Рабочая программа для воскресной школы по предмету «Ручной труд» (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Ручной труд»
для воскресной школы
Развитие воспитанников детской воскресной школы посредством творческой работы с разными материалами.
Возраст: 6-11лет
Срок освоения: 1 год
ФИО составителя программы:
Климова Наталья Юрьевна.
2017-18 год
Оглавление:
Пояснительная записка______________________________________
Учебно-тематический план занятий___________________________
Материально – техническое обеспечение______________________
Список литературы_________________________________________
1. Пояснительная записка
Образовательная область – воскресная школа.
Направленность деятельности – духовно-нравственная, художественно – эстетическая.
Способ освоения содержания образования - совместная творческая деятельность родителей и детей.
Уровень освоения содержания образования – культурно – досуговый.
Возрастной уровень реализации программы – начальная и основная школа.
Форма реализации программы – групповая.
Продолжительность реализации программы – одногодичная.
Данная рабочая программа составлена для учебно-воспитательной деятельности в Воскресной школе для детей в возрасте 7-11 лет. Автор-составитель: Климова Н.Ю.
Программа занятий по предмету ручной труд в воскресной школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего она ориентирована на духовно-нравственное, социальное, личностное развитие воспитанников и на коллективную деятельность воспитанников– парную, групповую (иногда индивидуальную), которая осуществляется в течение определённого отрезка времени. Развитие воспитанников в Воскресной школе возможно при формировании соответствующей среды, православного уклада, которые способствуют решению задач православного образования и воспитания.
Православное богослужение вобрало в себя, синтезировало в себе всевозможные искусства. Православие даёт возможность практически каждому послужить Богу своим талантом. Поэтому мы предлагаем занять наших воспитанников таким благочестивым ремеслом как рукоделие. Занятие рукоделием в Воскресной школе является средством оторвать хотя бы на короткое время детей от компьютеров и телевизоров, приобщить их к эталонам красоты.
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов рукоделия. Работая с различными материалами (тканью, нитками, пряжей, отделочными материалами и др.) дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды. У ребёнка развивается чувство цвета, ритма, глазомер, наблюдательность. Особое место уделяется совместной творческой деятельности детей и их родителей. Родители принимают активное участие в занятиях детей и вносят свой вклад в подготовку праздников Рождества Христова и Пасхи.
Основные виды рукоделия — работа иглой, ножницами при выполнении различных поделок из ткани, флиса, фетра.
Занятия начинаются со знакомства с ручными стежками, применяемыми в рукоделии. Дети, выполнив стежки на образце, оформляют альбом со стежками и строчками. Закрепление приёмов выполнения стежков и строчек в дальнейшем происходит при выполнении различных поделок из ткани.
Поделки выполнятся к церковным праздникам, начиная с сентября месяца, с праздника Рождества Пресвятой Богородицы. К этому празднику дети выполняют панно из цветов на фетре. В дальнейшем, используя изученные приемы работы, дети создают изображения цыплят, рыб, птиц, цветов. К празднику Рождества Христова дети делают ангелочков, кукол в народном стиле, праздничные мягкие игрушки Совместно с родителями происходит сборка вертепа. К празднику Пасхи дети изготавливают сувениры, корзиночки, прихватки.
Работы детей могут участвовать в благотворительных ярмарках.
Программа рассчитана на 1час в неделю – 36 часов в год. За это время дети успевают освоить такие виды рукоделия, как: пэчворк (изготовление в стиле лоскутной техники), изготовление мягкой игрушки, дизайн (приемы оформления композиций из ткани). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель: создание условий, в которых дети развивают свои творческие способности, овладевают умениями и навыками рукоделия для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Задачи:
Познакомить детей с различными видами швов.
Научить детей различать основные виды ткани, используемые при изготовлении изделий.
Учить детей терпению, вырабатывать усидчивость и настойчивость в достижении поставленной цели.
Прививать и совершенствовать у детей такие качества, как трудолюбие, внимательность, аккуратность, чувство меры.
Развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребёнка.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Формы работы: беседа, коллективная работа, консультация, игровые формы работы, индивидуально-практическая работа, диалог.
Методы обучения:
1.Словесные: рассказ, беседа, объяснение, поощрение.
2.Наглядные: пример, показ готовых изделий.
3.Практические: изучение видов швов, тканей, осваивание типов игрушек, изготовление выкроек.
4.Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, анкетирование, самоконтроль, взаимоконтроль выполненных работ.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- правила безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ;
- основы материаловедения;
- цветовую гамму;
- правила изготовления изделия;
- оборудование, материалы и инструменты, используемые в работе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные виды швов;
- уметь применять технологию раскроя и пошива;
- использовать необходимые инструменты и приспособления;
- оформлять работу с эстетической точки зрения.
Механизм отслеживания результатов:
Результаты занятий содержат три компонента:
Знать /понимать – перечень необходимых для усвоения каждым воспитанником знаний; назначение различных швейных изделий, виды традиционных народных промыслов.
уметь/владеть - конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемые результаты по данной программе в обобщённом виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования. Формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Уметь:
Выбирать вид ткани для определённых типов швейных изделий;
Выполнять не менее двух видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования, приспособлений, приборов влажно – тепловой и художественной обработки изделий;
- выполнения различных видов художественного оформления изделий.
Критерии качества освоения воспитанником ручного труда
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
Показывает уровень воображения и фантазии.
Использует в работе разные способы ручного труда.
Формы подведения итогов:
Реализацией данной программы являются выставки на приходе.
2. Учебно-тематический план занятий
№ тем | Тема | Кол-во Час. | Программные задачи | Материал |
Сентябрь | ||||
1 | Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейного дела | 1 | Познакомить детей с инструментами и приспособлениями для швейного дела | Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
2 | Основные стежки и строчки | 1 | Познакомить детей с основными стежками и строчками при выполнении ручных работ. Оформить альбом стежков и строчек. | Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы, альбом |
3 | Изготовление панно к празднику Рождества Пресвятой Богородицы. | 1 | Познакомить детей с работой над изготовлением панно из фетра. | Фетр, образец панно, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
4 | Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники | 1 | Познакомить детей с работой над изготовлением прихватки в стиле лоскутной техники из флиса. | Флис, образец прихватки, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
Октябрь | ||||
5 | Знакомство с русской народной тряпичной куклой | 1 | Познакомить детей с русской народной тряпичной куклой продолжать учить делать поделки из ткани; | Видео, журналы. Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
6 | История возникновения русской народной тряпичной куклы | 1 | Познакомить детей с историей возникновения русской народной тряпичной куклы | Видео, журналы, образцы изделий |
7 | Подготовка ткани к работе. Инструменты и приспособления. | 1 | Познакомить с правилами подготовки ткани и инструментов к работе. Правилами безопасной работы с инструментами и приспособлениями. | Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы, выкройки |
8 | Изготовление русской народной тряпичной куклы | 1 | План изготовления куклы. Украшение изделия. Способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца | Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
Ноябрь | ||||
9 | Знакомство с мягкой игрушкой. История возникновения мягкой игрушки. | 1 | Познакомить детей с историей возникновения мягкой игрушки. способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу, доводить начатое дело до конца | Видео, журналы, ткань, мех, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
10 | Типы игрушек. Правила раскроя изделий из меха | 1 | Познакомить с различными типами игрушек. Правилами раскроя изделий из меха | Выкройки, мех, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
11 | Украшения и фурнитура. Набивка. | 1 | Обогащать знания детей о разнообразии швейного материала и его использовании в поделках | Различные виды украшений, набивка, фурнитура. |
12 | Изготовление игрушки «котик» | 1 | Продолжать учить делать поделки из подручного материала; способствовать коллективной деятельности; умению планировать свою работу, доводить начатое дело до конца | Выкройки, мех, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
декабрь | ||||
13 | Изготовление поделок к празднику Рождества Христова. | 1 | Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату | Выкройки, мех, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
14 | Изготовление игрушки «ослик» | 1 | Познакомить детей с работой над изготовлением игрушки «ослик» из носок | Выкройки, мех, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
15 | Изготовление панно из цветов из фетра | 1 | Познакомить детей с работой над изготовлением панно из цветов из фетра | Фетр, образец панно, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
16 | Оформление выставки к празднику Рождества Христова | 1 | Оформление выставки на приходе совместно с родителями и воспитанниками выставки поделок к празднику Рождества Христова | Изделия, выполненные воспитанниками и их родителями. |
январь | ||||
17 | Изготовление детской сумочки из фетра | 1 | Познакомить детей с работой над изготовлением детской сумочки из фетра | Фетр, образец сумочки, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
18 | Изготовление ангелочков из ткани. Украшение изделия. | 1 | Познакомить детей с работой над изготовлением ангелочков из ткани. Познакомить с видами украшений. | Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы, выкройки, украшения. |
