Программа элективного курса «Готовимся к экзамену по обществознанию» (Для 11 класса, подготовка к ЕГЭ)
Программа
элективного курса
для обучающихся 11 класса
«Готовимся к экзамену по обществознанию»
Всероссийский конкурс на лучшую авторскую программу элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
2017- 2018 гг.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 11 класса к ЕГЭ.
Программа элективного курса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017/18 года по обществознанию;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2017/18 году единого государственного экзамена по обществознанию;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2017/18 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.
Задачи курса:
повышение предметной компетентности учеников;
развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
краткое повторение курса обществознания;
формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Программа курса рассчитана на 17 учебных часа, из расчета 1 раз в 2 недели.
Результаты освоения предмета
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в неадаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учениками содержания программы по обществознанию являются:
- целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание учебного курса
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
|
Лабораторные, практические работы |
Контрольные работы |
|||
1 |
Особенности ЕГЭ по обществознанию |
4 |
||
2 |
Методика решения заданий разного уровня сложности |
13 |
Тематическое планирование
№ ур |
Тема урока |
Кол-во часов |
Раздел 1 Социальное развитие современного общества |
4 |
|
1 |
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. |
|
2 |
Особенности ЕГЭ по обществознанию |
|
3 |
Правила заполнения бланков ЕГЭ. |
|
4 |
Информационные ресурсы ЕГЭ. |
|
Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности |
13 |
|
5-6 |
Решение заданий с выбором ответа (часть 1) |
|
7-8 |
Решение заданий с кратким ответом (часть 1) |
|
9-10 |
Решение заданий с развернутым ответом (часть 2) |
|
11 |
Решение тематических тестов по теме «Человек и общество» |
|
12 |
Решение тематических тестов по теме «Экономика» |
|
13 |
Решение тематических тестов по теме «Социальные отношения» |
|
14 |
Решение тематических тестов по теме «Политика» |
|
15 |
Решение тематических тестов по теме «Право» |
|
16 |
Решение тематических тестов по теме «Духовная сфера» |
|
17 |
Решение вариантов ЕГЭ |
Перечень учебного и компьютерного оборудования
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
В наличии |
1 |
Конституция РФ |
П |
2 |
Электронное приложение к учебнику «Обществознание» (Просвещение) |
Д |
3 |
Компьютер с выходом в Интернет; проектор, интерактивная доска |
Д |
Список литературы
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2009.
2. ЕГЭ-2017. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.
3.Единый государственный экзамен 2017. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2016.
5. ЕГЭ-2017: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
6. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2013.
7. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен», 2013.
8.Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения