12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Путько Елена Михайловна45
Россия, Приморский край, Находка
Материал размещён в группе «географы»
1

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Географическая карта - модель действительности, инструмент познания и методическая основа анализа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса для 9 класса

«Географическая карта - модель действительности, инструмент познания и методическая основа анализа»

 

Нельзя любить то, чего не знаешь. Нельзя защищать то, что не любишь.

Составила: Путько Елена Михайловна

Учитель географии МБОУ СОШ «Гимназия №1»

г. Находка Приморского края.


 

Пояснительная записка
 

Программа элективного курса «Географическая карта - модель действительности, инструмент познания и методическая основа анализа» предназначена для учащихся 9 класса.
Содержание элективного курса полностью отражает обязательный минимум содержания географического образования, однако и углубляет его, расширяет кругозор учеников.
Актуальность и важность элективного курса в том, что он вооружает учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими навыками, способствует реализации углубленного изучения предмета.

Курс предполагает развитие навыков анализа, обобщения, сравнения карт, решения разнообразных практических задач, увеличивает номенклатурный словарный запас учащихся. Учит работать по плану при составлении комплексных характеристик и, в конечном счете, подготавливает к более успешной сдаче экзамена по географии.

Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии, т.к. даже при существующей программе из-за нехватки времени трудно отрабатывать практические навыки по работе с картами до совершенства.

Содержание курса предполагает чередование индивидуальной и коллективной работы учащихся в формате выполнения практических работ. Обобщения и контроль изученного материала проводится в форме тестирования.


 

Объем программы – 34 часа (1 час в неделю).


 

Цель элективного курса:

- расширить и углубить знания учащихся по физической и экономической географии;

- подготовить учеников к успешной сдачи экзамена по выбору.


 

Задачи курса:

повторить теоретические основы курса географии;

отработать практические навыки и умения по решению задач, работой с планом местности, синоптическими картами и климатограммам;

закрепить основные правила оформления экзаменационных работ в разных типах заданий;

повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;

анализировать  природные, экономические и социальные явления в решении задач повышенной трудности с развернутым ответом.


 

Программа курса.

 

1. Глобус и географическая карта.

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли и их следствия. 
Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и карте, выполненных в различных картографических проекциях.
Особенности определения направлений по картам. Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.
Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; решение задач на определение азимута.

2. Природа Земли и человек
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и расчет ресурсообеспеченности. 
Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота и их влияние на природу и человека.

Распределение тепла  и  влаги  на   Земле.  Погода  и  климат.  Прогноз погоды. 
Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. 
Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные     комплексы:     природные,     природно-хозяйственные. 

3. Материки, океаны, народы и страны
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Многообразие стран, их основные типы. 

4. Природопользование
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.  
Основные типы природопользования. 
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

5. География России 
Основные формы рельефа, их связь со стро­ением литосферы. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Опасные природные явления. Древнее и современное оледенение, Стихийные природные явления в литосфере.

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата. Типы климата в России.
Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Прогнозирования климатических явлений. 

6. Население России 
Особенности воспроизводства населения России. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны.

Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. География ре­лигий.
Особенности ур­банизации в России. Города-миллионеры

Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

7. Хозяйство России

Ос­новные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения. География основных нефте­проводов и центров переработки нефти. Основные современные и перспективные районы добычи газа, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения.

Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка,
Типы электростанций, их достоинст­ва и недостатки, факторы размещения. Крупнейшие электростанции. 
Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тя­желых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.

Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особенности их геогра­фии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплек­сы.

Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы.

Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. География наукоемких, трудоемких и металлоемких отраслей. Главные районы и центры.

География выращивания важнейших зерновых и технических культур.
География основных отраслей животноводства.
География важнейших отраслей пищевой и текстильной промышленности и факторы их размещения.
Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта.

8. Европейская Россия.

Особенности природы, истории и географии хозяйства в Европейской части России.

Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих про­цессов. Влияние географического положения на климат региона.

Природные ресурсы и их размещение.

Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохо­зяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия. 

9. Азиатская Россия

Географическое положение. Размещение населения и хозяйства в Азиатской части страны
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресур­сами. Трудности организации производства и жизни населения в экс­тремальных условиях.
Список учебной и учебно-методической литературы:

Перечень литературы для учителя:

Аксакалова Г.П. И др. Факультативные занятия по географии. М.: Просвещение, 1985

Болотникова Н.В. Сборник программ элективных курсов. География 9 класс. Предпрофильная подготовка. Волгоград: Учитель, 2007

Андреев Н.В. Методическое пособие по факультативному курсу «Топография и картография» М.: Просвещение, 1992

Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии. – М.: Просвещение, 1990.

Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.

 

Перечень литературы для учащихся:

Куприн А.М. Занимательная топография. М.: Просвещение, 1990

Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по факультативному курсу. – М.: Просвещение, 1982

География: справочные материалы: книга для учащихся среднего и старшего возраста. Под ред. Максаковского В.П. – М.: Просвещение, 1989.

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.