12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Герасимова Светлана Викторовна850 Педагогический стаж 12 лет. Россия, Оренбургская обл., Бугуруслан Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика» |
Рабочая программа по ручному труду, 1 класс
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа «Ручной труд» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об образовании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»), адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения на учебный год, в соответствии с Положением «О рабочей программе учебных предметов, коррекционных, логопедических, реабилитационных занятий, факультативов» образовательного учреждения. Программа рассмотрена на заседании МС.
Настоящая программа составлена на 66 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Целью данной программы является формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств.
В процессе трудового обучения 1 класса решаются следующие задачи:
- формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств;
- коррекция интеллектуальных и физических недостатков обучающихся с учётом их возрастных особенностей;
- формирование у детей интереса к разнообразным видам труда.
Задачи коррекционной работы
Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
Развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объёмные модели несложной формы (овощи, фрукты, растения, игрушки и т. д.), уточняя при этом представления учащихся о натуральных предметах.
Совершенствовать и развивать мелкие движения кистей и пальцев рук.
Развивать пространственное, конструктивное мышление.
Воспитывать культуру речевого общения.
Основные направления коррекционной работы:
Ориентировка в задании (анализировать объект, условия работы).
Предварительное планирование, ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения).
Самоконтроль своей работы (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готов изделий).
Общая характеристика предмета
Программа по труду определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, ткани, глины и т д) а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда.
На трудовое обучение отводится 2 ч в неделю. Отдельные разделы можно закреплять на уроках рисования, так как некоторые темы программ сходны между собой.
На занятиях по труду учебно-воспитательные задачи решаются в практической деятельности учащихся на основе изготовления детьми изделий доступной для них сложности и понятного им назначения. К каждой теме программы предлагается примерный перечень изделий. Учитель, выбирая объекты работы, должен руководствоваться интересами учащихся, местными особенностями, но при этом конструкция выбранного изделия, должна отвечать содержанию изучаемой темы.
В программе 1 класса повторяются работы по плоскостному моделированию, при этом моделируются контуры более сложных по форме, но известных детям объектов (домик, лесенка). Выполняются и объёмные поделки (стол, стул). Целесообразно сравнивать эти изделия с выполненными ранее из бумаги. Усложняются объекты и приёмы их выполнения (домик из двух деталей, сложные виды плетения из проволоки и текстильного материала, формовка пластического материала на плоскости).
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: выполнение упражнений на уроке, самостоятельных работ, контрольного списывания, проверочной работы за год.
Место учебного предмета в учебном плане
Продолжительность изучения предмета по трудовой подготовке в 1 классе 33 учебные недели по 2 ч в неделю. Курс изучения по трудовой подготовке в 1 классе рассчитан на 66 часов в год.
Таблица содержания основных тем по четвертям
№ | Тема раздела | Четверть | Кол-во часов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1 | Работа с глиной и пластилином | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 16 ч. | |
2 | Работа с природными материалами | 3 ч. | 2 ч. | - | 2 ч. | 7 ч. | |
3 | Работа с бумагой и картоном Картонажно-переплетные работы | 10 ч. | 8 ч. | 10 ч. | 6 ч. | 35 ч. | |
4 | Работа с нитками. | - | - | 4 ч. | 4 ч. | 8 ч. | |
Итого: | 18 ч. | 14 ч. | 18 ч. | 16 ч. | 66 ч. |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил
декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Трудовая подготовка» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Трудовая подготовка», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Трудовая подготовка» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Трудовая подготовка» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Трудовая подготовка» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Трудовая подготовка».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения АООП отражают:
-
-
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
-
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению, рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП ОО выделяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный - является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью;
достаточный - не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения
Учебная дисциплина | Уровни освоения предметных результатов | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
Ручной труд | Названия материалов, объектов работы. | Использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу; анализировать образец с подсчетом его деталей и определением их формы; определять места приклеивания аппликации, присоединения дополнительных деталей с опорой на образец; пользоваться предметной инструкционной картой; самостоятельно работать с ножницами. |
Содержание учебного предмета
Комбинированные работы.
Экскурсия в природу, сбор природных материалов.
Практические работы.
Выполнение поделок из большого количества деталей: птица на краю гнезда, заяц под кустом, собака у конуры и т.п.
Использование желудей, веточек и пластилина для соединения деталей и лепки отдельных элементов поделки. Опора на образец изделия или картинку.
Технические сведения.
Названия природных материалов: желуди, плоды ясеня и т.д., их свойства. Сведения о жилищах птиц и зверей.
Приемы работы.
Отбор природного материала с учетом его величины.
Приемы соединения деталей.
Составление простейшей поделки из нескольких предложенных деталей.
Работа с нитками.
Практические работы.
Изготовление кисточки.
Плетение пояса, закладки из 4 прядей. Плетение коврика полотняным переплетением. Изготовление сувениров – стилизованных фигурок человечков.
Технические сведения.
Название изделий. Способы использования изделий в быту. Простейшие понятия о сочетаниях цветов.
Приемы работы.
Начало работы: завязывание узла, изготовление кисточки, закрепление нити. Приемы завершения работы.подравнивание концов завязывающих нитей ножницами.
Работа с бумагой.
Практические работы.
Заготовка для аппликации деталей геометрической формы способами, изученными ранее. Составление ритмичной композиции в полосе орнамента, симметричной композиции в квадрате (аппликация). Опора на образец.
Выполнение сложных игрушек из 3-4 деталей круглой, треугольной, квадратной формы. Изготовление гирлянд из флажков, выполненных из одной детали путем сгибания и украшения аппликацией.
Вырезание по одной линии симметрии: отдельных предметов: грибка, вазы, листка, птицы, рыбки; «бесконечного» орнамента в полосе. Разметка линии вырезания первоначально выполняется учителем, затем учащимися по образцу.
Технические сведения.
Соединение деталей из бумаги с помощью клея и кисточки. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем.
Приемы работы.
Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Наклеивание.
Симметрическое вырезание из листа бумаги, сложенного пополам(флажок).
Заготовка и вклеивание петли из нитки.
Работа с проволокой.
Практические работы.
Сгибание проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо. Получение контуров геометрических фигур путем накладывания проволоки на графическое изображение, по представлению.
Технические сведения.
Свойства проволоки: мягкость, гибкость, удержание формы. Понятие «контур».
Приемы работы.
Складывание проволоки в несколько слоев с выравниванием каждого слоя по предыдущему. Использование инструментов: кусачки. Правила безопасной работы, организация рабочего места. Замыкание контура путем скручивания концов проволоки.
Работа с нитками.
Практические работы.
Плетение в 4,6,8 прядей: косичка, поясок, круглая плетенка. Выполнение помпонов из шерсти. Выполнение цыпленка из шерстяных помпонов с использованием проволоки и других материалов.
Технические сведения.
Определение длины нити для плетения пояса.
Приемы работы.
Закрепление нитей на булавке для плетения в 8 прядей. Выполнение круглой плетенки вдвоем.
Работа с бумагой.
Практические работы.
Складывание коробочки из цельного листа бумаги. Выполнение коробочки из картонной заготовки. Склеивание полоской бумаги по борту.
Изготовление бумажного стаканчика с круглым основанием на оправе. Самостоятельная разметка детали донышка.
Технические сведения.
Различные способы выполнения схожих изделий. Выбор способа выполнения объекта в зависимости от свойств материала. Сходство и различие свойств бумаги и картона.
Использование фальцлинейки для рицовки. Правила безопасной работы.
Приемы работы.
Разрезание линий разметки для получения клапанов. Рицовка. Сгибание картона, склеивание коробочки. Заготовка полосок цветной бумаги для склеивания.
Межпредметные связи
Математика:
1. Различать предметы по цвету.
2. Ориентироваться на листе бумаги.
Письмо:
1.Работа карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме.
2.Работа с трафаретом, шаблоном.
