Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Орфографическая грамотность»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Классы: 9
Учебный год: 2016-2017
Составитель: Бакиева Елена Валерьевна
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
Статус документа……………………………………………………………………………………………………..............
Цели и задачи изучения элективного курса………………………………………………………………………..
Общая характеристика элективного курса ………………………………………………………………………….
Ценностные ориентиры содержания элективного курса ……………………………………………………
Место элективного курса в учебном плане …………………………………………………………………………
Сведения о программе…………………………………………………………………………………………………........
Формы контроля………………………………………………………………………………………………………............
2. Основное содержание элективного курса …………………………………………........................
3. Требования к уровню подготовки учащихся элективного курса …………………………………
4. Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………
5. Сведения об УМК. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
6. Оценочные материалы. Критерии оценивания……………………………………………………………....
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа элективного курса «Орфографическая грамотность» для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации РФ №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089;
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление от 29 декабря 2010г. № 189) зарегистрированный в Минюсте РФ 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 № 253;
Изменения в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 № 253 приказ от 08.06.2015г. №576;
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 18.07.2002 № 2783);
Методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения, письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-412;
Устав МБОУ СОШ с. Субханкулово муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, утвержденный Главой Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан;
Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Субханкулово на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом МБОУ СОШ с. Субханкулово 28.08.2015г. №208;
Учебный план МБОУ СОШ с. Субханкулово на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом МБОУ СОШ с. Субханкулово от 28.08.2015г. №208.
Цель и задачи элективного курса
Цель: развитие орфографической зоркости как средства формирования навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе;
преодолеть психологические трудности по отношению к языку;
подготовить учащихся к ОГЭ по русскому языку.
Общая характеристика элективного курса
Элективный курс «Орфографическая грамотность», предназначенный для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах.
Курс ориентирован на подготовку к ОГЭ по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку.
Ценностные ориентиры содержания элективного курса
Данный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешной сдаче государственного итогового экзамена. На элективном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий тестовой части ОГЭ различного уровня сложности.
Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-9 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.
Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные разделы (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка.
Место элективного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.Субханкулово рабочая программа элективного курса «Орфографическая грамотность» для 9-х классов предусматривает обучение в объеме 12 часов (1 час в неделю), рассчитанных на 12 учебных недель.
Сведения о программе
Рабочая программа составлена на основе пособий для учителя и учащихся: Ивановой В. Ф. «Трудные вопросы орфографии». - М.: Просвещение,1982г.; Ивановой В. Ф. «Слово в системе русского языка». - М.: Просвещение, 2002г. и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку 2004г., ФГОС 2010г.
Основное содержание элективного курса
Формы контроля
Формы контроля |
Количество |
Контрольная работа по изученным орфограммам |
1 |
Учебный проект |
1 |
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
1. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
2. Правописание приставок:
-приставки ПРЕ- и ПРИ-;
- приставки на –З и –С;
- И-Ы после приставок на согласную.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
3. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
4. Орфограммы в окончаниях:
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
5. Правописание сложных слов:
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
6. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
7. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
8. Правописание частиц:
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
9. Правописание числительных:
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса учащиеся должны знать:
- принципы русской орфографии;
- основные орфографические нормы, ранее представлявшие определенную трудность;
- правописание различных частей речи.
должны уметь:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
- применять теоретические знания по разделам «Орфография» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях);
- уметь работать с текстами 2-ой части ОГЭ, тестовыми заданиями по русскому языку;
- соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
4. Тематическое планирование элективного курса
№ |
Дата проведения |
Раздел (количество часов) Тема курса |
ЗОЖ |
ЭДС |
||
План |
Факт |
|||||
Раздел 1. (7ч. ) Опознавательные признаки орфограмм ЗУН: Знать правила правописания гласных и согласных в корне; о-ё после шипящих; написание приставок; орфограммы в суффиксах и окончаниях слов; правописание сложных слов. Уметь находить и проверять орфограммы. |
||||||
Орфограммы в корнях |
|
|||||
1 |
Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные |
Подбор однокор. слов с черед.гласными о спорте |
||||
2 |
Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне |
|
||||
Правописание приставок |
|
|||||
3 |
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-, на –З и -С; И-Ы после приставок |
|
Запись слов о родном крае с употреблением приставок с ПРЕ- и ПРИ- |
|||
Орфограммы в суффиксах |
|
|||||
4 |
О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы Ч,Щ в суффиксах существительных. Различение на письме суффиксов прилагательных –К и –СК |
|
||||
5 |
Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик). Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий |
|
||||
Орфограммы в окончаниях |
|
|||||
6 |
О, Ё после шипящих в окончаниях слов. Падежные и родовые окончания. Правописание личных окончаний глаголов |
|
||||
Правописание сложных слов |
|
|||||
7 |
Соединительная гласная в сложных словах. Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных. Контрольная работа по изученным орфограммам |
Морф. разбор слова здоровьесбережение |
||||
Раздел 2. (5 ч.) Части речи в русском языке ЗУН: Знать определение частей речи; орфограммы, связанные с правильных правописанием частей речи. Уметь находить части речи в тексте; производить морфологический разбор частей речи. |
|
|||||
|
Правописание предлогов |
|
||||
8 |
Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов |
Составл.текста о работе, труде с использованием произв. предлогов |
||||
Правописание союзов |
|
|||||
9 |
Слитное и раздельное написание союзов |
|
||||
Правописание частиц |
|
|||||
10 |
Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи |
Составл. режима дня с частицей НЕ и НИ |
||||
Правописание числительных |
|
|||||
11 |
Мягкий знак на конце и в середине числительных |
|
Составл. текста об актуальных профессиях с использ. числительных |
|||
12 |
Учебный проект «Орфографический анализ» |
5.Сведения об УМК. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учащихся
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
Литература для учителя
Иванова В. Ф. «Трудные вопросы орфографии». - М.: Просвещение,1982.
