12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бакиева Елена Валерьевна89
Россия, Башкирская респ., Туймазы

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Классы: 9

Учебный год: 2016-2017

Составитель: Бакиева Елена Валерьевна

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Пояснительная записка

Статус документа……………………………………………………………………………………………………..............

Цели и задачи изучения элективного курса………………………………………………………………………..

Общая характеристика элективного курса ………………………………………………………………………….

Ценностные ориентиры содержания элективного курса ……………………………………………………

Место элективного курса в учебном плане …………………………………………………………………………

Сведения о программе…………………………………………………………………………………………………........

Формы контроля………………………………………………………………………………………………………............

2. Основное содержание элективного курса …………………………………………........................

3. Требования к уровню подготовки учащихся элективного курса …………………………………

4. Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………

5. Сведения об УМК. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

6. Оценочные материалы. Критерии оценивания……………………………………………………………....

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа элективного курса «Орфографическая грамотность» для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации РФ №273-ФЗ от 29.12.2012;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089;

Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление от 29 декабря 2010г. № 189) зарегистрированный в Минюсте РФ 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 № 253;

Изменения в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 № 253 приказ от 08.06.2015г. №576;

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 18.07.2002 № 2783);

Методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения, письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-412;

Устав МБОУ СОШ с. Субханкулово муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, утвержденный Главой Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан;

Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Субханкулово на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом МБОУ СОШ с. Субханкулово 28.08.2015г. №208;

Учебный план МБОУ СОШ с. Субханкулово на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом МБОУ СОШ с. Субханкулово от 28.08.2015г. №208.

Цель и задачи элективного курса

Цель: развитие орфографической зоркости как средства формирования навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе;

преодолеть психологические трудности по отношению к языку;

подготовить учащихся к ОГЭ по русскому языку.

Общая характеристика элективного курса

Элективный курс «Орфографическая грамотность», предназначенный для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах.

Курс ориентирован на подготовку к ОГЭ по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку.

Ценностные ориентиры содержания элективного курса

Данный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешной сдаче государственного итогового экзамена. На элективном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий тестовой части ОГЭ различного уровня сложности.

Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-9 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.

Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные разделы (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка.

Место элективного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.Субханкулово рабочая программа элективного курса «Орфографическая грамотность» для 9-х классов предусматривает обучение в объеме 12 часов (1 час в неделю), рассчитанных на 12 учебных недель.

Сведения о программе

Рабочая программа составлена на основе пособий для учителя и учащихся: Ивановой В. Ф. «Трудные вопросы орфографии». - М.: Просвещение,1982г.; Ивановой В. Ф. «Слово в системе русского языка». - М.: Просвещение, 2002г. и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку 2004г., ФГОС 2010г.

Основное содержание элективного курса

Формы контроля

Формы контроля

Количество

Контрольная работа по изученным орфограммам

1

Учебный проект

1

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

1. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

2. Правописание приставок:

-приставки ПРЕ- и ПРИ-;

- приставки на –З и –С;

- И-Ы после приставок на согласную.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

3. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

4. Орфограммы в окончаниях:

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

5. Правописание сложных слов:

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

6. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

7. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

8. Правописание частиц:

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

9. Правописание числительных:

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании курса учащиеся должны знать:

- принципы русской орфографии;

- основные орфографические нормы, ранее представлявшие определенную трудность;

- правописание различных частей речи.

должны уметь:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

- применять теоретические знания по разделам «Орфография» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях);

- уметь работать с текстами 2-ой части ОГЭ, тестовыми заданиями по русскому языку;

- соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

4. Тематическое планирование элективного курса

Дата проведения

Раздел (количество часов)

Тема курса

ЗОЖ

ЭДС

План

Факт

     

Раздел 1. (7ч. )

Опознавательные признаки орфограмм

ЗУН: Знать правила правописания гласных и согласных в корне; о-ё после шипящих; написание приставок; орфограммы в суффиксах и окончаниях слов; правописание сложных слов.

Уметь находить и проверять орфограммы.

   
     

Орфограммы в корнях

 

 

1

   

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

Подбор однокор. слов с черед.гласными о спорте

 

 2

   

Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне

 

 
     

Правописание приставок

 

 

 3

   

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-, на –З и -С; И-Ы после приставок

 

Запись слов о родном крае с употреблением приставок с ПРЕ- и ПРИ-

     

Орфограммы в суффиксах

 

 

 4

   

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы Ч,Щ в суффиксах существительных. Различение на письме суффиксов прилагательных –К и –СК

 

 

 5

   

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик). Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

 

 
     

Орфограммы в окончаниях

 

 

 6

   

О, Ё после шипящих в окончаниях слов. Падежные и родовые окончания. Правописание личных окончаний глаголов

 

 
     

Правописание сложных слов

 

 

 7

   

Соединительная гласная в сложных словах. Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных.

Контрольная работа по изученным орфограммам

 Морф. разбор слова здоровьесбережение

 
     

Раздел 2. (5 ч.)

Части речи в русском языке

ЗУН: Знать определение частей речи; орфограммы, связанные с правильных правописанием частей речи.

Уметь находить части речи в тексте; производить морфологический разбор частей речи.