19 | Знакомство с куклами -зерновушками. Изготовление куклы -зерновушки. | 1 | Познакомить детей с историей возникновения куклы – зерновушки. Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; | Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы, зерно, украшения. |
20 | Изготовление рамочки для фото из фетра и картона. | 1 | Продолжать учить детей работать с фетром, картоном разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату | Фетр, образец рамочки, картон, ножницы, украшения |
февраль | ||||
21 | Изготовление игольницы | 1 | Познакомить детей с работой над изготовлением игольницы из ткани. | Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы, выкройки игольницы, украшения. |
22 | Изготовление панно с цветами из ткани к празднику Сретения Господня. | 1 | Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату | Фетр, образец панно, нитки швейные, ткань, иглы ручные, ножницы |
23 | Стиль «пэчворк». Цветовая гамма. | 1 | Познакомить с историей возникновения лоскутной техники. Познакомить с техникой в стиле «пэчворк». Правилами раскроя шаблонов. | Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий. |
24 | Изготовление прихватки в стиле «пэчворк» | 1 | Познакомить детей с работой над изготовлением прихватки в стиле «пэчворк» | Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий. |
март | ||||
25 | Изготовление кукольного одеяльца в стиле «пэчворк» | 1 | Познакомить детей с работой над изготовлением прихватки в стиле «пэчворк» | Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий. |
26 | Изготовление поделок на масленицу. | 1 | Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату | Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий. |
27 | Изготовление поделок на праздник Торжество Православия. | 1 | Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату | Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий. |
28 | Изготовление прихватки для кухни | 1 | Познакомить детей с работой над изготовлением прихватки для кухни | Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий. |
апрель | ||||
29 | Изготовление поделки «курочка» | 1 | Познакомить детей с работой над изготовлением поделки «курочка» из ткани | Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий |
30 | Изготовление поделок на праздник Вход Господень в Иерусалим | 1 | Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату | Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий |
31 | Изготовление поделок: корзиночки, шитье пасхальных яиц из ткани. | 1 | Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества, способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу, доводить начатое дело до конца | Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы, выкройки игольницы, украшения. |
32 | Оформление выставки к празднику Пасхи | 1 | Оформление выставки на приходе совместно с родителями и воспитанниками выставки поделок к празднику Пасхи. | Изделия, выполненные воспитанниками и их родителями. |
май | ||||
33 | Изготовление поделок. Преобрази кусочек ткани. | 1 | Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату | Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий |
34 | Подготовка к выставке к празднику Жен Мироносиц. | 1 | Оформление поделок на выставку к празднику Жен Мироносиц. | Изделия, выполненные воспитанниками и их родителями. |
35 | Знакомство с композицией из ткани. Составление композиций. | 1 | Познакомить детей с композициями из ткани, правилами составления композиции. | Видео, журналы. Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы |
36 | Оформление выставки детского творчества кружка «Мастерица» | 1 | Оформление выставки на приходе совместно с родителями и воспитанниками . | Изделия, выполненные воспитанниками и их родителями. |
3. Методическое и дидактическое обеспечение.
Средства программно – методического обеспечения дополнительного образования детей – это совокупность систематизированных материалов (текстовых и нетекстовых), обеспечивающих успех детей в их самостоятельной, познавательной, исполнительной, творческой и коммуникативной деятельности в интересующем их направлении самоопределения и самореализации.
Материально-техническое обеспечение:
Работа проводится в помещении храма Спасо –Авраамиева монастыря города Смоленска, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещение, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С.
Рабочие места организованы таким образом, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.
Школьная доска используется для демонстрации схем, эскизов, рисунков.
Материалы, инструменты и приспособления:
Ткани, материалы и нитки для выполнения программных работ.
линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе;
лекало закройщика, для раскроя изделий;
сантиметровая лента для раскроя изделий и швейных работ;
булавки портновские;
ножницы для проведения раскроя, швейных работ;
напёрсток для предохранения пальца от укола;
пяльцы для выполнения вышивок;
игла швейная для выполнения швейных работ;
игла для вышивки с удлиненным ушком;
калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;
миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе
альбомы с образцами швов
Список литературы
1. С.Мирский. Методика профессионально-трудового обучения. М.: «Просвещение»,1988
2. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М: «Православная педагогика»,2001
3.Сурова Л. В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. Детская программа «Лето Господне». – Клин: Христианская жизнь, 2006.
3. Труханова А. Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. М.: Высшая школа; Изд. Центр «Академия»,2000
4. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
5. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
6. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
7. “Делаем сами” - ежемесячный журнал
8. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999
9. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;
10. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).
11. Обучающие фильмы для детей по изготовлению различных поделок; интернет – ресурсы.