Рабочая программа дополнительного образования «Я и творчество» 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Я и творчество» по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого нужно научиться находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения.
Рабочая программа учитывает особенности развития обучающихся с ЗПР 12 лет, однако содержание занятий может также адаптироваться с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Содержание программы распределено с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета.
Для реализации программы дополнительного образования по изобразительному искусству учитель может применять сетевую, электронную форму обучения, дистанционные образовательные технологии, использовать возможности как самого образовательного учреждения (компьютерный класс, актовый зал, библиотеку), так и учреждения дополнительного образования и культуры
Формы внеурочной деятельности (формы проведения занятий) в соответствии с данной программой следующие:
художественно-творческая практика и проектирование;
художественно-творческий проект:
выставка-конкурс;
WEB-квест;
пленэр и фотопленэр;
онлайн-игра;
мастер-класс;
экскурсии и др
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественно-творческой практики
Материал программы предполагает межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология»
Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в следующих формах:
выставки: внутри параллели, класса, группы, общешкольные (в медийном или реальном формате), районные, городские и т.д ;
выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных);
защита проектов
Программа дополнительного образования «Я и творчество» рассчитана на 1 год – 34 часа.
Содержание кружковой деятельности «Мир декоративно-прикладного и народного искусства»
Содержание программы дополнительного образования «Я и творчество» структурировано по разделам и перекликается с программой основного общего образования по изобразительному искусству, дополняя ее с практической части.
Вводное занятие: общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его видах. Темы, материалы, инструменты, техники
Раздел «Древние корни народного искусства»
Содержание: роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта. Образно-символический язык народного прикладного искусства. Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: поиск информации и сбор материала об образно-символических знаках и символах, их изображениях и значении; выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву и предметам быта, вышивки
Форма организации: исследовательский квест «Загадка древнего сосуда», художественно-творческий проект «Школьный электронный иллюстрированный альбом-словарь по декоративно-прикладному искусству» Раздел «Убранство русской избы»
Содержание: символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома Декоративные элементы жилой среды
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение рисунков элементов устройства внутреннего пространства крестьянского дома; выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления
Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) во Всероссийский музей декоративного искусства в Москве, краеведческий музей своего региона; художественно-творческая практика, коллективная работа «Предметы русского деревенского быта»; художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю
Раздел «Народный праздничный костюм»
Содержание: образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского. Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны Вышивка в народных костюмах и обрядах Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение изображений традиционных праздничных костюмов; поиск информации о народных праздниках и праздничных обрядах; выполнение рисунков, декоративных изделий на тему традиций народных праздников; орнаментальное построение вышивки (трафарет, компьютерная графика); импровизация по созданию народного праздничного костюма (коллаж, объёмная аппликация, бумажная пластика)
Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) во Всероссийский музей декоративного искусства в Москве, краеведческий музей своего региона; коллективная работа над панно «Народные праздники», художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю
Раздел «Народные художественные промыслы»
Содержание: многообразие видов традиционных художественных промыслов России Роспись по дереву (Хохлома, Городец, Мезень) Разнообразие композиций и сюжетов Роспись по металлу (Жостово) Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: импровизация по мотивам росписи по дереву, по металлу; техника папье-маше и роспись изделия; поиск информации по игрушечному художественному промыслу и создание игрушек по мотивам народных промыслов (дымковской, каргопольской, филимоновской игрушек)
Форма организации: творческая мастерская художника декоративно-прикладного искусства, мастер-класс по работе в технике папье-маше, WEB-квест, художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю, выставка
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов»
Содержание: характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох. Характерные особенности одежды в культурах разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе, характера деятельности в его костюме и украшениях. Украшение жизненного пространства (построек, интерьеров, предметов быта) в культуре разных эпох
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: импровизация по созданию костюмов и украшений разных эпох и народов в разных декоративных техниках; коллективная многофигурная композиция в исторических костюмах
Форма организации: коллективная работа по организации выставки (костюмы, украшения) с мультимедийным сопровождением (история, музыка), конкурс исторического костюма (работа в творческих группах)
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека»
Содержание: многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды); декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Декор на улицах и декор помещений; декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: создание произведений декоративного искусства в разных материалах и техниках (батик, изонить, макраме, текстильные сувенирные куклы, скрапбукинг, папье-маше (декоративные украшения), квиллинг, лепка (керамика) и т.д.).
Форма организации: мастер-классы по работе в разных декоративных техниках, художественно-творческая практика по разным видам декоративного и оформительского искусства, коллективный художественно-творческий проект по организации праздничного оформления школы,
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Рабочая программа кружковой деятельности по изобразительному искусству направлена на активное личностное развитие обучающихся, на приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, на социализацию
Программа будет способствовать достижению обучающимися личностных результатов: формирование основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности; духовно-нравственное развитие; мотивация к познанию и обучению; готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются через изучение истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Занятия искусством воспитывают патриотизм в процессе практической художественно-творческой деятельности обучающихся, которые учатся чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию — созданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа курса кружковой деятельности по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета «Изобразительное искусство» и кружковой деятельности. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира школьника и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание — воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, высокое и низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений школьников, способствует формированию ценностных ориентиров в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию, к труду. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т.е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир, воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе выполнения различных заданий (в том числе культурно-исторической направленности), проектов на занятиях изобразительным искусством.
