Рабочая программа дисциплины БД.10 Информатика для специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
СОГЛАСОВАНО: |
УТВЕРЖДАЮ: |
зам. директора по УМР |
зам. директора по УР |
_____________Н.А. Ряснянская |
______________И.М. Гайдай |
«____»_____________20____ г. |
«____»_____________20____ г. |
_____________ _____________ |
_____________ _____________ |
«____»_____________20____ г. |
«____»_____________20____ г. |
_____________ _____________ |
_____________ _____________ |
«____» _____________20____г. |
«____» _____________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
БД.10 Информатика
для специальности СПО
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Лиски 2017
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по ИНФОРМАТИКЕ (базовый уровень), Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089; «Примерной программы учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования», утвержденная Министерством образования и науки РФ, ФИРО 16.04.2008г.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум».
Разработчики:
Сазанова А. А., преподаватель
Рецензент:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа рекомендована ЦМК математических и естественнонаучных дисциплин.
Протокол № _____ от «_____» ________________ 20 ____ г.
Председатель ЦМК ____________________ Таран Е. В.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
|
6 |
|
12 |
|
14 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика
-
Область применения программы:
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
Рабочая программа дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП родственных профессий и специальностей.
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина Информатика входит в общеобразовательный цикл.
-
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей и задач:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
Назначение и функции операционных систем;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
-
Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы студента 35 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Распределение объема дисциплины и видов учебной работы по семестрам
Вид учебной работы |
Объем часов |
||
Всего |
В том числе по семестрам |
||
1 семестр |
2 семестр |
||
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
105 |
51 |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
70 |
34 |
36 |
в том числе: |
|||
теоретические занятия |
40 |
18 |
22 |
практические занятия |
30 |
16 |
14 |
лабораторные занятия |
- |
- |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
35 |
17 |
18 |
в том числе: |
|||
подготовка докладов |
2 |
- |
2 |
работа с учебником |
18 |
10 |
8 |
решение задач |
2 |
2 |
- |
подготовка презентаций |
1 |
- |
1 |
тестирование |
1 |
- |
1 |
работа с инструкционно-технологическими картами |
11 |
5 |
6 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ДФК |
ДЗ |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины Информатика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
|
1 |
2 |
3 |
|
Раздел 1. Информационная деятельность человека. |
9 |
||
Тема 1.1. Введение. Основные этапы развития информационного общества. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Основные этапы становления информационного общества. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. |
||
Самостоятельная работа Проработка конспекта занятий. |
1 |
||
Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Роль информационной деятельности в современном обществе. Виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. |
||
Практические занятия |
2 |
||
1 |
ПЗ №1. Составление памятки ТБ и гигиенических рекомендаций при использовании средств ИКТ. Информационные ресурсы общества. Оценка достоверности информации. |
||
Самостоятельная работа Работа с учебником. Работа с ИК, оформление практических работ. |
2 |
||
Раздел 2. Информация и информационные процессы. |
9 |
||
Тема 2.1. Информация и информационные процессы. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1 |
Информация и ее свойства. Информационные процессы. Классификация информационных процессов. |
||
2 |
Системы счисления. Переводи чисел в системах счисления. |
||
Практические занятия |
2 |
||
1 |
ПЗ №2. Перевод чисел в позиционных системах счисления. |
||
Самостоятельная работа Работа с учебником. Решение задач по выполнению перевода чисел в позиционных системах счисления. Работа с ИК, оформление практических работ. |
3 |
||
Раздел 3. Информационные технологии. |
42 |
||
Тема 3.1. Кодирование и обработка текстовой информации. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1 |
Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование документов в текстовых редакторах. |
||
2 |
Форматирование документов в текстовых редакторах. |
||
Практические занятия |
6 |
||
1 |
ПЗ №3. Создание и форматирование текстовых документов. Вставка объектов в документ MS Word. |
||
2 |
ПЗ №4. Работа со списками и таблицами в текстовых редакторах. |
||
3 |
ПЗ №5. Создание буклета в Microsoft Publisher. |
||
Самостоятельная работа Работа с учебником. Работа с ИК, оформление практических работ. |
5 |
||
Тема 3.2. Кодирование и обработка графической информации. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Кодирование и обработка графической информации. Растровая графика. Векторная графика. |
||
Практические занятия |
2 |
||
1 |
ПЗ №6. Создание и преобразование растрового и векторного изображений. |
||
