12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Байда Сергей Геннадьевич
Аккаунт удалён
Россия, Амурская обл., с.Козьмодемьяновка
0

Рабочая программа элективного курса «Сельскохозяйственные машины и механизмы» для 9 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МС МОУ Директор МОУ

Козьмодемьяновской СОШ Козьмодемьновской СОШ

______/_______________/ _____/________________/

ФИО ФИО

Протокол №_____ от Приказ №_________ от

«____»_________200__г «___»________200__г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс «Сельскохозяйственные машины и механизмы»

на уровне основного общего образования

для учащихся 9 класса

Байда Сергея Геннадьевича,

учителя 1 квалификационной категории

.

2016-2018 г.

с. Козьмодемьяновка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса («Тракторы и сельскохозяйственные машины») составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г. «Сельский дом и семья» г.Москва 2001 г. «Трудовое обучение, (тракторы, сельскохозяйственные машины) для сельских школ» г. Москва 1980.

Рабочая программа элективного курса технологии предназначена для обучения учащихся классов средней общеобразовательной школы.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии, показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит учащимся приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Главной целью элективного курса («Тракторы и сельскохозяйственные машины») является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.

Рабочая программа предусматривает изучение следующих разделов:

1. Устройство тракторов.

2. Устройство сельскохозяйственных машин.

3 . Технология и организация механизированных работ.

Изучение технологии на ступени основного образования направлено на достижение следующих ц е л е й:

освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности, по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Достижение этих целей предусматривает решение следующих з а д а ч:

приобретение учениками знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом его возможностей и интересов, а также в соответствии с потребностями общества;

создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;

формирование профессионально значимых качеств;

достижение высокого уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;

развитие потребности в трудовой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» («Тракторы и сельскохозяйственные машины») в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» «Тракторы и сельскохозяйственные машины» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

культура и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование информац

знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащим;

история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Место предмета в учебном плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Элективный курс «Сельскохозяйственные машины и механизмы» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. По учебному плану школы на элективный курс отводится в 9 классе всего 33 часа в полугодии ; в неделю 2 часа с сентября по декабрь.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:

трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные план

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:

с основными технологическими понятиями и характеристиками;

с назначением и технологическими свойствами материалов;

с назначением и устройством применяемых ручных инструментов,

приспособлений, машин и оборудования;

с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

с профессиями и специальностями, связанными с сельским хозяйством.

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;

находить необходимую информацию в различных источниках;

применять конструкторскую и технологическую документацию;

составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием

находить необходимую техническую информацию.

Личностные результаты изучения курса «Технология»:

выражение желания трудиться в сельском хозяйстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты изучения курса «Технология»::

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


Предметные результаты изучения курса «Технология»:

в познавательной сфере:

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда

классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процесс

в трудовой сфере

подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;;

подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах.

в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду .

выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии.

выраженная готовность к труду в сфере материального производств;

осознание ответственности за качество результатов труда;

в коммуникативной сфере:

формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

в физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движений рук при выполнении операций с помощью машин и механизмов;

достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать лабораторно-практические, учебно-практические работы. Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по ремонту различных механизмов знакомятся с их работой, изучают специальные термины и обозначения.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9 класс

Элективный курс

(сельскохозяйственные машины и механизмы)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Введение. Классификация ,общее устройство и работа двигателя.

4

3

1

Система питания.

5

4

1

Система охлаждения и смазки.

5

4

1

Электрооборудование тракторов.

5

4

1

Силовая передача тракторов.

5

4

1

Остов, ходовая часть механизмы управления.

5

4

1

Механизмы отбора мощности.

4

4

 

Итого.

33

27

6


 


 


 


 


 

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ

Роль энергетических средств в производстве сельскохозяйственной продукции. Краткий обзор развития тракторостроения. Состояние отечественного тракторостроения. Перспективы его развития. Основные направления в развитии и совершенствовании конструкции тракторов в республике и за рубежом.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО

И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ (4ч)

Классификация двигателей. Условия работы и требования к двигателям. Основные механизмы двигателей и их назначение. Принцип работы дизельных и карбюраторных двигателей, основные понятия и определения. Рабочие процессы в дизельных двигателях. Основные показатели работы двигат

Назначение и общее устройство кривошипно-шатунного механизма. Конструкция и взаимодействие деталей кривошипно-шатунного механизма. Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма. Установка коленчатого вала. Требования к затяжке крышек подшипников. Последовательность затяжки гаек головки блока цилиндров. Сравнительный конструктивный анализ цилиндров, поршней, поршневых колец, блоков двигателей.

Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма и способы их устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства кривошипно-шатунного механизма.

Назначение, устройство и принцип работы механизмов газо­распределения. Типы механизмов газораспределения. Клапанный механизм газораспределения. Шестерни распределительного механизма и их установка. Распределительный вал. Детали привода клапанов. Особенности сборки механизмов газораспределения.

Основные неисправности и влияние технического состояния механизма газораспределения на показатели работы двигателя.

Причины неисправностей механизмов газораспределения, способы их выявления и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства газораспределительного механизма.

Регулировки и проверка работы газораспределительного механизма.

2. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (5ч)

Топливо для дизельных двигателей, его виды, основные свойства и применение.

Назначение и классификация систем питания двигателей и их сравнительный анализ.

Система подачи и очистки воздуха. Наддув и охлаждение надувного воздуха. Конструкция и работа турбокомпрессоров, воздухоочистителей, теплообменников.

Система выпуска отработанных газов. Конструкция и условия работы глушителей, искрогасителей и выпускных газопроводов.

Система подачи и очистки топлива. Конструкция и работа топливных баков, фильтров и топливоподкачивающих насосов.

Способы смесеобразования в дизелях и их сравнительная оценка. Формы и типы камер сгорания. Конструкция и работа форсунок.

Конструкция и работа топливных насосов высокого давления рядного и распределительного типов.

Основные неисправности систем питания дизельных двигателей, их признаки, причины, способы выявления и устранения.

Система питания пускового двигателя. Смесеобразование в карбюраторном двигателе и понятие о составе смеси. Конструкция и работа карбюратора. Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя.

Система регулирования двигателя. Регуляторы частоты вращения коленчатого вала. Привод и установка топливного насоса. Заполнение системы топливом.

Основные неисправности и влияние технического состояния на показатели работы дизелей.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение общей конструкции систем питания двигателей, подачи и очистки воздуха, выпуска отработанных газов.

Изучение устройства топливных насосов высокого давления, регуляторов и форсунок, и их регулировки.

Изучение системы питания двигателя.

 

3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ (5ч)

Моторные масла, пластичные и консервирующие смазки. Их свойства, маркировка, применение.

Понятие о трении. Влияние смазки на работу двигателя. Способы смазки. Устройство и принцип работы системы смазки двигателя. Конструкция и работа масляных насосов, фильтров, охладителей и контрольных приборов.

Назначение, работа и регулировка клапанов.

Основные неисправности системы смазки, их признаки, причины и способы устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства, взаимодействия деталей и узлов системы смазки двигателей.

Охлаждающие жидкости, используемые в системе охлаждения двигателей; их виды, основные свойства и применение.

Назначение и классификация систем охлаждения двигателей.

Устройство и принцип работы систем охлаждения двигателей.

Основные неисправности систем охлаждения двигателей, их признаки, причины и способы устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства и взаимодействия деталей и узлов систем охлаждения двигателей.

4. ЭЛЕКТРО ОБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРОВ. ( 5 ч )

Аккумуляторные батареи. Назначение, принцип работы и конструкция аккумуляторных батарей, маркировка.

Основные правила эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей.

Генераторы и реле-регуляторы.

Основные неисправности источников электрической энергии, их признаки, причины, способы определения и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства аккумуляторных батарей, генераторов и реле-регуляторов

5. СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАКТОРОВ (5ч)

Назначение, условия работы и классификация. Схемы трансмиссий, основные механизмы и их конструктивный сравнительный анализ.

Сцепление. Назначение и классификация. Принцип действия, конструкция. Привод управления сцеплением.

Коробки передач. Назначение и классификация. Конструкция и работа коробок передач. Понижающие редукторы, раздаточные коробки и ходоуменьшители. Их конструкция и работа.

Назначение, конструкция и работа промежуточных соединений и карданных валов.

Ведущие мосты. Назначение, конструкция и работа. Главные передачи. Принцип действия и работа дифференциала. Блокировка дифференциалов, самоблокирующиеся дифференциалы. Типы полуосей. Конечные передачи. Передние ведущие мосты. Регулировка механизмов ведущих мостов.

Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства сцепления, коробки передач, раздаточных коробок, ходоуменьшителя. Изучение устройства заднего и переднего мостов.

6. ОСТОВ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ (5ч)

Назначение и классификация. Влияние параметров ходовой части на тягово-сцепные свойства тракторов и на уплотнение почвы.

Ходовая часть колесных тракторов. Основные элементы. Конструкция ведущих и управляемых колес. Типы шин, маркировка. Подвеска остова. Монтаж и демонтаж шин. Регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.

Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства ходовой части колесных тракторов. Проверка и регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.