Иванова В. Ф. «Слово в системе русского языка». - М.: Просвещение, 2002.
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.
Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.
Технические средства
1.Классная доска 2.Мультимедийная установка |
6. Оценочные материалы. Критерии оценивания
Контрольная работа по изученным орфограммам
1. Укажите номера слов, в которых пишется Ь:
1) вскач…
2) настеж…
3) горюч…
4) невтерпеж…
2. Укажите номера слов, в которых в корне пишется буква А:
1) изл…жение
2) оз…рение
3) прик…сновение
4) предл…гать
3. Укажите номера слов, в которых в приставке пишется буква Е:
1) пр…мудрый
2) пр…творить мечту
3) пр…вокзальный
4) пр…обретать
4. Укажите номера слов, которые пишутся с глухой согласной на конце приставки:
1) и…правный
2) бе…болезненный
3) бе…численный
4) бе…жизненный
5. Укажите номера слов, которые пишутся в корне с буквой И:
1) раст…реть
2) продв…гаться
3) подм…сти
4) прибл…жаться
6) Укажите номера слов, которые пишутся с буквой Ы:
1) сверх…нтересный
2) пред…сторический
3) дез…нфекционный
4) пред…юльский
7. Укажите номера слов, которые пишутся с буквой Ё (Е):
1) ш…рох
2) тренаж…рный зал
3) хорош…го
4) трущ…ба
8. Укажите номера слов, которые пишутся с Ъ:
1) в…юнок
2) ин…екция
3) солов…и
4) раз…езд
9. Укажите номера слов, которые пишутся с буквой Т:
1) вкус…ный
2) бессловес…ный
3) окрес…ный
4) чес…ный
10. Укажите номера слов, которые пишутся с буквой И:
1) слыш…т
2) ненавид…т
3) стел…т
4) печата…т
11. Укажите номера слов, в которых допущены орфографические ошибки:
1) оловянный
2) раненный солдат
3) серебрянный
4) утонченный вкус
12. Укажите номера слов, в которых пишется ТЬСЯ:
1) магазин закрывает…ся
2) надо искупат…ся
3) смех разносит…ся
4) может открыт…ся
13. Укажите номера слов, правописание которых можно проверить подбором однокоренных слов:
1) увл…ченный человек
2) предпол…жительный результат
3) прор…женная морковь
4) подр…стающее поколение
14. Укажите номера слов, в которых есть корни с чередованием:
1) к…саться
2) отв…рить овощи
3) вым…кнуть
4) к…сить траву
15 Укажите номера слов, в которых НЕ пишется раздельно:
1) пол (не) вымыт
2) (не)взирая на опасность
3) (не)добрый взгляд
4) дорога вовсе(не)близкая
16.Укажи номера слов, в которых после Ц пишется буква Ы:
1) мотоц…кл
2) ц…ганка
3) акац…я
4) две гостиниц…
17. Укажите номера слов, в которых в предложном падеже окончание И:
1) лекция
2) Дарья
3) лекарство
4) дуэль
18. Укажите номера слов, в которых допущена ошибка:
1) нет ниукого
2) никто не знал
3) некакой передачи не будет
4) несколько минут
19. Укажите номера слов, которые являются исключениями:
1) подросток
2) зоревать
3) предлог
4) пригарь
20. Укажите номера слов, которые пишутся через дефис:
1) (полу) ночник
2) (древне)русский
3) (пол)арбуза
4) (общественно)политический
ОТВЕТЫ:
1. 1,2
2. 2,4
3. 1,2
4. 1,3
5. 2,4
6. 2,4
7. 2,3
8. 2,4
9. 3,4
10. 1,2
11. 2,3
12. 2,4
13. 1,3
14. 1,3
15. 1,4
16. 2,4
17. 1,4
18. 1,3
19. 2,4
20 3,4
Учебный проект «Орфографический анализ»
Представление проектов в виде творческой работы (презентация слайдов, рисунков, сочиненных произведений) на данную тему.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Ученический проект
Критерии |
Баллы |
Обоснование темы, актуальность и практическая значимость |
2 |
Полнота и логика изложения материала Соответствие содержания доклада теме |
2 |
Громкая и четкая речь, соблюдение регламента |
2 |
Доступность изложения, обоснованность выводов, четкость ответов на вопросы |
2 |
Отсутствие фактических и речевых ошибок |
2 |
Итого |
10 |
Контрольная работа
Качество усвоения предмета |
Баллы |
Высокий уровень – 95 – 100% (зачтено) |
10-9 |
Средний – 50 – 65% (зачтено, удовлетворительно) |
8-7 |
Выше среднего – 66 – 94% (зачтено) |
6-5 |
Низкий – менее 50% (не зачтено) |
4-0 |
16