Самостоятельная работа Работа с учебником. Работа с ИК, оформление практических работ. |
2 |
||
Тема 3.3. Кодирование и обработка числовой информации. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1 |
Электронные таблицы: назначение, ввод, редактирование и форматирование данных. Организация вычислений в электронных таблицах: организация формул, использование функций. |
||
2 |
Графическое представление данных в электронных таблицах. Интерпретация графического представления данных. |
||
Практические занятия |
6 |
||
1 |
ПЗ №7. Создание и форматирование таблиц в MS Excel. Математические расчеты в MS Excel. |
||
2 |
ПЗ №8. Встроенные функции в MS Excel. Сортировка и фильтрация данных. Ссылки. |
||
3 |
ПЗ №9. Динамика изменения числовых показателей при помощи средств деловой графики в MS Excel. |
||
Самостоятельная работа Работа с учебником. Работа с ИК, оформление практических работ. |
5 |
||
Тема 3.4. Компьютерные презентации. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Компьютерные презентации: назначение, область применения, технология создания презентации. |
||
Практические занятия |
2 |
||
1 |
ПЗ №10. Создание презентации, подбор материала, выбор оформления, вставка изображений. |
||
Самостоятельная работа Создание компьютерной презентации. Работа с ИК, оформление практических работ. |
2 |
||
Раздел 4. Коммуникационные технологии. |
13 |
||
Тема 4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Архитектура и принцип организации локальной компьютерной сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет: доменная система имен, протоколы передачи данных. |
||
Самостоятельная работа Работа с учебником. Работа с ИК, оформление практических работ. |
2 |
||
Тема 4. 2. Всемирная паутина. Электронная почта. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Всемирная паутина: технология WWW, язык разметки гипертекста, структура Web-сайтов. Назначение электронной почты, почтовые программы, обеспечение безопасности при работе с электронной почтой. |
||
Практические занятия |
2 |
||
1 |
ПЗ №11. Создание гипертекстовых документов. |
||
Самостоятельная работа Выполнение тестирования. Работа с ИК, оформление практических работ. |
2 |
||
Тема 4.3. Файловые архивы. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Файловые архивы. Менеджеры загрузки файлов. FTP-серверы. |
||
Самостоятельная работа Проработка конспекта. |
1 |
||
Раздел 5. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. |
13 |
||
Тема 5.1. Архитектура персонального компьютера. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Устройства ввода – вывода информации. |
||
Самостоятельная работа Работа с учебником. |
1 |
||
Тема 5.2. Операционные системы. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Назначение и функции операционных систем. Основные характеристики операционных систем. Графический интерфейс операционной системы Windows. |
||
Практические занятия |
2 |
||
1 |
ПЗ №12. Настройка графического интерфейса операционной системы Windows. Файловая система. |
||
Самостоятельная работа Подготовка докладов. Работа с ИК, оформление практических работ. |
3 |
||
Тема 5.3. Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита от вредоносных программ. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Защита данных с использованием паролей. Биометрическая система защиты. Физическая защита данных. Компьютерные вирусы и защита от них. |
||
Самостоятельная работа Работа с учебником. |
1 |
||
Раздел 6. Моделирование и формализация. |
5 |
||
Тема 6.1. Моделирование, формы представления моделей. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Этапы разработки модели на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. |
||
Практические занятия |
2 |
||
1 |
ПЗ №13. Исследование физических и геометрических интерактивных компьютерных моделей. |
||
Самостоятельная работа Работа с учебником. |
1 |
||
Раздел 7. Базы данных. Система управления базами данных. |
8 |
||
Тема 7.1. Табличные базы данных. Система управления базами данных. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Организация данных виде таблиц. Работа с формами. Формирование запросов. Построение отчетов. |
||
Практические занятия |
4 |
||
1 |
ПЗ №14. Создание табличной базы данных: создание, редактирование, сохранение записей в БД. Построение схемы данных. |
||
2 |
ПЗ №15. Поиск и сортировка в БД. Создание и использование форм и отчетов. |
||
Самостоятельная работа Работа с учебником Работа с ИК, оформление практических работ. |
2 |
||
Раздел 8. Информационное общество. |
4 |
||
Тема 8.1. Право и этика в Интернете. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Право в Интернете. Этика в Интернете. Правовое регулирование в информационной сфере. Безопасность в информационной сфере. |
||
Самостоятельная работа Работа с учебником. |
2 |
||
Дифференцированный зачет. |
2 |
||
Максимальная учебная нагрузка: |
105 |
||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка: |
70 |
||
Самостоятельная работа обучающегося: |
35 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом в сеть Интернет;
Аудиторная доска для письма;
Компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся.
Технические средства обучения:
Мультимедиа проектор;
Экран;
Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением (ОС Windows 7; пакет Microsoft Office 2007 – MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, MS Outlook Express; Internet Explorer; Google Chrome; Paint);
Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.
