Рабочая программа по физике для детей с ОВЗ (7 класс, УМК А.В. Пёрышкина)

2
0
Материал опубликован 5 October 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы и в соответствии с учебным планом (по 1 учебному часа в неделю в 7, 8, 9 классах соответственно). За основу данной программы взята Программа «Физика 7-9 классы.» Автор программы А. В. Перышкин. Содержание Рабочей программы адаптировано к уровню классов.

Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

Изучение физики основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды

Важными коррекционными задачами курса являются:

развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

нормализация взаимосвязи деятельности с речью;

формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);

развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;

развитие общеучебных умений и навыков.

Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ОВЗ в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся

Для эффективного усвоения учащимися учебного материала по физике программа нацелена на формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Основное содержание

7 класс

Физика и физические методы изучения природы (3 час)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Время проведения лабораторной работы может варьироваться от 10 до 45 минут

Строение вещества (5 час)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторные работы и опыты

Измерение размеров малых тел

Взаимодействие тел (12 часа)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Взаимодействие тел. Инерция, масса, плотность вещества. Сила. Правило сложения сил. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Методы измерения силы. Сила трения.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Лабораторные работы и опыты

Измерение массы.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение объёма жидкости.

Измерение силы динамометром.

Градирование пружины динамометра

Измерение силы динамометром

Давление (10 часов)

Давление. Давление твёрдых тел. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Демонстрации

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Лабораторные работы и опыты

Измерение архимедовой силы.

Изучение условий плавания тел.

Работа, мощность, энергия (6 часов)

Работа. Мощность. Момент силы. Условия равновесия рычага. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Простые механизмы.

Лабораторные работы и опыты

Выяснение условия равновесия рычага

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

Тематический план

 

7 класс, 1 часа в неделю

темы

часы

Лабораторные работы

Контрольные работы

Введение

3

1

 

Строение вещества

5

1

1

Взаимодействие тел

12

5

2

Давление

10

1

1

Работа, мощность, энергия

6

2

1

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов;

оценки безопасности радиационного фона.

Система аттестации обучающихся с ОВЗ

Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:

стартового (предварительного) контроля, имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года;

текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными актами;

Текущая аттестация учащихся включает в себя поурочное оценивание результатов обучения. Успешность освоения учебных программ обучающихся оценивается в форме 5 балльной отметки по итогам четвертей и учебному году.

Письменные и устные работы включают проверку сформированности предметных результатов. Оценка за итоговую проверочную работу фиксируется учителем в журнале и учитывается при выставлении оценки за аттестуемый период.

Итоговый (годовой) контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебного года. Оценка за итоговую работу фиксируется учителем в журнале и учитывается при выставлении оценки за год. При этом используются разные формы контроля:

Контрольные работы;

Тематические проверочные работы;

Самостоятельные работы;

Практические работы;

Творческие работы;

Тестовые задания;

Устные ответы на уроках и т.д.

В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя.

Календарно-тематическое планирование по физике

класс (VIII вид)

36 часа

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Лабораторная работа

Дата

1

Физика и физические методы изучения природы

3

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

 

1.1

Что изучает физика. Некоторые физические термины.

1

 

1.2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

1

 

1.3

Физика и техника

1

 

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

 

2.1

Строение вещества.

Молекулы. Броуновское движение

1

 

2.2

Движение молекул. Тест «Молекулы»

1

 

2.3

Взаимодействие молекул

1

 

2.4

Три состояния вещества

1

 

2.5

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

 

3

Взаимодействие тел

 

12

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

 

3.1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

 

3.2

Скорость. Единицы скорости

1

 

3.3

Инерция

1

 

3.4

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

1

 

3.5

Плотность вещества

1

 

3.6

Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

1

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела

Лабораторная работа № 6

«Измерение силы трения с помощью динамометра»

 

3.7

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

 

3.8

Сила упругости. Закон Гука

1

 

3.9

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

1

 

3.10

Динамометр

1

 

3.11

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

1

 

3.12

Сила трения. Трение покоя. Тест «Сила»

1

 

4

Давление

10

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

 

4.1

Давление.

Единицы давления

1

 

4.2

Способы

уменьшения и увеличения давления

1

 

4.3

Давление газа

1

 

4.4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

1

 

4.5

Давление в жидкости и газе.Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

 

4.6

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

 

4.7

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

1

 

4.8

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1

 

4.9

Закон Архимеда

1

 

4.10

Плавание судов. Воздухоплавание

1

 

5

Работа , мощность, энергия

6

Лабораторная работа№ 9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа № 10

« Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

 

5.1

Механическая работа. Единицы работы

1

 

5.2

Мощность. Единицы мощности

1

 

5.3

Момент силы. Тест «Работа. Мощность»

1

 

5.4

Блоки. «Золотое правило» механики

1

 

5.5

Коэффициент полезного действия механизмов

1

 

5.6

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

1

   
Комментарии
Комментариев пока нет.