Рабочая программа элективного курса «Нормы русского литературного языка» (10 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 города Тюмени
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Нормы русского литературного языка», 10 класс
Срок реализации: 1 год
Количество часов за год – 34 (в неделю - 1)
Автор программы:
Уфимцева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка, литературы
2020 – 2021 учебный год
Содержание
Раздел | Стр. |
Аннотация……………………………………………………………………………………………………………….. Планируемые результаты освоения учебного предмета……….………………….…………………………………. 4 Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………….. 4 Тематическое планирование…………………………………………………………………………………………. 6 Приложение. Календарно-тематическое планирование | 3 |
Аннотация
Программа предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и определенной системе.
Цель программы:
повысить интерес к гуманитарному образованию;
углубить представления о русском языке, его возможностях;
познакомить учащихся с приемами построения высказываний;
расширить кругозор учащихся;
помочь овладеть основными нормами русского литературного языка;
помочь приобрести навыки, необходимые для бытового и делового общения.
Задачи:
закрепить нормы литературного языка, навыки использования в речи синтаксических, орфоэпических и лексических норм языка;
закрепить навыки работы с различными видами словарей, дополнительной литературой;
доказать, что литературный язык-показатель культуры человека;
выработать умение оценивать языковые явления с точки зрения нормативности;
выработать умение осуществлять речевой самоконтроль.
Срок реализации программы: 1 год (10 класс)
В соответствии с учебным планом на изучение курса в 10 классе отведено 34 часа (из расчета 1 час в неделю при 34 учебных неделях).
Список литературы
Гольцова Н.Г. и др. Русский язык (базовый уровень). 10 класс. Русское слово, 2020
Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. М., 2012
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. М., 2010
Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты:
овладение нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета;
Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся научатся:
владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
выражать свои мысли связно, логично, образно
воспитанию культуры речи и бережному отношению к русскому языку
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии.
Содержание курса
Введение. (1 час) Понятие о культуре речи. Понятие нормы. Основная функция письменной речи.
Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма (3 часа) Основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма (9 часов) Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы. (6 часов): словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы.
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы (10 часов). Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. (5 часов) Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Синтаксическая синонимия.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Тематическое планирование
Тема, раздел | Количество часов |
Понятие о культуре речи. Понятие нормы. Система норм. | 1 |
Типы орфоэпических норм | 1 |
Орфоэпический практикум | 1 |
Акцентологические нормы | 1 |
Лексическое значение слова | 1 |
Лексика русского языка с точки зрения происхождения | 1 |
Лексика русского языка с точки зрения активного/пассивного запаса | 1 |
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления | 1 |
Стилистическая окраска слов | 1 |
Паронимы | 1 |
Фразеологические обороты | 1 |
Крылатые слова | 1 |
Лексические ошибки | 1 |
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | 1 |
Выразительные особенности словообразования | 1 |
Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе | 1 |
Грамматические нормы | 1 |
Грамматические ошибки и их предупреждение. | 1 |
Урок-практикум. Предупреждение грамматических ошибок | 1 |
Морфологические нормы. | 1 |
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. | 1 |
Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний | 1 |
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | 1 |
Служебные части речи. | 1 |
Междометия. Звукоподражательные слова. | 1 |
Морфологические средства связи предложений в тексте. | 1 |
Нормы образования глаголов | 1 |
Нормы образования и употребления имён числительных | 1 |
Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | 1 |
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. | 1 |
Простые и сложные предложения. | 1 |
Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма. | 1 |
Синтаксическая синонимия. | 1 |
Урок-практикум по синтаксической синонимии | 1 |
ИТОГО | 34 часа |
7