Календарно тематическое планирование по предмету «Ручной труд» (66 часов)
(2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности | Примечания |
1 четверть – 18 часов | |||||
1. | Вводное занятие. «Человек и труд». «Урок труда». | 1 | Знакомство с особенностями урока труда, с требованиями к нему и организацией рабочего места; с материалами и инструментами, которые используются на уроке труда. | ||
Работа с глиной и пластилином | 4 | ||||
2. | Что надо знать о глине и пластилине. Как работать с пластилином. | 1 | Рассматривать, узнавать и говорить об увиденных предметах, сделанных из глины. Называние инструментов для работы с пластилином. Запоминание и соблюдение правил хранения и обращения с пластилином, санитарно-гигиенические требования при работе с пластилином. Определение и называние цвета пластилина, его пластических свойств и готовности к работе. Овладение элементарных приемов работы с пластилином. | ||
3. | Аппликация из пластилина «Яблоко». | 1 | Выполнение практических упражнений, вырабатывая навыки работы с пластилином. Овладение элементарных приемов работы с пластилином. | ||
4. | Приемы работы с пластилином. Лепка предметов шаровидной формы «Помидор». | 1 | Выполнение практических упражнений, вырабатывая навыки работы с пластилином. Овладение элементарных приемов работы с пластилином. | ||
5. | Приемы работы с пластилином. Лепка предметов овальной формы «Огурец». | 1 | Выполнение практических упражнений, вырабатывая навыки работы с пластилином. Овладение элементарных приемов работы с пластилином. | ||
Работа с природными материалами | 3 | ||||
6. | Что надо знать о природных материалах. Экскурсия в лес (парк). | 1 | Знакомство с природными материалами и той средой, где их находят. Различение разных видов природных материалов. Рассматривание, узнавание и беседа об увиденных предметах, сделанных из природных материалов. | ||
7. | Как работать с засушенными листьями. Аппликация «Бабочка». | 1 | Рассматривание и называние природных материалов. Запоминание характерные свойства засушенных листьев. Выполнение аппликации из сухих листьев. | ||
8. | Как работать с засушенными листьями. Аппликация «Бабочка». | 1 | Рассматривание и называние природных материалов. Запоминание характерные свойства засушенных листьев. Выполнение аппликации из сухих листьев. | ||
Работа с бумагой | 7 | ||||
9. | Что надо знать о бумаге. Коллекция образцов бумаги. | 1 | Знакомство с физическими свойствами бумаги. Рассматривание и запоминание сортов бумаги и их назначения. Собирание коллекции из разных сортов и видов бумаги. | ||
10. | Что надо знать о квадрате. Как сгибать бумагу квадратной формы. | 1 | Рассматривание, узнавание и называние геометрической фигуры квадрат. Определение и называние признаков геометрической фигуры. Различение квадрата по величине. Установление сходства квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющими квадратную форму. | ||
11. | Складывание из бумаги стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу». | 1 | Ориентирование и нахождение в пространстве квадрата верхний, нижний, правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называние. Сгибание квадрата пополам в разных направлениях. | ||
12. | Что надо знать о прямоугольнике. Как сгибать бумагу прямоугольной формы. | 1 | Рассматривание, узнавание и называние геометрической фигуры прямоугольник. Определение и называние признаков геометрической фигуры. Различение прямоугольника по величине. Установление сходства прямоугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими прямоугольную форму. | ||
13. | Складывание из бумаги изделия «Наборная линейка». | 1 | Ориентирование и нахождение в пространстве прямоугольника верхний, нижний, правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называние. Сгибание прямоугольника пополам в разных направлениях. | ||
14. | Инструменты для работы с бумагой. Что надо знать о ножницах. | 1 | Рассматривание и запоминание о назначении, устройстве ножниц и правил обращения с ними. Выработка навыка правильно держать ножницы и бумагу. Выполнение имитирующих движений с ножницами на весу (без бумаги). | ||
15. | Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии). | 1 | Резание бумаги по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии), смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
16. | Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево». | 1 | Осваивание приемов разрывания и обрывания бумаги. Выполнение аппликации из оборванных кусочков бумаги. | ||
17. | Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево». | 1 | Осваивание приемов разрывания и обрывания бумаги. Выполнение аппликации из оборванных кусочков бумаги. | ||
18. | Приемы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям. | 1 | Овладение резанием бумаги по незначительно изогнутым линиям, смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
2 четверть - 14 часов | |||||
Работа с природными материалами | 2 | ||||
1. | Что надо знать о природных материалах. Как работать с еловыми шишками. Изделие «Ёжик». | 1 | Осваивание технологии изготовления изделия из еловой шишки и пластилина. Выполнение приемов работы с пластилином. | ||