-
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.- 212 с.: ил.
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 187 с.:ил
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович.- 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352с., [8]л. цв. ил.
Михеева Е. В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. Образования / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.
Дополнительные источники:
Свиридова М. Ю. Система управления базами данных Access : учеб. пособие для нач. проф. образования / М. Ю. Свиридова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
Голицына О. Л. Системы управления базами данных: учеб. пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.: ил.
Чуркина Т. Е. Итоговые тесты по информатике / Т. Е. Чуркина. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 271, [1] с.
Мельников В. П. Информационная безопасность и защита информации / В. П. Мельников, С. А. Клейменов, А. М. Петраков – М.: Издательство «Академия», 2008. – 336 с.
Интернет-ресурсы:
Лаборатория виртуальной учебной литературы [Электронный ресурс]. - http:// www.gaudeamus.omskcity.com.
Единое окно доступа к электронным ресурсам [Электронный ресурс]. - http://window.edu.ru/
Информатика и ИКТ [Электронный ресурс]. - http://informatics.vx8.ru/
Информатика. Преподавание и изучение [Электронный ресурс]. - http://www.informatik.kz/
Диагностическое тестирование и актуальная информация о ЕГЭ [Электронный ресурс]. - http://www.ege.ru/
Учителям информатики и математики и их любознательным ученикам (дидактические материалы по информатике и математике) [Электронный ресурс]. - http://comp-science.narod.ru/
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирований, устных опросов, докладов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: | |
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; |
Оценка выполнения практических работ |
Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; |
Оценка выполнения практических работ Устный опрос |
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; |
Оценка выполнения практических работ |
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; |
Оценка выполнения практических работ |
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; |
Оценка выполнения практических работ Оценка подготовленных презентаций |
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; |
Оценка выполнения практических работ |
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; |
Оценка выполнения практических работ |
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики; |
Оценка выполнения практических работ Устный опрос |
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; |
Оценка выполнения практических работ |
Знания: | |
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; |
Оценка знаний тестированием |
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; |
Устный опрос |
Назначение и функции операционных систем |
Оценка подготовленных докладов |
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
№ раздела |
Наименование раздела дисциплины (тема)1 |
Вид занятий (лекция, семинары, практические занятия) |
Количество часов |
Активные и интерактивные формы обучения2 |
1 |
ПЗ №1. Составление памятки ТБ и гигиенических рекомендаций при использовании средств ИКТ. Информационные ресурсы общества. Оценка достоверности информации. |
Практическое занятие |
2 |
Деловая игра |
2 |
ПЗ №3. Создание и форматирование текстовых документов. Вставка объектов в документ MS Word. |
Практическое занятие |
2 |
Ролевая игра |
3 |
Роль информационной деятельности в современном обществе. Виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. |
Лекция |
2 |
Анализ конкретных ситуаций |
4 |
ПЗ №4. Работа со списками и таблицами в текстовых редакторах. |
Практическое занятие |
2 |
Анализ конкретных ситуаций |
5 |
ПЗ №5. Создание буклета в Microsoft Publisher. |
Практическое занятие |
2 |
Деловая игра |
6 |
ПЗ №6. Создание и преобразование растрового и векторного изображений. |
Практическое занятие |
2 |
Компьютерная симуляция |
7 |
ПЗ №7. Создание и форматирование таблиц в MS Excel. Сортировка и фильтрация данных. Ссылки. |
Практическое занятие |
2 |
Компьютерная симуляция |
8 |
Компьютерные презентации: назначение, область применения, технология создания презентации. |
Лекция |
2 |
Деловая игра |
9 |
ПЗ №10. Создание презентации подбор материала, выбор оформления, вставка изображений. |
Практическое занятие |
2 |
Деловая игра |
10 |
ПЗ №11. Создание гипертекстовых документов. |
Практическое занятие |
2 |
Компьютерная симуляция |
11 |
История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Устройства ввода – вывода информации. |
Лекция |
2 |
Мозговой штурм |
12 |
ПЗ №12. Настройка графического интерфейса операционной системы Windows. Файловая система. |
Практическое занятие |
2 |
Компьютерная симуляция |
Лист изменений рабочей программы
Номер изменения |
Номер протокола заседания методического объединения и дата |
Страницы с изменениями |
Перечень откорректированных пунктов |
Подпись председателя методического объединения |
Лист периодических проверок рабочей программы
Дата |
Должностное лицо, проводившее проверку |
Потребность в корректировке |
Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений |
||
Ф.И.О. |
должность |
подпись |
|||
1 Наименование раздела дисциплины (темы) берется из рабочей программы дисциплины
2 Компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков и т.д.