Рабочая программа дисциплины «Основ внешнеэкономической деятельности» для специальности «Коммерция»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
(ГБПОУ ВО «ВГПГК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Основы внешнеэкономической деятельности
Для специальности
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
(Очная форма обучения)
Воронеж 2019
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
условия реализации рабочей программы дисциплины |
8 |
Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины |
9 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Основы внешнеэкономической деятельности
1.1. Область применения программы
Программа дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».
Программа дисциплины может быть использована для подготовки по другим специальностям СПО экономического профиля, а так же в дополнительном профессиональном образовании по данному направлению подготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре ППСЗ: Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, владеющих современной методологией внешнеэкономической деятельности торговой организации.
Задачи дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- теоретические основы организации внешнеэкономических операций торговой организации;
- методику ведения внешнеэкономической деятельности – от заключения сделки купли – продажи до оценки и прогнозирования валютного курса для выбора вариантов экономического и правового обеспечения внешнеэкономических операций и отдельных международных контрактов;
- факторы, влияющие на эффективность внешнеэкономических операций;
- технологию предконтрактной работы по заключению сделки купли – продажи на внешнем рынке;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять практические навыки маркетинга, организации и финансирования внешнеэкономических сделок;
- использовать практические методы международной торговли как развитых стран, так и развивающихся;
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.
ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.
ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.
ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.
ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 85 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 57 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
85 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
57 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
25 |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
28 |
в том числе: |
|
изучение теории по темам, проработка конспектов занятий, учебной литературы |
10 |
решение задач, анализ ситуаций |
10 |
подготовка докладов, рефератов, эссе, презентаций по тематике, предложенной преподавателем |
8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины Основ внешнеэкономической деятельности
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
Тема 1. Сущность и формы внешнеэкономической деятельности. |
Содержание учебного материала: |
4 |
2 |
|
||
Сущность внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Цели и задачи ВЭД. Основные принципы ВЭД. Реформа ВЭД в РФ. Основные формы ВЭД и их особенности. |
|
|
|
|||
Практическая работа: |
2 |
|
|
|||
Определение итогов проведения реформы ВЭД в РФ. Отличать формы и виды ВЭД. Семинар. Тесты |
|
|
|
|||
Тема 2. Законодательное обеспечение и государственное регулирование ВЭД. |
Содержание учебного материала: |
4 |
3 |
|
||
Законодательные основы деятельности ВЭД. Государственные органы регулирования ВЭД. Методы международной торговли. |
|
|
|
|||
Практическая работа: |
2 |
|
|
|||
1. Анализ законов, регулирующих ВЭД. 2. Тесты. 3. Классифицировать методы международной торговли. |
|
|
|
|||
Тема 3. Поиск иностранного партнера |
Содержание учебного материала: |
2 |
2 |
|
||
Выход организации на внешний рынок. Формы сотрудничества организации с зарубежными партнерами. Определение конкурентоспособности продукции. |
|
|
|
|||
Практическая работа: |
2 |
|
|
|||
Определение формы сотрудничества на конкретном примере. Расчет конкурентоспособности продукции на конкретном примере. Определение товарной номенклатуры для конкретного вида деятельности организации. Тесты. |
|
|
|
|||
Тема 4.Внешнеторговые контракты. |
Содержание учебного материала: |
8 |
3 |
|
||
Содержание и структура внешнеторгового контракта. Цена контракта. Экспортные стратегии. Формы внешнеторговых расчетов. |
|
|
|
|||
Практическая работа: |
6 |
|
|
|||
Определить основные принципы внешнеторгового контракта. Отличить методы заключения внешнеторгового контракта на конкретных примерах. Описать базисные условия поставок. Определить формы расчетов на конкретных примерах. Описать основные экспортные стратегии и определить их положительные и отрицательные стороны. Заполнение внешнеторгового контракта. Тесты. |
|
|
|
|||
Тема 5. Образование зон свободного предпринимательства |
Содержание учебного материала: |
4 |
3 |
|
||
Понятие и особенности зон свободного предпринимательства. Основные виды зон свободного предпринимательства. Ограничения для российских организаций. |
|
|
|
|||
Практические занятия |
4 |
|
|
|||
1. Изучение особенностей оффшорных зон. 2.Изучение нормативных и правовых документов по образованию зон свободного предпринимательства. 3. Тесты. |
|
|
|
|||
Тема 6. Валютный механизм ВЭД. |
Содержание учебного материала: |
6 |
3 |
|||
Содержание международных валютных отношений. Понятие валюты и ее виды. Валютный курс и валютные котировки. |
|
|
||||
Практические занятия |
6 |
|
||||
Решение задач по определению валютного курса и валютных котировок. 2. Тесты. |
|
|
||||
Тема 7. Таможенное регулирование ВЭД. |
Содержание учебного материала: |
4 |
3 |
|||
1.Таможенное обслуживание внешнеэкономических связей. 2. Таможенные пошлины и платежи. 3. Таможенные льготы. |
|
|
||||
Практические занятия. |
3 |
|
||||
Определение особенностей действий таможенных органов при ввозе и вывозе определенных видов товаров. Зачетное занятие |
|
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Тестирование Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение заданий практической работы, оформление практической работы Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Зоны свободного предпринимательства. МВФ. Особенности заключения контракта купли-продажи. Таможня и ее функции. Валютно-финансовые отношения. Современные СЭЗ. Анализ валютных котировок различных государств. |
28 |
|
||||
ВСЕГО: |
|
85 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
рабочий стол преподавателя, настенная доска, посадочные места по количеству обучающихся, комплект учебно-наглядных и методических пособий по дисциплине «Основы экономической теории», справочная и учебная литература, раздаточный материал.
