Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» для подготовки специалистов среднего звена по специальности «Механизация сельского хозяйства»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Обшаровский государственный техникум им. В.И.Суркова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 ХИМИЯ
программы ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
квалификация:
- техник-механик
Срок обучения: 3 года и 10 месяцев
с.Обшаровка, 2017 г.
Рассмотрена Составлена на основании ФГОС
на заседании 3-го поколения по программе
методической комиссии подготовки специалистов среднего
звена по специальности 35.02.07
Механизация сельского хозяйства
Протокол № ___ и примерной программы
от «___» __________2017г. учебной дисциплины
Председатель Химия
_________ _________
подпись расшифровка
Разработчик: Утверждаю:
преподаватель Зам.директора по УПР
_________ Кулакова М.А. ____________Монина Е.В.
«__» _______________2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Химия разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июля 2015г., регистрационный номер рецензии №385 от «23» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины ………… |
5 |
1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………... |
5 |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ……………………. |
5 |
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……... |
6 |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины . |
6 |
2. Содержание учебной дисциплины и тематическое планирование ……………………………………………………. |
8 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы …………. |
9 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ……… |
10-16 |
3. Условия реализации учебной дисциплины ………… |
17 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ………………………………………………………… |
18 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины Химия является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства технического профиля среднего профессионального образования, входящей в укрупненную группу 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим профилем среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования Естественные науки общей из обязательных предметных областей.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса Химии на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина Химия для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины Химия имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами Биология, Физика, Математика.
Изучение учебной дисциплины Химия завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
• личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и
процессами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
• метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления
причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов)
для решения поставленной задачи, применение основных методов познания
(наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
• предметных:
− сформированность представлений о месте химии в современной научной
картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами
и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и
символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми в химии:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать,
объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении практических задач;
− сформированность умения давать количественные оценки и производить
расчеты по химическим формулам и уравнениям;
− владение правилами техники безопасности при использовании химических
веществ;
− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Освоение содержания учебной дисциплины Химия обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий |
Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии) |
Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией) |
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми) |
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
внеаудиторная самостоятельная работа – 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
118 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
78 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
8 |
практические занятия |
28 |
контрольные работы |
2 |
Исследовательский проект |
5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
40 |
в том числе: |
|
Доклад Реферат Презентация Исследовательский проект |
3 3 4 30 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятие, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
Уровень освоения |
Введение |
1.Предмет органической химии. |
1 |
1 |
Тема 1. |
Содержание учебного материала |
31 |
|
1. Понятие о гомологических рядах алканов. |
1 |
1 |
|
2. Проектная деятельность: Определить темы проектов и их содержание. |
1 |
||
3. Понятие о гомологических рядах алкинов. |
1 |
||
4. Практические занятия №1 Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. |
1 |
||
5. Практические занятия №2 Типы химических реакций в органической химии. |
1 |
||
6. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. |
1 |
1 |
|
7. Физические, химические свойства алканов. Химические свойства алканов. |
1 |
1 |
|
8. Практические занятия №3 Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов. |
1 |
||
9. Физические, химические свойства алкенов. |
1 |
1 |
|
10. Практические занятия №4 Состав и строение алкинов. |
1 |
||
11. Строение, изомерия, номенклатура алкинов. |
1 |
1 |
|
12. Практические занятия №5 Строение ароматических углеводородов. |
1 |
||
13. Практические занятия №6 Ознакомление с продуктами нефти, угля. |
1 |
||
14. Защита проекта по «Природные источники углеводородов». |
1 |
||
15. Контрольная работа №1 по теме «Органическая химия» |
1 |
||
16. Состав и классификация спиртов. |
1 |
1 |
|
17. Практические занятия №7 Химические свойства спиртов. |
1 |
||
18. Классификация, номенклатура и изомерия альдегидов. |
1 |
1 |
|
19. Практические занятия №8 Восстановление и окисление альдегидов. |
1 |
||
