12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасимова Светлана Викторовна850
Педагогический стаж 12 лет.
Россия, Оренбургская обл., Бугуруслан
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа «Ручной труд» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об образовании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»), адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения на учебный год, в соответствии с Положением «О рабочей программе учебных предметов, коррекционных, логопедических, реабилитационных занятий, факультативов» образовательного учреждения. Программа рассмотрена на заседании МС.

Настоящая программа составлена на 66 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Целью данной программы является формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств.

В процессе трудового обучения 1 класса решаются следующие задачи:

- формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств;

- коррекция интеллектуальных и физических недостатков обучающихся с учётом их возрастных особенностей;

- формирование у детей интереса к разнообразным видам труда.

Задачи коррекционной работы

Корригировать и обогащать языковую базу устных вы­сказываний детей;

Развивать точность и согласован­ность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объёмные модели несложной формы (овощи, фрукты, рас­тения, игрушки и т. д.), уточняя при этом представления учащихся о натуральных предметах.

Со­вершенствовать и развивать мелкие движения кистей и пальцев рук.

Развивать простран­ственное, конструктивное мышление.

Воспитывать культуру речевого общения.

Основные направления коррекционной работы:

Ориентировка в задании (анализировать объект, условия работы).

Предварительное планирование, ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения).

Самоконтроль своей работы (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готов изделий).

Общая характеристика предмета

Программа по труду определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по ­технологии ручной обработки материалов (бумаги, карто­на, ткани, глины и т д) а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда.

На трудовое обучение отводится 2 ч в неделю. Отдельные разделы можно закреплять на уроках рисования, так как некоторые темы программ сходны между собой.

На занятиях по труду учебно-воспитательные задачи решаются в практической деятельности учащихся на основе ­изготовления детьми изделий доступной для них сложности и понятного им назначения. К каждой теме программы ­предлагается примерный перечень изделий. Учитель, вы­бирая объекты работы, должен руководствоваться интере­сами учащихся, местными особенностями, но при этом конструкция выбранного изделия, должна отвечать содержанию изучаемой темы.

В программе 1 класса повторяются работы по плоскост­ному моделированию, при этом моделируются контуры бо­лее сложных по форме, но известных детям объектов (до­мик, лесенка). Выполняются и объёмные поделки (стол, стул). Целесообразно сравнивать эти изделия с выполнен­ными ранее из бумаги. Усложняются объекты и приёмы их выполнения (домик из двух деталей, сложные виды плете­ния из проволоки и текстильного материала, формовка пластического материала на плоскости).

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: выполнение упражнений на уроке, самостоятельных работ, контрольного списывания, проверочной работы за год.

Место учебного предмета в учебном плане

Продолжительность изучения предмета по трудовой подготовке в 1 классе 33 учебные недели по 2 ч в неделю. Курс изучения по трудовой подготовке в 1 классе рассчитан на 66 часов в год.

Таблица содержания основных тем по четвертям

Тема раздела

Четверть

Кол-во

часов

1

2

3

4

 

1

Работа с глиной и пластилином

4 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

16 ч.

2

Работа с природными материалами

3 ч.

2 ч.

-

2 ч.

7 ч.

3

Работа с бумагой и картоном

Картонажно-переплетные работы

10 ч.

8 ч.

10 ч.

6 ч.

35 ч.

4

Работа с нитками.

-

-

4 ч.

4 ч.

8 ч.

 

Итого:

18 ч.

14 ч.

18 ч.

16 ч.

66 ч.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, гармонизации форм и конструкций используются средства ху­дожественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил

декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьни­ки осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельно­сти в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информа­тика».

При изучении предмета «Трудовая подготовка» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии тех­нических образов рассматривается культурно-исторический справочный ма­териал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анали­зируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Трудовая подготовка», интегрируя знания о человеке, природе и об­ществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность со­держания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их ини­циативности, изобретательности, гибкости мышления.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формиру­ют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последова­тельность действий и выбирать необходимые средства и способы их выпол­нения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятель­ности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития лич­ности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Трудовая подготовка» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформи­ровать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружаю­щим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурны­ми традициями, активное изучение образов и конструкций природных объ­ектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружа­ющего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и ли­тературного чтения.

При усвоении содержания курса «Трудовая подготовка» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изго­товления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Трудовая подготовка» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — со­зидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в про­грамме рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способ­ствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультур­ных традиций в деятельности человека также связано с содержанием пред­мета «Трудовая подготовка».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образователь­ный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуаль­ного, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»

Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения АООП отражают:

    • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

      положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

      самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

      понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению, рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП ОО выделяет два уровня овладения предметными результатами:

минимальный - является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью;

достаточный - не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения

Учебная дисциплина

Уровни освоения предметных результатов

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Ручной труд

Названия материалов, объектов работы.

Использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу;

анализировать образец с подсчетом его деталей и определением их формы;

определять места приклеивания аппликации, присо­единения дополнительных деталей с опорой на образец;

пользоваться предметной инструкционной картой;

самостоятельно работать с ножницами.

Содержание учебного предмета

Комбинированные работы.

Экскурсия в природу, сбор природных материалов.

Практические работы.

Выполнение поделок из большого количества деталей: птица на краю гнезда, заяц под кустом, собака у конуры и т.п.

Использование желудей, веточек и пластилина для соединения деталей и лепки отдельных элементов поделки. Опора на образец изделия или картинку.

Технические сведения.

Названия природных материалов: желуди, плоды ясеня и т.д., их свойства. Сведения о жилищах птиц и зверей.

Приемы работы.

Отбор природного материала с учетом его величины.

Приемы соединения деталей.

Составление простейшей поделки из нескольких предложенных деталей.

Работа с нитками.

Практические работы.

Изготовление кисточки.

Плетение пояса, закладки из 4 прядей. Плетение коврика полотняным переплетением. Изготовление сувениров – стилизованных фигурок человечков.

Технические сведения.

Название изделий. Способы использования изделий в быту. Простейшие понятия о сочетаниях цветов.

Приемы работы.

Начало работы: завязывание узла, изготовление кисточки, закрепление нити. Приемы завершения работы.подравнивание концов завязывающих нитей ножницами.

Работа с бумагой.

Практические работы.

Заготовка для аппликации деталей геометрической формы способами, изученными ранее. Составление ритмичной композиции в полосе орнамента, симметричной композиции в квадрате (аппликация). Опора на образец.

Выполнение сложных игрушек из 3-4 деталей круглой, треугольной, квадратной формы. Изготовление гирлянд из флажков, выполненных из одной детали путем сгибания и украшения аппликацией.

Вырезание по одной линии симметрии: отдельных предметов: грибка, вазы, листка, птицы, рыбки; «бесконечного» орнамента в полосе. Разметка линии вырезания первоначально выполняется учителем, затем учащимися по образцу.

Технические сведения.

Соединение деталей из бумаги с помощью клея и кисточки. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем.

Приемы работы.

Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Наклеивание.

Симметрическое вырезание из листа бумаги, сложенного пополам(флажок).

Заготовка и вклеивание петли из нитки.

Работа с проволокой.

Практические работы.

Сгибание проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо. Получение контуров геометрических фигур путем накладывания проволоки на графическое изображение, по представлению.

Технические сведения.

Свойства проволоки: мягкость, гибкость, удержание формы. Понятие «контур».

Приемы работы.

Складывание проволоки в несколько слоев с выравниванием каждого слоя по предыдущему. Использование инструментов: кусачки. Правила безопасной работы, организация рабочего места. Замыкание контура путем скручивания концов проволоки.

Работа с нитками.

Практические работы.

Плетение в 4,6,8 прядей: косичка, поясок, круглая плетенка. Выполнение помпонов из шерсти. Выполнение цыпленка из шерстяных помпонов с использованием проволоки и других материалов.

Технические сведения.

Определение длины нити для плетения пояса.

Приемы работы.

Закрепление нитей на булавке для плетения в 8 прядей. Выполнение круглой плетенки вдвоем.

Работа с бумагой.

Практические работы.

Складывание коробочки из цельного листа бумаги. Выполнение коробочки из картонной заготовки. Склеивание полоской бумаги по борту.

Изготовление бумажного стаканчика с круглым основанием на оправе. Самостоятельная разметка детали донышка.

Технические сведения.

Различные способы выполнения схожих изделий. Выбор способа выполнения объекта в зависимости от свойств материала. Сходство и различие свойств бумаги и картона.

Использование фальцлинейки для рицовки. Правила безопасной работы.

Приемы работы.

Разрезание линий разметки для получения клапанов. Рицовка. Сгибание картона, склеивание коробочки. Заготовка полосок цветной бумаги для склеивания.

Межпредметные связи

Математика:

1. Различать предметы по цвету.

2. Ориентироваться на листе бумаги.

Письмо:

1.Работа карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме.

2.Работа с трафаретом, шаблоном.

