12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Баун Надежда Александровна217
Учитель высшей категории, стаж работы 30 лет
Россия, Алтайский край, Шипуновский район

 

 

Рабочая программа элективного курса

по русскому языку «Учимся рассуждать»

для 11 класса

среднего(полного) общего образования

Рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Программа элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» для общеобразовательных учреждений 10– 11классы: / авт.-сост. Е.Н.Заречнева-Барнаул., 2014г.)

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса составлена с учётом

УМК:

Программа элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» для общеобразовательных учреждений 10– 11классы: / авт.-сост. Е.Н.Заречнева-Барнаул., 2014г.)

Цель :

создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся через освоение технологии написания сочинения-рассуждения, развития умения выделять проблему текста, анализировать его, высказывать собственную точку зрения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности

Задачи:

знакомить учащихся с критериями оценки сочинений-рассуждений (ЕГЭ), разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации;

учить анализировать текст: выделять проблему, комментировать ее, определять позицию автора, аргументировано высказывать собственную точку зрения, опираясь на жизненный или читательский опыт;

учить писать сочинение-рассуждение: моделировать вступительную часть, основную часть и заключительную, используя различные приемы.

В учебном плане МКОУ «Нечунаевская СОШ» на изучение элективного курса по русскому языку в 11 классе отводится 0,5 часов в неделю. Учебных недель в 11 классе — 33 недели, рабочая программа рассчитана на 17 часов, что соответствует программе автора.

Рабочая программа полностью соответствует программе автора по русскому языку, изменения не вносились.

Критерии оценивания по предмету соответствуют Положению «О критериях контроля и нормах оценки по учебным предметам среднего общего образования» МКОУ «Нечунаевская СОШ»

Планируемые результаты

В ходе изучения данного курса учащийся в целях совершенствования коммуникативной компетенции:

усваивает:

- основные понятия курса: «текст», «проблема», «позиция автора», «аргумент»;

- критерии оценивания сочинения-рассуждения;

- модель сочинения-рассуждения: приемы создания вступления, основной части и заключительной;

формирует:

- понимание проблемы текста, позиции автора;

- личностную позицию в отношении анализа текста;

развивает:

- умение ориентироваться в критериях оценивания сочинения-рассуждения;

- умение проводить речеведческий и смысловой анализы текста;

- умение рассуждать по поводу поставленных проблем;

- умения и навыки создания собственного речевого высказывания.


 

Содержание курса

Тема№1. Введение в элективный курс «Учимся рассуждать». Концептуальные основы сочинения-рассуждения

Элективный курс по русскому языку в профильном обучении. Учебные материалы и пособия для подготовки к ЕГЭ. Цель проведения итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Основные документы: демонстрационный вариант, спецификация, кодификатор. Компетентностный подход в ЕГЭ: коммуникативная, языковая, лингвистическая, культуроведческая компетенции (Приложение 1). Сочинение-рассуждение в системе ЕГЭ. Рефлексия.

Тема№2. Анализ демонстрационного варианта ЕГЭ

Структура демоверсии и характеристика контрольно-измерительных материалов. Характеристика заданий. Рекомендации по их выполнению.

Практикум по анализу демонстрационного варианта. Рефлексия.

Тема№3-4. Анализ 1 части демонстрационного варианта ЕГЭ

Характеристиказаданий 1 части. Рекомендации по их выполнению. Практикум по выполнению заданий 1 части. Рефлексия.

Тема№5.Анализ 1 части демонстрационного варианта ЕГЭ

Характеристиказадания2 части. Рекомендации по его выполнению. Рефлексия.

Тема№6. Текст, его типы .

Понятие «текст». типы текстов. Основные особенности текста-портрета, текста-проблемы. Схемы сочинения-рассуждения на текст-портрет и текст-проблему.

Тема№7-8. Речеведческий и смысловой анализы исходного текста

Речеведческий анализ текста. Стили и типы речи.Текст-рассуждение, текст с доминированием в нём описания, текст с доминированием в нём повествования, текст-притча, текст с доминированием в нём информационного компонента. Смысловой анализ текста. Понятие «проблема», «позиция автора», «аргумент». Метод ключевых фраз и слов, приём «рабочая матрица» (Приложение 2). Практику по определению тип текста,речеведческому и смысловому анализам исходного текста. Рефлексия.

Тема№9-10. Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения

Характеристика критериев оценивания сочинения-рассуждения. Технология экспертизы сочинения-рассуждения. Рекомендации. Практикум по экспертизе сочинения-рассуждения (Приложение 3). Рефлексия.

Тема№11-12. Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Практикум по созданию и апробации алгоритма написания сочинения-рассуждения. Основные аналитические действия: сформулируйте проблему (далее-П 1) исходного текста; прокомментируйте сформулированную проблему (П 1) (избегайте чрезмерного цитирования); Сформулируйте позицию автора по отношению к проблеме (П 1); изложите собственное мнение по проблеме(П 1) (объясните, почему вы согласны или нет с автором прочитанного текста), приведите 2 аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт; пишите ярко и образно, выражайте мысли грамотно и красиво; соблюдайте логику. Выделяйте абзацы; соблюдайте фактологическую точность и этические нормы; закончив работу над сочинением. Вчитайтесь в него ещё раз. Проверьте орфографию, пунктуацию, грамматику, речь. Рефлексия.

Тема№13-18. Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения

Вступление, его назначение. Основные способы и приёмы моделирования вступления сочинения-рассуждения: «именительный темы», «вопросы-стимулы», «картина», «название» и др. Практикум по проектированию вступительной части сочинения-рассуждения разными приёмами. Презентация проектов. Рефлексия.

Темы№19-24. Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения

Основная часть, её назначение (Приложение 4). Основные способы и приёмы комментирования проблемы, позиции автора, выражения личностной позиции: «комментированный пересказ», «ниточка», «что делать?», «оппонент» и др.

Практикум по проектированию основной части сочинения-рассуждения разными приёмами. Презентация проектов. Рефлексия.

Тема№25-30. Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения Заключительная часть, её назначение. Основные способы и приёмы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения: «отклик», «цитата» и др. Особенности концовки-вывода, сжатый в несколько строк итог), концовки-ответа (ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), концовки-цитаты (цитата, содержащая суть проблемы текста). Практикум по проектированию заключительной части сочинения-рассуждения разными приёмами. Презентация проектов. Рефлексия.


 

Практикум по созданию памятки пишущему сочинение-рассуждение (Приложение 5), проектированию модели и клише сочинения-рассуждения. Рефлексия.

Тема№33-34. Контрольное сочинение-рассуждение и его экспертиза

Особенности сочинения-рассуждения по художественному, публицистическому и научно-популярному текстам. Практикум по написанию и экспертизе контрольного сочинения-рассуждения.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во ч.

Дата

план

Дата

факт

1

Введение в элективный курс «Учимся рассуждать». Концептуальные основы сочинения-рассуждения на ЕГЭ

1

05.09

 

2

Анализ заданий 1-26 демонстрационного варианта ЕГЭ

1

12.09

 

3

Текст, его типы. Речеведческий и смысловой анализы исходного текста

1

19.09

 

4-5

Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения

2

26.09

03.10

 

6

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1

10.10

 

7-9

Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения

3

17.10

24.10

07.11

 

10-12

Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения

3

14.11

21.11

28.11

 

13-15

Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения

3

05.12

12.12

19.12

 

16

Модель сочинения-рассуждения

1

21.12

 

17

Контрольное сочинение-рассуждение и его экспертиза

1

26.12

 
Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 13.08.18 в 21:42 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Надежда Александровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.