20. Практические занятия №9 Классификация, номенклатура. Химические и физические свойства эфиров. |
1 |
||
21. Строение сложных эфиров. Получение сложных эфиров. Реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. |
1 |
1 |
|
22. Практические занятия №10 Строение и распространение жиров. |
1 |
||
23. Практические занятия №11 Растворимость жиров |
1 |
||
24. Моносахариды, дисахариды и полисахариды. |
1 |
1 |
|
25. Гексозы и их представители. Глюкоза, строение ее молекулы. |
1 |
1 |
|
26. Практические занятия №12 Общая формула и представители полисахаридов. |
1 |
||
27. Строение, изомерия и номенклатура аминов. |
1 |
1 |
|
28. Практические занятия №13 Физические и химические свойства аминов. |
1 |
||
29. Строение и изомерия аминокислот. |
1 |
1 |
|
30. Защита проекта по «Пищевые добавки в нашей жизни». |
1 |
||
31. Защита проекта по «Жиры и их применение». |
1 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа: |
22 |
||
Исследовательская работа по проекту по теме: «Природные источники углеводородов». Подготовить реферат на тему: «Предельные углеводороды». Исследовательская работа по проекту по теме: «Пищевые добавки в нашей жизни». Подготовить презентацию на тему: «Пищевые добавки: классификация и применение». Исследовательская работа по проекту: «Жиры и их применение». |
6 3 6 1 6 |
|
|
Тема 2.Общая химия. |
Содержание учебного материала |
46 |
|
1. Практические занятия №14 Атом – сложная частица. |
1 |
||
2. Ядро и электронная оболочка. |
1 |
||
3. Практические занятия №15 Электроны, протоны и нейтроны. |
1 |
||
4. Строение электрона в атоме. |
1 |
1 |
|
5. Практические занятия №16 Электронное облако и орбиталь. |
1 |
||
6. Форма орбиталей (s,p,d,f) |
1 |
1 |
|
7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома. |
1 |
1 |
|
8. Практические занятия №17 Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. |
1 |
||
9. Практические занятия №18 Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах. |
1 |
||
10. Химическая связь. |
1 |
1 |
|
11. Защита проекта на тему «Опасный свинец». |
1 |
1 |
|
12. Практические занятия №19 Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. |
1 |
||
13. Ковалентная химическая связь и ее классификация. |
1 |
1 |
|
14. Практические занятия №20 Металлическая химическая связь. |
1 |
||
15. Металлическая кристаллическая решетка. |
1 |
1 |
|
16. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. |
1 |
1 |
|
17. Практические занятия №21 Механизм образования этой связи и ее значение. |
1 |
||
18. Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. |
1 |
1 |
|
19. Практические занятия №22 Дисперсная система с жидкой средой. |
1 |
||
20. Особенности свойств серной и азотной кислот. |
1 |
1 |
|
21. Классификация органических и неорганических оснований. |
1 |
1 |
|
22. Практические занятия №23 Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов. |
1 |
||
23. Практические занятия №24 Ознакомление с образцами классов органических веществ. |
1 |
||
24. Практические занятия №25 Свойства соляной, серной и уксусной кислот. |
1 |
||
25. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ. |
1 |
1 |
|
26. Практические занятия №26 Скорость химических реакций. |
1 |
||
27. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. |
1 |
1 |
|
28. Практические занятия №27 Электролитическая диссоциация. |
1 |
||
29. Практические занятия №28 Водородный показатель. |
1 |
1 |
|
30. Защита проекта на тему «Значение химии в жизни человека». |
1 |
||
31. Контрольная работа №2 по теме «Классификация химических реакций.» |
1 |
||
32. Оксиды, их классификация. |
1 |
1 |
|
33. Лабораторные занятия №1 Кислоты, их классификация. |
1 |
||
34. Соли средние, кислые, основные и комплексные. |
1 |
1 |
|
35. Углеводороды и классификация веществ. |
1 |
1 |
|
36. Лабораторные занятия №2 Гомологический ряд. Производные углеводороды. |
1 |
||
37. Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. |
1 |
1 |
|
38. Строение кристаллов и металлическая химическая связь. |
1 |
1 |
|
39. Лабораторные занятия №3 Общие физические свойства металлов. |
1 |
||
40. Лабораторные занятия №4 Восстановительные свойства металлов. |
1 |
||
41. Оксиды и гидроксиды металлов. |
1 |
1 |
|
42. Лабораторные занятия №5 Электролиз расплавов и растворов соединений металлов. |
1 |
||
43. Лабораторные занятия №6 Ознакомление с образцами классов неорганических веществ. |
1 |
||
44. Лабораторные занятия №7 Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. |
1 |
||
45. Лабораторные занятия №8 Правила безопасной работы в кабинете химии. |
1 |
||
46. Дифференцированный зачет |
1 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа: |
18 |
||
Подготовить проект на тему «Опасный свинец». Подготовить презентацию на тему: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома». Подготовить проект на тему «Значение химии в жизни человека». Подготовить доклад на тему «Бытовая химия» |
6 3 6 3 |
||
Всего: |
118 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Химии
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная литература;
- учебно-методическая документация.
3.2. Информационное обеспечение обученияОсновные источники:
1.Габриелян О.С. и др. Химия 10 Кл..-М.: Дрофа, 2013.
2. Габриелян О.С. и др. Химия 11 Кл. - М.: Дрофа, 2013.
Дополнительные источники:
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. —М., 2012.
Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).
Интернет-ресурсы
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (предметные) на уровне учебных действий |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях |
Проверка и оценка результатов выполнения рефератов, сообщений, докладов, презентаций |
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности |
Проверка и оценка тестовых заданий |
обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией |
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; |
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми |
Формировать умения обобщать результаты своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; |
9