2. | Что надо знать о природных материалах. Как работать с еловыми шишками. Изделие «Ёжик». | 1 | Осваивание технологии изготовления изделия из еловой шишки и пластилина. Выполнение приемов работы с пластилином. | ||
Работа с глиной и пластилином | 4 | ||||
3. | Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика) «Морковь». | 1 | Осваивание пластического способа лепки. | ||
4. | Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика) «Свекла». | 1 | Осваивание пластического способа лепки. | ||
5. | Приемы работы с пластилином «Домик». | 1 | Осваивание пластического способа лепки. | ||
6. | Приемы работы с пластилином «Ёлочка». | 1 | Осваивание пластического способа лепки. | ||
Работа с бумагой | 8 | ||||
7. | Что надо знать о треугольнике. Как сгибать бумагу треугольной формы. | 1 | Рассматривание, узнавание и называние геометрической фигуры треугольник. Определение и называние признаков геометрической фигуры. Различение треугольника по величине. Установление сходства треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму. | ||
8. | Складывание из бумаги «Ёлочка» | 1 | Ориентирование и нахождение в пространстве треугольника верхний угол, боковую, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называние. Сгибание треугольника разной величины пополам в разных направлениях. Конструирование предмета из деталей, сложенных из бумаги. | ||
9. | Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой наклонной линии). «Парусник» из треугольников. | 1 | Овладение резанием бумаги по прямой длинной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
10. | Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой наклонной линии). «Орнамент из треугольников». | 1 | Овладение резанием бумаги по прямой длинной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
11. | Приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям. Игрушка «Бумажный фонарик». | 1 | Овладение резанием бумаги по прямой короткой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
12. | Приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям. Конструирование «Декоративная веточка». | 1 | Овладение резанием бумаги по прямой короткой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
13. | Приемы резания ножницами по прямым коротким наклонным линиям. Конструирование «Флажки». | 1 | Овладение резанием бумаги по прямой короткой наклонной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
14. | Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование «Птичка». | 1 | Овладение понятием «симметрия». Закрепление приема сгибания бумаги пополам. Закрепление приема резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
3 четверть – 18 часов | |||||
Работа с глиной и пластилином | 4 | ||||
| Приемы работы с пластилином (сплющивание шара). «Пирамидка из четырех колец». | 1 | Совершенствование навыка скатывания шара. Осваивание конструктивного способа лепки предметов. | ||
| Приемы работы с пластилином (сплющивание шара). «Грибы». | 1 | Совершенствование навыка скатывания шара. Осваивание конструктивного способа лепки предметов. | ||
| Лепка из пластилина макета «Снегурочка в лесу». | 1 | Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок. | ||
| Лепка из пластилина макета «Снегурочка в лесу». | 1 | Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок. | ||
Работа с бумагой | 10 | ||||
| Складывание фигурок из бумаги. Открытка со складным цветком. | Выполнение фигурок из бумаги приемом складывания. | |||
| Складывание фигурок из бумаги. Открытка со складным цветком. | 1 | Выполнение фигурок из бумаги приемом складывания. | ||
| Складывание фигурок из бумаги. Открытка со складной фигуркой кошечки. | 1 | Выполнение фигурок из бумаги приемом складывания. | ||
| Складывание фигурок из бумаги. Открытка со складной фигуркой кошечки. | 1 | Выполнение фигурок из бумаги приемом складывания. | ||
| Прием резания ножницами по прямым длинным линиям. Конструирование «Бумажный цветок». | 1 | Овладение резанием бумаги по прямой длинной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
| Приемы работы с бумагой (сминание и скатывание бумаги). Аппликация «Ветка рябины». | 1 | Осваивание приемов скатывания бумаги. Выполнение практических упражнений для выработки навыков сминания бумаги. Выполнение аппликации из мятой бумаги. | ||
| Приемы работы с бумагой (сминание и скатывание бумаги). Аппликация «Ветка рябины». | 1 | Осваивание приемов скатывания бумаги. Выполнение практических упражнений для выработки навыков сминания бумаги. Выполнение аппликации из мятой бумаги. | ||
| Вырезание из бумаги предметов округлой формы. Аппликация «Фрукты на тарелке». | 1 | Вырезание из бумаги предметов округлой формы. Овладение знаниями о геометрической фигуре круг. | ||
13. | Складывание фигурок из бумаги «Стрела». | 1 | Выполнение фигурок из бумаги приемом складывания. | ||
14. | Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование «Плетеный коврик из полос бумаги». | 1 | Закрепление приема сгибания бумаги пополам. Закрепление приема резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
Работа с нитками | 4 | ||||