Календарно тематическое планирование по предмету «Ручной труд» (66 часов)

(2 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды

учебной деятельности

Примечания

1 четверть – 18 часов

1.

Вводное занятие. «Человек и труд». «Урок труда».

1

 

Знакомство с особенностями урока труда, с требованиями к нему и организацией рабочего места; с материалами и инструментами, которые используются на уроке труда.

 
 

Работа с глиной и пластилином

4

     

2.

Что надо знать о глине и пластилине. Как работать с пластилином.

1

 

Рассматривать, узнавать и говорить об увиденных предметах, сделанных из глины. Называние инструментов для работы с пластилином. Запоминание и соблюдение правил хранения и обращения с пластилином, санитарно-гигиенические требования при работе с пластилином. Определение и называние цвета пластилина, его пластических свойств и готовности к работе. Овладение элементарных приемов работы с пластилином.

 

3.

Аппликация из пластилина «Яблоко».

1

 

Выполнение практических упражнений, вырабатывая навыки работы с пластилином. Овладение элементарных приемов работы с пластилином.

 

4.

Приемы работы с пластилином. Лепка предметов шаровидной формы «Помидор».

1

 

Выполнение практических упражнений, вырабатывая навыки работы с пластилином. Овладение элементарных приемов работы с пластилином.

 

5.

Приемы работы с пластилином. Лепка предметов овальной формы «Огурец».

1

 

Выполнение практических упражнений, вырабатывая навыки работы с пластилином. Овладение элементарных приемов работы с пластилином.

 
 

Работа с природными материалами

3

     

6.

Что надо знать о природных материалах. Экскурсия в лес (парк).

1

 

Знакомство с природными материалами и той средой, где их находят. Различение разных видов природных материалов. Рассматривание, узнавание и беседа об увиденных предметах, сделанных из природных материалов.

 

7.

Как работать с засушенными листьями. Аппликация «Бабочка».

1

 

Рассматривание и называние природных материалов. Запоминание характерные свойства засушенных листьев. Выполнение аппликации из сухих листьев.

 

8.

Как работать с засушенными листьями. Аппликация «Бабочка».

1

 

Рассматривание и называние природных материалов. Запоминание характерные свойства засушенных листьев. Выполнение аппликации из сухих листьев.

 
 

Работа с бумагой

7

     

9.

Что надо знать о бумаге. Коллекция образцов бумаги.

1

 

Знакомство с физическими свойствами бумаги. Рассматривание и запоминание сортов бумаги и их назначения. Собирание коллекции из разных сортов и видов бумаги.

 

10.

Что надо знать о квадрате. Как сгибать бумагу квадратной формы.

1

 

Рассматривание, узнавание и называние геометрической фигуры квадрат. Определение и называние признаков геометрической фигуры. Различение квадрата по величине. Установление сходства квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющими квадратную форму.

 

11.

Складывание из бумаги стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу».

1

 

Ориентирование и нахождение в пространстве квадрата верхний, нижний, правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называние. Сгибание квадрата пополам в разных направлениях.

 

12.

Что надо знать о прямоугольнике. Как сгибать бумагу прямоугольной формы.

1

 

Рассматривание, узнавание и называние геометрической фигуры прямоугольник. Определение и называние признаков геометрической фигуры. Различение прямоугольника по величине. Установление сходства прямоугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими прямоугольную форму.

 

13.

Складывание из бумаги изделия «Наборная линейка».

1

 

Ориентирование и нахождение в пространстве прямоугольника верхний, нижний, правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называние. Сгибание прямоугольника пополам в разных направлениях.

 

14.

Инструменты для работы с бумагой. Что надо знать о ножницах.

1

 

Рассматривание и запоминание о назначении, устройстве ножниц и правил обращения с ними. Выработка навыка правильно держать ножницы и бумагу. Выполнение имитирующих движений с ножницами на весу (без бумаги).

 

15.

Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии).

1

 

Резание бумаги по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии), смыкая лезвия ножниц до конца.

 

16.

Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево».

1

 

Осваивание приемов разрывания и обрывания бумаги. Выполнение аппликации из оборванных кусочков бумаги.

 

17.

Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево».

1

 

Осваивание приемов разрывания и обрывания бумаги. Выполнение аппликации из оборванных кусочков бумаги.

 

18.

Приемы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям.

1

 

Овладение резанием бумаги по незначительно изогнутым линиям, смыкая лезвия ножниц до конца.

 

2 четверть - 14 часов

 

Работа с природными материалами

2

     

1.

Что надо знать о природных материалах. Как работать с еловыми шишками. Изделие «Ёжик».