 

 

 

   

Правописание предлогов

 

 

8

   

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

 

Составл.текста о работе, труде с использованием произв. предлогов

     

Правописание союзов

 

 

 9

   

Слитное и раздельное написание союзов

 

 
     

Правописание частиц

 

 

 10

   

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

 Составл. режима дня с частицей НЕ и НИ

 
     

Правописание числительных

 

 

 11

   

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 

Составл. текста об актуальных профессиях с использ. числительных

12

   

Учебный проект «Орфографический анализ»

   

5.Сведения об УМК. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учащихся

В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:

Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.

Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.

Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.

Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.

Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.

Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.

Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

Литература для учителя

Иванова В. Ф. «Трудные вопросы орфографии». - М.: Просвещение,1982.

Иванова В. Ф. «Слово в системе русского языка». - М.: Просвещение, 2002.

Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.

Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.

Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.

Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.

Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.

Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.

Технические средства

 

1.Классная доска

2.Мультимедийная установка

6. Оценочные материалы. Критерии оценивания

Контрольная работа по изученным орфограммам

1. Укажите номера слов, в которых пишется  Ь:

1) вскач…

2) настеж…

3) горюч…

4) невтерпеж…

2. Укажите номера слов, в которых в корне пишется буква А:

1) изл…жение

2) оз…рение

3) прик…сновение

4) предл…гать

3. Укажите номера слов, в которых  в приставке пишется  буква Е:

1) пр…мудрый

2) пр…творить мечту

3) пр…вокзальный

4) пр…обретать

4. Укажите номера слов, которые пишутся с глухой  согласной на конце приставки:

1) и…правный

2) бе…болезненный

3) бе…численный

4) бе…жизненный

5. Укажите  номера слов, которые пишутся в корне с буквой И:

1) раст…реть

2) продв…гаться

3) подм…сти

4) прибл…жаться

6) Укажите номера слов, которые пишутся с буквой  Ы:

1) сверх…нтересный

2) пред…сторический

3) дез…нфекционный

4) пред…юльский

7. Укажите номера слов, которые пишутся с буквой Ё (Е):

1) ш…рох

2) тренаж…рный зал

3) хорош…го

4) трущ…ба

8. Укажите номера слов, которые пишутся с Ъ:

1) в…юнок

2) ин…екция

3) солов…и

4) раз…езд

9. Укажите номера слов,  которые  пишутся с буквой Т:

1) вкус…ный

2) бессловес…ный

3) окрес…ный

4) чес…ный

10. Укажите номера слов, которые пишутся с буквой И:

1) слыш…т

2) ненавид…т

3) стел…т

4) печата…т

11. Укажите номера слов, в которых допущены орфографические ошибки:

1) оловянный

2) раненный солдат

3) серебрянный

4) утонченный вкус

12. Укажите номера слов, в которых пишется ТЬСЯ:

1)  магазин закрывает…ся

2)  надо искупат…ся

3)  смех разносит…ся

4)  может открыт…ся

13. Укажите номера слов,  правописание которых можно проверить подбором однокоренных слов:

1) увл…ченный человек

2) предпол…жительный результат

3) прор…женная морковь

4) подр…стающее поколение

14. Укажите номера слов, в которых есть корни с чередованием:

1) к…саться

2) отв…рить  овощи

3) вым…кнуть

4) к…сить траву

15 Укажите номера слов,  в которых НЕ пишется раздельно:

1) пол (не) вымыт

2) (не)взирая на опасность

3) (не)добрый взгляд

4) дорога вовсе(не)близкая

16.Укажи номера слов, в которых после Ц пишется буква Ы:

1) мотоц…кл

2) ц…ганка

3) акац…я

4) две  гостиниц…

17. Укажите   номера слов, в которых  в предложном падеже окончание И:

1) лекция

2) Дарья

3) лекарство

4) дуэль

18. Укажите номера слов, в которых допущена ошибка:

1) нет ниукого

2) никто не знал

3) некакой передачи не будет

4) несколько минут

19. Укажите номера слов, которые  являются исключениями:

1) подросток

2) зоревать

3) предлог

4) пригарь

20. Укажите номера слов, которые пишутся через дефис:

1) (полу) ночник

2) (древне)русский

3) (пол)арбуза

4) (общественно)политический

ОТВЕТЫ:

1. 1,2

2. 2,4

3. 1,2

4. 1,3

5. 2,4

6. 2,4

7. 2,3

8. 2,4

9. 3,4

10. 1,2

11. 2,3

12. 2,4

13. 1,3

14. 1,3

15. 1,4

16. 2,4

17. 1,4

18. 1,3

19. 2,4

20 3,4

Учебный проект «Орфографический анализ»

Представление проектов в виде творческой работы (презентация слайдов, рисунков, сочиненных произведений) на данную тему.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Ученический проект

Критерии

Баллы

Обоснование темы, актуальность и практическая значимость

2

Полнота и логика изложения материала Соответствие содержания доклада теме

2

Громкая и четкая речь, соблюдение регламента

2

Доступность изложения, обоснованность выводов, четкость ответов на вопросы

2

Отсутствие фактических и речевых ошибок

2

Итого

10

Контрольная работа

 

Качество усвоения предмета

Баллы

Высокий уровень – 95 – 100% (зачтено)

10-9

Средний – 50 – 65% (зачтено, удовлетворительно)

8-7

Выше среднего – 66 – 94% (зачтено)

6-5

Низкий – менее 50% (не зачтено)

4-0

 

 

 

 

16

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.