Рабочая программа элективного курса по русскому языку « Читаем, размышляем, сочиняем» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку « Читаем, размышляем, сочиняем» для 11 класса
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивныхжизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, милосердия справедливости и дружелюбия);
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров дляделовой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функциональногостиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Предметные результаты
Выпускник научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания,
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, спониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Содержание элективного курса
Вводное занятие
Общая характеристика задания 27 ЕГЭ. Критерии оценки сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Повторение основных сведений о тексте
Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Типы и стили текста.
Подготовка к сочинению
Тема, идея текста. Проблемы текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Комментарий проблемы. Примеры-иллюстрации из текста. Смысловая связь между примерами. Авторская позиция в текстах художественного и публицистического стиля. Отношение к позиции автора. Формы и источники обоснования собственной позиции. Стилистика сочинения. Речевые и грамматические ошибки. Редактирование и рецензирование, анализ сочинения. Моделирование сочинения-рассуждения по художественному и публицистическому текстам.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Количество часов |
Вводное занятие | 1 | |
1 | Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинения- рассуждения на ЕГЭ | 1 |
Повторение основных сведений о тексте | 5 | |
2 | Что такое текст? Связь предложений в тексте. | 1 |
3 | Стили текста: публицистический стиль. | 1 |
4 | Стили текста: художественный стиль. | 1 |
5 | Типы текста. | 1 |
6 | Зачетная работа №1 | 1 |
Подготовка к сочинению | 28 | |
7 | Тема, идея текста. | 1 |
8 | Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста. | 1 |
9-10 | Выявление проблемы в предложенном тексте. (работа с текстами). | 2 |
11-13 | Алгоритм написания комментария к проблеме. Примеры-иллюстрации из текста. Смысловая связь между примерами. | 3 |
14 | Практика написания комментария (работа с текстами) | 1 |
15 | Выявление и формулировка авторской позиции. | 1 |
16 | Выявление авторской позиции (работа с текстами) | 1 |
17 | Отношение к позиции автора. | 1 |
18-19 | Обоснование собственной позиции | 2 |
20 | Зачетная работа №2. | 1 |
21 | Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | 1 |
22-23 | Речевые и грамматические ошибки | 2 |
24-25 | Практикум по написанию сочинения. | 2 |
26 | Анализ сочинений. | 1 |
27 | Зачетная работа №3. | 1 |
28 | Саморедактирование сочинений | 1 |
29 | Работаем экспертами. Анализ предложенного сочинения. | 1 |
30 | Работаем экспертами. Анализ предложенного сочинения . | 1 |
31 | Работаем экспертами. Анализ предложенного сочинения . | 1 |
32-33 | Индивидуальная коррекция ошибок | 2 |
34 | Резервный урок. | 1 |