Рулевое управление. Назначение и классификация. Способы поворота. Углы установки управляемых колес.

Передняя ось, поворотные цапфы и механизм привода.

Тормозные системы, назначение, конструкция и работа тормозных систем. Антиблокирующие устройства.

Основные неисправности рулевого управления тормозной системы, их признаки, способы определения и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства механизма рулевого управления и тормозных систем. Проверка и регулировка углов установки управляемых колес.

7. МЕХАНИЗМЫ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАКТОРА (6ч)

Назначение, классификация, конструкция и схемы механизмов навески. Универсальное тягово-сцепное устройство.

Назначение, типы и работа прицепных устройств, регулирование точки прицепа. Способы осуществления дополнительного отбора мощности. Назначение, устройство вала отбора мощности, классификация и работа механизмов привода валов отбора мощности.

Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства навесного механизма. Переоборудование навески.

Изучение устройства и регулировок вала отбора мощности.

Назначение и классификация гидравлических систем. Конструкция гидронасосов и гидрораспределителей. Масляные баки, силовые цилиндры, соединительная аппаратура. Масла.

Способы регулирования глубины обработки почвы.

Назначение, конструкция гидравлического догружателя ведущих колес, позиционно-силового регулятора. Управление гидросистемой.

Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства гидравлических насосов и распределителей.

Изучение устройства догружателя ведущих колес, позиционно-силового регулятора.

Изучение общей компоновки рабочего и вспомогательного оборудования.

При проведении лабораторно-практических занятий рекомендуется придерживаться следующего порядка:

ознакомление с требованиями безопасности труда, организацией рабочего места, оборудованием, инструментом, методическими рекомендациями;

полная или частичная разборка сборочных единиц;

изучение устройства и взаимодействия деталей, узлов, агрегатов;

изучение технологических и эксплуатационных регулировок;

сборка составных частей, проверка правильности сборки;

уборка и сдача рабочего места.

Степень полноты разборки учебных сборочных единиц в каждом задании определяется необходимостью создания оптимальных условий для достижения учебных целей и должна быть отражена в методических рекомендациях по выполнению лабораторно-практических занятий.

В случае, если разборочно-сборочные работы трудоемки и учебного времени для выполнения задания недостаточно, рекомендуется иметь на рабочих местах частично разобранные и подготовленные для изучения сборочные единицы.


 


 


 


 


 


 


 

Требования к уровню подготовки учащихся

9 класс

Учащийся должен знать:

классификацию тракторов и двигателей внутреннего сгорания;

технические характеристики тракторов;

общее устройство и принципы действия приборов и деталей систем питания , охлаждения, смазки ,электрооборудования тракторов и системы пуска двигателей;

неисправности тракторных двигателей, их признаки и способы устранения;

техническое обслуживание;

назначение, устройство и принцип действия силовой передачи остова, ходовой части, гидравлической системы и вала отбора мощности колесных тракторов.

Учащийся должен уметь:

Частично разбирать и собирать механизмы двигателей, проверять и регулировать газораспределительный механизм.

Производить частичную разборку и сборку систем питания, охлаждения, смазки, электрооборудования .

Проверять работу термостата ,форсунки, регулировать муфту сцепления трактора , натяжение цепи.

Проверять давление и накачивать шины ходовых колес трактора; проверять и регулировать; шарниры рулевых тяг, ширину колеи и сходимость направляющих колес трактора.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебные пособия по устройству и эксплуатации тракторов

1. Двигатель в сборе со сцеплением (в разрезе)

2. Задний мост (в разрезе)

3. Рулевой механизм (в разрезе)

4. Кривошипно-шатунный механизм.

5. Система охлаждения.

6. Система смазки.

7. Система питания.

8. Тормозная система.

9. Электрооборудование.

10. Плакаты по устройству и эксплуатации тракторов

 

Методическая учебная литература.

Гладков Г.И., Петренко А.Мю «Тракторы: устройство и техническое обслуживание» учебное пособие для начинающих профессиональное образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Жаров М.С., Орлов М. Н., Чернышев В. А. « Тракторы». М.:Просвещение, 1991.

Родичев В.А. «Тракторы» учебное пособие для начинающих профессиональное образования, М.: издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.

Устинов А.Н. «Сельскохозяйственные машины» учебник для начинающих профессиональное образования. 7-е издание, стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 264 с.

Список литературы

1 .Программа «Технология, Трудовое обучение» М.: «Просвещение» Москва 2006 год

2. Программа « Сельский дом и семья » М.: «Просвещение» 2001 год

3. Программа « Трудовое обучении, для сельских школ »М.: «Просвещение» 1980 год

11

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.