Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Правописание и культура речи» в 11 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель МО учителей гуманитарного цикла ________________ Квак М.А.
Протокол № _____ от «____»____________2017г |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ______________ Школьник А.А..
Приказ № _____ от «____»____________2017 г. |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Правописание и культура речи»
в 11 КЛАССЕ
Составитель |
Степанова Марина Юрьевна учитель русского языка и литературы , первая категория. |
с. Воздвиженка 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
«Программы общеобразовательных учреждений. Русское правописание :орфография и пунктуация (спецкурс для 10-11 классов)./ Автор М.Т.Баранов– М. Дрофа , 2001 г.
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с методическими рекомендациями автора .Авторская программа рассчитана на 2 года обучения из расчёта 1часа в неделю (34 часов в год , всего за 2года-68ч).
Данная программа составлена исходя из того, что на её выполнение отведено 34 часа, поэтому материал отдельных тем программы будет изучен блочно.
Количество часов в неделю-1ч.
Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии культуры письма. Исходя из этого, программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах, в том числе и письменной.
Вот почему программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Кроме того, свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Это направление в обучении находит отражение во многих формулировках программы и должно быть реализовано в содержании материала, предлагаемого для изучения на занятиях по русскому языку.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции. В связи с этим центральными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической (смысловой) стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочно применить то или иное правило, не искажая смысла высказывания, во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет потребность человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования сложнейших правописных умений и навыков.
И наконец, важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Таким образом, для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).
Кроме того, огромными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова (или словообразовательных моделей), который развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группыДля того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфографии (первый год обучения) и пунктуации (второй год обучения). Но это, разумеется, не исключает, а, напротив, предполагает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Тематическое планирование по элективному курсу
«Правописание и культура речи»в11 классе
№п\п |
занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
1 |
Повторение пройденного в 5-9 классах. Единицы языка, их взаимосвязи в языке, функционирование в речи. |
1ч |
|
2 |
Язык и письмо.
|
1ч |
|
3 |
Разделы и принципы русской орфографии.
|
1ч |
|
4 |
Единицы русской орфографии.
|
1ч |
|
5 |
Типы и виды орфограмм. |
(1ч) |
|
6 |
Условия выбора орфограмм и их опознавательные признаки |
1ч |
|
7 |
Выбор орфограмм по сильной позиции гласных и согласных в приставках и корнях |
1ч |
|
8 |
Чередующиеся гласные в корнях слов |
1ч |
|
9 |
Орфограммы в приставках на –з(-с)-и пре- при- |
1ч |
|
10 |
Орфограммы-гласные буквы в корнях, суффиксах и окончаниях слов после шипящих и ц. |
1ч |
|
11 |
Одна и две буквы н в корнях и в суффиксах слов |
1ч |
|
12 |
Орфограммы- гласные буквы в окончаниях склоняемых слов |
1ч |
|
13 |
Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил |
1ч |
|
14 |
Орфограммы-гласные буквы в окончаниях глаголов |
1ч |
|
15 |
Трудные случаи в применении орфограммы - гласные буквы в окончаниях глаголов |
1ч |
|
16 |
Буквы о и а на конце наречий |
1ч |
|
17 |
Буквы ь и ъ (не после шипящих) |
1ч |
|
18 |
Буква ь после шипящих на конце слов и в стечении согласных. |
1ч |
|
19 |
Дефисы в словах и между словами |
1ч |
|
20 |
Слитные и раздельные написания в разных частях речи. |
1ч |
|
21 |
Употребление больших и маленьких букв |
1ч |
|
22 |
Пунктуация и речь. Единица русской пунктуации. |
1ч |
|
23 |
Знаки препинания и их функции. |
1ч |
|
24 |
Принципы русской пунктуации.
|
1ч |
|
25 |
Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания. |
1ч |
|
26 |
Знаки завершения в изолированном предложении и тексте. |
|
|
27 |
Знаки выделения в простом предложении.Условия выбора знаков выделения. |
1ч |
|
28 |
Знаки разделения в предложении и тексте. |
1ч |
|
29 |
Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков разделения. |
1ч |
|
30 |
Знаки разделения в предложении и тексте. |
1ч |
|
31 |
Культура речи. |
1ч |
|
32 |
Правильность речи. Литературный язык и его нормы. |
1ч |
|
33 |
Речевое мастерство |
1ч |
|
34 |
Поэтическое мастерство Повторение и систематизация пройденного |
1ч |
|
Литература
1.Валгина Н.С. «Современный русский язык: Пунктуация.»-М., 1989
2.Голован Б.Н. «Основы культуры речи» -М., 1988
5.Савко И.Э «Весь школьный курс русского языка»
Утверждаю
директор МБОУ
«Воздвиженская СОШ»
_____________А.А. Школьник
Приказ №___от
«____» _____________2017г
Лист фиксирования внесения изменений и дополнений в рабочей программе
№ п/п |
Исходная программа |
Внесение изменений в программу
|
Подпись лица, внёсшего запись |
||
|
дата |
тема |
дата |
тема
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утверждаю
директор МБОУ
«Воздвиженская СОШ»
_____________А.А. Школьник
Приказ №___от
«____» _____________2017г
Лист фиксирования внесения изменений и дополнений в рабочей программе
№ п/п |
Исходная программа |
Внесение изменений в программу
|
Подпись лица, внёсшего запись |
||
|
дата |
тема |
дата |
тема
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|