Технические средства обучения: системный блок ПК; монитор, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска. 3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Внешнеэкономическая деятельность : учеб. пособие / под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. – М. : Академия, 2016. – 304 с.
2. Баринов, В. А. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / В. А. Баринов. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2014. - 192 с.
3. Иванов, М. Ю. Внешнеэкономическая деятельность : учеб. пособие / М. Ю. Иванов, М. Б. Иванова. - 2-е изд. - М. : РИОР, 2016. - 105 с.
4. Внешнеэкономическая деятельность : учеб. пособие / под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. – М. : Академия, 2009. – 304 с.
5. Внешнеэкономическая деятельность предприятия [Электронный ресурс] : учебник / под ред. И.Н. Иванова. — М. : ИНФРА-М, 2019 // ЭБС Znanium.com.
6. Гуреева М.А, Внешнеэкономическая деятельность [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.А.Гуреева - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016 // ЭБС Znanium.com.
Дополнительные источники:
1. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. – М.: Инфра-М, 2014. – 288 с.
2. Основы внешнеэкономических знаний. Словарь – справочник. М.: Высшая школа. 2013. – 1152 с.
3. Гринько Ю.Н. Внешнеторговые сделки. – Сумы: Обозрение, 2014. – 415 с.
4. Корепанова Н.А. Практика внешнеэкономической деятельности. - М.: ПАИМС, 2015. – 338 с.
5. Мовчан И.И., Мовчан Е.А. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей. Практическое руководство. 9-е издание – М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 2014. – 288 с.
6. Феофанова Л.А. Внешнеэкономические контракты. – М.: ШТРИХ, 2014. – 511 с.
7. Шалашова Н.Т., Шалашов В.П. Валютные расчеты и бухгалтерский учет валютных операций (при экспортно-импортных коммерческих операциях). – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2015. – 501 с.
8. Шликтгофф. Экспорт: право и практика международной торговли. – М.: Юридическая литература, 2017. – 742 с.
9. Экономика внешнеэкономических связей России. Учебник. – М.: Изд-во БЕК, 2017. – 778 с.
10. Международные правила толкования торговых терминов. – М.: Внешнеэкономический центр. «Совинтерюр», 2014. – 408 с.
11. Холопова Т.И., Лебедева Л.М. Протокол и этикет для деловых людей. – М.: ИНФРА, 2014. – 331 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Библиотека Либертариума («Moscow Libertarium Library (Russian)») http://libertarium.ru/library;
Журнал «Вопросы экономики» - http://infomag.mipt.rssi.ru/data/j112r.html;
Институт экономических реформ переходного периода http;//www.online.ru/sp/iet;
Министерство финансов Российской Федерации – http://www.minfin.ru;
Центральный Банк Российской Федерации – http://www.cbr.ru;
Национальная электронная библиотека. Аналитические материалы – http://www.nel.ru/analytdoc/svodka..html;
http://50.economicus.ru/ - наиболее полное собрание лекций по экономической теории, написанное лучшими российскими авторами;
ecsocman.edu.ru – федеральный образовательный портал по экономике, социологии, менеджменту.
Интернет-источники:
ecsocman.edu.ru – федеральный образовательный портал по экономике, социологии, менеджменту.
www, gsen.ru - сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
www, retailer, ru - сайт Сообщества профессиональной розничной торговли;
www, reteilerclub. ru - учебно-информационный проект Супер- розница
www.gks.ru- сайт Госкомстата;
www.sovtorg.panor.ru - сайт «Современная торговля»;
www.torgrus.com - сайт «Новости и технологии торгового бизнеса»;
Библиотека Либертариума («Moscow Libertarium Library (Russian)») http://libertarium.ru/library;
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/
Национальная электронная библиотека. Аналитические материалы – http://www.nel.ru/analytdoc/svodka..html;
Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/
Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации https://www.nalog.ru/
Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/
Проблемы теории и практики управления [Электронный ресурс] : междунар. журн. – http://www.management.edu.ru.
Сайт Министерства финансов Российской Федерации — http://www.minfin.ru
Справочная правовая система «Гарант» — http://www.garant.ru
Справочная правовая система «КонсультантПлюс» — http://www.consultant.ru
Экономико–правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.vuzlib.net.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
применять практические навыки маркетинга, организации и финансирования внешнеэкономических сделок; |
доклады, опрос, контрольная работа, тестирование |
использовать практические методы международной торговли как развитых стран, так и развивающихся; |
практическая работа, проверочная и контрольная работа |
Знания: |
|
теоретические основы организации внешнеэкономических операций торговой организации; |
тестирование, опрос, устный зачет по теме |
методику ведения внешнеэкономической деятельности – от заключения сделки купли – продажи до оценки и прогнозирования валютного курса для выбора вариантов экономического и правового обеспечения внешнеэкономических операций и отдельных международных контрактов; |
тестирование, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |
факторы, влияющие на эффективность внешнеэкономических операций; |
тестирование, проверочные и контрольные работы, устный зачет по теме |
технологию предконтрактной работы по заключению сделки купли – продажи на внешнем рынке; |
тестирование, опрос, устный зачет по теме |
2
Спицына Любовь Ивановна
Кияйкина Наталья Федоровна