1

 

Осваивание технологии изготовления изделия из еловой шишки и пластилина. Выполнение приемов работы с пластилином.

 

2.

Что надо знать о природных материалах. Как работать с еловыми шишками. Изделие «Ёжик».

1

 

Осваивание технологии изготовления изделия из еловой шишки и пластилина. Выполнение приемов работы с пластилином.

 
 

Работа с глиной и пластилином

4

     

3.

Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика) «Морковь».

1

 

Осваивание пластического способа лепки.

 

4.

Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика) «Свекла».

1

 

Осваивание пластического способа лепки.

 

5.

Приемы работы с пластилином «Домик».

1

 

Осваивание пластического способа лепки.

 

6.

Приемы работы с пластилином «Ёлочка».

1

 

Осваивание пластического способа лепки.

 
 

Работа с бумагой

8

     

7.

Что надо знать о треугольнике. Как сгибать бумагу треугольной формы.

1

 

Рассматривание, узнавание и называние геометрической фигуры треугольник. Определение и называние признаков геометрической фигуры. Различение треугольника по величине. Установление сходства треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму.

 

8.

Складывание из бумаги «Ёлочка»

1

 

Ориентирование и нахождение в пространстве треугольника верхний угол, боковую, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называние. Сгибание треугольника разной величины пополам в разных направлениях. Конструирование предмета из деталей, сложенных из бумаги.

 

9.

Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой наклонной линии). «Парусник» из треугольников.

1

 

Овладение резанием бумаги по прямой длинной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

 

10.

Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой наклонной линии). «Орнамент из треугольников».

1

 

Овладение резанием бумаги по прямой длинной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

 

11.

Приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям. Игрушка «Бумажный фонарик».

1

 

Овладение резанием бумаги по прямой короткой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

 

12.

Приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям. Конструирование «Декоративная веточка».

1

 

Овладение резанием бумаги по прямой короткой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

 

13.

Приемы резания ножницами по прямым коротким наклонным линиям. Конструирование «Флажки».

1

 

Овладение резанием бумаги по прямой короткой наклонной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

 

14.

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование «Птичка».

1

 

Овладение понятием «симметрия». Закрепление приема сгибания бумаги пополам. Закрепление приема резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

 

3 четверть – 18 часов

 

Работа с глиной и пластилином

4

     

 

Приемы работы с пластилином (сплющивание шара). «Пирамидка из четырех колец».

1

 

Совершенствование навыка скатывания шара. Осваивание конструктивного способа лепки предметов.

 

 

Приемы работы с пластилином (сплющивание шара). «Грибы».

1

 

Совершенствование навыка скатывания шара. Осваивание конструктивного способа лепки предметов.

 

 

Лепка из пластилина макета «Снегурочка в лесу».

1

 

Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок.

 

 

Лепка из пластилина макета «Снегурочка в лесу».

1

 

Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок.

 
 

Работа с бумагой

10

     

 

Складывание фигурок из бумаги. Открытка со складным цветком.

   

Выполнение фигурок из бумаги приемом складывания.

 

 

Складывание фигурок из бумаги. Открытка со складным цветком.

1

 

Выполнение фигурок из бумаги приемом складывания.

 

 

Складывание фигурок из бумаги. Открытка со складной фигуркой кошечки.

1

 

Выполнение фигурок из бумаги приемом складывания.

 

 

Складывание фигурок из бумаги. Открытка со складной фигуркой кошечки.

1

 

Выполнение фигурок из бумаги приемом складывания.

 

 

Прием резания ножницами по прямым длинным линиям. Конструирование «Бумажный цветок».

1

 

Овладение резанием бумаги по прямой длинной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

 

 

Приемы работы с бумагой (сминание и скатывание бумаги). Аппликация «Ветка рябины».

1

 

Осваивание приемов скатывания бумаги. Выполнение практических упражнений для выработки навыков сминания бумаги. Выполнение аппликации из мятой бумаги.

 

 

Приемы работы с бумагой (сминание и скатывание бумаги). Аппликация «Ветка рябины».

1

 

Осваивание приемов скатывания бумаги. Выполнение практических упражнений для выработки навыков сминания бумаги. Выполнение аппликации из мятой бумаги.

 

 

Вырезание из бумаги предметов округлой формы. Аппликация «Фрукты на тарелке».

1

 

Вырезание из бумаги предметов округлой формы. Овладение знаниями о геометрической фигуре круг.

 

13.

Складывание фигурок из бумаги «Стрела».

1

 

Выполнение фигурок из бумаги приемом складывания.

 

14.