15. | Что надо знать о нитках. Наматывание ниток «Клубок ниток». | 1 | Рассматривание и запоминание из чего делаются нитки. Определение и называние и функциональной значимости этих предметов в быту. Определение и называние свойств ниток. | ||
16. | Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток «Бабочка». | 1 | Овладение предметно-практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении. | ||
17. | Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток «Кисточка». | 1 | Овладение предметно-практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении. | ||
18. | Как работать с нитками. Инструменты для швейных работ. | 1 | Овладение предметно-практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении. | ||
4 четверть – 16 часов | |||||
Работа с нитками | 4 | ||||
| Приемы шитья. Шитье по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям). | 1 | Овладение приемом шитья «игла вверх-вниз». Учиться применять этот прием при выполнении прямой строчки, вертикальных и наклонных стежков. | ||
| Приемы шитья. Шитье по проколам (треугольник, квадрат, круг). | 1 | Овладение приемом шитья «игла вверх-вниз». Учиться применять этот прием при выполнении прямой строчки, вертикальных и наклонных стежков. | ||
| Как работать с нитками. Вышивание по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям). | 1 | Овладение приемом шитья «игла вверх-вниз». Учиться применять этот прием при выполнении прямой строчки, вертикальных и наклонных стежков. Закрепление навыков работы колющими инструментами (большой иглой). | ||
| Как работать с нитками. Вышивание по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям). | 1 | Овладение приемом шитья «игла вверх-вниз». Учиться применять этот прием при выполнении прямой строчки, вертикальных и наклонных стежков. Закрепление навыков работы колющими инструментами (большой иглой). | ||
Работа с глиной и пластилином | 4 | ||||
| Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика). «Репка». | Осваивание пластического способа лепки. | |||
| Приемы работы с пластилином. Цыпленок. | 1 | Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок. | ||
| Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Котик. | 1 | Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок. | ||
| Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Котик. | 1 | Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок. | ||
Работа с бумагой | 8 | ||||
| Приемы резания ножницами по кривым линиям – скругление углов прямоугольных деталей. Аппликация «Цветы в корзине». | 1 | Овладение резанием бумаги по незначительно изогнутым линиям, не смыкая лезвия ножниц до конца. Выработка навыка по округлению углов бумажных квадратов и прямоугольников. | ||
| Приемы резания ножницами по кривым линиям – скругление углов прямоугольных деталей. Аппликация «Цветы в корзине». | 1 | Овладение резанием бумаги по незначительно изогнутым линиям, не смыкая лезвия ножниц до конца. Выработка навыка по округлению углов бумажных квадратов и прямоугольников. | ||
| Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам. Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом. | 1 | Закрепление приема сгибания бумаги пополам. Закрепление приема резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
| Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам. Аппликация «Самолет в облаках». | 1 | Закрепление приема сгибания бумаги пополам. Закрепление приема резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
| Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз. Коллективная аппликация «Букет цветов». | 1 | Закрепление приема сгибания бумаги пополам. Закрепление приема резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
| Приемы сгибания из бумаги (по типу гармошки). Конструирование «Декоративная птица со складными крыльями». | 1 | Закрепление приема сгибания бумаги пополам. Закрепление приема резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. | ||
Работа с природными материалами | 2 | ||||
| Что надо знать о природных материалах. Травы. Конструирование из тростниковой травы и пластилина «Ежик». | 1 | Узнавание и называние в изделиях, сделанных из пластилина и сухой травы, воображаемые образы предметов природного мира. Осваивание технологии изготовления изделия из пластилина и сухой травы. | ||
| Что надо знать о природных материалах. Травы. Конструирование из тростниковой травы и пластилина «Ежик». | 1 | Узнавание и называние в изделиях, сделанных из пластилина и сухой травы, воображаемые образы предметов природного мира. Осваивание технологии изготовления изделия из пластилина и сухой травы. |
Материально-техническое обеспечение
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1599 Министерства образования и науки Российской Федерации. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Специфическое оборудование
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по устной речи для 0 класса)
Цифровые информационные источники
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Демонстрационные пособия для изучения.
Объекты, предназначенные для демонстрации.
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.
Объемные модели геометрических фигур.
Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, и др. видов бумаги. Заготовки природного материала.