6. Экологическое воспитание
Экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитываются в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой практике.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой деятельности, освоения художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, умение преобразовать реальное жизненное пространство, меняя его оформление, создание реального творческого продукта в разных видах искусства. Воспитываются качества упорства, стремление к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. Обучающиеся учатся сотрудничать, участвовать в коллективной трудовой деятельности, работать в команде.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания, оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентиров и восприятие жизни.
Метапредметные результаты
В результате обучения в соответствии с рабочей программой курса дополнительного образования формируются следующие метапредметные результаты:
Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументирован-
но защищать свои позиции Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач;
использовать электронные образовательные ресурсы;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и уметь по-разному её представлять (в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях)
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных, художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок и бережно относясь к используемым материалам
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии
Предметные результаты
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость и др.);
уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка и др; 6 знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный; 6 владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
владеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;
осваивать конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора;
уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
распознавать примеры произведений декоративного искусства (предметы быта, костюм) разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Средневековье);
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло и др ;
различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;
иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
уметь определять предметы декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образные особенности;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т.д.;
владеть навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2 | Древние корни народного искусства | 2 | 1 | 2 |
3 | Убранство русской избы | 5 | 0 | 5 |
4 | Народные праздничные костюмы | 6 | 0 | 6 |
5 | Народные художественные промыслы | 9 | 0 | 9 |
6 | Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов | 4 | 0 | 4 |
7 | Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека | 7 | 0 | 7 |
Общее количество часов | 34 | 2 | 32 |
Поурочное планирование
№ п/п | Разделы и темы, содержание занятий | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | Общие сведенья о декоративно-прикладном искусстве и его видах (темы, материалы, инструменты, техники) | 1 | 1 | |
Раздел 1 «Древние корни народного искусства» | 2 | 1 | 2 | ||
1 | Образы, символы и знаки в предметах народного быта | Исследовательский квест «Загадка древнего сосуда». Упражнение «Солярные знаки» | 1 | 1 | |
2 | Образы, символы и знаки в предметах народного быта | Предметы народного быта и их символическое значение. Лепка барельефа «Утица» | 1 | | 1 |
Раздел 2 «Убранство русской избы» | 5 | 0 | 5 | ||
4 | Внешнее убранство русской избы | Украшение избы. Выполнение модели «Наличник» (картон, краска) | 1 | | 1 |
5 | Предметы русского деревенского быта | Коллективная работа над «Внутренним убранством русской избы» | 3 | | 3 |
6 | Это загадочное ДПИ | Разработка заданий по ДПИ для викторины к предметной неделе. Подведение итогов раздела. | 1 | | 1 |
Раздел 3 «Народные праздничные костюмы» | 6 | 0 | 6 | ||
7 | Мотивы народной вышивки | Орнаментальное построение вышивки: графика, аппликация, трафарет, компьютерная графика | 2 | | 2 |
8 | Русский народный костюм – красота покроя | Создание народного праздничного костюма по мотивам русских народных сказок. Техника по выбору: объёмная аппликация, коллаж, бумажная пластика и т.д. Выставка. | 3 | | 3 |
9 | Традиции народных праздников и обрядов | Создание настольной игры «Народные праздники» | 1 | | 1 |
Раздел 4 «Народные художественные промыслы» | 9 | 0 | 9 | ||
10 | Чудо народной росписи | Импровизация по мотивам: мезенской, городетской росписи по дереву; жостовской росписи по металлу; техника папье-маше и роспись изделия. Выставка. | 4 | | 4 |
11 | Русская глиняная игрушка | WEB – квест – командно-исследовательская игра, в которой обучающиеся, согласно своей роли, добывают информацию об одной из русских глиняных игрушек. При помощи интернет ресурсов, либо раздаточного материала, узнают об особенностях формы, росписи. На основе полученных знаний, ребята создают игрушку и расписывают ее. | 4 | | 4 |
12 | Это загадочное ДПИ | Разработка заданий по декоративно-прикладному искусству для викторины «Народные художественные промыслы». Итоговая выставка по разделу | 1 | | 1 |
Раздел 5 «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов» | 4 | 0 | 4 | ||
13 | Эпоха, народ, костюм | Создание костюмов и украшений разных эпох и народов. | 2 | | 2 |
14 | Коллекция исторических костюмов и украшений | Создание коллекции исторических костюмов и украшений. Коллективная работа над многофигурной композицией. Выставка - конкурс | 2 | | 2 |
Раздел 6 «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека» | 7 | 0 | 7 | ||
15 | Декоративные техники: изделие, украшение, сувенир | Мастер-класс: «Текстильная кукла», «Глиняная игрушка-свистулька», «Плетеное украшение» и т.д. | 3 | | 3 |
16 | Современное декоративно и оформительское искусство | Создание оформления для праздника в школе | 2 | | 2 |
17 | Как украсить школу или класс | Создание декоративного панно для украшения школы. Выполнение исследовательского проекта | 2 | | |
Общее количество часов | 34 | 2 | 32 |