Рабочая программа элективного курса «Решение текстовых задач по физике»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования Красноярского края
Управление образования г. Минусинска
МОБУ «Русская школа»
| | | |||
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО математики, физики, информатики, технологии ________________________ Гончарова Н.М. Приказ №1 от «30» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР ________________________ Крушинская Е.В. Приказ №1 от «30» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Байков С.Г. Приказ №1 от «30» августа 2024 г. | |
Рабочая программа элективного курса
«Решение текстовых задач по физике»
для обучающихся 10 классов
г. Минусинск 2024
Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по физике ЕГЭ в новой форме. Элективный курс составлен на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
Настоящая программа является дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики.
Цель элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются
следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление
знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать
со справочной и учебной литературой различных источников информации;
развитие творческих способностей учащихся.
Цель: Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи:
1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную
задачу и находить наилучший способ её решения.
2. Развитие физического и логического мышления школьников.
3. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.
По выполнению программы учащиеся должны знать:
основные понятия физики
основные законы физики
вывод основных законов
понятие инерции, закона инерции
виды энергии
разновидность протекания тока в различных средах
состав атома
закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах
По выполнению программы учащиеся должны уметь производить расчеты:
производить расчеты по физическим формулам;
производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения;
производить расчеты по определению теплового баланса тел;
решать качественные задачи;
решать графические задачи;
снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые
расчеты;
писать ядерные реакции;
составлять уравнения движения;
по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение,
скорость;
давать характеристики процессам происходящие в газах;
строить графики процессов;
описывать процессы;
применять закон сохранения механической энергии;
применять закон сохранения импульса;
делать выводы.
Содержание курса.
Описание содержания разделов программы элективного курса (10класс, 1 ч. в неделю, 34 ч.)
Механика (9 ч).
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.
Законы сохранения импульса и энергии.
Молекулярная физика и термодинамика( 9ч).
Основное уравнение МКТ газов.
Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы.
Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха.
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.
Второй закон термодинамики, Принцип действия КПД тепловых двигателей и расчет КПД тепловых двигателей.
Электродинамика-4ч.
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Электрическое поле. Напряженность поля. Поле точечного заряда и шара. Принцип суперпозиции полей. Потенциальная энергия заряженного тела. Потенциал. Связь между напряженностью и потенциалом.
Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока.
Учебно-тематический план
№ п\п | Содержание обучения | всего |
Механика | 9 ч. | |
Кинематика | 3ч. | |
Динамика. Статика | 4ч. | |
Законы сохранения | 2ч. | |
Молекулярная физика | 9 ч | |
Электродинамика | 16 ч | |
Всего часов | 34 ч |
№ урока | Тема занятия | Вид занятия | Дата |
10 класс (34 ч., 1 ч. в неделю) | | ||
Механика (9 ч.) | | ||
Кинематика. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров. | Лекция | | |
Решение задач по кинематике. | Практическое занятие | | |
Решение задач по теме «Графики основных кинематических параметров». | Практическое занятие | | |
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике. | Лекция | | |
Решение задач по теме «Законы Ньютона», «Силы в механике». | Практическое занятие | | |
Решение задач по теме «Статика». | Практическое занятие | | |
Решение задач по теме «Гидростатическое давление». | Практическое занятие | | |
Законы сохранения импульса и энергии. | Лекция | | |
Решение задач по теме «Законы сохранения». «Работа силы. Энергия». | Практическое занятие | | |
Молекулярная физика и термодинамика (9 ч.) | | ||
Основное уравнение МКТ. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Изопроцессы. | Лекция | | |
Решение задач по теме «Уравнение Менделеева - Клапейрона». | Практическое занятие | | |
Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа» | Практическое занятие | | |
Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. | Лекция | | |
Решение задач по теме «Изопроцессы. Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике». | Практическое занятие | | |
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса | Лекция | | |
Решение задач по теме «Испарение и кипение. Плавление и кристаллизация». | Практическое занятие | | |
Второй закон термодинамики, Принцип действия КПД тепловых двигателей и расчет КПД тепловых двигателей. | Лекция | | |
Решение задач по теме «КПД тепловых двигателей». | Практическое занятие | | |
Электродинамика (16 ч.) | |||
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | Лекция | | |
Решение задач по теме «Закон сохранения заряда. Закон Кулона». | Практическое занятие | | |
Электрическое поле. Напряженность поля. Поле точечного заряда и шара. Принцип суперпозиции полей. | Лекция | | |
Решение задач по теме «Напряжённость. Принцип суперпозиции». | Практическое занятие | | |
Потенциальная энергия заряженного тела. Потенциал. Связь между напряженностью и потенциалом. | Лекция | | |
Решение задач по теме «Потенциальная энергия. Разность потенциалов». | Практическое занятие | | |
Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. | Лекция | | |
Решение задач по теме «Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора». | Практическое занятие | | |
Постоянный ток. Закон Ома для участка и полной цепи. | Лекция | | |
Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи. | Практическое занятие | | |
Последовательное и параллельное соединение проводников | Лекция | | |
Решение задач по теме: «Последовательное и параллельное соединения проводников ». | Практическое занятие | | |
Работа и мощность тока | Лекция | | |
Решение задач на расчет работы мощности электрического тока. | Практическое занятие | | |
Повторение тем курса | Практическое занятие | | |
Итоговый контрольный тест | Итоговый контроль | |
Литература:
Физика.10 кл.: учебник для общеобразовательных организаций/базовый уровень. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев. Н.Н. Сотский. Москва «Просвещение» 2014г.
Физика 10 класс. Дидактические материалы. Базовый и углубленный уровень. А.Е. Марон., Е.А. Марон., Москва. «Дрофа» 2024г.
3. Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
4. Физика ЕГЭ 202-25 .ФИПИ. Орлов В.А. и др., Н.И.Одинцова, Л.А. Прояненкова. Физика. ЕГЭ. Экспресс-подготовка. Физика.ЕГЭ. О.П.Бальва и др. «Москва».
5. Демоверсии ЕГЭ 2024-2025г
6. Л.А.Кирик, Ю.И.Дик. Сборник заданий и самостоятельных работ Физика.10кл.
7. Тематический контроль пот физике. Зачеты.10-11кл. Ильина Н.В. «Интеллект- Центр».Москва.2024г.
8. Тесты по физике для 7-11 кл. В.А.Шевцов. Волгоград.2024г. «Учитель».
9. Сайт «Решу ЕГЭ», «Решу ГИА»
6