Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Правописание и культура речи» в 11 классе

4
0
Материал опубликован 19 October 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края

 

 

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

 

Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

________________ Квак М.А.

 

Протокол № _____ от

«____»____________2017г

«УТВЕРЖДАЮ»

 

      Директор

______________ Школьник А.А..

 

      Приказ № _____ от

«____»____________2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Правописание и культура речи»

в 11 КЛАССЕ

 

 

 

 

Составитель

Степанова Марина Юрьевна

учитель русского языка и литературы , первая категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Воздвиженка 2017

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

«Программы общеобразовательных учреждений. Русское правописание :орфография и пунктуация (спецкурс для 10-11 классов)./ Автор М.Т.Баранов– М. Дрофа , 2001 г.

 

 Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с методическими рекомендациями автора .Авторская программа рассчитана на 2 года обучения из расчёта 1часа в неделю (34 часов в год , всего за 2года-68ч).

Данная программа составлена исходя из того, что на её выполнение отведено 34 часа, поэтому материал отдельных тем программы будет изучен блочно.

Количество часов в неделю-1ч.

Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии куль­туры письма. Исходя из этого, программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах, в том числе и письменной.

Вот почему программа уделяет особое внимание ха­рактеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в пись­менной речи. Кроме того, свободное владение орфогра­фией и пунктуацией родного языка предполагает уме­ние применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл выска­зывания, используя при этом возможности письма. Это направление в обучении находит отражение во многих формулировках программы и должно быть ре­ализовано в содержании материала, предлагаемого для изучения на занятиях по русскому языку.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправлен­ное развитие их лингвистической интуиции. В связи с этим центральными направлениями в работе стано­вятся, во-первых, усиленное внимание к семантиче­ской (смысловой) стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочно при­менить то или иное правило, не искажая смысла вы­сказывания, во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который основы­вается на языковом чутье и удовлетворяет потреб­ность человека разгадать тайну рождения слова, по­нять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования сложнейших правописных умений и навыков.

И наконец, важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в об­ласти правописания и формирование умения ориен­тироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различны­ми элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания и т. п.).

Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последова­тельность изучения правил избрать, чтобы в резуль­тате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на не­которые нарушения орфографических и пунктуаци­онных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выби­рать из десятков правил именно то, которое соответст­вует данной орфограмме и пунктограмме. Такое уме­ние значительно облегчает задачу усвоения самих пра­вил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличи­тельные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полу­ченные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Таким образом, для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективны­ми приемами, которые помогают реализовать указан­ные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимоло­гическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).

Кроме того, огромными обучающими возможностя­ми обладает такой прием, как орфографический ана­лиз структурно-семантических схем слова (или слово­образовательных моделей), который развивает языко­вую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответству­ет данное слово и десятки других  слов этой группыДля того чтобы полностью воплотить идею систе­матизации знаний и совершенствования на этой ос­нове соответствующих умений, предлагается изоли­рованное изучение каждой части русского правопи­сания: орфографии (первый год обучения) и пункту­ации (второй год обучения). Но это, разумеется, не исключает, а, напротив, предполагает попутное по­вторение важных пунктуационных правил при рас­смотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфо­графических умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по элективному курсу

«Правописание и культура речи»в11 классе

 

№п\п

Тема

занятия

Количество

часов

Дата

проведения

1

Повторение пройденного в 5-9 классах.

Единицы языка, их взаимосвязи в языке, функционирование в речи.

 

2

Язык и письмо.

 

 

 

3

 Разделы и принципы русской орфографии.

 

 

 

 

4

Единицы русской орфографии.

 

 

 

5

Типы и виды орфограмм.

(1ч)

 

6

Условия выбора орфограмм и их опознавательные признаки

 

7

Выбор орфограмм по сильной позиции гласных и согласных в приставках и корнях

 

8

Чередующиеся гласные в корнях слов

 

9

Орфограммы в приставках на –з(-с)-и пре- при-

 

10

Орфограммы-гласные буквы в корнях, суффиксах и окончаниях слов после шипящих и ц.

 

11

Одна и две буквы н в корнях и в суффиксах слов

 

12

Орфограммы- гласные буквы в окончаниях склоняемых слов

 

13

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил

 

14

   Орфограммы-гласные буквы в окончаниях глаголов

 

15

Трудные случаи в применении орфограммы - гласные буквы в окончаниях глаголов

 

16

Буквы о и а на конце наречий

 

17

Буквы ь и ъ (не после шипящих)

 

18

Буква ь после шипящих на конце слов и в стечении согласных.

 

19

Дефисы в словах и между словами

 

20

Слитные и раздельные написания в разных частях речи.

 

21

Употребление больших и маленьких букв

 

22

Пунктуация и речь. Единица русской пунктуации.

 

23

Знаки препинания и их функции.

 

24

Принципы русской пунктуации.

 

 

25

Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания.

 

26

Знаки завершения в изолированном предложении и тексте.

 

 

27

Знаки выделения в простом предложении.Условия выбора знаков выделения.

 

28

Знаки разделения в предложении и тексте.

 

29

Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков разделения.

 

30

Знаки разделения в предложении и тексте.

 

31

Культура речи.

 

32

Правильность речи. Литературный язык и его нормы.

 

33

Речевое мастерство

 

34

Поэтическое мастерство Повторение и систематизация пройденного

 

 

 

 

Литература

1.Валгина Н.С. «Современный русский язык: Пунктуация.»-М., 1989

2.Голован Б.Н. «Основы культуры речи» -М., 1988

5.Савко И.Э «Весь школьный курс русского языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждаю

директор МБОУ

 «Воздвиженская СОШ»

_____________А.А. Школьник

Приказ №___от

«____» _____________2017г

Лист фиксирования внесения изменений и дополнений в рабочей программе

№ п/п

Исходная программа

Внесение изменений в программу

 

Подпись лица, внёсшего запись

 

дата

тема

дата

тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждаю

директор МБОУ

 «Воздвиженская СОШ»

_____________А.А. Школьник

Приказ №___от

«____» _____________2017г

Лист фиксирования внесения изменений и дополнений в рабочей программе

№ п/п

Исходная программа

Внесение изменений в программу

 

Подпись лица, внёсшего запись

 

дата

тема

дата

тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации