыш» |
85 |
К. р. № 4 |
Писатели - детям |
98 |
П. р. № 2 |
Я и мои друзья |
103 |
Проверка техники чтения |
Текст № 4 А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» |
106 |
П. р. № 3 |
Люблю природу русскую! Весна |
118 |
П. р. № 4 |
И в шутку, и всерьез |
130 |
К. р. № 5 |
Повторение пройденного за 2 полугодие |
131 |
Проверка техники чтения |
Текст № 5 Ем. Буков «Яблоко» (рассказ мальчика) |
Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. К учебникам М. В. Головановой и Л. Ф. Климановой. М.: ВАКО, 2010, 360 с.
Календарно – тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России» 1-4 классы. М.: «Вако», 2011, 144 с.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2011, 223 с.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 2011, 223 с.
Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2011, 1 часть, 158 с.
Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 288 с.
Кутявина С. В. Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с.
Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Тексты по проверке техники чтения. М.: АСТ - Астрель, 2005
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 3 КЛАССА
НА ЛЕТО
1. В.Ф. Одоевский «Город в табакерке», «Бедный Гнедко».
2. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
3. П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Голубая змейка».
4. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
5. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
6. К. Булычёв «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля».
7. Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
8. Г.Х. Андерсен «Русалочка», «Улитка и розовый куст».
9. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот».
10. С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции».
11. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
12. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».
13. Л.Н. Толстой «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни».
14. Н.С. Лесков «Лев старца Герасима».
15. И.С. Тургенев «Собака».
16. А.П. Чехов «Беглец», «Детвора».
17. В.И. Даль «Про мышь зубастую и про воробья богатого».
18. К.Д. Ушинский «Сумка почтальона», «Слепая лошадь».
19. М. Горький «Про Иванушку-дурачка».
20. А.К. Толстой «Илья Муромец».
21. С. Чёрный «Серебряная ёлка».
22. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». «Похождения жука-носорога».
23. М. М. Зощенко «Галоши и мороженое», «Глупая история».
24. В.Ю. Драгунский «На Садовой большое движение».
25. А.П. Платонов «Солдат и царица», «Волшебное кольцо».
Читательский дневник (таблица)
Автор, название книги.
|
Главные герои.
|
Краткое содержание (5-6 предложений).
|
Твоё отношение к произведению.
|
Пословица к данной теме.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Каждой книге посвятить отдельную страницу.
Оформлять аккуратно, красиво, творчески.