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование «Плетеный коврик из полос бумаги».

1

 

Закрепление приема сгибания бумаги пополам. Закрепление приема резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

 
 

Работа с нитками

4

     

15.

Что надо знать о нитках. Наматывание ниток «Клубок ниток».

1

 

Рассматривание и запоминание из чего делаются нитки. Определение и называние и функциональной значимости этих предметов в быту. Определение и называние свойств ниток.

 

16.

Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток «Бабочка».

1

 

Овладение предметно-практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении.

 

17.

Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток «Кисточка».

1

 

Овладение предметно-практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении.

 

18.

Как работать с нитками. Инструменты для швейных работ.

1

 

Овладение предметно-практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении.

 

4 четверть – 16 часов

 

Работа с нитками

4

     

 

Приемы шитья. Шитье по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям).

1

 

Овладение приемом шитья «игла вверх-вниз». Учиться применять этот прием при выполнении прямой строчки, вертикальных и наклонных стежков.

 

 

Приемы шитья. Шитье по проколам (треугольник, квадрат, круг).

1

 

Овладение приемом шитья «игла вверх-вниз». Учиться применять этот прием при выполнении прямой строчки, вертикальных и наклонных стежков.

 

 

Как работать с нитками. Вышивание по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям).

1

 

Овладение приемом шитья «игла вверх-вниз». Учиться применять этот прием при выполнении прямой строчки, вертикальных и наклонных стежков. Закрепление навыков работы колющими инструментами (большой иглой).

 

 

Как работать с нитками. Вышивание по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям).

1

 

Овладение приемом шитья «игла вверх-вниз». Учиться применять этот прием при выполнении прямой строчки, вертикальных и наклонных стежков. Закрепление навыков работы колющими инструментами (большой иглой).

 
 

Работа с глиной и пластилином

4

     

 

Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика). «Репка».

   

Осваивание пластического способа лепки.

 

 

Приемы работы с пластилином. Цыпленок.

1

 

Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок.

 

 

Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Котик.

1

 

Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок.

 

 

Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Котик.

1

 

Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок.

 
 

Работа с бумагой

8

     

 

Приемы резания ножницами по кривым линиям – скругление углов прямоугольных деталей. Аппликация «Цветы в корзине».

1

 

Овладение резанием бумаги по незначительно изогнутым линиям, не смыкая лезвия ножниц до конца. Выработка навыка по округлению углов бумажных квадратов и прямоугольников.

 

 

Приемы резания ножницами по кривым линиям – скругление углов прямоугольных деталей. Аппликация «Цветы в корзине».

1

 

Овладение резанием бумаги по незначительно изогнутым линиям, не смыкая лезвия ножниц до конца. Выработка навыка по округлению углов бумажных квадратов и прямоугольников.

 

 

Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам. Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом.

1

 

Закрепление приема сгибания бумаги пополам. Закрепление приема резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

 

 

Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам. Аппликация «Самолет в облаках».

1

 

Закрепление приема сгибания бумаги пополам. Закрепление приема резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

 

 

Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз. Коллективная аппликация «Букет цветов».

1

 

Закрепление приема сгибания бумаги пополам. Закрепление приема резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

 

 

Приемы сгибания из бумаги (по типу гармошки). Конструирование «Декоративная птица со складными крыльями».

1

 

Закрепление приема сгибания бумаги пополам. Закрепление приема резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

 
 

Работа с природными материалами

2

     

 

Что надо знать о природных материалах. Травы. Конструирование из тростниковой травы и пластилина «Ежик».

1

 

Узнавание и называние в изделиях, сделанных из пластилина и сухой травы, воображаемые образы предметов природного мира. Осваивание технологии изготовления изделия из пластилина и сухой травы.

 

 

Что надо знать о природных материалах. Травы. Конструирование из тростниковой травы и пластилина «Ежик».

1

 

Узнавание и называние в изделиях, сделанных из пластилина и сухой травы, воображаемые образы предметов природного мира. Осваивание технологии изготовления изделия из пластилина и сухой травы.

 


 

Материально-техническое обеспечение

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. - 240 с.

Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1599 Министерства образования и науки Российской Федерации. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб. для 1 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида –М.: Просвещение, 2011.-160с. ISBN: 978-5-09-028926-9.

Специфическое оборудование

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по устной речи для 0 класса)

Цифровые информационные источники

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Демонстрационные пособия для изучения.

Объекты, предназначенные для демонстрации.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.

Объемные модели геометрических фигур.

Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, и др. видов бумаги. Заготовки природного материала.

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.